Рефераты. Dнешнеторговая политика России






Фактический уровень таможенной защиты может быть определен по формуле:

,

где t – номинальный уровень таможенной пошлины на импорт конечного продукта;

– доля стоимости импортированного сырья в цене конечного продукта в условиях отсутствия таможенного тарифа;

  – номинальный тариф на импортное сырье.

Из формулы следует, что уровень защиты повышается не только по мере увеличения разницы в величинах пошлин на конечную продукцию. Но и по мере понижения степени обработки, то есть уменьшения добавленной стоимости.  Такая практика является особенно дискриминационной по отношению к развивающимся странам, которые стремятся повысить степень обработки вывозимого сырья и тем самым « облагородить» свой экспорт.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих территорию страны транзитом. Применение их сдерживает товарные потоки.  Подобные пошлины рассматриваются как нежелательные, нарушение нормальное функционирование между народных связей.

В зависимости от метода установления уровня таможенных пошлин они подразделяются на специфические и адвалорные.

Специфические пошлины взимаются в виде фиксированной суммы с единицы измерения. Рассчитывается по формуле:

Где: Рвнут – внутренняя цена импортного товара;

Рим – цена импорта ( таможенная стоимость товара)

Тс – ставка специфической пошлины.

Специальные пошлины используются в основном для обложения сырьевых товаров.

Адвалорная пошлина устанавливается в виде процента от таможенной стоимости товара и равна:

Где: Р внут – это  внутренняя цена импортного товара,

Р им – это цена импорта ( таможенная стоимость товара),

Тад – ставка адвалорной пошлины.

Использования адвалорной пошлины требуется проведения таможенной оценки товара с целью определения его реальной стоимости.

Таможенная стоимость товара  включает в себя его цену и расходы по транспортировке и страхованию.

Адвалорные   пошлины на машины и оборудование более удобны, так как им свойственна большая дифференциация и высокая подвижность цен.  Сейчас  около 70-80 % всех таможенных пошлин приходится на долю адвалорных.             

Торгующие страны могут находится  в различных договорно-политических отношениях. В зависимости от этого могут устанавливаться пошлины , взимаемые с поставляемого товара.  Они бывают преференциальными( особо льготными), договорными (льготными) и генеральными, т.е. максимальными.

Право использования преференциальных пошлин во взаимной торговле получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки. Ставки этих пошлин минимальны, а в ряде случаев товар вводится беспошлинно.

Договор, по которому принимается решение о предоставлении договорных , или минимальных, пошлин, называется договором о «режиме наибольшего благоприятствования».

Генеральная (максимальная)  пошлина в 2-5 раз выше всех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны.


2.2  Классификация не тарифных ограничений.


Хотя таможенные тарифы и являются важнейшими инструментом внешнеторговой политики, но их роль постепенно ослабевает. Это объясняется тем, что возрастающая интернационализация производства способствует большей открытости национальных экономик развитий стран. Однако степень воздействия государства на международную торговлю возросла в результате расширения нетарифных методов регулирования.

Существует более 50 различных способов нетарифного ограничения внешней торговле, которые используют различные страны.

При всем многообразии нетарифных методов их можно условно разделить на две большие группы: экономические и административные. Первые, подобно пошлинам таможенного тарифа, действуют через рыночный механизм, удорожая либо импортные, либо экспортные товары. Вторые непосредственно ограничивают доступ импортных товаров и поставку отечественных  товаров за границу.


2.2(а). Экономические методы регулирования.

К методам  экономического характера относят различные налоги и сборы, особые виды таможенных пошлин, меры валютного регулирования, субсидии и другие.

Практически во всех странах применяется пограничное налогообложение товаров. Его целью является в первую очередь создание одинакового налогового режима для одних и тех же товаров иностранного и отечественного производства. К таким мерам относится применение акцизного сбора, других уравнительных налогов и сборов, в том числе лицензионного сбора, сбора за регистрацию.

К мерам валютного и финансового характера относятся различные ограничения на расходования иностранной валюты: множественность валютных курсов, налоги при операциях с иностранной валютой, беспроцентный залог. Под множественностью валютных курсов подразумевается установление дифференцированного курса пересчета национальной валюты в иностранную в зависимости от рода сделки, партнера или товара. В ряде развивающихся государств налоги при операциях с иностранной валютой составляют 50-60% от стоимости ввозимых товаров.

Государство для защиты своих производителей не только ограничивает импорт, но и поощряет в форме субсидий отечественных экспортеров. Экспортные субсидии могут быть в формах прямых дотации, льготного налогообложения, льготного кредита.

В развитых странах широкое применение находят антидемпинговые меры в форме взимания с импортных товаров дополнительных высоких пошлин.

 Демпинг определяется как продажа товара по ценам ниже издержек производства. Международные организации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже мировой или ниже внутренней. Выявление демпинга выступает причиной наложение карательной антидемпинговой пошлины, которая несколько раз превышает обычную.

Главным недостатком ценовых или стоимостных методов регулирования остается их косвенное воздействие на национальную экономику. Часто иностранные экспортеры идут на их выплату за счет понижения собственной прибыли. При импорте товара с низкой эластичностью экономические барьеры могут и не повлиять на уровень импорта. Это приводит к более широкому использованию методов административного регулирования внешней торговли.


2.2(б). Административные методы регулирования.

Из всех нетарифных административных барьеров наибольшее распространение получила квота. Квота представляет собой ограничение производства продукции, разрешенной к ввозу в страну или вывозу из страны, которое действует в течении некоторого периода.

В мировой практике используются индивидуальные, тарифные, глобальные и другие виды квот.

Индивидуальные квоты предполагают распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по странам-поставщикам . различают пропорциональную квоту, которая определяется по доле каждой страны в импорте за базовый период, и двухстороннюю квоту, предоставляемую в обмен на встречные торговые уступки или политические обязательства другой страны.

Тарифные квоты предусматривают поставку определенного количестве товара в обычном режиме, а для поставки сверх этого количества устанавливается более жесткий тариф. Например, Япония установила тарифные квоты на мясной скот , сыр, кукурузу,  солод,  первичный спирт.

Глобальные квоты устанавливают размер общего количества импорта товара на определенный период без  распределения его между странами-поставщиками, что позволяет избирательно подходить к выбору страны-поставщика.

Рассматривая действие импортной квоты и таможенного тарифа, можно отметить, что их воздействие на уровень благосостоянии страны в целом идентично. Однако главное отличие их в том, что при введении импортной квоты происходит замена рыночного механизма административным регулированием, в то время как при введении тарифа рыночный механизм лишь корректируется.

Одним из сравнительно новых видов нетарифных мер стало добровольное самоограничение экспорта, практикуемое развитыми странами для сдерживания импорта. Хотя внешне такая форма ограничения торговли представляется добровольной, она является результатом давлением страны-импортера. «Добровольное» самоограничение экспорта осуществляется, как правило, под угрозой применение жестких протекционистских санкций, в результате которых страна-экспортер может потерять большую часть национального рынка.

В целом общие масштабы применения нетарифных мер развитыми странами  увеличились с 60-х по 90-е годы почти вдвое. Сейчас в этих странах с помощью не тарифных методов регулируется примерно 1\5 импорта. В частности, промышленно развитие страны этими методами регулируют ввоз более 60% одежды, 50% черных металлов, 40% пряжи, тканей и продовольствия, 20% обуви.

3 глава.

Внешнеторговая политика России.

3.1     Внешнеэкономические связи России.


Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства является интенсивное развитие меж­дународных экономических отношений (МЭО). Происходит рас­ширение и углубление экономических отношений между стра­нами, группами стран, экономическими группировками, отдель­ными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестра­ивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернациона­лизации финансово-экономических связей, глобализации мирово­го хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимно дополнении и сближении, развитии и укреплении ре­гиональных международных структур.

Характерно, что все эти процессы взаимодействия, сближе­ния, сотрудничества носят противоречивый, диалектический ха­рактер. Диалектика международных экономических отношений состоит в том, что стремление к экономической независимости, укреплению национальных хозяйств отдельных стран приводит в итоге ко все большей интернационализации мирового хозяй­ства, открытости национальных экономик, углублению между­народного разделения труда.

Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от миро­вых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени пере­хода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо:

1. Установление стабильного политического режима.

2. Развитие и совершенствование рыночного механизма хо­зяйствования, адекватного российским условиям.

3. Всемерное привлечение и эффективное использование ино­странных инвестиций путем создания благоприятного инвести­ционного климата, соответственно требованиям открытой эко­номики с российской спецификой.

4. Проведение активной внешнеторговой политики, сочетаю­щей экспертно ориентированность производства с импорта замещением.

5. Стимулирование экономического развития по пути научно-технического прогресса.

По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом спе­цифических черт, преимуществ, Позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе междуна­родных экономических отношений.

К этим чертам относят:

1. Развитую научно-техническую базу.

2. Высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурса­ми, их относительную дешевизну.

3. Высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точ­ных наук, инженерно-технической области. Формируется и новое поколение российских предпринимателей, управленцев, других

квалифицированных специалистов.

4. Достаточно высокий показатель «индекса человеческого развития». Он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования.

Обеспечение экономической безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который может быть нанесен российской экономике в результате действия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, междуна­родной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых рынках.


3.2 Единство регулирования.


В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике РФ, устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины. Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ в целях:

-          обеспечения национальной безопасности страны;

-          выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

-          защиты внутреннего рынка страны.

Постановления Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее, чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.

Распределение квот и выдача лицензии при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или проведения операций по экспорту и (или) импорту до суммарного исполнения квот.

Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта товара (работ, услуг) могут устанавливаться исходя из национальных интересов, включающих:

·        соблюдение общественной морали и правопорядка;

·        охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

·        сохранение культурного наследия народов РФ;

·        защиту культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на них;

·        необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;

·        обеспечение национальной безопасности РФ;

·        защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;

·        выполнение международных обязательств РФ.

Возимые на территорию товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ.

Ввоз экологически опасной продукции подлежит специальному контролю.

Запрещается ввоз на территорию РФ товаров, которые:

-          не соответствуют вышеназванным стандартам и требованиям, установленным в РФ;

-          не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ;

-          запрещены к использованию как опасные потребительские товары;

-          имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.

Указанные товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами Торгово-промышленной палаты РФ в порядке, определяемом Таможенным кодексом РФ.

В целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного контроля.

Вывоз указанных выше товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

На отдельные виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия. Перечни таких товаров определяются федеральными законами.

Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту  и (или) импорту товаров. Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти исключительно унитарным предприятиям, которые обязаны совершать сделки по экспорту и (или) импорту товаров на основе принципов не дискриминации и добросовестной коммерческой практики. Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

Особыми режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона.

Приграничная торговля осуществляется между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории РФ, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождение (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах РФ с сопредельными государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в отношении товаров, производимых в пределах существующей приграничной территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах существующей приграничной территории.

3.2.(а)  регулирование экспорта.

Экспорт – вывоз из страны товаров отечественного производства, а также реэкспорт товаров. К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезённые в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.

Государственное регулирование экспорта и основные направления государственной поддержки экспорта промышленной продукции.

Стимулирование экспорта является в современных условиях важным направлением торговой политики многих развитых стран, и, в последние годы, развивающихся стран, в которых создана развитая система государственной поддержки и содействия национальному экспорту, за годы своего существования доказавшая свою эффективность. Наряду с созданием благоприятного макроэкономического климата для экспортеров широко используются специальные меры для развития экспортного производства и расширения экспорта.

В целях обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке, роста экономического потенциала и повышения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта разработана система мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов.

Среди мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции особое значение имеет финансовая поддержка, к которой относят кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (далее – Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за выработку политики в вопросах содействия экспорту.

Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития России (далее – Департамент) осуществляет практическую реализацию системы мер содействия экспорта.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.