тема, разрабатываются методы исследования, создается свой стенд, куда и
помещаются полученные результаты. Тему проекта можно выбрать из уже
предложенных кем-то на лист-сервере или поместить туда свою и ждать
ответных контактов. Страничка Email Project Home Page
() предлагает к
исследованию следующие проблемы: наркотики, стресс, питание, власть,
влияние рекламных объявлений на человека, здоровье, сравнение цен на товары
в разных регионах, народная медицина и многие другие.
Сейчас разрабатываются следующие проекты:
Email Project (project@hila.hut.fi ') -
учащиеся из разных стран сформировали многонациональные команды, которым
было предложено принять участие в одном из трех проектов: соревнование по
решению проблем окружающей среды, городской проект и соревнование по
созданию интернационального робота. В ходе исследования команды составляли
многочисленные документы: вводные статьи, технические отчеты, сочинения.
Одним из результатов данного проекта стало создание домашней странички
International Writing Exchange (http://www.hut.fi/-rviimi/Projcct/IW/'). К-
12 Projects fiearnfg.iec.apc.org ). Global
School Net Foundation (fred@acme.fred.org)
-проекты для младших школьников, включающие в себя публикацию работ
учащихся, обмен - от открыток до мнений, сравнительные исследования.
Project Icons (jwS3fjjiumail.umd.edu ) -
по своей структуре проект напоминает ООН. Учащиеся из разных стран образуют
переговорные группы, представляющие отдельную страну по заданной теме
(демографический контроль или глобальное потепление). Группы обмениваются
информацией и с помощью электронной почты ведут межнациональные переговоры,
которые заканчиваются дебатами в системе реального времени.
Международные разговоры в системе реального времени - возможны через
IRC (Internet Relay Chat) и schMOOze University
(). Печатаемая информация сразу же
появляется на экранах всех участников, имитируя живое интернациональное
общение. При этом можно переходить из комнаты в комнату (по интересам),
придумать себе образ, играть в игры. Необходимо, однако, выучить ряд команд
для того, чтобы обеспечить успешное общение:
• telnet - для подсоединения к МОО;
• connect guest - для входа в диалоговую квартиру;
• @who - предлагает список присутствующих в ней;
• @join xxx - для входа в комнату ххх;
• @go xxx - для передвижения по комнатам;
• look - вид комнаты;
• say xxx - для передачи сообщения;
• :ххх - для передачи действий и эмоций;
• @quit - для выхода из МОО;
• help - помощь по МОО.
Сайт SchMOOze University ставит свей целью изучение языка
непосредственно в общении, с обменом опытом и идеями между учащимися. В
Интернет он предоставляет доступ к всевозможным лингвистическим играм,
онлайновым словарям, выход на различные поисковые системы и глобальные
каталоги. Большое внимание уделяется межкультурному обмену. Для более
подробного ознакомления с возможностями, предлагаемыми schMOOze University,
можно посетить их домашнюю страничку по адресу:
2.2.3. Интернет, как средство коммуникативности
В настоящее время приоритет отдается коммуникативности,
интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном
контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают
возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной
способности. В данной работе предпринята попытка выявить пути и способы
оптимизации учебного процесса с помощью технологий Интернет.
Конечной целью обучения иностранным языкам является научение
свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать
в различных ситуациях, то есть общению. Новые взгляды на результат обучения
способствовали появлению новых технологий и отказу от устаревших. Сегодня
новые методики с использованием Интернет-ресурсов противопоставляются
традиционному обучению иностранным языкам. Понятие традиционный
ассоциируется в первую очередь с заучиванием правил и выполнением языковых
упражнений, то есть "с разговорами о языке вместо общения НА языке". Многие
учителя до сих пор убеждены, что «словарный запас + необходимые структуры =
язык», и это лежит в основе процесса обучения. Но ведь язык - это не
математика (хоть и языковые структуры есть не что иное, как формулы,
необходимые для запоминания) и не просто интеллектуальная субстанция.
Интеллект не вступит в действие без определенной мотивации и редко
функционирует без элемента эмоций, а именно этих составляющих часто не
хватает в методическом материале. Чтобы научить общению на иностранном
языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что
называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать
изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются
исправить новые технологии, в частности Интернет.
Как известно, нее, чему обучается человек, он стремится использовать
в предстоящей деятельности. Известно также, что использование знаний,
навыков, умений основано на переносе, а перенос зависит, прежде всего, от
того, насколько адекватны условия обучения тем условиям, в которых эти
знания, навыки, умения предполагается использовать. Следовательно, готовить
учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях
иноязычного общения, созданных в классе. Это и определяет сущность
коммуникативного обучения, которая заключается в том, что процесс обучения
является моделью процесса общения.
Коммуникативный подход - стратегия, моделирующая общение,
направленная на создание психологической и языковой готовности к общению,
на сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а так же на
осознание требований к эффективности высказывания. Для пользователя
реализация коммуникативного подхода в Интернете не представляет особой
сложности. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или
вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и
оценивают ее. Важно, чтобы такое задание делало возможным гибкое
использование всех знаний и умений учащихся. Основным же критерием,
позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности
является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для
оформления своих мыслей. У них есть возможность выразить себя и свой опыт
посредством иностранного языка как Личность, а именно личность поставлена в
центр теорий образования для будущего. Коммуникативный подход в
значительной степени направлен на обучаемого, отвечая основному критерию
современной дидактики.
Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше
мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в
изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и
опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной
коммуникации вне занятий, например, во время посещений страны изучаемого
языка, во время приема иностранных гостей дома, при переписке, при обмене
аудио- и видеокассетами, результатами заданий и т.п. со школами или
друзьями в стране изучаемого языка. При этом термин коммуникативность не
должен пониматься узко, чисто прагматически. Нельзя не согласиться с И. Л.
Бим, что коммуникативность "не сводима только к установлению с помощью речи
социальных контактов, к овладению туристским языком. Это приобщение
личности к духовным ценностям других культур - через личное общение и через
чтение". Этот подход, реализуемый в Интернете, привлекает обучаемых путем
сосредоточения на интересующих их темах и предоставления им возможности
выбора текстов и задач для достижения целей программы. Коммуникативная
способность обучаемых развивается через Интернет путем вовлечения их в
решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл и достижимых
задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их
уверенность в себе.
Коммуникативное обучение языку посредством Интернет подчеркивает
важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту
использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения.
Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и
выражению смысла, а изучение структуры и словаря иностранного языка служат
этой цели. В дополнение к коммуникативным потребностям, обучаемым
необходимо освоить методику работы в Интернете, чтобы быть более
ответственными за свое собственное обучение. Им нужно выработать
способность справляться с ситуацией, когда их языковые ресурсы недостаточно
адекватны; иметь хорошие учебные навыки; способность оценивать свою
собственную речь и успехи, а также способность определять и разрешать
учебные проблемы. Развитие самостоятельности обучаемого с помощью
глобальной сети представляет собой постепенный процесс, который следует
постоянно поощрять. Возможно, наиболее важной задачей, стоящей перед
преподавателем языка, является нахождение оптимальных способов вести
обучаемых к постепенно возрастающей самостоятельности.
Создание коммуникативности в Интернете требует времени. Необходима
поддерживающая социально-психологическая атмосфера, в которую вовлекается
учащийся; уверенность, что его уважают как личность со своими собственными
взглядами, интересами, сильными и слабыми сторонами и предпочтительным для
пего стилем обучения. Атмосфера эта характеризуется духом взаимопомощи, при
котором изучение иностранного языка с помощью Интернета является социально-
обусловленным опытом.
Одним из новых требований, предъявляемых к обучению иностранным
языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия
на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Данный принцип
не является новым, однако до сих пор не существует единого определения
данного подхода. Согласно определению отечественного исследователя Р. II.
Мильруда интерактивность - это "объединение, координация и взаимодополнение
усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами". Согласно
этому определению можно сделать вывод, что интерактивный подход в
виртуальном пространстве служит одним из средств достижения коммуникативной
цели на уроке. От принципа коммуникативности он отличается наличием
истинного сотрудничества, незаданности, где основной упор делается на
развитие умений общения и групповой работы, в то время как для
коммуникативного задания это не является обязательной целью (ведь одним из
самых распространенных видов коммуникативного задания является монолог).
Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и
навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике,
обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность.
Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного
языка. Это, прежде всего, связано с мыслительными операциями: анализа,
синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления,
вербального и смыслового прогнозирования и упреждения и т.д. Таким образом,
навыки и умения, формируемые с помощью Интернет-технологий, выходят за
пределы иноязычной компетенции даже в рамках "языкового" аспекта. Интернет
развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность
в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для
обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода.
Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и
заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного
языка. И когда это начинает получаться, можно говорить о языковой
компетенции. Пусть даже при наличии ошибок. Главное умение спонтанно,
гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои чувства и
эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь на ходу т.е. мы можем рассматривать
интерактивность как способ саморазвития через Интернет: возможность
наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы поведения
партнеров; извлекать новые значения проблем во время их совместного
обсуждения.
2.4. Сайты, развивающие знание английского языка
Несомненно, Интернет может использоваться в качестве эффективного
приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений,
проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические,
грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-
тесты и т.д. Преподаватели или сами школьники могут находить такие сайты на
WWW.
Большим плюсом использования ресурсов Интернета является развитие
межкультурной компетенции, т.е., знакомству с различными культурами,
определению путей их взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга,
формированию культурных универсалий, необходимых для достижения
взаимопонимания и плодотворного сотрудничества при непосредственном
общении.
World Wide Web с огромным количеством сайтов и домашних страничек,
предоставляющих информацию на все вкусы - является бескрайним полем
деятельности в плане использования на уроке иностранного языка для развития
межкультурной компетенции.
Сайт «Виртуальная реальность» () - это собрание лингвистических и нелингвистических
подлинных материалов, собранных на web-сервере. Его значимость и мотивация
заключается в том, что он непосредственно приносит кусочки истинной
культуры страны изучаемого языка в класс. Кроме этого уроки не привязаны к
определенному городу или месту, которое учитель имел счастье когда-то
посетить, а базируются на материалах из разных мест, полученных от разных
людей с разными интересами. Учащимся предоставляется возможность общения
непосредственно с этими материалами, а не с чьей-то их интерпретацией и
анализом.
И использование Интернет, и адаптация оригинальных материалов в
классе сейчас набирают ход. Т.о., путешествуя по сети, учащийся непременно
встретится с таким количеством печатной информации, которую он никогда бы
не собрал во время посещения страны. На самом деле, она стирает
географические границы, когда-то служившие препятствием приобретения
информации. В "Виртуальной реальности" возможно остановиться у небольшого
кафе на проторенной дорожке, оказаться на вокзале и выяснить расписание
поездов на выходные, зайти в супермаркет как коренной житель этого города,
а затем принести собранную коллекцию в класс и использовать на уроке,
никогда при этом не покидав дом или школу.
Сайт City Net () делает возможным путешествие
по разным странам, посещая парки, памятники и любые другие
достопримечательности. Здесь можно найти все о выбранной стране - от
фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве,
на изучаемом языке. City Net - превосходный навигатор. Попав в желаемую
страну при помощи гипертекста или линков (ссылок), учащиеся ознакомятся с
ее особенностями.
Можно предложить ученикам путешествовать в качестве туристов или
гидов. Они смогут сами упаковать багаж и порекомендовать необходимые вещи
своим клиентам, позвонить по контактному телефону авиакомпаний и гостиниц
для получения информации о наличии билетов и свободных мест, заполнить
бланки на получение визы и загранпаспорта... В качестве отчета о
проделанной работе можно предложить ученикам создать фотоальбом или дневник
своих путешествий,
Сайт Metro Link (Метро http://www.subwavnavigator.com) - сайт
позволит совершить путешествие по крупнейшим городам мира на метро, изучить
их маршруты и узнать, как попасть туда из определенных частей города.
Необходимые инструкции предлагаются на английском языке.
Можно составить маршрут или путешествовать наугад. Названия
остановок предоставлены в маршрутной карте, а программа сама высчитывает
приблизительное время движения, запоминает все использованные маршруты и
станции. Ученикам можно предложить создать отчет, включающий в себя маршрут
путешествия, описание достопримечательностей, встретившихся в городе на той
или иной станции, затраченное время. Например, если вы путешествуете по
Берлину, можно отправиться со станции метро Шарлоттенхоф и ехать до
остановки Площадь Розентхальтер. Программа определяет, что на это
потребуется примерно 50 минут, показывает, какие станции будут на пути и к
каким достопримечательностям можно попасть, если выйти там в город. Именно
по этому маршруту можно попасть в Шарлоттенбургский дворец и в Египетский
музей, в Грюневальд для тех, кто любит лес, и в Зоопарк. Отчет может иметь
форму дневника путешествий и альбома фотографий, путеводителя для гостей
города, который будет отмечать интересные места города и ближайшие к ним
станции метро.
Сайт WILD-e ( - America's homepage.
Путешествие по штатам и городам, знакомство с историей, культурой, образом
жизни американцев.
2.3.Электронные словари.
«Электронный словарь – это определенным образом систематизированная
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7