Рефераты. Обучение диалоговой речи на начальном этапе изучения иностранного языка






flat(house).В сильном классе такого задания достаточно. В слабом классе

можно дать опоры в виде вопросов или только вопросительных слов: When…,

where…, How many rooms…,Is it far from …? Etc

Диалогическую речь можно стимулировать просмотром диафильмов и

организацией беседы t – d, р1 р2: о ком (чем) они узнали из диафильма,

понравился ли диафильм, что понравилось. Например в 4 классе детям

предлагают посмотреть диафильм “Tim Goes to School” и побеседовать на эту

тему.

Безусловно, каждый творчески работающий учитель, исходя из конкретных

условий своей группы, может использовать и другие приемы.

Самое главное, как мне кажется при организации диалогического общения –

создание положительного эмоционального настроя к выполняемой детьми

деятельности. Формальное выполнение заданий, способствующих развитию

навыков диалогической речи, сводят на нет практический результат.

Заканчивая рассмотрение формирования диалоговой речи, хочу напомнить,

что учителю следует при контроле сформированности диалогических умений

руководствоваться требованиями программы в отношении количества реплик,

участвующих в беседе и их характера. От каждого ожидается не менее 3 – 4

реплик, правильно оформленных в языковом отношении и отвечающих

поставленной коммуникативной задаче.

2. Обучающие возможности игр.

| |Play, play, for you locks will |

| |Grow grey |

| |Ch.S. Calverley |

| | |

| |It’s more then a game |

| |It’s an institution |

| |Thomas Hughes |

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги

справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе

обучения.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных

и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решений – как

поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет

мыслительную деятельность играющих. А если ребенок при этом будет говорить

на иностранном языке? Не таятся ли здесь большие обучающие возможности?

Дети, однако, над этим не задумываются. Для них прежде всего – игра это

увлекательное занятие. Этим то она и привлекает учителей, в том числе и

учителей иностранного языка.

В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того , слабый

по языковой подготовке ученик может стать первым в игре, находчивость и

сообразительность здесь оказываются порой более важными чем знание

предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущения посильности

задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность,

мешающую свободно употреблять в речи слова иностранного языка, благотворно

сказываются на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой

материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворенности « оказывается

я могу говорить наравне со всеми»

Игры, с методической литературой способствуют выполнению трех важных

задач:

- созданию психологической готовности детей к речевому общению

- обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими

языкового материала.

- Тренировка учащихся в выборе нужного языкового варианта, что является

подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Учитель делает вид, что он перепутал имена своих учеников.

T: Katya, who is absent?

M: I’m not Katya, I’m Masha

T: Are you? Sorry. How are you Lena?

I: I’m not Lena, I’m Iane

T: Oh, sorry. But does it mean much. All people are alike

Katya: No, not at all

T: No? How can you tell one man from another?

K: By the face

V: By the colour of the hair

A: One is short, another is tall

T: And how else?

B: By the voice

T: OK. Now let’s see how you can tell one man from another by the voice,

Misha, come here.

Миша выходит к доске и становится спиной к классу. Учитель жестом

указывает на Катю и она говорит:

- Good morning, Misha

- Good morning, Katya

Если он угадывает, Катя сменяет Мишу.

Задача усложняется, дети должны составить микродиалог.

- Hello, Misha, How are you?

- Fine, thanks, and you Ann?

- It’s cold today, isn’t it, Misha?

- Yes it is Ann

- Your hair needs cutting, doesn’t it, M?

- No, it doesn’t Ann

Which Do You Want?

По условиям игры выбирается двое водящих, которые задумывают число,

например 30. Затем они по очереди начинают диалог с играющими

Katya: What is the number?

Iane: 22

Andrey: More

Misha: 32

Katya: Less

Oleg: 29

Andrey: More

Lena:30

Katya: That’s right

Andrey: What do you want, Lena

Lena: I want a dress

Катя и Андрей договариваются, что у Кати будет длинное красное, а у

Андрее – короткое коричневое платье.

Katya: Which do you want, Lena: a long red dress or a blue short one?

Lena: I want a long red dress.

Лена занимает место Кати и водит вместе с Андреем. Отгадавший число

имеет право назвать предмет. Выбор предмета зависит от изучаемой темы.

3. Система коммуникативных упражнений

К респонсивным (от английского слова response ответ, отклик, реакция)

могут быть отнесены три вида упражнений: вопросно-ответные, репликовые и

условная беседа.

3.1 Вопросно-ответные упражнения.

Этот вид упражнений по праву считается одним из самых популярных в

методике обучения устной иноязычной речи. Как известно, вопрос-ответ

довольно частотное диалогическое единство в реальных актах общения.

Коммуникативная цель вопросительных предложений — запрос информации.

Вопросы, даже праздные, всегда коммуникативны, они нацелены на собеседника,

требуют от него отклика. Таким образом, вопрос — это одновременно и

побуждение к речевой реакции. В этом, кстати, большая притягательная сила

вопроса как дидактического приема в широком смысле.

В практике обучения иноязычной речи вопросы могут носить как условно-,

так и реально-мотивированный характер. Так, если учитель спрашивает ученика

Why didn't you come to school yesterday, Petrov? (Петрова в самом деле не

было вчера на занятиях), то это реальный вопрос и на него следует давать

правдивый ответ. Но на уроке учитель может задать множество иных вопросов,

например: How many windows are there in this classroom? What colour is the

blackboard? Where is Lena Ivanova standing now? (Etc.)

Вопросы, ответы на которые известны спрашивающему, ибо содержатся в

обстоятельствах действительности, коммуникативны лишь по форме. По существу

же они условны, являясь формой учебных действий. Об этом хорошо осведомлены

учащиеся. И все же они дают обстоятельные «серьезные» ответы, поддерживая

тем самым правила игры.

С помощью вопросов учитель может тренировать учащихся в производстве

высказываний определенной синтаксической структуры. Так, на вопрос What are

you? учащиеся будут отвечать предложениями I am a pupil; I am a worker; I

am a driver; I'm a doctor; I'm a painter, etc.; т. е. будут использовать

модель предложения «подлежащее + глагол-связка + предика-тив». Таким

образом, при известной организации вопросов данный вид упражнений как бы

смыкается с тренировочными, обеспечивающими максимальную повторяемость

одинаковых языковых знаков. При этом, однако, содержание своих ответов

учащиеся формируют сами.

Вопросно-ответные упражнения следует различать по: 1) источнику для

ответов, 2) типу вопросов, 3) адресу вопросов и 4) технике применения.

1. По источнику для ответов можно выделить вопросы по предъявленному

дидактическому материалу (текст, рисунок) и вопросы, при ответе на которые

учащиеся должны опираться на свои знания, жизненный опыт, рассуждения.

Предположим, учитель рассказывает или зачитывает текст:

N. Titova, the famous opera singer (soprano), sang at our opera house

last night. They gave Ivan Susanin. The audience liked her very much. They

applauded for a long time when the performance ended. I liked her singing,

too. I sat in the gallery.

К прослушанному тексту могут быть поставлены вопросы:

1. What's the name of the famous singer? 2. Where did she sing last

night? 3. What opera did they give? 4. How did the audience receive the

singer? 5. Did I like her singing? 6. Where was my seat?

Понятно, что без ознакомления с текстом ответить на эти вопросы

невозможно. В этом случае Вопросо-ответные упражнения являются как бы

составной частью комплексного приема —• работы с текстом.

Самостоятельное значение как средство развития неподготовленной

коммуникативной речи имеют вопросы, при ответе на которые ребята опираются

на свои познания и опыт. Здесь следует различать вопросы, связанные с

изучаемой темой устной речи (как, например, «Дома», «Спорт», «В

пионерлагере», «Кино» и т. д.), и вопросы, с помощью которых учитель (или

ученик, действующий по его программе) может завязать беседу. Например:

Вопросы по теме «Спорт»

What kind of sport do you go in for?

What winter (summer) sports do you know?

Is sport popular with the Russian people?

What sport games do you like to watch?

Who is your school champion tennis-player? (Etc.)

Вопросы для беседы

— Are you reading any interesting book now, Pete?

— Yes, I am.

— What are you reading?

— I'm reading 'A Farewell to Arms'.

— Who was this novel written by?

— Ernest Hemingway... You know it, don't you?

— Of course, I do. Well, are you reading it in English or in Russian?

— In English.

— Isn't it difficult for you, Peter?

— No, it really isn't. The book is adapted.

На уроках иностранного языка широкое применение находит практика

постановки к классу (ученику) серии вопросов «служебного» характера.

Например:

|Учитель: |Ученик: |

|Who is on duty today? |I am. |

|What is your name? |My name is Dima Kotov. |

|Who is absent today? |Sidorov is. |

|What's wrong with him? |He is ill. (I don't know.) |

|What is the date today? |Today is the 3rd of October 1980. |

|Is everybody ready for my |Yes. I think everybody is ready. |

|lesson? |I think we'll have geography. |

| |But they say Nina Petrovna is |

|What lesson are you going to |ill. |

|have after mine? | |

|Do you think we can have an extra |I think yes. Though our class |

|English lesson today? |monitor says we are going to |

|Well, have you brought the slide |collect some scrap metal after |

|projector? |this lesson. |

| |Yes, I have. Here it is. |

Подобного рода беседа может рассматриваться в качестве речевой

зарядки, проводимой учителем обычно в начале урока. Тут важно

обратить внимание на то, чтобы ученики не «привыкали» к этим

вопросам, не относились к ответам на них формально. Поэтому следует

всячески варьировать ими, ставить новые, проводить беседу не в

начале, а в середине урока или даже в конце. В круг вопросов могут

постепенно вовлекаться мотивы, касающиеся личности учащегося, его

дел, жизни класса, международных событии. Например:

|Учитель: |Ученик: |

|Where is your brother Klim |He is in the Army. |

|now, Peter? |He serves in the Caucasus. Yes, I |

|Where does he serve? |did. |

|By the way, did you watch |A Greek tanker ran against the |

|the TV news bulletin last night? |rocks and it is burning now. |

|What happened in the English | |

|Channel? | |

2. Основными типами вопросов, как известно, являются

общие, альтернативные и специальные'. Наиболее просты для реакции —

общие вопросы. На них обычно даются лаконичные или неполные ответы. В

учебных целях ученикам часто предлагается отвечать полными предложениями.

Учитель: Ученик:

Is this classroom very large? No, it isn't. It isn't very

large.

Do you live far from the school? Not very. No, I don't. Yes, I do.

I live quite a

long way.

Немаловажное значение для организации упражнения, в основе которого

лежит общий вопрос, имеет сформированное у учащихся умение реагировать в

ответных репликах нестандартными формами, выражающими подтверждение или

отрицание (Of course; Surely; By no means; That's right; etc.).

В условиях обучения языку в старших классах общие вопросы следует

рассматривать как необходимый компонент в построении диалога. Например:

|Do you often go to the theatre? |Yes, rather. |

|How often? |Once or twice a month. |

|Do you go in for collecting? |Yes. |

|What do you collect? |Postage stamps. |

| | |

Альтернативные вопросы уже сами по себе частично содержат ответ:

|Do you plan to go to the University|I'll probably go to the University.|

|or to the Institute of Railway | |

|Transport? Do we live in a big | |

|industrial centre or in a resort |We live in a big industrial centre.|

|town? | |

Опять-таки, как и при обучении ответам на общие вопросы, следует

позаботиться о том, чтобы ученики могли давать и нестандартные ответы на

альтернативные вопросы.

|Have you read the book or|Well, both. It was like this. First I saw the |

|have you only seen the |film. I liked it very much. Then I decided to |

|film? |read the book, too. |

Самый большой простор для творчества в смысле продукции речи дают

специальные вопросы. Но всегда ли они требуют развернутых высказываний в

качестве ответов? Разумеется, нет. Например:

|What do we call this structure? |A bridge. |

|Who is your best friend? | |

|What's your new sister's name? |Oleg (is). |

| |Lena. |

Поэтому в учебных целях в ущерб естественности речи от учащихся надо

требовать не только ответов полными предложениями, но и повторения части

вопроса, особенно если последний является сложноподчиненным предложением.

Например:

|What do you usually put on when it |When it rains, I usually put on a |

|rains? |raincoat and rubber boots. |

|What will you need if you want to |If I want to make a box, I'll |

|make a box? |probably need a hammer, some nails,|

| |a saw, a board. |

Некоторые разновидности специальных вопросов всегда требуют развернутых

ответов. Это вопросы типа: Что вы думаете о ...? Что вы можете сказать о

...? Почему ...? В каком случае ...? Как вы объясняете ...? Каково ваше

мнение о ...?

3. Вопросы могут ставиться ко всему классу (фронтально-последовательная

форма работы), к работающим парам (индивидуальное подключение), к отдельным

ученикам, отвечающим с места или перед классом. Сообразуясь с конкретной

обстановкой, целью и этапом урока, учитель выбирает адрес и коммуникативную

направленность серии вопросов, которые он собирается положить в основу

данного вида упражнений. Учитель должен иметь (постепенно «накопить»)

«банк» вопросов (для удобства пользования—в отдельном блокноте), увязанный

с конкретными разделами учебника, разговорными темами.

4. При условии их продуманной организации вопросы могут быть

эффективными как в автономном, так и в комбинированном варианте применения.

Ими можно начинать урок, заключать его, «вклиниваться» практически между

любыми упражнениями и этапами, заполнять технические паузы урока.

Из рассмотренного выше следует, что вопросо-ответные упражнения

принадлежат к весьма мобильным, простым и вместе с тем коммуникативным

формам работы, развивающим навыки устной речи.

3.2 Репликовые упражнения.

Как отмечалось выше, реплики в естественном диалоге не всегда

соотносятся между собой, как вопрос-ответ. В свободной беседе партнеры

довольно продуктивно реагируют на невопросительные высказывания, такие, как

утверждение, побуждение, приглашение, оценка суждения, сигнал эмоциональной

экспрессии и т. д. Но возможно ли в учебных условиях добиться от учащихся

более или менее распространенной словесной реакции на высказывание, не

содержащее непосредственного требования или приглашения высказаться?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.