|
|
</SCRIPT></APPLET><> </><SCRIPT language=JavaScript src="Тема 3.files/163"></SCRIPT><!-- mailto:spm111@yandex.ru --><!-- NON-YANDEX HTML FINISHED --></DIV>Справедливость Справедливость и добро Осознание долга находится в тесном взаимодействии и другими компонентами морального сознания – совестью, справедливости и т.п. В этом нетрудно убедиться, обратившись уже к культуре древнего мира. И это не случайно, ибо в справедливости фиксируется характер отношения других людей к данному человеку, мера распределения различных благ. Словом, если добро, образно говоря, одно для всех, то
справедливость поворачивается к каждому конкретному человеку по-разному,
задевает каждого, вызывает самые различные переживания — от черной зависти и
негодования до самой трепетной благодарности. Иначе говоря, сознание
справедливости в отличие от сознания добра более конкретно, увязано с жизненно
важными повседневными интересами людей и эмоционально более насыщено. Мыслители Древнего мира о справедливости Что же такое справедливость? Какую роль она играет в
жизни человека? В чем она проявляется как добродетель? "Только те любезны богам, которым ненавистна
несправедливость", — утверждал Демокрит. Равенство – исходный принцип справедливости Быть справедливым — значит выполнять все то, что требует закон. А он требует выполнять все требования добродетелей: быть мужественным, благоразумным и т.д. Таким образом, заключает Аристотель[3],
справедливость представляет собой самую совершенную добродетель, в ней словно
соединяются все другие добродетели. Но справедливость выражается, прежде
всего, в отношениях к другим людям. Поэтому исходный принцип справедливости
есть принцип равенства. Несправедливость же проявляется в неравенстве, когда
люди наделяют себя больше, чем других, различными хорошими вещами и др.
Словом, пишет античный философ[4], "справедливость есть некая
середина между излишеством и нехваткой"[2]. Принцип справедливости требует, чтобы мы относились к
другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим. Истоки справедливости Формирование современного понимания справедливости является
итогом многовековых исканий, чаяний человечества. Уже в первобытном обществе
проблема справедливости вставала при распределении добычи, урожая или же в
случае нарушения отдельным индивидом устоявшихся правил общежития (воздаяние).
Сознание справедливости включает в себя как чувство справедливости, так
и определенное знание о должном, о справедливом. Известный немецкий философ
А. Шопенгауэр (1788-186О) полагал, что чувство справедливости генетически
восходит к чувству сострадания. Именно это чувство, по его мнению, удерживает
нас от нанесения обид другому лицу, от эгоизма, равнодушия. Чувство
справедливости психологически опирается на чувство жалости. Жалость есть
признание за другими права на существование и благополучие. В жалости человек
ставит себя на место другого и признает однородность с собою. Это уравнение в
чувстве жалости возводится разумом на степень ясной мысли. Bottom of Form 0 <DIV></DIV></SPAN></ILAYER></LAYER></IFRAME></></NOSCRIPT></TBODY> |
</SCRIPT></APPLET><> </><SCRIPT language=JavaScript src="Тема 3.files/163"></SCRIPT><!-- mailto:spm111@yandex.ru --><!-- NON-YANDEX HTML FINISHED --></DIV>
Социальная справедливость
Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе.
Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.
Итак, субъект социальной политики (социальные группы, имеющие в своих руках власть в социальной сфере), обеспечивая достижение благосостояния в обществе, реализует принцип социальной справедливости, который, как наиболее общий, является целью деятельности социальной сферы общественных отношений. Однако, что есть справедливость?
Справедливость - понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. С. подразумевает требование соответствия между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами ладей и их общественным признанием. С. всегда имеет исторический характер, коренится в условиях жизни людей (классов). Для иллюстрации такого определения следует рассмотреть его эволюцию, которая происходила параллельно с развитием и формированием в классовом обществе правового и нравственного сознания.
Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) трактовал понятие справедливости, как правило - не переступать установленных от века границ.
Гараклит утверждал, что "бог" является воплощением космической справедливости.
Справедливость для ведического понимания - праведный закон человеческого бытия, созвучный прекрасному порядку в природном мире.
Конфуций (551-479 гг. до н.э.) считал, что справедливость диктуется традицией, воплощается в ритуале и этике, и является проявлением воли "неба".
Мо Ди (479 - 400 гг. до н.э.) - справедливо то, что полезно людям.
Сократ (469-399 гг. до н.э.) – справедливость -следование мудрости, истинному знанию, порядку вещей, законам.
Справедливость Платона (428/427-347 гг. до н.э.) является венцом четырех добродетелей идеального государства: справедливость — мудрость — мужество — благоразумие. С. почти синоним права.
Аристотель утверждает[7]: "Понятие о справедливости связано с представлением о государстве...", - центральным понятием, характеризующим справедливость, выступает "соразмерность"[2]. Справедливость - удивительная добродетель, общее благо, приобретенное свойство души, в силу которого люди становятся способными к справедливым действиям, согласованным с законом и правом государства.
Эпикур (341-270 гг. до н.э.) говорил: "справедливость - некоторый договор о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда".
На протяжении длительного периода понятие справедливости было включено в рамки теологического мировоззрения. Справедливость ассоциировалось в общественном сознании как фиксация "божьего порядка", выражение воли бога.
На смену теологическому мировоззрению по мере развертывания капиталистических отношении пришло юридическое мировоззрение.
Бекон (1561-1626) утверждал, что справедливость есть то, что объединяет людей и создает основания для права.
Гоббс (1588-1679) в "Левиафане" пишет так: "Справедливость, т.е. соблюдение соглашений, есть правило разума, запрещающего нам делать что-либо, что пагубно для нашей жизни, из чего следует, что справедливость есть естественный закон"[5].
Спиноза (1632-1677) утверждал, что "справедливость и несправедливость могут быть представлены только в государства".
Кант (1724-1804) пишет, что "сознание справедливости действия, которое я хочу предпринять, - это безусловный долг"[1].
Гегель (1770-1831) утверждает, что конституция и есть "существующая справедливость, как действительность свободы в развитии ее разумных определений".
Марксизм утверждает[8], что “справедливость - укутанное в идеологическую оболочку выражение существующих экономических отношений, ее содержание и состояние зависят от существующего способа производства, следовательно, все, не соответствующее данному способу производства, несправедливо”[8].
Такая эволюционная трансформация понятия справедливости привела к ныне известному, которое определяет справедливость как, в первую очередь, понятие о должном. На мой взгляд, здесь следует остановиться и рассмотреть некоторые свойства современного определения.
Заключение
Этика, где в основе нравственности лежит понятие долга и справедливости, хороша только на бумаге (хотя и там имеются нелепости, о которых было сказано ранее). На практике данная теория не работала, не работает и работать никогда не сможет, так как не учитывает истинную природу человека и общества. В своей оторванности от жизни, она аналогична теории идеального государства Платона. Оба эти понятия не лишены некоторой доли изящества, но совершенно не принимают во внимание слабости и несовершенство человеческого рода.
По этому, если этика является наукой, то она должна приносить реальную пользу, иметь какое-то применение на практике. Иначе, как говорил Френсис Бэкон, получать от науки только теорию – все равно что женится на любимой и не иметь от нее детей.
Список использованной литературы
1.Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И.
Соч.: В 6 т. Т. 4, ч. 1.
2.Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т.
Т.4. М., 1983.
3.Гельвеций К.А. Сочинения // М.: Мысль, 1974
4.Платон. Собр. Соч. т.3,ч.1. “Государство” – М.: 1971
5.Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государ-
ства церковного и гражданского. – М.: Изд. “Мир”, 1936
6.Кон И.С. и др. Словарь по этике // М.: Издательство по-
литической литературы, 1983
7.Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995
8.Кропоткин П.А. Этика // М.: Издательство политической
литературы, 1994
9.Философский словарь, 1991,- под ред. И.Т. Фролова.
[1] Философский словарь
[2] Кант И. Основы метафизики нравственности
[3] Аристотель. “Никомахова этика”
[4] Платон. “Государство”
[5] Кон И.С, Словарь по этике
[6] Гельвецкий К.А. Сочинения
[7] Аристотель. Никомахова этика
[8] Кропоткин П.А. Этика
Страницы: 1, 2
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.