Рефераты. Билеты по методике обучения иностранным языкам






Все они взаимосвязаны, что позволяет рассматривать их как единую

систему, на которой строится обучение всем предметам, что делает

дидактические принципы универсальными.

• Методические принципы обучения иностранным языкам неоднородны:

Общие принципы носят обобщенный характер и обуславливают обучение

иностранным языкам в самом общем плане

Частные принципы различают, конкретизируют более частные вопросы общих

принципов обучения

Специальные принципы относятся к исключительно узкой области обучения

иностранным языкам, например, к какому-либо отдельному аспекту системы

языка, одному виду речевой деятельности или специфическим средствам

обучения иностранным языкам.

К общим принципам обучения иностранным языкам относятся:

1. коммуникативная направленность обучения иностранным языкам

- УВП должен быть так организован, целенаправлен и реализован, что в

результате обучения учащиеся овладели необходимым минимумом ЗУН для

пользования иностранным языком как средством общения в рамках тематической

программы. Для достижения такой цели необходима практическая деятельность

на изучаемом языке как в устной речи, так и при чтении иностранного текста.

На каждой стадии обучения УВП должен быть насыщен речевыми упражнениями

(решающий фактор практического овладения ИЯ). Работа по овладению языковым

материалом должна завершаться показом, как материал используется для

достижения активного общения на ИЯ. Языковой материал – не основной объект

и цель в обучении ИЯ, это этап, который завершается использованием на

практике. Этот принцип должен осуществляться также в процессе чтения и

письма.

2. Учет особенностей РЯ, опора на РЯ

- Только опираясь на РЯ, можно добиться понимания структур ИЯ. В тех

случаях, когда осознание изучаемого явления невозможно беспереводным путем,

необходимо обращаться к РЯ. Учебный материал нужно строить так, чтобы, с

одной стороны, достигался положительный перенос из РЯ в ИЯ, а с другой,

ставился бы больший акцент на тренировочной работе с теми явлениями в ИЯ,

которые резко отличаются от соответствующих явлений в РЯ или в нем

отсутствуют.

3. Доминирующая роль упражнений на всех уровнях и во всех сферах овладения

ИЯ

Любое объяснение нового языкового материала необходимо завершать

выполнением упражнений, которые демонстрируют как изучаемое явление

функционирует в речи, как оно используется в решении актуальной для

учащегося задачи.

Упражнения в устной речи не должны быть повторением одного и того же

язкового материала. Изучаемые модели, структуры и образцы становятся не

целью учебной работы, а средством построения высказываний, которые

обеспечивают достижения взаимопонимания между учениками УВП.

К частным принципам относятся:

1. принцип обучения ИЯ на РО и моделях

- в основе – тщательный отбор и моделирование самого учебного

материала, в результате чего учащимся предлагается в концентрированном виде

наиболее употребительный лексический, фонетический и грамматический

материал, наиболее употребительное РО, овладение которыми дает учащимся

возможность осуществлять коммуникативную практику.

2. принцип сочетания языковых тренировок с языковой практикой

- подчеркивает необходимость овладения языковым материалом как средством

достижения подлинного общения на ИЯ в рамках школьной программы. Главной

задачей является речевая практика, а речевые упражнения – завершающий этап

любой работы над материалом ИЯ.

3. принцип взаимодействия основных видов речевой деятельности

- требует от учителя ИЯ такой продуманной и четкой организации УВП,

которая обеспечивала бы гармоничное формирование и развитие умений и

навыков на ИЯ. Все виды речевой деятельности связаны тесно друг с другом.

4. принцип устного опережения в обучении чтению и письму

- дает возможность организовать обучение таким образом, что овладение

устной иноязычной речью наряду с чтением становится основной задачей

школьного курса. Правильная реализация данного принципа дает возможность

общаться на ИЯ, развивает язык учащегося.

5. принцип акроксимации учебной иноязычной деятельности

- дает учителю возможность осуществлять организацию и контроль УВП, что

служит его эффективности. Учитель может игнорировать те ошибки в языке и

речи, которые не нарушают коммуникативного акта. Это повышает речевую

активность учащихся, устраняет боязнь ошибок => учащиеся становятся более

активными в устной речи и при чтении

6. принцип интенсивности обучения на начальном этапе

- формирование умений и навыков требует именно на первой фазе овладения

ИЯ значительного количества тренировок и повторений как языкового

материала, так и моделей речи => начальная стадия обучения должна быть

интенсифицирована.

Интенсивные методы обучения иностранным языкам.

В дидактике методы обучения трактуют как способы работы учителя с

учащимися. В связи с этим их названия предполагаются в такой форме: устное

изложение материала (рассказ, объяснение, лекция), работа с учебником,

книгой, выполнение лабораторных работ, выполнение упражнений, творческих

заданий. В обучении иностранным языкам объектом обучения является

формирование практических умений и навыков речи.

С одной стороны, метод – модель преподавания в определенной учебной

ситуации, а с другой, - способ деятельности учителя для решения конкретных

учебных задач.

Наиболее практикуемыми методами считают: демонстрацию, объяснение и

упражнения. В обучении иностранным языкам в школе именно демонстрация, а не

показ, имеет большое значение.

В результате объяснения учащиеся лучше осознают семантические стороны

изучаемого языка. Объяснение не следует путать с пояснениями и

комментарием.

Доминирующая роль принадлежит упражнениям. Все методы и приемы,

применяемые учителем, должны быть материализованы в упражнениях. Главной

составной частью структуры урока остаются упражнения. Они создают

необходимые условия для непрерывной практики на иностранном языке.

Выбор метода зависит от ряда объективных и субъективных факторов:

Объективные: цели обучения, состав учащихся, лингвистическая корреляция

между иностранным и родным языками, учебный план

курса

иностранного языка, наличие материальной базы и

т.д.

Субъективные: личность учителя и учащегося, их индивидуальности.

Классификация методов по Бабанскому:

1. Словесные (используются когда: материал носит преимущественно теоретико-

информационный характер; ученики готовы к усвоению готовой информации;

при формировании теоретических и практических знаний; когда учитель

владеет этим методом лучше, чем другими)

2. Наглядные (для развития наблюдательности, повышения внимания к

изучаемым вопросам; когда содержание учебного материала может быть

представлено средствами наглядности; когда наглядные пособия доступны

ученикам данного класса; когда владеет необходимыми наглядными

пособиями)

3. Практические (для развития практических умений и навыков; когда

содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов,

выполнение трудовых заданий; когда ученики готовы к выполнению

практических заданий; когда учитель владеет учебно-материальными

пособиями, дидактическими материалами для организации практических

упражнений)

4. Репродуктивные (для формирования знаний и навыков; когда содержание

слишком сложно или весьма просто; когда ученики еще не готовы к

проблемному изучению этой темы)

5. Поисковые (для развития самостоятельности мышления, исследовательских

умений, творческого подхода к делу; когда содержание материала

относится к среднему уровню сложности; ученики готовы)

6. Индуктивные (для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные

умозаключения; когда содержание темы изложено в учебники индуктивно;

когда ученики готовы)

7. Дедуктивные (для развития умения осуществлять дедуктивные умозаключения

и развития умения анализировать; когда содержание темы изложено

дедуктивно; когда ученики готовы)

8. Методы самостоятельной работы (для развития самостоятельности в учебной

деятельности, формирования навыков учебного труда; когда материал

доступен для самостоятельного изучения; когда ученики готовы к

самостоятельному изучению данной темы; когда есть дидактические

материалы для самостоятельной работы и время для организации)

В связи с расширением научных, экономических, культурных, туристических

связей появилась потребность в короткие сроки овладеть языком и речью на

иностранном языке на коммуникативно достаточном уровне, который позволял

бы общаться на иностранном языке с его носителями.

Перед педагогами возникла задача создать систему обучения, конечной

целью которой было научение общению на иностранном языке в наиболее сжатые

сроки.

Виды интенсивного обучения:

1. Гипнопедия (обучение иностранному языку во время сна, на его

определенных стадиях (через многократное повторение одного и того же

языкового материала в неизменном виде в первый период сна и сразу же

после засыпания и перед пробуждением); результат – непроизвольное

запоминание информации; не получил распространения из-за низкой

результативности и сложности организации)

2. Релаксопедия (обучение иностранному языку в состоянии мышечного и

психического расслабления и покоя под воздействием аутогенной

тренировки (психическое саморегулирование); способствующих протеканию

процессов непроизвольного внимания, запоминания языкового материала и

новой информации в большом объеме)

3. Ритмопедия основывается на создании особого состояния нервной системы

человека («гипнотической фазы»), при котором достигается запоминание

большого объема языкового материала и информации. Такое состояние

создается при воздействии на биоритмику человека монотонных

низкочастотных импульсов звука, цвета и света через слуховые и

зрительные анализаторы. Ввод информации – в период ритмостимуляции в

сопровождении спокойной, мелодичной новой для слушателя музыки,

способствующей объединению логического и эмоционального компонентов

психики, т.е. в период релаксации. Активизация и закрепление языкового

материала проводится в период самостоятельной работы обучающегося в

УЛУР по программе сеанса, после которого на занятиях выполняются

различные упражнения коммуникативного характера.

4. Методика «погружения» (систематическая, интенсивная устно-речевая,

ситуативно обусловленная, личностно ориентированная учебная

коллективная деятельность, часто в рамках заданного сценария в

обстановке, максимально приближенной к реальной коммуникации)

5. Эмоцианально-смысловой (широкое использование ролевых игр, проблемных

ситуаций, мыслительных задач, решаемых в состоянии повышенного

эмоционального настроя всей группы обучающихся) Одним из наиболее

распространенных вариантов такого подхода является методика

интенсивного обучения иностранному языку, разработанная

Г.А.Китайгородской. Главным критерием такой методики является

активизация всех резервов личности учащегося в процессе коллективного

(группового) обучения общению на иностранном языке на коммуникативно

достаточном уровне в заданных временных рамках.

По мнению Китайгородской, можно считать два фактора определяющими в

интенсивном обучении:

1. минимально необходимый срок обучения для достижения заданной

коммуникативной цели при максимально возможном (для этой цели) объеме

учебного материала и соответствующей его организации

2. максимальное использование всех резервов личности обучаемых взрослых в

условиях творческого коммуникативного взаимодействия обучаемых и

обучающего в групповом общении на иностранном языке.

Основным средством стимулирования творческой активности личности

обучаемых в раскрытии ее резервов является создание особого

психологического климата в учебной группе, возникающего на основе

доверительных и доброжелательных отношений между преподавателем и

учащимися и между самими обучаемыми, повышенного эмоционального настроя

всего коллектива и каждой личности путем моральной поддержки и поощрения

со стороны преподавателя и коллектива.

Для данного метода характерно ситуативно-тематическое организованное

общение, использование ролевых игр, взаимосвязанность обучения всем видам

речевой деятельности при ведущей роли аудирования и говорения, сочетание

осознаваемого и неосознаваемого, принцип активности (сочетание

индивидуального и группового, индивидуальное через групповое).

Цель обучения иностранному языку с использованием интенсивного метода

может быть разной в зависимости от этапов обучения, коммуникативных

потребностей обучающихся. Наиболее полно разработана методика

интенсивного обучения на начальном этапе. В некоторых формах интенсивного

обучения (краткосрочные курсы) такой целью начального этапа является

создание уровня повседневного общения на лексическом материале в 2500

лексических единиц и нормативной грамматике учебной речи за 120

академических часов из расчета не менее 12 часов в неделю,

продолжительность каждого занятия 4 часа при следующем распределении

времени: 1-я неделя – 24 часа; 2-3-я недели – 40 часов (по 5 дней); 4-5-я

– 32 часа (по 4 дня); 6-я неделя – 24 часа (6 дней).

Интенсивные методы получили распространение на краткосрочных курсах

обучения иностранным языкам для взрослых и не все приемы и формы работы

приемлемы для общеобразовательных средних школ. Но основные идеи такого

обучения (ситуативно-ролевое обучение, создание коммуникативно

благоприятного климата на уроке, стимулирование творческих возможностей

учащихся в речевой деятельности) могут быть использованы в школе с учетом

ее условий.

Обучение говорению на иностранном языке: формирование и развитие умений

монологической речи школьников.

Говорение – продуктивный, мотивированный вид речевой деятельности, 1 из

способов речевого общения, протекающий во внешнем плане.

Функции: 1. информационно-коммуникативная (передача и прием информации)

2. регуляционно-коммуникативная (направлена на

регулирование поведения)

3. аффективно-коммуникативная (направлена на влияние

на эмоциональную

сферу человека)

Условия, в которых протекает говорение, называют экстралингвистический

контекст: компоненты: 1. цель говорения

2. содержание речевого акта

3. условия общения

4. своеобразие речевых партнеров

Экстралингвистический контекст используется для того, чтобы приблизить

коммуникативную ситуацию к более естественной. Это называют коммуникативной

ситуацией – совокупность условий речевых и неречевых действий, необходимых

и достаточных для того, чтобы осуществлять речевые действия по намеченному

плану.

Структура коммуникативной деятельности: кто? где? когда? с какой целью? о

чем?

Требования к владению диалогической речью: Ученик должен уметь:

- непосредственно общаться, понимать, вербально и невербально реагировать

на устные высказывания в разных сферах школьной тематики

- связно высказываться о себе, об окружающей среде, о прочитанном и

увиденном, услышанном, выражая свое собственное отношение

+ Углубленное изучение:

- умение вести политематическую беседу, легко переходить от темы к теме

- умение строить развернутое высказывание

Общеучебные умения:

- умение переспроса

- перифраза (для уточнения информации)

- умение извиняться за высказанные неточности

Принципы обучения говорению:

Принцип аппроксимации (частнометодический принцип, направленный на то, что

учитель должен замечать ошибки учащихся, нарушающие естественную

коммуникацию)

Монолог – организованный вид речи, представляющий собой продукт

индивидуальных высказываний одного лица обращенного к аудитории

Монологическая речь – связное непрерывное изложение мыслей одним лицом,

обращенное к одному или нескольким лицам (аудитории) с целью достижения

необходимого воздействия на слушателя (слушателей)

Монологическая речь является преимущественно контекстна, как правило,

строится без учета ситуаций экстралингвистического характера. Она может

быть иногда ситуативной, например, спонтанное высказывание – развернутые

реплики в диалоги, которые можно рассматривать как краткие монологические

высказывания – «микромонологи в диалоге». Монологическая речь в некоторых

случаях может быть наглядно-ситуативной, если она сопровождается зрительным

рядом в кинофильме, в телевизионных передачах.

Особенности:

1. непрерывность (позволяет говорящему связно и полно высказывать свои

мысли), доступность и понятность

2. последовательность и логичность

3. полнота и связность изложения мыслей, развернутость

4. полносоставность предложений +

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.