Рефераты. Иностранцы в Германии






в приеме немецких эмигрантов 1933-1945 гг. стал известный абзац из

четырех слов в ст. 16 конституции, по поводу которого так много

дискутировали и о котором сегодня написаны многочисленные тома:

«Преследуемые по политическим мотивам имеют право на убежище».

Четвертая большая группа выселенцы и немецкие иммигранты из Восточной

Европы: иммиграция переселенцев это своего рода «возвращение через

поколение». Предки мигрантов выехали из страны несколько десятков или

сотню лет назад или, как в случае «семибургских саксонцев» еще в позднем

средневековье - когда Германия еще не существовала. Те, кто официально

признан «выселенцем», могут, с точки зрения правовых норм в связи с

последствиями войны, претендовать на германское гражданство со всеми

правами и обязанностями. Однако в культурном, ментальном и социальном

отношении они – настоящие иммигранты. Из-за недооценки или смешения их с

изгнанными и послевоенными беженцами вопрос об их интеграции стоит

особенно остро. Проблемы иммиграции обострялись по мере массового роста

иммиграции выселенцев. Они имели место, хотя уровень 1993 г. путем

выделения особых контингентов был максимально снижен до 220 тыс. человек

и затем путём определенных ограничений доведен до 100 тысяч в 1998 г.

Немаловажную роль сыграли языковые тесты, введенные в 1996 году в

регионах происхождения. Иммиграция выселенцев долгое время считалась

образцовым экспериментом рекомендованным для интеграции иностранных

иммигрантов. В условиях нарастающего бюджетного дефицита ситуация заметно

изменилась. Впрочем, выселенцы, несмотря на сокращение пособий по

интеграции, остаются привилегированной группой иммигрантов. При

интеграции «чужих» немцев с Востока выявились новые серьезные

миграционные трудности. Между тем в ходе осуществляемой уже в течение

десятилетий интеграции «своих» иностранцев не удается справиться с

решением многих проблем.

От страны эмиграции к стране иммиграции

Несмотря на все светлые и темные стороны в истории миграции внутри

страны, в страну и из страны, магистральная линия исторического развития

в ХIХ и XX в.в. состояла в том, что Германия из страны эмиграции сначала

стала страной привозного труда, а затем и страной куда стремятся попасть

эмигранты. Это было известно еще до сенсационного отчета ООН о развитии

населения весной 2000 г., где говорится, что Германия еще долго будет

оставаться желанной для эмиграции страной.

Прогрессирующее демографическое «старение» населения Германии в

действительности таит серьезные проблемы. Они касаются экономической

динамики и солидарности поколений. Демографическая политика как таковая

не является альтернативой. Речь должна идти об условиях, при которых

население растет за счет рождении и/или иммиграции. Для этого необходимы

теоретические концепции, рассматривающие миграцию как центральную

проблему наряду с другими аспектами. При рассмотрении миграции важно не

упускать из виду, что, несмотря на приток иммигрантов Германия не

перестала быть страной эмиграции и транзита. Федеративная Республика, по

крайней мере, с окончанием «холодной войны» и связанными с ней

передвижениями на селения между Востоком и Западом - словно гончарный

круг международных миграционных процессов она принимает эмигрантов и

миграционных рабочих, но и отпускает людей в другие страны жить и

работать. В нее вливаются многочисленные транзитные иностранцы

путешественники, а также множество беженцев, для которых Германия -

промежуточная станция на пути к другим странам. Вот почему Германии

необходима всеобъемлющая концепция для всех типов миграции.

Иностранцы в Германии.

Немцы и иностранцы.

В 1990 и 1991 гг. на Германию приходилось 58 процентов, а в 1992 г.

уже 79 процентов всех ищущих убежища в странах Европейского Сообщества.

В 1992 году на проживание и питание иностранных мигрантов Германии

пришлось истратить почти 9 миллиардов немецких марок.

Ввиду экономических трудностей в стране, с середины 1992 года в

Германии имеют место акты насилия по отношению к иностранцам. Их

совершают, в основном, молодые люди, не имеющие профессионального

образования. Немецкая общественность во многих городах страны участвовала

в спонтанных и организованных митингах солидарности с иностранными

согражданами, в которых приняли участие ведущие представители всех

общественных групп: политических партий, религиозных общин, а также фирм

и рабочих. На специальных мероприятиях популярные среди молодёжи

спортсмены и музыканты призывают оказывать противодействие насилию по

отношению к иностранцам.

Враждебность по отношению к иностранцам никогда не встречала поддержки

у немецкого населения. По мнению компетентных наблюдателей, ненависть и

насилие являются свидетельством ущербности системы ценностей у

определённой части населения; при этом некоторую роль играет зависть к

успехам иностранных сограждан.

Ответственные деятели политики и общества проявляют решимость

позаботиться о том, чтобы все люди в Германии могли жить без страха.

Германский Бундестаг в октябре 1992 года подчеркнул:

«Иностранцы являются частью нашего общества и нашей экономической

жизни; - они вносят существенный вклад в фонд нашего социального

обеспечения и обогащают культурную жизнь в Германии. Добрососедская

совместная жизнь должна быть сохранена и, если нужно, улучшена.

Необходимо и далее содействовать интеграции иностранцев. Федеральный

канцлер Гельмут Коль в одном из правительственных заявлений в июне 1993

года заверил, что в Германии нет места насилию против иностранцев.

Основой федеральном и земельной политики по отношению к иностранцам

являются принятые в 1977 году «Предложения комиссии представителей

федерации и земель по поводу разработки широкомасштабной концепции

повышения степени занятости иностранцев». В этом документе содержатся

следующие пункты:

- Федеративная Республика Германия не является страной, регулярно

принимающей иммигрантов.

- Промышленные предприятия не могут рассчитывать на то, что им будет

разрешено приглашать любое количество иностранных рабочих для работы в

Германии.

- В Германии будут, однако, в течение длительного времени работать

иностранные рабочие и служащие. С учётом особых проблем второго и

третьего поколения иностранцев в Германии, необходимо проведение политики

обеспечения рабочих мест для иностранцев.

- Необходимо проведение мер повышения уровня профессиональной

подготовки иностранцев в Германии, чтобы повысить их готовность к

возвращению в свою страну.

- Проживание иностранцев и их семей в Федеративной Республике Германия

должно быть обеспечено в социальном и правовом плане; им должна быть

обеспечена возможность социальной интеграции.

Заступая в должность федерального канцлера в октябре 1982 года,

Гельмут Коль так сформулировал основы своей политики в отношении

иностранцев:

«Политика федерального правительства в отношении иностранцев,

направлена на интеграцию тех иностранцев, которые легально проживают на

территории нашей страны, - в частности, иностранцев, приглашённых на

работу, и членов их семей; наша политика направлена также на ограничение

иммиграции из стран, не входящих в Европейское Сообщество; целью нашей

политики является также оказание помощи тем иностранцам, кто хочет

вернуться в свою страну».

Эти принципы нашли своё отражение в «Законе о въезде и пребывании

иностранцев на территории Федеративной Республики Германия», действующем

с 1 января 1991 года. В этом законе нашло подтверждение распоряжение

правительства от 1973 года о запрете вербовки иностранных рабочих из

стран, не принадлежащих к Европейскому Сообществу. Политика интеграции

иностранцев не направлена на их ассимиляцию. Первая «уполномоченная

федерального правительства по вопросам интеграции иностранных рабочих и

служащих и членов их семей» госпожа Лизелоттэ Функэ (вышла в отставку в

1991 году), определила своё представление об интеграции иностранцев как

«постепенное привыкание к нашему образу жизни и мирное сосуществование

людей различного происхождения, при взаимном уважении к национальному,

культурному и религиозному самопониманию друг друга.»

Германская политика по отношению к иностранцам покоится на двух

основах: во-первых, на законодательстве о проживании иностранцев на

территории Германии и их праве работать здесь, и, во-вторых, на

ограничении иммиграции иностранцев из стран, не входящих в ЕС. Усилия по

ограничению иммиграции включают в себя борьбу со злоупотреблением

гарантированного конституцией Германии права на убежище тем, кто

подвергается преследованиям по политическим причинам.

В процессе интеграции от иностранцев ожидается, что они будут уважать

систему ценностей, норм и форм общественной жизни, имеющую место в

Германии. Понимаемый таким образом процесс интеграции оставляет простор

для самостоятельной жизни иностранцев.

В реальной жизни процесс интеграции идёт по-разному. Надёжных

критериев измерения достигнутого уровня интеграции не существует. Однако,

начало этого процесса заметно в сфере профессионального производственного

обучения, а также в сфере политической, социальной и экономической. Стало

заметным активное участие второго и третьего поколения иностранцев в

процессе приобретения профессии. Об интеграции в сфере политики

свидетельствует растущий интерес к событиям в Германии, к деятельности

политических партий и к участию в работе профсоюзов и муниципальных

«советах помощи иностранцам». Социальная интеграция включает в себя как

привыкание к чисто внешним сторонам жизни в Германии (квартира, мебель,

одежда, свободное время, владение немецким языком, контакты с немцами),

так и уважение к немецким законам. Экономическая интеграция проявляется в

основании иностранцами собственных фирм в Германии.

Либеральное законодательство в отношении гражданства.

В репортажах заграничных средств массовой информации об актах насилия

по отношению к иностранцам в Германии многократно делался упрёк в том,

что Германия решает вопрос о гражданстве по этническим признакам. При

этом утверждалось, что такое законодательство способствует ксенофобии.

Это, однако, не соответствует истине. Действующий с 1 января 1991 года

закон об иностранцах значительно упростил процедуру приобретения

гражданства Германии. Здесь, однако, необходимо отметить, что тот факт,

что до сих пор немецкое гражданство было дано сравнительно небольшому

проценту иностранцев, проживающих в Германии, объяснялся не столько

действовавшим законодательством, сколько личным решением самих

иностранцев, желавших сохранить своё прежнее гражданство и тем самым

возможность в будущем вернуться на родину.

В соответствии с законом от 1991 года, следующие категории лиц могут

претендовать на гражданство Германии:

1. Иностранцы в возрасте от 16 до 24 лет, легально находившиеся и

находящиеся в Германии и 6 лет подряд посещавшие школу на территории

Федеративной Республики Германия;

2. Иностранцы в возрасте свыше 24 лет, которые легально жили на

территории Федеративной Республики Германия в течение 15 лет подряд и

которые в состоянии зарабатывать на жизнь себе и своей семье.

3. Супруги и несовершеннолетние дети иностранцев старше 24 лет;

при этом для супругов выполнение условия о предварительном легальном 15-

летнем пребывании на территории Федеративной Республики Германия не

является обязательным.

Лицо, не имеющее судимости и входящее в одну из этих категорий имеет

право претендовать на получение гражданства Федеративной Республики

Германия.

6 сентября 1992 года правительственная коалиция ХДС/ХСС и Св.Д.П.

договорилась с оппозиционной СДПГ (социал-демократы) о дальнейшей

либерализации немецкого законодательства о приобретении гражданства

Германии. Среди прочего, право вышеназванного круга лиц на подачу просьбы

с получении немецкого гражданства должно быть расширено до права на

получение гражданства. При этом этническая точка зрения не играет никакой

роли. Немецкое законодательство о праве на гражданство является одним из

самых либеральных в Европе.

Иногда делаются попытки интерпретации действующего в Германии принципа

«гражданство ребёнка = гражданство родителей» как господство этнических

критериев в вопросе о гражданстве. Люди, предпринимающие подобные

попытки, старательно забывают, что этот принцип действует почти во всех

странах мира. Принцип же, по которому человек автоматически получает

гражданство страны, в которой он родился, действует лишь в «классических»

иммиграционных странах, - США, Канаде и Австралии, - которые с самого

своего возникновения старались привлечь большое количество иммигрантов.

При признании гражданства Германии за переселенцами в соответствии со

статьей 116 конституции Федеративной Республики Германия, речь идёт в

первую очередь о гуманитарной помощи этническому немецкому меньшинству,

угнетавшемуся в коммунистических странах. Хотя здесь этническое немецкое

происхождение и является необходимой юридической предпосылкой для

признания соответствующих лиц гражданами Германии, но политическим

мотивом здесь отнюдь не является стремление дать всем людям немецкого

происхождения гражданство Германии, - в какой бы стране они ни жили. Речь

идёт о том, чтобы оказать этим людям моральную и материальную помощь.

Понятие гражданства Германии в статье 116 германской конституции, не

вступает в конфликт с законодательством касательно гражданства соседних

стран к востоку от Германии.

Между Федеративной Республикой Германия и Российской Федерацией,

Венгрией и Польшей имеют место двусторонние договоры о защите живущего в

этих странах немецкого меньшинства. Эти договоры являются составной

частью договоров о дружбе и добрососедских отношениях. Цель федерального

правительства Германии: сделать жизнь людей в их стране достаточно

перспективной; но если они захотят, то они смогут переселиться в

Германию.

Проблематика права на убежище.

Продолжающийся в течение многих лет массивный непрерывный приток

иностранцев в Германию, прибывающих под предлогом поиска политического

убежища, привёл к тому, что во многих странах мира создалось впечатление,

что право на убежище (гарантированное немецкой конституцией) является

ничем иным как правом на бесконтрольную иммиграцию и проживание в

Германии на средства немецкого налогоплательщика. Злоупотребление правом

на убежище вызвало в Германии дискуссию о необходимости новой политики в

отношении иностранцев и их права на убежище. Речь идёт о следующих

основных пунктах:

- сохранение права на убежище для всех преследуемых по причинам

расового, религиозного или политического характера,

- ускорение административного процесса признания права на убежище

- принятие законов об урегулировании процесса иммиграции

Федеративная Республика Германия является единственным в мире

государством, где право на убежище закреплено в конституции. Количество

претендующих на это право увеличилось настолько, что страна не может

принять всех желающих. В 1988 году претендентов было 103.000, в 1991 году

уже 256.000, а в 1992 году - свыше 600.000. На Германию приходится около

половины всех тех, кто прибывает в западную Европу с требованием

предоставить ему политическое убежище. Большой дорогостоящий аппарат

чиновников («Федеральное ведомство по вопросам признания иностранных

беженцев» и другие учреждения, регистрирующие и обслуживающие

претендентов), а также непропорционально большое количество судей

административных судов занимается рассмотрением заявлений; право на

политическое убежище признаётся лишь за весьма малой долей претендентов.

В 1991 году лишь 6,9 процентов всех претендовавших на статус политически

преследуемых лиц было признано таковыми. Пока ведётся рассмотрение

заявлений, подавшие их лица проживают в Германии на полном содержании

немецкого налогоплательщика; при этом речь идёт не о месяцах, а о

нескольких годах, ибо процесс рассмотрения заявления (с

привлечением дорогостоящих переводчиков, с рассмотрением жалоб в

административных судах и т.д.) отнимает очень много времени. Важным шагом

на пути решения этой проблемы было принятие в декабре 1991 года закона об

ускорении процесса рассмотрения дел о признании статуса политического

беженца.

Новое законодательство о праве на убежище.

После многочисленных изменений действующих законов об иностранцах и о

процессе признания статуса политического беженца было решено внести

изменения в конституцию. В прежнем тексте конституции Федеративной

Республики Германия право на политическое убежище формулировалось весьма

категорично (статья 16-2, предложение 2): «Политически преследуемые имеют

право на убежище». Это, в частности, приводило к тому, что невозможно

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.