Главная:
Рефераты
Главная
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
Матметоды в эк-ке
Метрология
Неопределено
Режущий инструмент
Реклама и PR
Ресторанно-гостиничный бизнес бытовое обслуживан
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
САПР
Стратегический менеджмент
Схемотехника
Уголовное право
Уголовный процесс
Управление персоналом
Физика
Эктеория
Электротехника
Этика эстетика
Юридпсихология
Карта сайта
Рефераты. Реферат: Законодательное регулирование поведения человека в чрезвычайных ситуациях
Реферат: Законодательное регулирование поведения человека в чрезвычайных ситуациях
Международный университет природы, общества и человека "Дубна"
Кафедра системного анализа и управления
Реферат по безопасности жизнедеятельности на тему:
Законодательное регулирование поведения человека в чрезвычайных
ситуациях
Выполнил: студент группы 2061
Тарский Ф.Н.
Преподаватель: Хозяинов М.С.
Дубна,
2000 г.
Чрезвычайная ситуация – это положение, которое сложилось в результате
аварии, природного явления или иного бедствия, которые сопровождаются
человеческими жертвами, материальными потерями или ущербом для природной
среды. Это определение, на мой взгляд, достаточно верно характеризует
сущность чрезвычайной ситуации.
С развитием цивилизации, с применением всё более новых технологий,
прогрессом научных исследований постоянно возрастает угроза техногенных
катастроф. На территории страны имеется большое количество складов с
запасами горючих, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых и радиоактивных
веществ. Кроме того, имеется огромное количество химического и
бактериологического оружия. Все эти запасы долгое время хранятся без
надлежащей ревизии и утилизации, хранилища нередко находятся в аварийном
состоянии. Износ оборудования часто превышает допустимые нормативы: так,
например, отслужили свой срок 40% трубопроводов для перекачки газа и
нефти. Зоной повышенной опасности являются транспортные коммуникации,
объекты электроэнергетики. Считается, что в опасных зонах проживает 30%
населения, в чрезвычайно опасных – 10%. В частности, город Дубна
относится к такого рода опасным зонам: здесь имеются определённые запасы
радиоактивных веществ, обеспечивающих работу ядерного реактора
Объединённого Института Ядерных Исследований; имеется плотина, которая
удерживает огромные запасы воды Московского моря (Иваньковского
водохранилища). В условиях низкой технологической дисциплины,
хронической нехватки финансовых и материальных ресурсов для поддержания
основных фондов в рабочем состоянии, возрастает вероятность массовых
аварий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций.
Все чрезвычайные ситуации можно подразделить на локальные, местные,
территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Критериями
подобной классификации чрезвычайных ситуаций являются: численность
пострадавшего населения, размер материального ущерба, а так же границы
зон распространения поражающих факторов. Однако социальный резонанс
зависит очень часто не от числа пострадавших, а от условий, при которых
произошла катастрофа. В качестве примера можно привести атомную
подводную лодку "Курск", затонувшую в августе 2000 года, в результате
аварии на которой погибло 118 человек. В результате многочисленных
терактов, совершаемых на территории нашей страны, техногенных аварий и
природных катаклизмов гибнет больше людей, однако эти события не
получают столь широкого освещения в средствах массовой информации.
Постановлением правительства РФ от 9 марта 1996 г. №349 утверждены
нормативы для классификации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
Критерии классификации чрезвычайных ситуаций:
Критерии классификации Чрезвычайная ситуация
Локальная Местная Территориальная Региональная Федеральная
Численность пострадавшего населения, чел. Не более 10 От 10 до 50 От 50
до 500 От 50 до 500 Более 500
Нарушены условия жизнедеятельности, чел. Не более 100 От 100 до 300 От
300 до 500 От 500 до 1000 Более 1000
Материальный ущерб (количество минимальных оплат труда в месяц), тыс. Не
более 1 От 1 до 5 От 5 до 500 От 500 до 5000 Более 5000
Зона чрезвычайной ситуации:
а) не выходит за пределы:
? территории объекта
? населённого пункта, района
? субъекта РФ
б) охватывает территорию:
? двух субъектов РФ
? более двух субъектов РФ
+
–
–
–
–
–
+
–
–
–
–
–
+
–
–
–
–
–
+
–
–
–
–
–
+
К трансграничным относятся такие чрезвычайные ситуации, поражающие
факторов которых выходят за пределы страны, или которые возникают за
рубежом и затрагивают территорию страны.
Принято различать чрезвычайные экологические ситуации и экологические
бедствия. Территория объявляется зоной чрезвычайной экологической
ситуации, указом президента РФ на основании заключения государственной
экологической экспертизы, если в ней в результате хозяйственной и иной
деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей
природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию генетического
фонда растений и животных. Участки территории, где произошли глубокие
необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой
существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного
равновесия, называются зонами экологического бедствия.
Особое значение имеет профилактика, попытка предотвратить наступление
чрезвычайных ситуаций. Для этого проводятся особые мероприятия и
устанавливаются нормы и правила поведения. Так, в области обращения с
ядерными материалами предусматривается комплексное решение проблем,
связанных с их получением, использованием, физической защитой,
регистрацией и учётом. На всей территории нашей страны осуществляется
государственный контроль за радиационной обстановкой. Все ядерные
материалы подлежат государственному учёту и контролю на различных
уровнях государственной власти. Государство регулирует так же
безопасность при использовании атомной энергии при помощи специально
уполномоченных на то федеральных органов исполнительной власти. Они
вводят в действие нормы и правила в области использования атомной
энергии, осуществляют надзор за их исполнение, проводят экспертизу
ядерных установок, применяют меры административного воздействия и
выполняют другие функции, связанные с обеспечением безопасности при
использовании атомной энергии. На федеральном уровне государственный
учёт и контроль ядерных материалов осуществляют Министерство по атомной
энергии (Минатом России) и Министерство обороны РФ. На ведомственном
уровне эти функции выполняют федеральные органы исполнительной власти, в
непосредственном распоряжении которых находятся ядерные материалы. На
уровне эксплуатирующей организации, деятельность которой связана с
производством, хранением или использованием ядерных материалов, из учёт
и контроль осуществляет её администрация. Надзор же за самой системой
учёта и контроля ядерных материалов для использования в мирных целях
осуществляет Федеральный надзор России по ядерной и радиационной
безопасности. Государственный таможенный комитет РФ контролирует
перемещение ядерных материалов через таможенную границу. Особо
подчёркивается, что вмешательство в деятельность эксплуатирующей
организации в части использования ядерной установки не допускается.
При потере управления некоторыми частями ядерной установки может
наступить серьёзная радиационная авария, что н просто нежелательно, а
просто недопустимо. В организациях, где теоретически возможны подобные
аварии, обязательно должен быть план мероприятий по защите работников и
населения, а так же средства для ликвидации аварий. В качестве
профилактики проводятся мероприятия по обеспечению правил, норм в
области радиационной безопасности, информирование населения о
радиационной обстановке, его обучение в области радиационной
безопасности.
Проблемы экологической безопасности возникают в связи с изменениями
климата, а так же производственной деятельности человека. Изменение
климате ведёт к крупномасштабным негативным последствиям во всех
областях деятельности. В нашей стране весьма уязвимыми к изменению
климата являются сельское, лесное и водное хозяйства. В 1992 году была
проведена специальная конференция ООН, посвящённая окружающей среде и
развитию. В её результате была подписана конвенция об изменении климата,
подписанная многими странами, в том числе и Россией. Цель её заключается
в том, чтобы добиться стабилизации концентрации парниковых газов в
атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного
антропогенного воздействия на климатическую систему. Деятельность
человечества в начале XXI столетия приводит к стремительному повышению
концентрации загрязняющих веществ в атмосфере, что вызывает угрозу
разрушения её озонового слоя и резкого изменения климата, в частности,
глобального потепления. Для снижения угрозы глобального экологического
кризиса необходимо повсеместно значительно сократить выброс в атмосферу
вредных газов. Ответственность за снижение таких выбросов должна быть
разделена между всеми членами мирового сообщества, существенно
различающимися по многим параметрам: уровню промышленного развития,
доходу, социальной структуре и политической ориентации. В силу этих
различий неизбежно возникает вопрос, в какой степени национальное
правительство должно контролировать выбросы в атмосферу. Дискуссионность
данной проблемы усиливается ещё и тем фактом, что до настоящего времени
не достигнуто согласия по вопросу о воздействии на окружающую среду
возрастающего парникового эффекта. Однако растёт понимание того, что с
учётом угрозы глобального потепления со всеми вытекающими из этого
разрушительными последствиями ограничение вредных выбросов в атмосферу
становится задачей первостепенной важности. Реализуемая федеральная
целевая программа "Предотвращение опасных изменений климата и их
отрицательных последствий" должна обеспечить выполнение обязательств
России по конвенции ООН, чтобы предотвратить отрицательные последствия в
результате изменения климата. Всестороннее обеспечение этой программы
обеспечивает Федеральная служба России по гидрометеорологии мониторингу
окружающей среды. Создание предусмотренных программой систем контроля,
мониторинга, анализа и прогнозирования позволит обеспечить органы
государственной власти и отрасли экономики достоверной информацией для
принятия хозяйственных решений, уменьшающих или исключающих
отрицательные последствия изменения климата.
Чрезвычайные ситуации ликвидируются соответственно их уровню и значению:
локальная – силами и средствами предприятия или организации, на
территории которых они произошли; местная – при помощи органов местного
самоуправления; территориальная – органов исполнительной власти субъекта
РФ. Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по
решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права и
международными договорами.
Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании
проведения аварийно-спасательных работ. Однако ещё до наступления самой
чрезвычайной ситуации к её появлению необходимо подготовиться:
заблаговременно должны создаваться резервы материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайной ситуации и поддержания жизнеобеспечения людей.
Сюда входят:
продовольствие;
пищевое сырьё;
медицинское имущество;
медикаменты;
транспортные средства;
средства связи;
строительные материалы;
топливо;
средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Резервы всех необходимых вещей создаются исходя из прогнозируемых видов
и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объёма по работ по их
ликвидации, максимально возможного использования сил и средств по
следующим уровням управления:
Федеральный резерв в составе государственного материального резерва –
решением Правительства РФ;
Резервы федеральных органов исполнительной власти;
Резервы субъектов РФ – решением органов исполнительной власти субъектов
РФ;
Местные резервы – решением органов местного самоуправления;
Объектовые резервы – решением администраций предприятий, учреждений.
Номенклатура и объёмы резервов, а так же контроль за созданием,
хранением, использованием и их восполнением устанавливаются создавшим их
органом. Размещаются резервы на объектах, предназначенных для их
хранения, откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных
ситуаций резервы используются при проведении аварийно-спасательных и
иных неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни
и здоровья людей, для развёртывания и содержания временных пунктов
проживания и питания пострадавших граждан, оказание им единовременной
материальной помощи и иных первоочередных мероприятий, связанных с
обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения. Финансирование
издержек по созданию, использованию и восполнению ресурсов
осуществляется за счёт федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ,
местных бюджетов, средств федеральных органов исполнительной власти,
собственных средств предприятий, учреждений.
При ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий производятся
экстренные поставки материальных ресурсов. Для этого используются
средства банков под гарантию Правительства РФ при расчётах за
формирование, закупку, доставку, хранение и страхование материальных
ценностей, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций. От
имени Правительства гарантии по возврату средств банков предоставляет
Минфин России в пределах ассигнования на эти цели, предусмотренных в
федеральном бюджете. Министерство РФ по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС
России) совместно с Государственным комитетом РФ по государственным
резервам (госкомрезерв России) ежегодно определяет перечень предприятий
– поставщиков в государственные резервы материальных и продовольственных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом таможенное
оформление товаров при их ввозе вывозе осуществляется в приоритетном
порядке.
Гражданам, лишившимся жиля в результате чрезвычайных ситуаций и
стихийных бедствий, выдаются государственные жилищные сертификаты.
Сертификат является именной необращающейся ценной бумагой и отчуждению в
какой-либо форме не подлежит. Выпуск сертификатов осуществляется в
течение двух месяцев с момента чрезвычайной ситуации на основании
решения Правительства РФ, данных МЧС России и органа исполнительной
власти субъекта РФ, на территории которого сложилась чрезвычайная
ситуация. Органы исполнительной власти субъектов РФ должны обеспечить
предоставление жилья гражданам, лишившимся его в результате чрезвычайных
ситуаций, в трехмесячный срок со дня получения ими жилищного
сертификата. Срок предъявления сертификата для получения жилья
устанавливается в течение года с даты его выдачи.
Погашение государственных жилищных сертификатов осуществляется за счёт
средств, предусматриваемых на эти цели в государственном бюджете и в
составе резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Минфин России
компенсирует органу исполнительной власти субъекта РФ стоимость общей
стоимости жилья, предоставляемой владельцу сертификата. Сумма
компенсации определяется исходя из размера предоставляемой площади и
сложившейся в районе на момент выпуска сертификатов средней стоимости 1
м2 общей площади вынужденным переселенцам выдаётся долговременная
беспроцентная возвратная ссуда на строительство ли приобретение жилья. В
качестве примера можно сказать, что в целях оказания помощи
сельскохозяйственным производителям в ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций в 1996 г. выделено за счёт общих выплат для
сельского хозяйства из федерального бюджета 1477,3 млрд. рублей.
В зоне экологической чрезвычайной ситуации на время преодоления её
последствий приостанавливается работа предприятий, учреждений, цехов,
оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние, ограничиваются
отдельные виды природопользования, проводятся оперативные мероприятия по
воспроизводству природных ресурсов. В зоне экологического бедствия
прекращается деятельность сельскохозяйственных объектов, кроме связанных
с обслуживанием местного населения, запрещается строительство новых
объёктов, существенно ограничиваются все виды природопользования.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного техногенного характера производится за счёт средств
предприятий, учреждений и организаций независимо от их
организационно-правовой формы, находящихся в зонах чрезвычайных
ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти,
соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. При
отсутствии или недостаточности средств, федеральные органы
исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации
могут обратиться с просьбой в Правительство РФ с просьбой о выделении
средств из резервного фонда правительства РФ по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Основанием для выделения средств из резервного фонда является решение
Правительства РФ, в котором указывается размер необходимой суммы и цели
её расходования.
Средства из резервного фонда выделяются органам исполнительной власти РФ
и субъектов РФ для финансирования аварийно-спасательных и
аварийно-восстановительных работ, закупки материальных ресурсов для
жизнеобеспечения пострадавшего населения, оказание единовременной
материальной помощи, погашение государственных жилищных сертификатов и
некоторые другие нужды. В целях повышения оперативности проведения
неотложных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуации на бюджетный
счёт МЧС России начисляется оперативный резерв финансовых средств в
размере не менее 0,1% установленного в федеральном бюджете объёма
резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Средства
оперативного резерва расходуются по целевому назначению. Финансирование
последующих мероприятий по восстановлению объектов экономики и
территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций,
осуществляется за счёт собственных средств организаций, соответствующих
бюджетов и других источников, а в необходимых случаях – за счёт
государственных инвестиций, предусматриваемых в федеральном бюджете.
Органами управления чрезвычайными ситуациями являются МЧС России с
региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям, Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций комиссии по чрезвычайным ситуациям органов
исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления,
объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям (создаются в случае
необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы).
Положение о министерстве Российской федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий утверждено Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. №
457.
Создана всероссийская служба медицины катастроф. Главной её задачей
является организация и своевременное оказание пострадавшему населению
необходимой медицинской помощи, обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия населения в чрезвычайных
ситуациях. В Службу функционально входят соответствующие службы
федеральных органов исполнительной власти. Формируются региональные и
территориальные центры медицины катастроф.
В составе Федеральной авиационной службы России образована Служба
поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов гражданской
авиации. Она осуществляет специальные исполнительные, контрольные,
разрешительные и надзорные функции по организации и проведению
поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения
полётов.
Органами повседневного управления являются пункты управления (центры
управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов
управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех
уровней, дежурные диспетчерские службы и специализированные
подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.6
В соответствии с Законом "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" создается
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций ( РСЧС). Она состоит из функциональных и территориальных
подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный ,
территориальный, местный и объектовый. Функциональные подсистемы
создаются федеральными органами исполнительной власти для организации
работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере
их деятельности и отраслей экономики. Территориальные подсистемы
создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций в пределах их территорий. Каждый уровень РСЧС имеет
координирующие и постоянно действующие органы управления, силы и
средства, резервы материальных и финансовых ресурсов, системы связи.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей
чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной
власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах
конкретной территории устанавливаются различные режимы функционирования
РСЧС: повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной
ситуации.
Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счёт
соответствующего бюджета и средств предприятий.
Организационно-методической руководство планированием действий РСЧС
осуществляет МЧС России. Утверждён порядок сбора информации о защите
населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Информация содержит сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных
ситуациях и их последствиях. Она используется для принятия мер по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и своевременного
оповещения населения. МЧС России с участием заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти разрабатывает Программу страхования и
перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и
стихийных бедствий.
Нельзя не отметить, что несмотря на всю теоретическую проработанность и
отлаженность системы предотвращения чрезвычайных ситуаций в нашей
стране, происходят они постоянно. В связи с этим автор реферата считает
необходимым улучшить базовую подготовку людей в области безопасности
жизнедеятельности. Достигнуть этого можно прежде всего при помощи
усиления воспитания ответственного сознания граждан, при котором каждый
человек будет чётко знать, как действовать в той или иной чрезвычайной
ситуации.
Список литературы:
Дружинин В.Ф., Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях, М.,
1996.
Ерофеев Б.В., Эколгическое и земельное право, М., 2000
Кривошеин Д.А., Экология и безопасность жизнедеятельности, М., 2000.
Пикулькин А.В., Система государственного управления, М., 1997.
Пикулькин А.В., Система государственного управления, М., 1997
Пикулькин А.В., Система государственного управления, М., 1997
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.