Рефераты. Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора






Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора

Министерство охраны  здоровья  Украины

Луганский  государственный медицинский  университет

 

 

 

кафедры технологии лекарств,

организации и экономики фармации

 

 

Реферат

На тему: «Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора»

 

 

 

                                                            Выполнил: студентка  3 курса

                                                         фармацевтического  фак-та 54 гр.

                             Люблинский Олег

                                                            Проверил:

 

 

 

 

 

 

Луганск

2006


План

 

                                       I.Введение.

                                  II.Основная часть:

1.                                 Медицинский долг.

2.                                 Фармацевтическая ответственность.

3.                                 Правона­рушения.

4.                                 Неоказание помощи больному.

5.                                 Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических пра­вил.

6.                                  Противозаконные составление и вы­дача подложных медицинских доку­ментов.

7.                                 Незаконное экспериментирование

8.                                 Нарушение правил производства, хранения, отпуска, учета, перевозки, пересылки наркотических веществ.

                             III.Вывод.


ВВЕДЕНИЕ.


Среди проблем теоретической медицины и практи­ческого здравоохранения, связанных с профессиональ­ной деятельностью провизоров и других медицинских ра­ботников, этико-деонтологические вопросы до настоя­щего времени не заняли надлежащего места и не пользуются престижностью, оказались как бы второ­степенными. В связи с этим отмечается большое ко­личество жалоб от населения на недостатки в работе медиков, на нарушения медицинской этики и деонто­логии.

Если недостаточная профессиональная квалифика­ция медицинского работника не всегда может быть распознана больным или его близкими, то его нравст­венный облик обнажается без труда и может полу­чать, к сожалению, отрицательную оценку населения. Это не способствует успешному решению тех ответст­венных социальных задач, которые стоят перед здраво­охранением.

Перспективы сплошной диспансеризации, которая охватит не только больных, но и огромный контингент практически здоровых людей, во много раз увеличи­вают контакты населения с медицинскими работника­ми. Следовательно, вопросы этико-деонтологического плана, в том числе вопросы общения, становятся особенно актуальными и социально значимыми, что обусловливает необходимость поиска путей повышения действенности и эффективности воспитания меди­цинских работников.

Проблема приобретает особое значение в условиях курса на перестройку и ускорение социально-эконо­мического развития страны, что, в свою очередь, по-новому выявило роль человеческого, личностного фактора. Уместно вспомнить, что еще на заре Со­ветской власти В. И. Ленин писал: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и обучения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали ».

В постановлении ЦК КПСС «Основные направле­ния перестройки высшего и среднего специального образования в стране» перед медиками в качестве одной из главных задач поставлена задача воспита­ния высоких нравственных, гражданских качеств, ми­лосердия .

Однако в деле воспитания указанных качеств было немало недостатков и поэтому возникает необходи­мость в научном социально-психологическом анализе. Требуется также учитывать общественно-исторические условия эпохи научно-технической революции.

Научно-техническая революция, повышая уровень производства материальных ценностей общества, об­легчая условия труда и быта людей, особенно и преимущественно в социалистическом обществе, ока­зывает большое воздействие на социально-психологи­ческую, эмоционально-нравственную сферу человека. Урбанизация, машинизация, компьютеризация, разви­тие технических средств коммуникации и многое другое изменили и усложнили возможности и условия прямых межличностных контактов людей, их непос­редственного общения. Человек отдаляется от приро­ды, от живого окружающего его мира, имеет место разобщение вне производственных процессов.

Приходится сталкиваться с проблемой нравствен­ной неустойчивости, стихийного возникновения раз­личных неофициальных молодежных групп и течений, часть из которых далека от принципов коммунисти­ческой морали. У некоторых молодых людей бедность духовной жизни и эмоционально-нравственной среды проявляется такими негативными явлениями как ве­щизм,   иждивенчество,    общественный   инфантилизм, необоснованный нигилизм и т. п. Не всегда удается преодолеть эти явления при существующей постановке воспитательной работы и в медицинских учебных заведениях.

Так, в учебных планах вузов мало уделяется вни­мания психологии, будущие медики не получают необ­ходимых им знаний в этой области и часто не понима­ют сложную духовную жизнь и поступки человека, тем более больного. Программа по медицинской этике и деонтологии предусматривает изучение предмета через разные учебные дисциплины. Слабый интерес кафедр к этому разделу медицинского образования, и поэтому часто формальный подход и дидактически недостаточные методы обучения не приводят к же­лаемым результатам.

Мало помогает студентам и учебно-методическая литература, в которой преобладают общие положения, нравоучения и моральные сентенции.

Эмоционально-нравственное и деонтологическое воспитание в средней специальной и высшей меди­цинской школе должно опираться на активные методы воспитательного обучения, которые давали бы эмоциональный заряд, побуждали к самостоятельным ответственным творческим решениям, т. е. учебно-производственным действиям, открывающим возмож­ности самовыражения. К таким методам относятся разного типа обучающие задачи, игровой метод, учебно-исследовательская работа студентов и др. Они позволяют моделировать жизненные ситуации про­фессиональной деятельности будущего специалиста, требующие нравственной зрелости, моральной стой­кости, мужества, готовности пожертвовать личными интересами во благо страждущего.

Этико-деонтологическое воспитание молодой смены медицинских работников — выпускников медицинских училищ и медицинских вузов, или практикующих специалистов — исключительно сложно.

Сложилось представление, что профессионализм медицинского работника, его политическая грамот­ность уже сами по себе включают деонтологию и эти­ку. Это не всегда так. У ряда медиков оказываются утраченными чувство собственного достоинства, угры­зений совести, чести, которые отличали некогда оте­чественных интеллигентов-врачей. Нравственные ка­чества, необходимые медицинскому работнику, должны формироваться под влиянием литературы, искусства. К. сожалению, сегодня такие общечеловеческие, гума­нистические ценности в определенной степени утратили свое значение, что привело к известному дефициту общей культуры также и у представителей медицинской профессии.

В отечественной и зарубежной литературе появи­лось немало публикаций, свидетельствующих о возник­ших противоречиях между целью и сутью медицины и их практической реализацией в конкретных усло­виях. В антагонистическом западном обществе это проявляется в недоступности медицинских услуг из-за их дороговизны социальным низам, избирательном отношении к больным (вплоть до принятия врачом решения продолжать или приостанавливать борьбу за жизнь пациента), превращении медицинской по­мощи в предмет купли-продажи, а то и просто в глум­ление над человеком.

В условиях социализма также существуют свои проблемы. Но получают они чаще одностороннюю интерпретацию. Иногда говорят о технизации меди­цины в ущерб ее адекватности миру чувств и пережи­ваний больного, о том, что существующая ведомствен­ность противоречит конституционным гарантам, а платность — принципу социализма, что наблюдает­ся неодинаковое отношение медицинского персонала к дееспособной и недееспособной части населе­ния   и   т.   д.   Все   это — недоработки   теоретического характера, результат пренебрежения науковедением в медицине.

Научно обоснованный путь совершенствования этико-деонтологического воспитания медицинских ра­ботников открывает понимание разработанной со­ветской психологической школой роли мотивационно-потребностной сферы в регулировании поведения, чувств, воли человека, т. е. как инициатора его актив­ности и деятельности. Потребности человека разви­ваются в процессе общественно-производственной деятельности, в свою очередь способствуют совер­шенствованию производительных сил и производствен­ных отношений. Они отражают социально-истори­ческий опыт в его индивидуальном преломлении. Среди различных потребностей особое значение имеют общественно-духовные как удовлетворение стремления к познанию нового, культурно-эстетическому развитию, самовыражению через общение и выражение чувства доброты, сострадания и т. д.

Социально-психологической основой эффективного этико-деонтологического воспитания должно быть формирование и развитие соответствующей моти-вационно-потребностной сферы у медицинских работ­ников.

Это значит, что такие необходимые им нравствен­ные качества, как сопереживание и милосердие, должны привноситься не извне, а стать внутренним духовным содержанием, моральным кредо, стержнем человека, который не может не выражать эту потреб­ность всеми своими поступками и повседневным по­ведением. Формирование указанных потребностей — дело трудное и долгое, требующее такта, умения, терпения, индивидуального подхода. Эпоха НТР еще больше усложнила этот процесс, повысила роль и определило место человеческого фактора в социально-экономическом развитии страны на данном истори­ческом этапе. Задача его активизации во всех сферах человеческой деятельности требует улучшения этико-деонтологического воспитания и среди тех, кто сегодня работает в лечебно-профилактических учреждениях, во всей системе здравоохранения. Это взрослые люди с иной, нежели молодежь, социально-психологической характеристикой. У многих сложились свои понятия, привычки, новые представления и убеждения воспри­нимаются ими не сразу. Призывы, лозунги, наставления, морализирование, особенно преподносимые не в лучших формах, как это нередко бывает, оказываются малорезультативными, а подчас дают обратный эф­фект.

Формирование деонтологических принципов и эти­ческих норм поведения у медицинских работников невозможно без воспитания соответствующих убеж­дений. Доказано, что убеждения, как отражение потребностей личности, не перенимаются, не заучи­ваются, а вырабатываются путем самостоятельных размышлений, самоосмысливания собственной со­циально-значимой трудовой деятельности. При этом формирование убеждений, по сути, становится само­воспитанием, индивидуально неповторимым как по способам, так и по содержанию, раскрывая психичес­кие особенности личности. Это углубленный, скрытый от других самоанализ у натур интравертивного склада и эмоционально насыщенные внешние проявления внутренней, духовной работы мысли и чувств у экстра-вертивных натур.

Самовоспитание вообще, и этико-деонтологических принципов и убеждений в частности,— особый вид мыслительной и эмоциональной деятельности человека, требующий хотя бы представления об элементарных психологических ее основах. Прежде всего необходимо четко и конкретно поставить цель работы над собой — сделать доброту, сострадание к другим, нуждающимся в твоей помощи, в милосердии своей осознанной, со­циально и профессионально значимой нравственной потребностью.

Сделать это окажется нетрудно, если, увидев благодарную улыбку больного, медицинский работник не подавит в себе чувство удовлетворения собой, радости достигнутым. Значимым при этом будет и психологический эффект эмоционального подкреп­ления.

Этико-деонтологические убеждения, нравственный облик медика в повседневной работе находят выра­жение, прежде всего, через общение с пациентами, больными, близкими больных, коллегами, сослужив­цами.

Проблемы общения — сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, вклю­чающий обмен информацией, восприятие и понимание, а часто и оценку другого человека. Общение — важ­ная психологическая категория со своими зависи­мостями.

Межличностное общение, чаще всего диалоговое, непременный компонент профессиональной медицин­ской деятельности. Оно во многом определяет те от­ношения, которые с самого начала складываются между врачом и его пациентом, способствуют уста­новлению так необходимых доверительных отношений между ними. Н. И. Пирогов вспоминал, какое не­изгладимое впечатление произвел на него облик, авторитет и манера общения выдающегося терапевта Е. О. Мухина.

Важным аспектом психолого-педагогического со­держания является поведение провизора. Интеллигентность, чувство такта, умение слушать и направлять ход мысли пациента по нужному руслу — эти и другие ка­чества всегда были присущи лучшей части отечествен­ных врачей.

Провизора нередко и по праву называют педагогом и воспитателем. Ни одна профессия не имеет столько сторон соприкосновения с человеческой судьбой, как медицинская. Очевидно, эту специфику нужно учи­тывать, а культуру поведения формировать в до- и последипломный период становления провизора как спе­циалиста. Между тем, до настоящего времени не преодолена недостаточная связь воспитания с обучени­ем в современных вузах при довольно низкой степени побуждения к самовоспитанию и самообразованию как студентов, так и провизоров. Конечно, это замечание не распространяется на всех медицинских работников, поскольку из их среды каждой эпохой выдвигались неординарные личности, зарекомендовавшие себя в различных областях деятельности, включая мир лите­ратуры и искусства. И все же существующий метод подготовки врачей, экстенсивное развитие всей систе­мы здравоохранения сыграли свою отрицательную роль в этом вопросе. Что же касается вузовской среды, то здесь до сих пор нередко воспитание учащейся мо­лодежи через учебную дисциплину (предмет), мастер­ство педагогов и прежде всего клиницистов, не обрели еще должного уровня. Студенты медицинских вузов и аспиранты не владеют психологией, культурой обще­ния, хотя профессиональная деятельность провизора на­чинается именно с общения с пациентом. От искусства общения во многом зависят результаты лечения.

Общение мало знакомых людей вначале предпола­гает межличностное восприятие одного другим, в кото­ром проявляются как познавательные, так и эмоцио­нальные компоненты. Поскольку первое впечатление о человеке складывается нередко на основе ограниченной информации о нем, то существенное значение имеет интерпретация другого отождествлением или сопостав­лением с собой (идентификация), размышлением за другого (социально-психологическая рефлексия), стремлением воспроизвести эмоциональный мир его переживаний (эмпатия), распространением на другого известных характеристик какой-либо социальной группы (стереотипизация).

В  одних  случаях  общение  между  людьми  регла ментируется по форме и по содержанию социальными ролями и функциями — руководителя и подчиненного, родителей и детей, врача и медицинской сестры и т. д. Это так называемый формальный вид общения. Но общение бывает и неформальным, т. е. определяемым личными отношениями людей: их симпатиями, привя­занностями, уважением, дружбой и т. п.

При любом виде общения многое зависит от куль­туры и нравственного облика людей: одни вежливы и стараются понять и помочь другим, иные грубы, не­тактичны, стремятся отделаться от собеседника, отно­сятся  к  нему  неуважительно  и даже  оскорбительно.

Важна техника общения: умение войти и установить контакт, понять и наладить отношения, проникнуть во внутренний мир другого. Известны различные средства коммуникативного процесса: жесты, мимика, интона­ции, система «контакта глазами» и т. д., но прежде всего и важнее — это речь.

Известно, что лечить надо не болезнь, а больного, и дело не только в неповторимых индивидуальных осо­бенностях организма разных людей, но и в том, что это разные личности. Следовательно, и подходы в общении с ними не могут быть одинаковыми.


Медицинский долг


Медицинский долг предусматривает квалифициро­ванное и беззаветное выполнение каждым медиком своих профессиональных обязанностей, предусмот­ренных нормами морально-этического и правового ре­гулирования медицинской деятельности. Это отра­жено в Конституции Украины, украинском законодатель­стве о здравоохранении, ведомственных инструкциях, положениях и правилах.

Это право обеспечивается бесплатной квалифи­цированной медицинской помощью, оказываемой го­сударственными учреждениями здравоохранения; рас­ширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, вклю­чая запрещение детского труда, не связанного с обу­чением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреж­дение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан».

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.