Рефераты. Дефицит государственного бюджета в Российской Федерации






Дефицит государственного бюджета в Российской Федерации

смотреть на рефераты похожие на "Дефицит государственного бюджета в Российской Федерации"

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации

Омский государственный аграрный университет

Гуманитарный факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Дефицит государственного бюджета в Российской Федерации»

Выполнил: ст.12-ой группы

гуманитарного факультета

Щербань Владимир Григорьевич

Проверила: доцент кафедры экономики

Бобрикова Татьяна Алексеевна

Омск-2002

Содержание

Введение _____________________________________________ 3

Глава I. Основные подходы к бюджетному дефициту________ 7

1. Дефицит государственного бюджета_________________ 8

2. Концепции бюджетной политики___________________ 12

Глава II. Бюджетный дефицит и государственный долг______ 16

Глава III. Федеральный бюджет и его дефицит в РФ_________ 25

Глава IV. Анализ некоторых последствий кризиса и возможные перспективы_______________________ 32

Заключение___________________________________________ 34

Список использованной литературы______________________ 36

Введение

В 1980-х экономический кризис, охвативший ряд стран Восточной
Европы (включая СССР) потребовал от их правительств реформ в области управления экономической, либерализации и развития рыночных управлений.
Конкретно для СССР в 1981-1985гг. По сравнению с периодом 1996-1970гг.
Темпы прироста национального дохода снизились с 7,7% до 3,5%; производительности труда с 3,5% до 3%; прирост доходов на душу населения снизился с 5,9% до 2,1% [1;стр. 704-705]

«Причин такого снижения темпов роста много... велико было военное бремя Советского Союза, лишавшее гражданский сектор его экономики управленческих, научных и инженерных кадров,... истощение высококачественных и наиболее доступных естественных ресурсов вело к их постоянному удорожанию;... сочетание высокой доли работников, выходящих на пенсию, с низким уровнем рождаемости вызвало замедление роста численности рабочей силы;... самое важное – создание в сталинскую (так в тексте) эру механизма централизованного планирования устарели и стали неэффективными... сталинская модель... оказалась неэффективной, невосприимчивой к новым требованиям более зрелой и более сложной (чем в период индустриализации) экономики. Проблемы... проявились также и в качественных показателях.

... Технология производства и технический уровень капиталистического оборудования в СССР считался устаревшим... Экономические показатели советских предприятий носили преимущественно количественных характер в результате чего качеству продукции придавалось второстепенное значение. Советская система сумела обеспечить потребителям некогда обещанного изобилия. Потребление на душу населения в СССР составляет лишь1/3 по уровня в США, а многие потребительские товары первой необходимости хронически дефицитны». [2; стр. 15,16,50]

Осуществление реформ в РФ до последнего времени проводилось без долгосрочной стратегии развития, “ощупью, наугад, без честных представлений о целях и рубежах” [3]. Изрядная спешка правительства в этом вопросе объяснялась стараниями «элиты», сконцентрировавшей в своих руках значительные капиталы в период «первоначального накопления», не допустить реставрации советского строя даже в «модернизированном» виде во избежание возможного «передела» собственности (денационализации). Отсюда – готовые зарубежные модели и схемы из учебников макроэкономической теории, без должной проработки и адаптации этих мер к российской действительности, и общего характера реформы не подкреплялись на местном уровне конкретными микроэкономическими мерами. Однако среди «верхов» не было единства в лишениях о том, как и какими методами следует повести перестройку экономики. Потому «шоковая терапия», как в Польше, не получилось, точнее, она катастрофически затянулась. Но на чисто экономические решения здесь повлияла политика – сделать невозможным возврат к старому, а там будь что будет, и борьба политической партии и группировок.

Основными направлениями экономических реформ в РФ стали приватизация (разгосударствление экономики) и либерализация цен, в результате проведения которых значительные усиления потребовались для стабилизации финансов (укрепление курса рубля, борьбу с инфляцией).

Корни сегодняшних проблем в РФ (неудовлетворенное состояние промышленности, низкие темпы роста ВНП) уходят не только в существовавшую централизованную систему хозяйствования и ее наследие монополизм и техническую отсталость, нерациональное размещение средств производства, но и прежде всего в просчеты, допущенные правительством в 1990-е годы, так как советская система уже довольно давно демонтирована.

Рыночная экономика предполагает наличие развитой финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовый механизм занимает важное место в структуре государства, так как через него государство и предприятия образуют и используют фонды денежных средств, необходимых для их деятельности. Несмотря на имевшееся место в последнее время позитивные сдвиги в государственной политике и структуре экономики (предприятие бюджетного и Налогового кодекса хотя и не лишенных недостатков, но упорядоченных ранее сумбурную нормативно-правовую базу; в 2000 году в условиях роста цен на традиционные экспортные товары РФ из-за снижения курса 12% ВВТ, а обвальная девальвация 1998 года позволила Центро банку увеличить золотовалютные резервы (в страну потекли валютные инвестиции), увеличились поступления от экспорта из-за снижения курса доллара по отношению к рублю, укрепив курс последнего, что позволило Центро банку эмитировать дополнительную массу денег. Российские производители получили таким образом преимущество перед импортерами зарубежных товаров. На 2001 год был принят бездефицитный бюджет, сбалансированный по сумме 1187 миллиардов рублей. Сохраняются позитивные тенденции и в настоящее время [4; стр. 69-71]. Государственный бюджет на 2002 год с профицитом, 68566, в миллионов рублей из которого пойдут на погашение государственного долга, а остальные 109765,3 миллиона рублей – на создание финансовых резервов) [см.
6 стр.], что показывает определенную эффективность проводимой политики финансовой стабилизации (Россия получила в 2000 – 2001 году подарок из-за благоприятной коньюктуры на рынке резусов, и теперь следует с умом распорядиться этой форой). Как мне кажется, причиной недостаточной эффективности стабилизации экономики является все же недостаток денег, а не всегда рациональное экономное их использование и отсутствие аппарата контроля за расходованием бюджетных средств, равно как и системы наказаний для лиц, нарушающих порядок использования средств.

Тема этой работы – дефицит бюджета – на сегодняшний день не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняется актуальность поскольку большинство экономических проблем ведут именно к нему. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета успешно преодолен, не значит, что он остался в прошлом на всегда и не повторяется в будущем.

В литературе эта проблема освещается довольно подробно, что не удивительно. О бюджетах, бюджетном процессе, меж бюджетных отношениях пишут многое и многое: круг авторов публикаций широк, встречаются различные точки зрения; есть как рассчитанные на широкую публику, как на узкий круг специалистов статьи, заметки, прогнозы. Хотя экономисты в основном исследуют не саму проблему бюджетного дефицита, а ее причины. Основной трудностью было систематизировать и обобщить имеющиеся сведения, и дать по возможности точные данные, поднять проблемы дефицита госбюджета в 1992 –
1999 годах и выявить перспективы. В этом и заключается цель данных работ.

Глава I. Основные подходы к бюджетному дефициту.

«Бюджетный сапог тесен всем – даже тем кто его стачал» В.Н. Ленин

1. Дефицит государственного бюджета

Центральное место с финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Есть несколько определений бюджета: Так, М.В.
Романовский указывает, что «бюджет» - это система императивных отношений
(денежных), в процессе которых образуются и используется бюджетный фонд.
Является центральным звеном системы финансов и потому отражает все основные качественные признаки финансов. «Строго говоря, «бюджетом» не следует называть документ – смету финансовых расходов и доходов государства, который правильнее назвать «баланс»;... «бюджетным планом» или «раписью», в котором бюджет как система денежных отношений выражен количественно» [7; стр. 12,13]. Далее используется традиционная трактовка указанных понятий, определенных существующим законодательством. Основными функциями бюджета являются образование и использование бюджетного фонда (финансовое обеспечение бюджетной сферы и социальная политика) и контроль за обращение и использование бюджетных средств. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы; осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляю больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной коньюктуры и осуществляемой экономической политикой политики.
Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. Основные статьи расходов: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а для РФ – еще обслуживание внешнего государственного долга.

Для каждой страны структура бюджета имеет свои особенности, так как определяется экономическим потенциалом страны, масштабом решаемых государством задач, ролью государства в экономике, международной ситуацией и другими факторами.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

1) Прямые, косвенные налоги и сборы. В доходах государства они составляют 80-90% [8; стр. 58]. Согласно Бюджетному Кодексу РФ, это

- налог на добавленную стоимость (НДС)

- акцизы

- налог на доход организации, на доход с капитала; подоходный налог с физических лиц

- взносы в государственные социальные фонды

- государственные пошлины

- таможенные пошлины и сборы (включая от реализации конфискованной контрабанды)

- налоги на недра и воспроизводство минерально-сырьевой базы

- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов

- сбор за право пользования объектами животного мира и водными ресурсами

- лесной доход; водный налог; экономический налог

- федеральные лицензионные сборы

- налоги, зачисляемые в дорожные фонды

- доходы от использования государственной и муниципальной собственности: аренды, процента в кредитных банках, залога и возврата государственных кредитов, налога с продажи государственного и муниципального имущества.

2) Государственные займы через выпуск государственных ценных бумаг

(облигаций, казначейских векселей). Их доля в госбюджете составляет 10-20% [8; стр. 58].

3) эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. Чаще всего к запуску «печатного станка» прибегают при превышении расходов над доходами бюджета, при исключительно благоприятных для себя обстоятельствах.

В своей деятельности правительства стремятся к равенству доходной расходной частей бюджета – «балансу дохода».

Но в действительности расходная часть обычно превышает доходную, это состояние бюджета называют «бюджетным дефицитом».

Дефицит возникает вследствие многих причин, в том числе вследствие спада производства; завышенных расходов на социальные программы или оборону; рост теневого сектора экономики; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных активами бумажных денег. Основное значение имеют спад производства, когда с сокращение объемов выпуска продукции уменьшается прибыль – и поступления в бюджет, что ведет к невыполнению плана поступлений в бюджет; а также рост теневого сектора экономики, когда предприятия перестают платить налоги, нигде не регистрируются и для государства «не существуют». На 2000 год в
«тени» производилось до 40% ВВП. В Социально экономических проблемах
России»[4] чрезмерное увеличение и доля «теневого продукта» в ВВП объясняется как созданными еще в советское время (1970-1980 г.) неформальными каналами связи между предприятиями, так и чрезмерной нагрузкой на экономику: «условием экономического роста может быть бюджетная нагрузка до 25% ВВП, а в РФ, по официальным данным, она равна 33%... В конце 1990-х фирмы РФ отдавали в налог 24% с оборота и еще в 6% уходило на разного рода неофициальные сборы и взятки».

Сам по себе дефицит бюджета не есть чрезвычайно негативное для развития экономики и динамики уровня жизни населению Даже самые экономически развитые страны в критические перепады обычно имеют дефицитный бюджет от 10% до 30%. Так, в 1988 году государственный долг США составлял
2600,8 миллиардов долларов или 53% ВНП, а бюджет сводился со значительным дефицитом[2; стр.367]. Все зависит от причин возникновения дефицита и направлений расходов государственных денежных средств. Если дополнительные финансовые средства, составляющие дефицит, направляют на развитие экономики, ее приоритетных отраслей, то в будущем рост производства и прибыли с лихвой возместит производственные затраты, но если четкая программа экономического развития отсутствует, а дефицит допускают для финансирования текущих расходов, субендированная нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным образом к усилению инфляционных процессов.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает двумя способами покрытия дефицита – это государственные займы и уничтожение налогообложения. Третий способ –
«сеньораж» или печатание денежной массы либо (в настоящее время этот способ более популярен) через реализацию активов коммерческим банкам для создания резервов. Пагубных последствий эти операции не несут только при незначительных размерах. Но при интенсивной политике «сеньоража» количество находящихся в обращении денег в соответствии с мультипликатором денежного предложения будет расти слишком быстро, порождая инфляцию. При этом, если дефицит достигает определенного критического уровня, то его дальнейший взрывной рост не способны остановить никакие меры фискальной политики.

Несомненно, бюджетный дефицит следует отнести к так называемый отрицательным экономическим фактором, типа инфляции, безработицы, банкротства, которые также являются неотъемлемыми элементами экономической системы – без отрицательных стимулов экономика утрачивает способность к поступательному развитию.

Однако и без дефицитность сама по себе также не означает «здоровья» экономики. Следует четко понимать, какие процессы протекают внутри финансовой системы и какие изменения воспроизводственного цикла отражает бюджетный дефицит.

2. Основные концепции бюджетной политики

1) Ежегодного баланса бюджета, наиболее распространенная до
«Великой депрессии» 1929-1933 годах. Ранее ежегодно сбалансированный бюджет считался желанной целью финансовой политики государства.

Однако при рассмотрении проблемы очевидно, что бюджет значительно ограничивает фискальную политику государства, имеющую антициклическую направленность. Ежегодно балансируемый бюджет, напротив, углубляет колебания экономического цикла. Например, в случае затяжного кризиса доходы населения и, следовательно налоговые поступления в бюджет автоматически сокращаются. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство должно поднять ставки, либо снизить государственные расходы, что приведет к еще большему сокращению совокупного спроса.

Стремление ежегодно балансировать бюджет может привести к инфляции
– при повышении денежных доходов при инфляции увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения уже профицита правительства должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер, что в конечном итоге усилит инфляционное давление на экономику. Поэтому ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным и хотя не раз в периодической печати и выступлениях лидеров левой оппозиции звучала мысль о принятии конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета, которая получила определенную поддержку в обществе, вводить ежегодный баланс для РФ, чей бюджет строится во многом на «нефтедолларах» и других прибылях от реализации ресурсов на внешних рынках не только преждевременно, но даже и опасно.

2) Циклический баланс бюджета, что означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремиться сбалансировать бюджет, но не ежегодно, а в пределах экономического цикла.
Логические обоснования этой концепции просто и разумно: чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить государственные расходы, сознательно создав бюджетный дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижет расходы, положительное сальдо бюджета при этом идет на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Так правительство проводит позитивную антиинфляционную и антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет на основе не года, а экономического цикла. Но данная концепция не рассчитана на существенные различия в глубине и продолжительности спадов и подъемов. Так, короткая «оттепель после долгой депрессии не сможет покрыть своим небольшим бюджетным сальдо большой дефицит бюджета, который перерастет в циклический.

3) Эта концепция связана с идеей вопрос о сбалансированности бюджета – второстепенный, первоначальной задачей федеральных финансов является обеспечение не инфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим или все возрастающим государственным долгом – не имеет принципиального значения. Считается, что государственные дефициты или излишки малозначимы по сравнению с альтернативной депрессией, затяжного спада производства или устойчивой инфляции. Потому федеральный бюджет является прежде всего инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. И для этой цели правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков.

Вторая и третья концепция лежат в основе дефицитной финансовой политики, опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Эта политика предполагает:

1) наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны

2) контроля за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.