Нижегородский медицинский колледж Росздрава
Курсовая работа
Тема: РАНЫ СЕМЬИ
Проверила:
Кузнецова Юлия Анатольевна
г. Н.Новгород
2008 г.
План
Введение
Телевидение
Табак
Наркотики
Секты
Поп-культура
Пьянство
Заключение
Список использованной литературы
Раны семьи - это нравственное состояние нашего общества, которое очень напоминает период упадка Римской Империи. Тогда так же, как и сейчас, из лексикона исчезли такие категории, как честь, долг, целомудрие, супружеская верность. Мир заполняют те же насилие, жестокость и разврат. "О том, что они тайно делают, стыдно и говорить" (Еф. 5, 12). Отсутствие идеалов, вседозволенность ведут к тому, что мир вновь становится языческим.
Люди создают себе множество разных кумиров и поклоняются им. Но есть и один общий божок, которому поклоняется весь так называемый цивилизованный мир. Имя этому божку - комфорт. Мужчины не хотят работать, а женщины - рожать, и для сохранения уровня своего комфорта убивают своих собственных неродившихся детей, принося их в жертву этому кровавому идолу. Ежегодно в мире от абортов погибают более пятидесяти миллионов детей.
Отсюда и жестокость, и насилие, и разврат, и пьянство, и наркомания. Отсюда вновь, как и прежде, ненасытная потребность в "хлебе и зрелищах", которую удовлетворяют всякие супермены и секс-бомбы, эти нынешние "гладиаторы" и "гетеры".
Они прельщают неутвержденные души; … …уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от заблуждений. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления, ибо кто кем побежден, тот тому и раб.
(2 Пет. 2; 14, 18-19)
Во времена гладиаторов и гетер для того, чтобы попасть на зрелище, необходимо было прийти в цирк. Современному же человеку не надо даже выходить из дома, достаточно включить телевизор.
Социологические опросы, проведенные в США, показали, что 80% американцев обеспокоены вульгарным языком, звучащим в кинофильмах, они считают, что этот язык их оскорбляет. С экранов телевизоров идет скрытая расистская, антирелигиозная пропаганда. Например, чаще отрицательными персонажами - бандитами, насильниками, убийцами - являются люди, не принадлежащие к белой расе, их и убивают чаще; как правило, священнослужители - также отрицательные персонажи. Группа ученых изучила материал, состоящий из 60000 часов телепрограмм. Оказалось, что вероятность убийства в фильме в тысячу раз больше вероятности убийства в реальной жизни.
Конечно, телевидение - это великое достижение человеческого разума. "Кинематограф мог бы служить самым высоким задачам общественной и государственной жизни. К сожалению, он оказался в руках торгашей, которые, преследуя одну цель - наживу, сделали его орудием для игры на самых низменных чувствах толпы. Результат получился печальный: вместо того, чтобы образовывать, развивать и возвышать зрителей, кинематограф возбуждал и обострял у них низкие инстинкты и пошлые чувства; вместо того, чтобы стать подлинной культурной школой, кинематограф стал школой разврата". Слова, которые в полной мере могут относиться к современному телевидению, сказал о кинематографе более восьмидесяти лет назад протопресвитер Армии и Флота Георгий Шавельский. Ту же мысль четко и кратко выразил, ныне причисленный к лику святых государь-император Николай Второй: "Кинематограф, показывая по большей части сцены грабежа, воровства, убийств и разврата, особенно вредное влияние оказывает на нашу молодежь" (Там же). В наше время положение только усугубилось.
Впрочем, во все века находились люди, желавшие наживаться на непристойностях. Церковь решила этот вопрос более тысячи лет назад на Шестом Вселенском Соборе, запретив изготовлять и разглядывать любые изображения, "соблазняющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенение нечистых удовольствий". Обращает внимание, что святые отцы, в отличие от современных законодателей, не вдавались в подробности, что и как изображено, а запретили изображать все то, что "воспламеняет нечистые удовольствия" у любого нормального человека.
Однако, говоря о тех, кто смотрит телепередачи, мы не должны забывать и о тех, кто в них снимается. Позвольте привести вам пример из практики священника.
Однажды в церковь пришла мама с дочкой, подростком лет четырнадцати. Мама сказала, что обеспокоена тем, что девочка смотрит неподобающие фильмы. Подошла девочка, священник спросил у нее:
"Смотришь такие фильмы?"
"Смотрю", - ответила она.
"А ты могла бы так же, как актриса, предстать перед камерой в таком же виде?"
Ее реакция была удивительна: она вздрогнула, словно ее ударили, и воскликнула: "Нет, это невозможно. Это стыдно!"
На этот вопрос люди разного возраста, образования, семейного или социального положения, даже заключенные в тюрьму молодые преступницы, единодушно отвечают: "Нет, не могла бы". Следует заметить, что согласно официальной статистике, которая подтверждается опытом общения с заключенными, в тюрьмах нет тех, кто не переступил бы порога нравственности.
Грех калечит души людей. Известный отечественный драматург Евгений Шварц, который был глубоко верующим человеком, этот факт образно выразил, вложив в уста одного из своих сказочных персонажей следующие слова: "Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам - человек околеет. А душу разорвешь - станет послушней и только. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души… дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души".
Как же должны быть искалечены души тех людей, которые в погоне за наживой то, что стыдно не только невинному ребенку, но и заключенной в тюрьму преступнице, объявляют каким-то новым словом в искусстве и выставляют как нечто прекрасное всем напоказ! Подобное "искусство" унижает человеческое достоинство и тех, кто его создает, и тех, кто им услаждается.
Св. Иоанн Златоуст советует отцу, собравшемуся отговаривать сына от посещения непристойного зрелища, говорить с ним так: "Сын мой, эти спектакли, на которых можно увидеть <…>, недостойны свободного человека. Если ты можешь поручиться, что ты не услышишь и не увидишь ничего непристойного, то можешь пойти. Но невозможно там не услышать непристойностей. А таковые вещи недостойны твоего взора". Он добавляет: "И, говоря так, нежно поцелуй его, заключи его в твои объятия, показывая ему любовь свою. И так успокой его".
Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти; омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска - это следствие болезненности души от табакокурения.
(Собрание писем Амвросия, старца Оптинского)
Часто дети думают, что свобода - это возможность делать то, что хочется. Подражая старшим товарищам, они утверждают себя, и поэтому не позволяют взрослым ограничивать свою "свободу", не понимая по-настоящему, что это такое.
Христианство призывает к свободе, но свободе иной, внутренней, такой свободе, которую не нарушает даже Сам Господь Бог. Господь ставит человека перед выбором, но выбор осуществляет сам человек. "…Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое" (Втор. 30, 19), - говорит Бог, обращаясь к каждому из нас. Благо и самому человеку, и его потомству, если выбор сделан правильно - и горе, если нет.
Как влияет курение на здоровье и личность человека: положительно, отрицательно или нейтрально? Прежде всего, отметим, что нейтральным оно быть не может: человек постоянно выбирает между добром и злом, третьего не дано. В момент выбора человек может не чувствовать нравственного различия, но это не значит, что его нет.
Апостол Павел говорит: "Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною". (Кор. 6, 12). Многие курильщики хотят бросить курить, но не могут и искренне завидуют тем, кто бросил или не курит. Табак связывает Богом данную свободу человека, который оказывается уже не в силах распоряжаться самим собою, как он этого хочет. Это унижает человеческое достоинство, не говоря о вреде здоровью и самого курильщика, и окружающих его людей.
В нашей стране и на улицах, и в метро, и в СМИ ведется неограниченная реклама табака, причем преимущественно американского. Внизу рекламного щита приписка: "Минздрав предупреждает…" будто бы вред здоровью существует только в "воображении" этого Минздрава, а не является медицинским фактом. В Польше, например, пишут так: "Курение табака наносит вред вашему здоровью и способствует развитию рака".
Это понимают и в США, поэтому там идет борьба с курением и достигнуты прекрасные результаты: за последние двадцать лет потребление табака на душу населения сократилось более чем на сорок процентов. Однако бизнес есть бизнес, прибыль есть прибыль. Американские предприниматели не должны терпеть убытков оттого, что население Америки меньше курит, поэтому американский табак рекламируется в нашей стране, и его будет курить население России, и пусть оно наносит вред своему здоровью и умирает от рака.
По-американски яркая реклама цинично навязывает нам ценности, которые в самой Америке давно уже потеряли свою привлекательность, тем самым сознательно вводя в заблуждение всех, кто ей верит. Зададимся вопросом: к кому, собственно, обращена реклама? Очевидно, в первую очередь к тем, кто еще не курит, то есть к нашим детям. Кроме того, реклама, фактически снимая запрет на курение, противопоставляет детей и тех родителей, которые пытаются противостоять этой пагубной привычке.
"За последние годы, когда критическое стрессовое состояние стало для многих в России повседневным спутником жизни, число курильщиков возросло в стране на 20%. В настоящее время в РФ курят около 65% мужчин и свыше 30% женщин. Дети начинают приобщаться к курению с 10-11 лет, к 14-15 годам в городах курят 20% и 11% девочек, а в возрасте 16-17 лет табачные изделия потребляют 45% юношей и 16% девушек. Вся эта "армия" выкуривает, по самым скромным подсчетам, 280 млрд. сигарет и 20 млрд. папирос в год". Если количество сигарет и папирос, выкуриваемых нашими детьми, перевести на деньги, то оказывается, что они приносят табачным фирмам доход, который можно оценить примерно в 3 млрд. долларов. "В США, по подсчетам социологов, дети курить стали меньше. Если в 1998 году курили 30% тинэйджеров, то в 2000 - всего 10%". ("Метро", 15.11.2000, № 150)
Если считать, что рост потребления табака связан со стрессом, то придется принять абсурдное предположение, что два года назад в США стрессовое состояние было для многих американцев повседневным спутником жизни. Очевидно, что это не так. Почему же в США дети стали курить меньше? Потому что там идет жесткая борьба с курением, реклама табака запрещена, а против табачных фирм возбуждают судебные процессы, грозящие им полным разорением. А в это время у нас табак рекламируют повсеместно. Запретить рекламу табака - и наши дети, не взирая ни на какой "стресс", курить станут меньше.
Есть свобода получения информации, но должна быть свобода и не иметь информации, которой не хочешь получать. Должна быть защита от нежелательной информации. Мне, например, совершенно определенно не хочется знать, что якобы существует какой-то вкус, который будто бы объединяет мир, как утверждает реклама американского табака. Более того, я не хочу, чтобы в будущем об этом знали мои дети, да и любой из моих соотечественников. Наши предки, чьими трудами создавалась славная тысячелетняя история нашей Родины, прекрасно обходились без этого "знания".
В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху.
(Прем. 1,4)
Говоря о курении, мы не можем говорить и о наркомании, ведь табак - это тоже наркотик. Согласно современным исследованиям причин употребления наркотиков, из ста человек, ставших наркоманами, девяносто, прежде чем "сесть на иглу", курили табак.
Поворот к наркотикам у молодых людей часто бывает из-за пустоты жизни, бездуховности, отсутствия контакта с родителями, теплой атмосферы в семье. Доверительные, тесные отношения между родителями и детьми - лучшая профилактическая мера в борьбе с наркотиками.
Сегодня люди целиком погружаются в плотскую жизнь, и на этой почве разрастается всепоглощающий разврат. Младенцы, зачатые родителями, отравленными никотином и алкоголем, появляются в мир уже больными, от рождения одержимыми духом злобы, часто они лукавством превосходят взрослых. Подростки, не зная детского простодушия, играют в недетские игры, в одуряющих химических веществах ищут особых видений и ощущений, зачастую находя в них смерть. Юноши и девушки, не зная самого понятия невинности и чистоты, погружаются в болото такой грязи, о которой "помыслить страшно и стыдно говорить". Наркотический дурман для многих становится единственно реальной жизнью.
Прихожанка одного из московских храмов просила поминать о упокоении своих друзей - наркоманов. Каждое имя она снабдила кратким комментарием:
"Михаил - художник (32 года). Профессионал, резчик по дереву. Передозировка. После его смерти открылись страшные дела.
Николай (27 лет). Сын известного режиссера, страшная смерть, может быть, передозировка.
Анна (28 лет). Погибла от взрыва вещества, которое варили у нее дома. Ожег лица, легких. Умерла через 3 дня, не приходя в сознание.
Татьяна (33 года). Поэтесса, наркоманить бросила. Умерла от туберкулеза, осталась дочь-наркоманка…"
И так далее. Всего в этом помяннике двадцать семь имен совсем молодых людей, среди них нет ни одного, кто был бы старше тридцати пяти лет.
Многие из вопросов, которые задают о детях священникам и преподавателям, должны быть обсуждаемы с самими детьми. Если бы все эти проблемы естественным образом и достаточно были обсуждены дома, подрастающий ребенок был бы подготовлен к тому, чтобы учиться самостоятельно принимать правильные решения. К сожалению, вопросы всплывают обычно тогда, когда между поколениями уже утвердилось непонимание. Еще до вступления в переходный возраст родители должны начать обсуждать с детьми искушения, которые встретятся им позже.
Как взрослые христиане, мы должны показать любовь, подобную любви отца к блудному сыну; наши объятия должны быть раскрыты, чтобы принять своих детей с любовью, даже если они возьмут наследство и промотают его "в стране далече".
Но страшная цепочка на этом не прерывается. Человек, вставший на путь наркомании, может попасть в еще более тяжелую зависимость. В наше время идет процесс возрождения язычества и его ритуалов, вплоть до правовых жертвоприношений.
И я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами <…>. И на челе ея написано имя: тайна.
(Откр. 17; 3, 5)
В этом разделе мы будем говорить о вещах, может быть, неожиданных и, безусловно, страшных. Но прежде чем о них говорить, хотелось бы привести некоторое сравнение.
Наверное, все согласятся с тем, что наше общество тяжело больно. Оно больно не только экономически, социально, политически, но главное, нравственно. Болезнь общества можно сравнить с болезнью человека. Если за раной не ухаживать, не промывать ее, не менять бинты, то она загноится. Но если рану лечить, очищать, обрабатывать, то она затянется, и больной выздоровеет.
Нравственная болезнь человечества началась с момента грехопадения, когда Адам и Ева поддались искушению быть "как боги". Горделивое стремление падшего человека строить свою жизнь без Бога, приводит к нравственной деградации, ненависти и агрессии к окружающим. Человечество выжило и не истребило само себя только по одной причине: "Если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас. <…> Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их". (Пс. 123; 2, 3, 6)
Секты - это кровоточащие раны нашего бездуховного общества. Христиане хорошо знают это, но многие светские люди считают, что человек свободен в выборе вероисповедания. Да, человек создан по образу и подобию Божию, и поэтому свободен, но за свой свободный выбор он несет ответственность. "На территории России создаются целые организации, единственная цель которых - разрушение и уничтожение Православия…", - пишет в аналитическом исследовании "Секта: угрозы и поиск защиты" Н.В.Кривельская. Разрушение государства, разрушение семьи, психическое разрушение личности человека, а подчас физическое его уничтожение в форме жертвоприношения - вот тот непоправимый вред, который наносят секты и без того ослабленному бесконечными политическими переменами российскому обществу. Когда не получивший нравственного воспитания человек попадает в секту, он подчас и не подозревает о том, что разрушение всегда начинается с неправильно сделанного выбора и заканчивается смертью. Приведем цитату из труда Алистера Кроули, родоначальника современной секты сатанистов. "Глупо считать, что, убивая жертву, мы приносим ей вред. Напротив, это самая благословенная и милосердная изо всех смертей… Для высшей духовной работы всегда следует выбирать жертву, обладающую величайшей и чистейшей силой. Наиболее подходящим объектом в этом случае является невинный и умственно развитый ребенок мужского пола. Почти для любой цели наилучшим является человеческое жертвоприношение".
Надо отметить, что в дохристианскую эпоху кровавые ритуалы и человеческие жертвоприношения были нормой (Египет, Вавилон, Древняя Греция и Рим, скифы и славяне, инки, ацтеки, Япония и др.). Древнегреческий эпос о Троянской войне повествует о том, как царь Агамемнон для успеха общего дела принес в жертву богине Артемиде свою дочь Ифигению. Как правило, с древнегреческими мифами люди знакомятся в детском возрасте, и у них складывается впечатление, что Агамемнон совершил благородный поступок: для общего блага не пожалел даже свою родную дочь. Однако попробуйте абстрагироваться от этой романтической точки зрения и представьте себе состояние человека, который спокойно и обдуманно готов совершить убийство, ведь человеческое жертвоприношение - это ритуальное убийство. Подчеркнем, что язычество никогда не обходилось без человеческих жертв.
Богоизбранный израильский народ был окружен народами языческими и неоднократно на протяжении своей истории уклонялся от истинного богопочитания, что приводило к нравственной деградации народа, к экономическому и политическому упадку государства и неизбежно к человеческим жертвоприношениям: "Проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, - и осквернилась земля кровью" (Пс. 105, 38). Но бескровная жертва Авраама явилась живым свидетельством тому, что Богу никогда не были угодны человеческие жертвоприношения. Она стала прообразом всеобъемлющей жертвы Господа нашего Иисуса Христа. Только покаяние и обращение к Истинному Богу позволяло богоизбранному народу сохранять свое историческое бытие. Каннибализм существует до сих пор в некоторых странах и обусловлен не нехваткой продуктов питания, не чувством голода, а уверенностью людоедов в том, что, поедая себе подобного, они получают его силу и удачу. Совсем недавно - во время Второй мировой войны - японские самураи вырывали печень у живых английских и американских солдат и пожирали ее прямо на поле боя. В христианской Европе и России язычество было решительно отвергнуто, но не уничтожено совсем. Оно ушло в глубокое подполье, а сейчас не как извращение, а как норма вновь входит в нашу жизнь.
Страницы: 1, 2