Рефераты. Аборт как центральная проблема биоэтики






В христианской богословской традиции термин «личность» всегда был противопоставлен категории «сущность» (ουσία), являющейся – наряду с терминами «естество» и «природа» (φύσις) – видовым понятием, означающим совокупность существенных свойств, присущих всем особям данного вида. Заслуга в формировании указанной терминологии во многом принадлежит святитель Василию Великому, который формулирует различение сущности и ипостаси, как общего и частного. Когда мы говорим об общем, свойственном всем людям, мы говорим о природе человека, когда мы говорим об особенном и уникальном, отдельно взятом человеке, мы говорим о личности. Святитель Григорий Богослов наполняет содержанием понятие личности, говоря о ней не просто как об уникальной и неповторимой единичности, но как о разумной, совершенной и самостоятельно существующей единичности[[10]]. Анализируя богословие святых отцов Каппадокийцев, замечательный современный богослов Вл. Лосский приходит к определению личности как свободы по отношению к природе. Ради высших целей личность может идти на страдания и жертвовать своей природой. «Она [личность] не может быть никак обусловлена психологически или нравственно. Всякое свойство (атрибут) повторно: оно принадлежит природе, сочетание качеств можно где-то найти. Личностная же неповторимость есть то, что пребывает даже тогда, когда изъят всякий контекст, космический, социальный, индивидуальный (например, когда личность представляет собой всего лишь одну клетку. Прим. автора) – все, что может быть выражено»[[11]].

Богословие Леонтия Византийского[[12]] показывает, что для отцов Церкви личность есть организующий принцип бытия, она воипостазирует, то есть вбирает в себя природу и таким образом дает ей бытие. Отсюда утверждение, что именно личное начало служит причиной существования индивида (а не наоборот, как принято считать в традиционной отечественной психологии), соединяет вместе разобщенные качества, делает индивид самотождественным.

Таким образом, вопрос о личности как неком «новообразовании», возникающем на определенной стадии развития человека для православного верующего совершенно отпадает. Церковь задолго до всех научных открытий, исходя из догматов, признала за эмбрионом статус личности и рассматривала аборт как умышленное убийство человека.

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию Сотворил его» (Быт. 1, 27). Личность – это образ Божий в человеке, это дар Божий человеку. В своем проявлении личность всегда пребывает оригинальной, своеобразной, неповторимой и потому единственной во всем мире духовной структурой, не сводимой ни к какой другой бытийной реальности. Священное Писание намеренно подчеркивает именно этот аспект единственности и неповторимости личности, так как отсюда следует признание за ней уникальной ценности, высокого достоинства и исключительной онтологической привилегии[[13]]. Поэтому убийство человека (какую бы форму оно не принимало: самоубийство, аборт, казнь преступника или др.) стало однозначно рассматриваться в христианстве как преступление. Впоследствии этот принцип был принят как достижение цивилизации.


§ 2. Восприятие проблемы аборта в других религиях


Выше мы рассмотрели точку зрения православия, так как она особенно важна для нашей страны, в которой большинство населения относится к православным. Но мы кратко остановимся также и на позиции других религий. Согласно Катехизису Католической Церкви: «С самого начала зародыш должен почитаться за личность»[[14]]. Официальные документы римско-католической церкви запрещают аборт даже по здравоохранительным мотивам (экциклика папы римского Павла VI “Humanae vitae”, 1968; Хартия работников здравоохранения, 1994)[[15]].

В протестантских церквах осуждается аборт как средство контроля за рождаемостью, но допускается в исключительных ситуациях, например при беременности после изнасилования («Заявление-консенсус» по абортам Церкви адвентистов седьмого дня, 1990 и другие)[[16]].

В «Исламском кодексе медицинской этики» (Кувейт, 1981) современные тенденции разрешения абортов осуждаются. В частности, в нем говорится: «Священность человеческой жизни всесильна на всех ее стадиях, начиная от эмбриона и плода. Жизнь неродившегося ребенка должна быть спасена, кроме случаев абсолютной медицинской необходимости, признаваемых Законом ислама»[[17]]. Согласно некоторым мусульманским авторам, зародыш обретает форму человека на 3-4 месяце беременности, в силу чего в исключительных случаях и с согласия обоих супругов искусственный аборт допустим при небольшом сроке беременности.

Согласно буддизму, убить – значит совершить самый страшный отрицательный поступок. Этика буддизма начинается с заповеди: «Не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное». «Зародыш священен и несет весь потенциал человеческого существа». Поэтому аборт «соответствует уничтожению жизни независимо от стадии»[[18]].

Как считают авторитеты иудаизма, аборт (и вообще – нежелание иметь детей) противоречит истории и мессианскому предназначению еврейского народа. В то же время, один из самых авторитетных иудейских богословов врач Маймонид учил: не следует щадить нападающего. Ссылаясь на этот принцип, доктор Шабад разрешал убийство ребенка в утробе матери, если беременность угрожала ее физическому или психическому здоровью[[19]].

Итак, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что все религии видят в эмбрионе – человека, и аборт считают убийством вне зависимости от срока беременности.


§ 3. Отражение религиозного взгляда на статус эмбриона в различных культурах


Еще семьдесят лет назад в Европе нельзя было сильнее оскорбить врача, чем предположить, что он способен произвести аборт: «"Вы на все пойдете за деньги. Быть может, даже на убийство нерожденных". Один из врачей все еще ухмылялся, но лицо его пожелтело. Другой визгливо и резко крикнул: "Помните, с кем говорите!"»[[20]] Этот диалог из детектива Честертона показывает, что на Западе считалось нормой вплоть до середины XX столетия и что — крайней степенью падения врача.

Точно также относились к подобным медикам и в СССР: "В годы, когда были запрещены аборты, Василий Данилович занимался подпольной практикой, зарабатывал большие деньги. «Надо же как-то жить», — произнес он, когда на него брезгливо посмотрела тетя Женя (…) Что-то чуждое и неприятное было в этих супругах, живших от подпольной медицины"[[21]], — вспоминает современник эпохи.

Часто обыденный язык отражает сущность многих понятий гораздо научнее, чем язык специалистов.

Например, говоря о пришедшей в голову мысли и о только что зачатом существе, англичане используют одно и то же слово: зачать мысль, зачать ребенка. В обоих случаях действие является концепцией — и концепция определяет как действие сознания, так и начало нового человека. В этом примере видно, как человеческая мудрость непрерывно постигает человеческую природу. Язык говорит о том, что в самом начале жизни дух и материя (или душа и тело) были так тесно переплетены, что используется одно и то же слово, чтобы определить и рождение идеи, и рождение нового существа. И это происходит не от бедности словаря, ибо одно и то же слово есть единственный способ определить то, что на самом деле является началом жизни: дух, оживляющий материю.

В грузинском языке беременная женщина обозначается словом, которое означает «носительница двух душ, двух жизней».

На русском языке умерщвление младенца названо душегубством – убийством существа, имеющего душу.

По-японски матку называют «СИ-КЮ», причем «СИ» означает «ребенок» или «тайна», а «КЮ» — «дворец» или «храм». Таким образом, по-японски «матка» значит «дворец ребенка» или «невидимый глазу храм».

Восточная традиция, например в Индии, празднует годовщину ребенка через три месяца после его рождения. Считается, что 9 месяцев в утробе матери – это не подготовка к жизни, а это уже жизнь.

Пророчески звучат слова известного итальянского юриста Рафаэля Баллестрини: «Самым верным доказательством того, что некий народ дошел до крайней точки своего нравственного падения, будут те времена, когда аборт станет считаться делом привычным»[[22]].

Глава 2. Естественно-научный взгляд на возникновение и развитие (онтогенез) человеческой жизни


Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Следует, однако, учитывать, что одни и те же факты могут трактоваться разными учеными по-разному, в зависимости от их мировоззрения. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы максимально объективно изложить научные данные о зарождении и развитии человеческой жизни, а также попытаться оценить эти данные в свете создавшейся проблемы.

Для этого был произведен анализ следующих научных публикаций – Курило Л. Ф. Развитие эмбриона человека и некоторые морально-этические проблемы методов вспомогательной репродукции; Уиллки Джон и Барбара. Мы можем любить их обоих. Аборт: вопросы и ответы; «Эмбриональный период развития человека» - Статья с сайта «Медицинская информационная сеть»; а также материалы с сайта Медико-просветительского центра «Жизнь», в которых приводятся исследования таких известных всему миру ученых как Ж. Лежен[[23]], Бернард Натансон[[24]], Эрнст Хант; отец эмбриологии доктор Лайли, который впервые сделал переливание крови внутриутробному младенцу, и многие другие.

§ 1. Оплодотворение


Оплодотворением или зачатием называется процесс слияния двух клеток: яйцеклетки (женской половой клетки) и сперматозоида (мужской половой клетки). Вот как описывает этот процесс французский генетик Жером Лежен.

Внутри головки сперматозоида находится лентообразная молекула ДНК длиной около одного метра. Она разделена на 23 части, каждая из которых так сложно закручена в спираль, что, в конечном счете, выглядит как очень маленькая палочка, называемая хромосомой. В яйцеклетке находится еще один метр ДНК, несущий наследственную информацию в 23 хромосомах. Когда эти 23 материнских тома кодекса жизни соединятся с дополняющими их 23 томами, полученными от отца, то окажется в сборе вся информация, необходимая и достаточная для создания нового существа данного биологического вида. Это относится ко всякой системе двуполого размножения. «Именно в этот момент воссоздания полного набора информации начинает свое существование новое существо»[[25]].

Профессор утверждает, что «живой материи не существует, ибо материя не может жить. То, что живет, есть одушевленная материя»[[26]]. Заключенная внутри первой клетки «информация» оживляет ее, несет ей весть о том, что отныне это живое существо. Если бы информации не было, то и клетка не стала бы жить. Клетка — лишь почва для информации. Информация не вносится в уже живущую материю, а материя не может стать живой без этой информации. (См. в приложении 2 сведения об одном из новых научных открытий, подтверждающих это положение).

Далее для разъяснения этого утверждения ученый приводит такой пример. Что происходит, когда мы вставляем в магнитофон кассету с записью, например, «Маленькой ночной серенады» Моцарта? Магнитофон считывает информацию, записанную на кассете, в результате чего мы можем услышать гений Моцарта.

Точно так же исполняется и симфония жизни. Два метра ДНК, полученные от матери и отца, включают в себя весь набор магнитофонных кассет симфонии жизни. Но только тогда, когда они заложены в магнитофон, то есть в здоровую клетку — ибо только клетка способна читать то, что записано в ДНК — только тогда начинается симфония жизни. Меломан узнает Моцарта с первых двух тактов. Но дилетант, ничего не смыслящий в музыке, должен прослушать все произведение, чтобы сказать: «То, что я слышал, есть «Маленькая ночная серенада»».

Точно так же обстоят дела и с человеческой жизнью. Люди, которые ничего не знают о науке, об оживлении материи, об информации, которую несет в себе ДНК, скажут: «Чтобы убедиться, что это человек, я должен подождать, пока он сам не скажет мне: «Я человек»». Но ждать пришлось бы лет семь, чтобы ребенок мог сказать сознательно: «Я человек». Другие люди увидят, что новорожденный ребенок внешне похож на них, только размером поменьше. Если же им дать возможность посмотреть на двухмесячный плод в утробе матери, то они и в нем смогут узнать человека. Всякий — даже человек без специальной подготовки, — при близком рассмотрении не спутал бы внутриутробных младенцев шимпанзе и человека. Генетики же, имея в наличии весь научно-технический аппарат, приходят к заключению, что «человек есть человек есть человек», т. е. человек с самого зачатия.

«На каждом этапе своего развития эмбрион сохраняет свою индивидуальность и свое человечество»[[27]], - делает вывод знаменитый французский генетик. В одной микроскопически маленькой клеточке зародыша уже заложено все будущее этого человека: его пол, группа крови (которая, кстати, может отличаться от материнской), цвет глаз и волос - все это в данной клеточке есть и в дальнейшем будет, только, развиваться и выявляться. Все, что необходимо для образования из этой клеточки взрослого человека - это пища, кислород и время.


§ 2. Эмбриональный период развития человека (первые 2 месяца)


К концу первых суток после оплодотворения начинается дробление. Питание зародыша осуществляется благодаря запасам желтка в яйцеклетке. В результате образуется многоклеточный зародыш с полостью внутри (бластула), который через пять суток попадает в матку.

На 7-е сутки после оплодотворения зародыш начинает внедряться в слизистую оболочку матки. (Процесс называется имплантация, продолжается 48 часов). Наружный слой зародыша начинает вырабатывать гормон под названием хориальный гонадотропин. Именно он сигнализирует организму матери: наступила беременность, нужно перестраиваться! Одновременно на 7-е сутки начинается процесс гаструляции (образование зародышевых листков), а также образование зародышевых оболочек, обеспечивающих необходимые условия для развития.

На 14-15-е сутки питание и снабжение зародыша кислородом начинает осуществляться непосредственно из крови матери, однако кровь ребенка не смешивается с кровью матери: обмен происходит через стенки кровеносных сосудов. Начинается образование пуповины и плаценты - детского места (3-я неделя), которое все девять месяцев будет обеспечивать ребенка кислородом, питанием и выводить ненужные для его организма вещества. Кроме того, плацента создает барьер, который не дает большинству заболеваний матери проникать через него. За гаструляцией следует дифференцировка зародышевых листков и процессы органогенеза (закладывается хорда - предтеча позвоночника; возникают первые кровеносные сосуды).

Некоторые эмбриологи[[28]] (например, Томас Шеннон и Аллан Уолтер) до этого времени (до 14 дня) рассматривают эмбрион человека как проэмбрион, считая, что до этого срока он сформирован клеточными слоями, представляющими собой зародышевые оболочки, материал, не участвующий в построении в дальнейшем собственно эмбриона. По их мнению, проэмбрион состоит преимущественно из недифференцированных клеток (бластомеров), каждая из которых, обладая свойством тотипотентности, способна развиться в полный человеческий индивид после получения дополнительной генетической информации от матери после имплантации.

Однако, существуют исследования, которые опровергают эти данные. Например, уже известный нам эмбриолог Ж. Лежен считает, что утверждение о недифференцированности бластомеров есть элементарное заблуждение, так как клеточная дифференциация происходит не случайным образом, а «записана» или «запрограммирована» в зародыше с самого его возникновения. Иными словами в одноклеточной зиготе вместе с наследственными данными ДНК существует некая уникальная «первичная формула», которая определяет и направляет дальнейший процесс внутриутробного развития эмбриона. «Нельзя сказать, что первая клетка – недифференцированная клетка. Следует сказать, что первая клетка знает как дифференцировать остальные»[[29]]. С этим мнением согласен и доктор биологических наук, профессор кафедры эмбриологии биологического факультета МГУ Д. В. Попов. «Уже первые два бластомера отличаются друг от друга: один из них впоследствии даст все тело человека, второй обеспечит ребенку существование внутри матки – из него возникнут плацента, амнион, пуповина» - говорит он в своей статье «Эмбриология о начале человеческой жизни»[[30]]. Кроме того, нет никаких научных данных, которые бы свидетельствовали о том, что эмбрион после имплантации получает от матери какую-либо «дополнительную» генетическую информацию. Таким образом, делая вывод, можно утверждать, что сам термин «проэмбрион» должен быть, отвергнут как неправильный. А начало индивидуальной человеческой жизни связано не с «обособлением» и не с формированием первичной полоски (при всей ее важности для развития эмбриона), а с оплодотворения, когда «вписанный» в зиготу «код» или «программа» начинают полностью определять клеточное деление и обмен генетической информации.

21-й день - уже сформировалось и стало биться сердце, нагнетая кровь малыша через замкнутую кровеносную систему! Формируется головной и спинной мозг.

На 4-ой неделе формируются глазные впадины, появляются зачатки ручек и ножек. Начинаются закладка и развитие внутренних органов: кишечника, печени, почек, мочевыводящих путей. Совершенствуются, развиваются сердце и мозг.

На 6-ой неделе продолжают расти ручки и ножки, только пальчиков на них пока нет. Образовался важнейший орган иммунной системы - вилочковая железа (тимус). Она имеет размеры большие, чем все эндокринные железы, вместе взятые. Ее роль на этот момент не выяснена досконально, однако, ученые свидетельствуют о чрезвычайной важности тимуса для развития плода: по-видимому, вилочковая железа сама осуществляет иммунологический надзор за развивающимися клетками ребенка или же принимает в этом процессе активное участие. Уже зафиксированы первые мозговые импульсы.

На 7-ой неделе совершенствуется строение сердца: формируются перегородки, крупные сосуды, сердце становится четырехкамерным. В печени уже появились желчные протоки, бурными темпами идет развитие эндокринных желез. Растет, развивается мозг. Эмбрион двигается, но пока слишком мал, чтобы мать эти движения почувствовала.

На 8-ой неделе интенсивнейший процесс развития внешних и внутренних органов, особенно половых. Под влиянием генов Y-хромосомы у мальчиков формируются мужские гонады (яички) и начинают вырабатывать тестостерон - мужской половой гормон. У девочек наружные половые органы пока не изменены. К концу 8-й недели завершается зародышевый период развития: все основные структуры и системы органов дифференцированы (рост к концу второго месяца - 3 см).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.