Рефераты. Диапазон голоса и работа над ним






Диапазон голоса и работа над ним


1. ВВЕДЕНИЕ

Рассказывают, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да говори же ты, наконец, чтобы я мог тебя видеть!»

И действительно, как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека... Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере? Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли.

Еще в 1228 году Мишель Скоттус, придворный философ и астролог императора Сицилии и Апулии Фридриха фон Хохенштауфена, в одной из глав своего труда «Физиогномика» впервые приводит 13 определений различных качественных и количественных изменений человеческого голоса, подчиненных характеру.

Итак, голос наиболее полно раскрывает характер, настроение и даже душевные свойства человека. Можно изменить внешность, прическу, придать нужное выражение своему лицу, но в голосе всегда почувствуется фальшь. Недаром в одном древнеиндийском стихотворении говорится:

Черным-черна однажды затесалась
Ворона между черными дроздами.
Ее никто не распознал бы в стае,
Сумей она попридержать язык!



-4-

2 .ХАРАКТЕРИСТИКА ГОЛОСА

Если разложить голос на составляющие, дать ему определенные характеристики, то человеческий голос обычно рассматривают по основным параметрам, таким, как частота, сила, длительность и тембр, которые, как величины, можно анализировать и по отдельности. В

действительности, однако, подобный анализ не представляет собой реального выражения голоса, поскольку эти качества образуют единый неделимый комплекс.

Но, несмотря на всю сложность поставленной задачи, попытаемся все-таки «анатомировать» голос. Итак, основными свойствами голоса являются:

1)   тоновый диапазон;

2)   сила;

3)   окраска и тембр;

4) вибрато.

Высота издаваемого звука зависит от числа колебаний голосовых складок в 1 секунду (величина эта измеряется в герцах; 1 герц – это одно колебание в секунду). Голосовые складки способны приходить в колебательные движения не только целиком, всей своей массой, но и отдельными участками. Только этим можно объяснить то, что одни и те же голосовые складки могут колебаться с различной частотой: примерно от 80 до 10 000 колебаний в секунду и даже больше

Тоновый диапазон человеческого голоса представлен последовательностью тонов, которые могут быть произведены голосовым аппаратом в пределах границ между самым низким и самым высоким звуками. Человеческий голос обычно включает в себя тоны от 64 до 1300 герц.


-5-

В двух формах проявления человеческого голоса – пении и разговоре – качества голоса представлены несколько различно. Разговорный голос составляет лишь 1/10 от общего диапазона голоса, и изучать только этот сектор – все равно, что исследовать явления света лишь в одном, например красном, участке спектра.

Тоновый охват певческого голоса значительно шире разговорного и зависит от вокального образования. Голосовой диапазон расширяется в основном в результате повышения верхней тоновой границы. Кроме того, приобретается необходимая сила голоса и тренированность (устойчивость к утомлению).

А теперь поговорим о силе голоса. Сила подаваемого звука определяется интенсивностью напряжения голосовых складок и величиной давления воздуха в подсвязочном пространстве. И тот и другой процесс регулируются центральной нервной системой. Контроль осуществляется с помощью слуха. Если же взаимоотношения между этими процессами нарушаются, например, при крике ужаса, то превалирование давления внутри трахеи вызывает звук, который характеризуется отсутствием чистой тональности.

. Сила голоса имеет очень большое практическое значение для словесного общения на расстоянии, а певческий голос благодаря своей силе находит применение в исполнении произведения искусства на театральной сцене и эстраде.

Благодаря индивидуальному объему околоносовых пазух тембр голоса тоже строго индивидуален. Неповторимость его можно сравнить с неповторимым узором отпечатка пальцев. Во многих странах мира (в США, Англии, Италии) магнитофонная запись человеческого голоса считается неоспоримым юридическим документом, подделать который невозможно. А как же быть с поразительной способностью некоторых людей к звукоподражанию? Надо признаться, что это свойство пародистов исследовано далеко не достаточно.

-6-

Частично иллюзию чужого голоса можно объяснить копированием характерной манеры разговора, индивидуальных дефектов и особенностей голоса, построения фразы. Но ведь наиболее талантливым артистам удается добиваться и схожего тембра голоса. Как это получается, пока еще не совсем ясно.

Тайна тембра человеческого голоса издавна привлекала исследователей-акустиков и музыкантов, инженеров связи и лингвистов, врачей-фониатров и вокальных педагогов, логопедов и актеров, певцов, физиологов и даже математиков. Первым попытался изучить «анатомию» тембра знаменитый немецкий физик Герман Гельмгольц. Для этого он использовал очень простые устройства – стеклянные или металлические шары с двумя отверстиями. Узкое отверстие прислонялось к уху, и, если шар резонировал, это значило, что в голосе содержатся обертоны, близкие по звучанию к резонансному тону шара. Для выделения обертонов разной высоты существовали шары разных размеров.

Сейчас для исследования тембра голоса применяется несравненно более сложная, точная и объективная аппаратура, например, звуковые спектрометры. Подобно тому, как солнечный луч, проходя через призму, разлагается на составляющие его цвета радуги, звук голоса, пройдя через спектрометр, расчленяется на отдельные составляющие его обертоны. В результате ряда электроакустических преобразований на экране прибора появляется серия светящихся столбиков, каждый из которых соответствует определенной частоте обертона, а высота столбика – его интенсивности. У разных людей форманты даже в одних и тех же гласных звуках несколько разнятся по своему частотному положению, ширине и интенсивности. Индивидуальные особенности формант и придают голосу каждого человека неповторимый, присущий только ему одному тембр.

Вы никогда не задумывались, от чего зависит такое свойство голоса певца, как его звонкость? Хотя слово «звонкий» не совсем точно передает характеристику голоса певца. Голос может быть серебристый, бархатный, яркий, тусклый. Поэтому иногда говорят об окраске или о «цвете» голоса.

-7-

3.СВОЙСТВО ГОЛОСА

Современная фониатрия считает, что певческий голосовой вокальный тембр представлен следующими элементами: блеск, объем, плотность и общая окраска. Общая окраска, объем и плотность голоса зависят от усвоенной вокальной техники, тогда как блеск создается врожденным качеством гортани и не может быть приобретен путем специальных упражнений. Блеск голоса зависит от плотности прилегания голосовых складок и является строго индивидуальным свойством певца. Поэтому не все, а только качественные голоса обладают блеском – ценным свойством певческого голоса. Так вот, упомянутая нами «звонкость» идентична такому понятию, как блеск голоса.

«Существуют голоса как будто бы и большие, но почему-то неполетные. В маленькой комнате это «царь-голос», а на большой сцене этого «царя» забьет даже самое жиденькое сопрано, – пишет в своей книге «Тайны вокальной речи» кандидат биологических наук В. Морозов. – Такие неполетные голоса старые итальянские маэстро обозначали термином «металло-фальзо», то есть «ложный металл». С другой стороны, встречаются голоса,  как будто маленькие и «невзрачные», во всяком случае, не впечатляющие в небольшом помещении, но в большом зале театра, на огромной сцене они как будто бы ничуть не теряют в звучности и далее усиливаются: прекрасно слышны во всех уголках, серебристым звоном сверкают в хаосе окружающих звуков, свободно выделяясь на фоне хора и оркестра».

Вот это-то свойство голоса и называется полетностью. В чем же секрет полетности певческого голоса? Специальные исследования показали, что причина опять-таки скрыта в высокой певческой форманте: чем больше уровень этой форманты, тем звонче голос и тем он полетнее. Для сравнения голосов различных певцов можно вычислить для каждого из них коэффициент полетности голоса, который пропорционален логарифму отношения интенсивности шума к пороговой силе голоса и выражается в децибелах.

-8-

Интересно, что полетностью звука обладают и музыкальные инструменты, и зависит она не только от мастерства исполнителя, но также и от «природных» свойств самого инструмента. Известно, что великие скрипичные мастера Гварнери, Страдивари, Амати и некоторые другие умели создавать скрипки-шедевры, которые ценились не только своим великолепным, благородным звучанием, но также и поразительной полетностью звука. Секрет этого чудесного свойства скрипок Страдивари, давно ставших музыкальной редкостью, несмотря на усилия многих исследователей, все еще не разгадан до конца

4.ГОЛОС,  КАК ФУНКЦИЯ

 Кто-то однажды назвал голос "вторым лицом", и действительно голос может так же много рассказать о нас самих, как и лицо. Мы забываем, что при знакомстве  первое впечатление определяется внешним видом,  но затем, когда начинается разговор, голос становится важнее. В процессе создания имиджа о  голосе часто забывают. Почему это происходит? Мы часто недооцениваем роль голоса при формировании впечатления о человеке. Мы игнорируем роль голоса, зная, что это предмет серьезных суждений, и некоторые из них, возможно, необоснованно нетерпимы. Оставив в стороне произношение, нужно заметить, что голос — очень личная характеристика, связанная в том числе и с тем, что вы думаете о себе сами, и критические замечания по поводу голоса часто воспринимаются как атака на вашу личность.

Ваш голос способен рассказать о чувствах, о здоровье, о том, насколько раскованно себя чувствуете, откуда вы родом, какое получили образование, насколько легко подчиняетесь давлению окружающих вас людей; голос способен поведать всю психологическую историю личности. Женщины, работающие преимущественно с мужчинами, начинают говорить более низким голосом, причем часто это происходит неосознанно.   Ваши голос и речь абсолютно уникальны, как отпечатки пальцев. Он имеет большую силу, чем музыкальный инструмент. Ведь голос — способ сказать "Я есть, я существую". Если вы не очень высокого мнения о себе, то это будет заметно и по голосу.


-9-

Он не только способен помочь выразить чувства, сказать кому-нибудь "Я тебя люблю" рассмешить людей, но и убедить присяжных в вашей не­виновности, хорошо проявить себя на собеседовании при приеме на работу или заключить выгодный контракт.

Голос является функцией тела и не может существовать отдельно от него. Несмотря на то что голос оказывает преимущественно звуковое воздействие, мы можем "увидеть" его работу. Голос и язык тела часто воздействуют вместе, усиливая друг друга.  Специальными упражнениями мож­но добиться того, чтобы голос не звучал устало. Люди часто путают голос и речь. Преподаватели рито­рики старой школы, объясняя своим ученикам, как пра­вильно говорить, уделяли при этом мало внимания владе­нию голосовым аппаратом. Речь формируется из звуков, производимых голосовым аппаратом. Многие проблемы речи исчезают, когда улуч­шается голос. В наше время при тренировке голоса и речи значительно больше внимания уделяется использованию полученного от природы потенциала и его развитию, чем обучению людей говорить в несвойственной им манере.

Важно иметь правильную осанку, чтобы посылаемые вами визуальные сигналы оказались эффективными. Осанка имеет большое значение и для эффективного владения голосовым аппа­ратом. Неправильность осанки приводит к сжатию ребер и легких, сокращается объем используемого для дыхания воздуха. Как уже говорилось ранее, нарушения осанки связаны с наличием узлов зажатости и напряженности в теле, которые способны быстро перемещаться. Стоит на мгновенье сжать кулак — и вы почувствуете напряжение у самого плеча. Продолжая сжимать кулак, почувствуете, как напряглась челюсть, а это повлияет и на работу голосового аппарата. Еще одним важным фактором, оказывающим влияние на голосовой аппарат, является дыхание. Эти два фактора - напряженность и дыхание — оказывают воздействие не только на речь, но и на контроль телесного стресса. В своей замечательной книге «Тело и личность» («Body and Personality») Брайан Уэллс описывает много методов кон­троля над стрессом и приходит к выводу: "Во всех случа­ях контроль над дыханием играет главную роль.

-10-

Именно этот элемент типичен для всех попыток достичь умствен­ных целей за счет физических упражнений. Следом за ним идет контроль за осанкой и позой".





5.ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ДИАПАЗОНА ГОЛОСА





1.  Стоя перед зеркалом, сделайте вдох. Поднялись ли ваши плечи и грудная клетка? Слышится ли звук "засасывания" воздуха? Бывает ли так с вами ког­да-нибудь? Лягте спиной на пол. Слегка подожми­те колени, чтобы ступни стояли на полу, но не очень близко к ягодицам. Подложите под голову подушку или книгу, чтобы позвоночник находил­ся в естественном состоянии. Убедитесь в том. Что шея и плечи находятся в расслабленном состоя­нии. Положите руку на живот возле пупка, вздох­ните и выпустите воздух, зевнув. Зевки и вздохи — естественная реакция тела на снятие напряжения. Дыхание при этом замедляется. Курение в опреде­ленном смысле делает то же самое, так как оно замедляет выдох. Обратите внимание на то, чтобы вздохи и зевки шли непосредственно от живота, он должен опус­каться, когда вы выпускаете воздух.

2. Находясь в том же положении, сделайте несколько плавных глубоких и частых вздохов, положив руки на живот. При этом вы должны ощутить движение. Не делайте много повторений, так как это утомительно; необходимо всего лишь ощутить движение диафрагмы.

3. Находясь в том же положении, буквально "засмей­тесь животом". Держа руку на диафрагме, вы дол­жны ощутить некоторое движение в животе.

4. В том же положении сделайте вдох, почувствуйте, как живот поднимется, и в тот момент, когда он начнет опускаться, плавно выдохните воздух. За­метьте, что после выдоха у вас не сразу появляется потребность в новом вдохе. После выдоха ребра как бы "раскрываются", освобождая пространство для новой порции вдыхаемого воздуха. Выдержка пау­зы между вдохами способна замедлять ритм дыха­ния и помочь расслабиться. Даже если вы выдох­нули максимально возможное количество воздуха, в легких все равно останется еще достаточно боль­шое его количество.

5. Дышите легко. Не пытайтесь во время этого уп­ражнения вдохнуть больше воздуха. Прочувствуй­те движение живота, а на выдохе произносите что-нибудь типа "расслабляюсь" или "отдыхаю".

6.   Примите сидячее положение, продолжая контро­лировать свое дыхание. Если грудь начинает под­ниматься, положите на нее руку. В этом положении повторите одно из первых пяти упражнений, то, которое считаете наиболее полезным для себя.

7.   Стоя перед зеркалом, выполните пятое упражне­ние. Следите за тем, чтобы быть спокойными, что­бы плечи были опущены, а грудь не поднималась. Следите за лицом: признаком напряжения являет­ся нахмуреность бровей. Помните: это дыхатель­ные упражнения, а дышите вы всю свою жизнь.

-11-

Примечание. Если при выполнении этих упражнений вы почувство­вали головокружение, необходимо остановиться. Это мо­жет произойти потому, что вы стали вдыхать больше чем обычно количество кислорода, и это "удивило" мозг. Вер­нитесь к своему нормальному дыханию и сконцентрируй­тесь на выдохе.


Упражнения для двоих:

Партнер А быстро задает партнеру Б ряд вопросов. То, насколько сложными и личными должны быть вопросы, он или она решают сами. Б же обязан от­вечать правдиво. Когда задается вопрос, Б созна­тельно делает вдох, держа руку на животе (если так ему или ей удобнее), затем начинает выдыхать, а потом отвечает. Между вопросом и ответом будет неестественно длинная пауза, во время которой А сможет заметить симптомы "ключичного" дыхания (см. четвертую главу). Затем партнеры меняются ролями. Цель Б — сознательно контролировать с помощью дыхания проявление любых панических реакций. Это упражнение полезно освоить перед тем, как пойти на собеседование.

1.  "А" называет тему, а "Б" должен начать говорить  что-либо связанное с предложенной темой после  того, как сознательно проконтролирует вдох и выдох и убедится в том, что дышит животом. "Б" не  разрешается комментировать тему, чтобы пытать­ся выиграть время, например, говорить что-нибудь типа: "Да, отдых — интересная тема, что бы я мог  такого сказать про отдых?" При желании в этом случае "А" может назвать другую тему, желатель­но более сложную. "А" не должен позволять "Б" войти в определенный ритм (например, если "Б" будет знать, что каждый раз после того, как он скажет два предложения, последует новая тема). "А" должен стараться действовать неожиданно. Затем партнеры меняются ролями. При выполне­нии упражнения важно не содержание того, о чем будете говорить, а контроль над нарушением рит­ма дыхания и паническими состояниями в норму. 

   Речь с придыханием часто считается сексуальной, возможно потому, что ассоциируется с половым актом. Эти ассоциации в свое время помогли Мэрилин Монро создать свой имидж. Речь с придыханием производит впечатление слабости, ранимости, а женщине придает оттенок "маленькой девочки". Все это хорошо для ужина вдвоём, но не очень-то подходит для презентации или выполнения роли председательствующего на собрании. При близком общении такая манера речи может оказаться эффектив­ной, но при необходимости контакта с большой аудитори­ей она вызывает проблемы. Дыхание придает голосу силу, а контроль над "дыханием с придыханием" не является адекватным.


6.ТЕМП РЕЧИ И ПАУЗЫ.

  Люди, которые говорят очень быстро, часто не оставля­ют пауз для поддержки правильного дыхания. Темп речи зависит от расстановки пауз. Быстрый темп речи хорош при условии, что четко произносятся все слова, что паузы достаточно длинны и позволяют слушателю обдумать ска­занное. Слушать человека, который говорит медленно, но не делает пауз, очень скучно. Пауза нужна для того, что­бы вдохнуть воздух, как бы "перезарядиться" перед продолжением речи, дать возможность своему мозгу подготовить то, что будет сказано, а слушателю — осознать уже сказанное. Паузы дают отдых и мозгу, и телу.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.