Рефераты. Новации в процессе обучения иностранным языкам






тема, разрабатываются методы исследования, создается свой стенд, куда и

помещаются полученные результаты. Тему проекта можно выбрать из уже

предложенных кем-то на лист-сервере или поместить туда свою и ждать

ответных контактов. Страничка Email Project Home Page

() предлагает к

исследованию следующие проблемы: наркотики, стресс, питание, власть,

влияние рекламных объявлений на человека, здоровье, сравнение цен на товары

в разных регионах, народная медицина и многие другие.

Сейчас разрабатываются следующие проекты:

Email Project (project@hila.hut.fi ') -

учащиеся из разных стран сформировали многонациональные команды, которым

было предложено принять участие в одном из трех проектов: соревнование по

решению проблем окружающей среды, городской проект и соревнование по

созданию интернационального робота. В ходе исследования команды составляли

многочисленные документы: вводные статьи, технические отчеты, сочинения.

Одним из результатов данного проекта стало создание домашней странички

International Writing Exchange (http://www.hut.fi/-rviimi/Projcct/IW/'). К-

12 Projects fiearnfg.iec.apc.org ). Global

School Net Foundation (fred@acme.fred.org)

-проекты для младших школьников, включающие в себя публикацию работ

учащихся, обмен - от открыток до мнений, сравнительные исследования.

Project Icons (jwS3fjjiumail.umd.edu ) -

по своей структуре проект напоминает ООН. Учащиеся из разных стран образуют

переговорные группы, представляющие отдельную страну по заданной теме

(демографический контроль или глобальное потепление). Группы обмениваются

информацией и с помощью электронной почты ведут межнациональные переговоры,

которые заканчиваются дебатами в системе реального времени.

Международные разговоры в системе реального времени - возможны через

IRC (Internet Relay Chat) и schMOOze University

(). Печатаемая информация сразу же

появляется на экранах всех участников, имитируя живое интернациональное

общение. При этом можно переходить из комнаты в комнату (по интересам),

придумать себе образ, играть в игры. Необходимо, однако, выучить ряд команд

для того, чтобы обеспечить успешное общение:

• telnet - для подсоединения к МОО;

• connect guest - для входа в диалоговую квартиру;

• @who - предлагает список присутствующих в ней;

• @join xxx - для входа в комнату ххх;

• @go xxx - для передвижения по комнатам;

• look - вид комнаты;

• say xxx - для передачи сообщения;

• :ххх - для передачи действий и эмоций;

• @quit - для выхода из МОО;

• help - помощь по МОО.

Сайт SchMOOze University ставит свей целью изучение языка

непосредственно в общении, с обменом опытом и идеями между учащимися. В

Интернет он предоставляет доступ к всевозможным лингвистическим играм,

онлайновым словарям, выход на различные поисковые системы и глобальные

каталоги. Большое внимание уделяется межкультурному обмену. Для более

подробного ознакомления с возможностями, предлагаемыми schMOOze University,

можно посетить их домашнюю страничку по адресу:

2.2.3. Интернет, как средство коммуникативности

В настоящее время приоритет отдается коммуникативности,

интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном

контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают

возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной

способности. В данной работе предпринята попытка выявить пути и способы

оптимизации учебного процесса с помощью технологий Интернет.

Конечной целью обучения иностранным языкам является научение

свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать

в различных ситуациях, то есть общению. Новые взгляды на результат обучения

способствовали появлению новых технологий и отказу от устаревших. Сегодня

новые методики с использованием Интернет-ресурсов противопоставляются

традиционному обучению иностранным языкам. Понятие традиционный

ассоциируется в первую очередь с заучиванием правил и выполнением языковых

упражнений, то есть "с разговорами о языке вместо общения НА языке". Многие

учителя до сих пор убеждены, что «словарный запас + необходимые структуры =

язык», и это лежит в основе процесса обучения. Но ведь язык - это не

математика (хоть и языковые структуры есть не что иное, как формулы,

необходимые для запоминания) и не просто интеллектуальная субстанция.

Интеллект не вступит в действие без определенной мотивации и редко

функционирует без элемента эмоций, а именно этих составляющих часто не

хватает в методическом материале. Чтобы научить общению на иностранном

языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что

называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать

изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются

исправить новые технологии, в частности Интернет.

Как известно, нее, чему обучается человек, он стремится использовать

в предстоящей деятельности. Известно также, что использование знаний,

навыков, умений основано на переносе, а перенос зависит, прежде всего, от

того, насколько адекватны условия обучения тем условиям, в которых эти

знания, навыки, умения предполагается использовать. Следовательно, готовить

учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях

иноязычного общения, созданных в классе. Это и определяет сущность

коммуникативного обучения, которая заключается в том, что процесс обучения

является моделью процесса общения.

Коммуникативный подход - стратегия, моделирующая общение,

направленная на создание психологической и языковой готовности к общению,

на сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а так же на

осознание требований к эффективности высказывания. Для пользователя

реализация коммуникативного подхода в Интернете не представляет особой

сложности. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или

вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и

оценивают ее. Важно, чтобы такое задание делало возможным гибкое

использование всех знаний и умений учащихся. Основным же критерием,

позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности

является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для

оформления своих мыслей. У них есть возможность выразить себя и свой опыт

посредством иностранного языка как Личность, а именно личность поставлена в

центр теорий образования для будущего. Коммуникативный подход в

значительной степени направлен на обучаемого, отвечая основному критерию

современной дидактики.

Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше

мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в

изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и

опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной

коммуникации вне занятий, например, во время посещений страны изучаемого

языка, во время приема иностранных гостей дома, при переписке, при обмене

аудио- и видеокассетами, результатами заданий и т.п. со школами или

друзьями в стране изучаемого языка. При этом термин коммуникативность не

должен пониматься узко, чисто прагматически. Нельзя не согласиться с И. Л.

Бим, что коммуникативность "не сводима только к установлению с помощью речи

социальных контактов, к овладению туристским языком. Это приобщение

личности к духовным ценностям других культур - через личное общение и через

чтение". Этот подход, реализуемый в Интернете, привлекает обучаемых путем

сосредоточения на интересующих их темах и предоставления им возможности

выбора текстов и задач для достижения целей программы. Коммуникативная

способность обучаемых развивается через Интернет путем вовлечения их в

решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл и достижимых

задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их

уверенность в себе.

Коммуникативное обучение языку посредством Интернет подчеркивает

важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту

использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения.

Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и

выражению смысла, а изучение структуры и словаря иностранного языка служат

этой цели. В дополнение к коммуникативным потребностям, обучаемым

необходимо освоить методику работы в Интернете, чтобы быть более

ответственными за свое собственное обучение. Им нужно выработать

способность справляться с ситуацией, когда их языковые ресурсы недостаточно

адекватны; иметь хорошие учебные навыки; способность оценивать свою

собственную речь и успехи, а также способность определять и разрешать

учебные проблемы. Развитие самостоятельности обучаемого с помощью

глобальной сети представляет собой постепенный процесс, который следует

постоянно поощрять. Возможно, наиболее важной задачей, стоящей перед

преподавателем языка, является нахождение оптимальных способов вести

обучаемых к постепенно возрастающей самостоятельности.

Создание коммуникативности в Интернете требует времени. Необходима

поддерживающая социально-психологическая атмосфера, в которую вовлекается

учащийся; уверенность, что его уважают как личность со своими собственными

взглядами, интересами, сильными и слабыми сторонами и предпочтительным для

пего стилем обучения. Атмосфера эта характеризуется духом взаимопомощи, при

котором изучение иностранного языка с помощью Интернета является социально-

обусловленным опытом.

Одним из новых требований, предъявляемых к обучению иностранным

языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия

на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Данный принцип

не является новым, однако до сих пор не существует единого определения

данного подхода. Согласно определению отечественного исследователя Р. II.

Мильруда интерактивность - это "объединение, координация и взаимодополнение

усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами". Согласно

этому определению можно сделать вывод, что интерактивный подход в

виртуальном пространстве служит одним из средств достижения коммуникативной

цели на уроке. От принципа коммуникативности он отличается наличием

истинного сотрудничества, незаданности, где основной упор делается на

развитие умений общения и групповой работы, в то время как для

коммуникативного задания это не является обязательной целью (ведь одним из

самых распространенных видов коммуникативного задания является монолог).

Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и

навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике,

обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность.

Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного

языка. Это, прежде всего, связано с мыслительными операциями: анализа,

синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления,

вербального и смыслового прогнозирования и упреждения и т.д. Таким образом,

навыки и умения, формируемые с помощью Интернет-технологий, выходят за

пределы иноязычной компетенции даже в рамках "языкового" аспекта. Интернет

развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность

в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для

обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода.

Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и

заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного

языка. И когда это начинает получаться, можно говорить о языковой

компетенции. Пусть даже при наличии ошибок. Главное умение спонтанно,

гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои чувства и

эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь на ходу т.е. мы можем рассматривать

интерактивность как способ саморазвития через Интернет: возможность

наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы поведения

партнеров; извлекать новые значения проблем во время их совместного

обсуждения.

2.4. Сайты, развивающие знание английского языка

Несомненно, Интернет может использоваться в качестве эффективного

приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений,

проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические,

грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-

тесты и т.д. Преподаватели или сами школьники могут находить такие сайты на

WWW.

Большим плюсом использования ресурсов Интернета является развитие

межкультурной компетенции, т.е., знакомству с различными культурами,

определению путей их взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга,

формированию культурных универсалий, необходимых для достижения

взаимопонимания и плодотворного сотрудничества при непосредственном

общении.

World Wide Web с огромным количеством сайтов и домашних страничек,

предоставляющих информацию на все вкусы - является бескрайним полем

деятельности в плане использования на уроке иностранного языка для развития

межкультурной компетенции.

Сайт «Виртуальная реальность» () - это собрание лингвистических и нелингвистических

подлинных материалов, собранных на web-сервере. Его значимость и мотивация

заключается в том, что он непосредственно приносит кусочки истинной

культуры страны изучаемого языка в класс. Кроме этого уроки не привязаны к

определенному городу или месту, которое учитель имел счастье когда-то

посетить, а базируются на материалах из разных мест, полученных от разных

людей с разными интересами. Учащимся предоставляется возможность общения

непосредственно с этими материалами, а не с чьей-то их интерпретацией и

анализом.

И использование Интернет, и адаптация оригинальных материалов в

классе сейчас набирают ход. Т.о., путешествуя по сети, учащийся непременно

встретится с таким количеством печатной информации, которую он никогда бы

не собрал во время посещения страны. На самом деле, она стирает

географические границы, когда-то служившие препятствием приобретения

информации. В "Виртуальной реальности" возможно остановиться у небольшого

кафе на проторенной дорожке, оказаться на вокзале и выяснить расписание

поездов на выходные, зайти в супермаркет как коренной житель этого города,

а затем принести собранную коллекцию в класс и использовать на уроке,

никогда при этом не покидав дом или школу.

Сайт City Net () делает возможным путешествие

по разным странам, посещая парки, памятники и любые другие

достопримечательности. Здесь можно найти все о выбранной стране - от

фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве,

на изучаемом языке. City Net - превосходный навигатор. Попав в желаемую

страну при помощи гипертекста или линков (ссылок), учащиеся ознакомятся с

ее особенностями.

Можно предложить ученикам путешествовать в качестве туристов или

гидов. Они смогут сами упаковать багаж и порекомендовать необходимые вещи

своим клиентам, позвонить по контактному телефону авиакомпаний и гостиниц

для получения информации о наличии билетов и свободных мест, заполнить

бланки на получение визы и загранпаспорта... В качестве отчета о

проделанной работе можно предложить ученикам создать фотоальбом или дневник

своих путешествий,

Сайт Metro Link (Метро http://www.subwavnavigator.com) - сайт

позволит совершить путешествие по крупнейшим городам мира на метро, изучить

их маршруты и узнать, как попасть туда из определенных частей города.

Необходимые инструкции предлагаются на английском языке.

Можно составить маршрут или путешествовать наугад. Названия

остановок предоставлены в маршрутной карте, а программа сама высчитывает

приблизительное время движения, запоминает все использованные маршруты и

станции. Ученикам можно предложить создать отчет, включающий в себя маршрут

путешествия, описание достопримечательностей, встретившихся в городе на той

или иной станции, затраченное время. Например, если вы путешествуете по

Берлину, можно отправиться со станции метро Шарлоттенхоф и ехать до

остановки Площадь Розентхальтер. Программа определяет, что на это

потребуется примерно 50 минут, показывает, какие станции будут на пути и к

каким достопримечательностям можно попасть, если выйти там в город. Именно

по этому маршруту можно попасть в Шарлоттенбургский дворец и в Египетский

музей, в Грюневальд для тех, кто любит лес, и в Зоопарк. Отчет может иметь

форму дневника путешествий и альбома фотографий, путеводителя для гостей

города, который будет отмечать интересные места города и ближайшие к ним

станции метро.

Сайт WILD-e ( - America's homepage.

Путешествие по штатам и городам, знакомство с историей, культурой, образом

жизни американцев.

2.3.Электронные словари.

«Электронный словарь – это определенным образом систематизированная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.