Рефераты. Билеты по методике обучения иностранным языкам






пассивного словаря вводится в контексте или изолированно, дается анализ

его «внешних данных» и «внутренних» данных и выполняются соответствующие

упражнения.

2-й этап – этап пассивного закрепления в соответствующих лексических

упражнениях рецептивно-пассивного характера.

1. упражнение на правильное узнавание пассивно усеваемого слова по

«внешнему виду» в ряду других слов, с которыми учащиеся могут спутать

новое слово.

2. упражнение на анализ слов по составу и определение значения слова по

элементам слова (приставке, корню, суффиксу, соединительным элементам в

сложных словах)

3. упражнение на развитие догадки о значении слова в знакомом контексте.

Определение значения нового слова в предложении, абзаце.

4. упражнение на закрепление пассивной лексики путем чтения специально

подобранных микротекстов.

Обучение фонетическим навыкам на иностранном языке.

Фонетика - раздел языкознания, изучающий способы образования звуков

человеческой речи.

Материал фонетики – это совокупность всех звуковых средств (фонем и

интонем).

Язык, как средство общения, возник как звуковой язык. Слушающий не

поймет речь, если он сам не владеет произносительными навыками. Наличие

твердых произносительных навыков обеспечивает нормальное функционирование

всех видов речевой деятельности. Фонетика не изучается в школе, как

самостоятельный и овладение произносительными навыками осуществляется в

ходе обучения устной речи и чтению. Требования к произносительным навыкам

определяется исходя из принципа апраксимации, то есть приближение к

правильному произношению.

Основные требования к произносительному навыку:

1) фонематичность – предполагает степень правильности для фонетического

оформления речи, достаточную для нетрудного понимания ее собеседником.

2) Беглость – степень автоматизации произносительного навыка, позволяющая

учащимся говорить в правильном темпе речи. (110-130 нем. яз; 110-150

англ. яз. Знаков в минуту).

Учащиеся должны овладеть интонационной структурой для наиболее

распространенных типов предложений. Отбор материала происходит по

следующим принципам:

1) соответствие потребностям общения (смыслоразличительная функция)

2) стилистический принцип (литературный язык или диалект).

На начальном этапе обучения основное внимание уделяется автоматизации

произносительных навыков, и на последнем этапе объясняются общие

закономерности произносительных навыков в родном и иностранном языке.

Необходимо выяснить степень сходства и отличия в фонетических явлениях

немецкого и русского языков и тем самым определить характер трудностей,

преодолеваемым учащимися при овладении слухопроизносительными навыками

немецкого языка, и характер типичных ошибок.

При сравнении немецкого и русского языков выделяют 3 основных группы

фонем:

1. фонемы, совпадающие в родном и иностранном языках;

- самые легкие фонемы, при обучении осуществляется перенос навыка их

произнесения из родного языка на иностранный, путем имитации и показа.

2. фонемы, имеющие черты сходства, но не совпадающие полностью в двух

языках. При обучении произношению этих фонем можно пренебрегать

неточностью в произнесении сходных фонем. Путем имитации, показа,

сравнения, описания артикуляции.

3. фонемы, отсутствующие в одном из двух языков – самые трудные фонемы,

так как отсутствуют в родном языке, формирование навыка идет путем

создания несуществующей артикуляционной базы, описание артикуляции,

показ, имитация.

Сравнение русского и немецкого языков:

Гласные:

1) долгота и краткость гласных немецкого языка имеет смыслоразличительное

значение.

2) Немецкие гласные превосходят русские долгие гласные по долготе, а

краткие – по краткости.

3) твердый приступ немецких гласных, который играет важную роль в слого-

и слововыделении в немецком языке.

Согласные:

1) отсутствие палатализации согласных пред гласными в немецком в отличии

от русского. Поэтому наибольшую трудность для русских учащихся

представляет непалатализированное произнесение согласных перед

гласными переднего ряда: [i:], [i], [y:], [y].

2) Аспирация немецких глухих согласных фонем [p], [t], [k].

3) Напряженность активных органов при произнесении согласных. К наиболее

трудным согласным следует отнести [n], [ch], [h], [l].

4) Аспирация согласных на конце слов: Arbeit, в начале слов: Tafel.

Ударение:

1) ударение в немецком языке падает на первый слог, окончание слова

обычно неударно.

Обучение фонетическим навыкам в средней школе.

Под речевыми слухопроизносительными навыками понимаются навыки фонемно

правильного произнесения всех звуков в потоке речи, понимание всех

звуков при аудировании речи.

Под ритмико-интонационными навыками подразумеваются навыки интонационно и

ритмически правильного оформления речи и, соответственно, понимания речи

других.

При обучении фонетики в школе речь идет о формировании фонемно-

артикуляционных и ритмико-интонационных стереотипов. Программа

предусматривает овладение учащимися звуками немецкого языка, интонацией

повествовательных (утвердительных и отрицательных), повелительных и

вопросительных предложений (5 класс), интонацией предложения с рамочной

конструкцией (6 класс) и интонацией сложных предложений (7 класс).

Последовательность изучения звуков при практическом характере обучения

иностранным языкам в средней школе определяется в первую очередь двумя

положениями: 1) необходимостью формирования устно-речевых навыков в самом

начале, уже во вводном курсе; 2) необходимость учета фонетических

трудностей. Ведущим способом овладения произношением является

многократное прослушивание и наиболее точное имитативное воспроизведение

звука и последующее употребление его в речевом потоке.

Решающим фактором в создании произносительных навыков, как и любых

других, являются упражнения, в данном случае фонетические.

1.Упражнения на восприятие нового звука на слух:

1. в потоке речи – в речевом образце сначала в речи учителя, затем

в механической записи.

2. в отдельном слове, изолированно, в сочетании с пояснениями

учителя, если данная фонема относится ко второй группе;

3. с последующим многократным воспроизведением сначала в отдельном

слове, затем в речевом образце.

2. Упражнения на воспроизведение фонетического явления. Используются

коллективные и индивидуальные формы работы.

1. воспроизведение отдельными учащимися и исправление учителем возможных

ошибок.

2. хоровое воспроизведение вместе с учителем.

3. хоровое воспроизведение без учителя.

4. индивидуальное воспроизведение отдельными учащимися в целях контроля

сформированности правильного слухо-речемоторного образца.

3. Тренировочные упражнения на автоматизацию произносительного

речевого навыка в условно-речевых фонетических направленных

упражнениях (например, считалки). К этому же виду упражнений относятся

условно-речевые упражнения диалогического и монологического характера,

в которых изученные фонемы тренируются в условно-речевом общении, в

учебной речи.

Упражнения на развития фонетического и интонационного слуха:

1) устно разделите слово на звуки и назовите их. Определите количество

слогов в услышанных словах.

2) Установите количество кратких или долгих гласных в услышанных словах.

3) Найдите в колонках и отметьте слова в той последовательности, в

которой они звучали.

4) Выделите на слух из связного текста слова с тренируемым звуком и

запишите их в орфографии.

5) Определите количество слов в прослушанных предложениях.

6) Определите на слух и запишите последнее слово каждого предложения

прослушанного отрезка.

Формирование произносительных навыков:

1) прослушайте ряд звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук.

2) Прослушайте пару звуков и поднимите руку, когда услышите новый звук.

3) Поднимите руку, когда услышите вопросительное, повествовательное,

отрицательное предложение.

4) Подчеркните в предложении слово, на которое падает ударение.

5) Назовите слово, содержащие определенный звук.

6) Произнесите вслед за диктором пары слов, обращая внимание на различия

в произношении звуков.

7) Произнесите пословицу, скороговорку сначала медленно затем быстро

(тихо – громко).

8) Сделайте фонетическую разметку текста на основе голоса учителя или

диктора, прочитайте текст вслух.

Обучение грамматическим навыкам (продуктивным и рецептивным) на иностранном

языке.

Обучать грамматике немецкого языка значит формировать специальные для

данного языка грамматические механизмы, причем так, чтобы у обучаемых

одновременно складывались определенные грамматические знания и умения.

Грамматика не есть сама цель, а является средством для овладения способами

структурного оформления речи, несущее то или иное предметное содержание.

Учителю необходимо отобрать достаточный грамматический минимум усвоение

которого обеспечит с одной стороны относительно правильное грамматическое

оформление продуктивных видов речевой деятельности (говорение), с другой

стороны, обеспечит понимание при чтении и аудировании. Необходимо

осуществлять отбор активного и пассивного грамматического минимума.

Посредствам упражнений необходимо обеспечит прочное и автоматизированное

владение грамматическим минимумом для его активного использования в речи.

В качестве критериев отбора грамматического минимума выступают такие

показатели, как:

- частотность и употребительность грамматического явления в речи;

- обобщенность;

- способность распространятся на многие явления.

В методической литературе различают так называемый активный и

пассивный минимум. Под активным грамматическим минимумом понимаются те

грамматические явления, которые предназначены для употребления в устной

речи; к пассивному грамматическому минимуму относятся грамматические

явления, которые учащиеся могут узнать и понять в тексте. В активный

минимум входит весь материал по грамматике, изучаемый в 5-8 классах, в

пассивный – грамматические явления, изучаемые в старших классах.

Требования к владению учащимися грамматической стороной речи:

1. учащийся должен быть в состоянии грамматически правильно

оформлять свои устно-речевые высказывания, концентрируя внимание

на его содержании.

2. должны уметь распознавать грамматические явления при чтении и

аудировании, направляя свое внимание на извлечение информации.

Разные цели изучения грамматического материала – для использования в

устной речи, с одной стороны, и для понимания при чтении, с другой, -

во многом определяют методы работы с ним, поэтому целесообразно

остановиться отдельно на каждом из этих аспектов.

Обучение продуктивным грамматическим навыкам (говорение, письмо) на

немецком языке.

Основной целью обучения грамматическому материалу при активном

усвоении является формирование грамматических навыков устной речи,

обеспечивающих грамматически правильное оформление диалогической и

монологической речи определенного объема (согласно требованиям программы –

не менее шести реплик для каждого партнера в диалогическом общении и не

менее 10 предложений в монологическом высказывании).

Под морфологическими навыками устной речи понимают навыки интуитивно

правильного употребления морфем – окончаний глагола и падежных форм имен

существительных и артиклей, а также местоимений.

Под синтаксическим речевым навыком подразумевается интуитивно

правильное расположение главных членов предложения в разных типах

предложений различной семантики в соответствии с синтаксическими нормами

немецкого языка (около 12 структурно-функциональных типов немецкого

простого предложения)

Под морфолого-синтаксическими речевыми навыками понимается

автоматизированное употребление в речи грамматических явлений, в состав

которых входят синтаксические и морфологические компоненты. К таким

явлениям относятся все сложные временные формы глагола, сказуемые,

выраженные модальным глаголом и инфинитивом основного глагола.

Очевидно, что наиболее успешное овладение всеми вышеперечисленными

навыками возможно лишь в процессе коммуникативной тренировки с помощью

коммуникативных упражнений.

Принципы отбора упражнений:

1. обеспечение деятельностного характера овладения немецкой

грамматикой.

2. учет первичности слухо-моторных связей, принцип устного

опережения.

3. опора на образец, на действие по аналогии.

4. опора на сознательность, учет важности сочетания сознательности

и бессознательности.

5. стимулирование речемыслительной активности и самостоятельности

учащихся.

6. опора на принцип наглядности, доступности, прочности и

систематичности.

7. учет принципа апраксимации (приближение к желаемому).

Работа над грамматическим материалом строиться в соответствии со следующими

этапами:

1. ориентировочно-подготовительный этап.

- учащиеся знакомятся с новым языковым явлением, выполняют первичные

речевые или языковые действия.

2. Стериотипизирующий, ситуативный этап.

- автоматизация первичного действия путем его многократного использования

в однообразных ситуациях без существенного варьирования.

3. Варьирующий ситуативный этап.

- обеспечивает дальнейшую автоматизацию речевого действия, развитие

гибкости и подвижности навыка.

На начальном этапе превалирующие значение имеет устная основа

обучения с подключением зрительно-вербальных опор. Обучение грамматики

происходит индуктивно (основной грамматический материал предъявляется на

завершающем этапе).

На среднем этапе превалирующие значение имеют тренировочные

упражнения на подстановку.

На старшем этапе происходит систематизация грамматического материала,

в работе активно используются грамматические справочники и пособия.

Исправлять ошибки допущенные учениками в устной речи необходимо

осторожно, не мешая высказываниям учащихся. Ошибки из-за которых не

искажается понимание считаются незначительными.

Обучение рецептивным грамматическим навыкам.

Наряду с экспрессивными грамматическими навыками (говорения и письма) у

учащихся должны быть сформированы рецептивные грамматический навыки чтения

и аудирования, то есть навыки узнавания и понимания грамматических явлений

в письменном и устном тексте, как при активном, так и при пассивном

владении материалом.

Рецепция при активном владении материалом базируется на речевых

автоматизированных связях слухоречемоторных образов и их значений (при

аудировании) и зретельно-графемных речемоторнослуховых образов и их

значений (при чтении). Она проявляется в автоматизированности процесса

чтения и слушания, целостности восприятия и непосредственности понимания,

как это имеет место при чтении на родном языке. Это обуславливается

определенным уровнем развития индивидуально-речевого опыта в данных

рецептивных видах деятельности.

Практика обучения иностранному языку на устно-речевой основе в школе

подтверждает тезис о положительном влиянии активного владения материалом на

качество понимания рецепируемого устного и письменного текстов. Однако это

возможно при том условии, если учащиеся много читают и слушают на

иностранном языке.

Известен и другой вид навыков, рецептивно-пассивный, специфичный

только для чтения текстов на иностранном языке, языковым материалом

которого читатель не владеет активно и может лишь узнавать его «по внешнему

виду» на основе зрительной памяти. В основе пользования этим видом навыков

лежат автоматизированные процессы узнавания языковых явлений и понимания

(на основе контекста и припоминания) их значения. Разновидностью названного

рецептивно-пассивного навыка являются языковые информации с помощью

аналитических действий При этом значение данного явления выводится путем

анализа его структуры – структуры слова (анализ слова по элементам),

структуры морфологических явлений (морфологических форматов – падежных,

личных окончаний), синтаксических конструкций (компонентов структуры

предложения) – и установления из значения в данном контексте.

Первый вид грамматических навыков формируется в процессе постоянного

и систематического чтения легких по языку и содержанию текстов, второй – в

результате чтения боле сложных текстов. При этом могут использоваться

элементы анализа грамматических явлений как в отдельных предложениях, так и

в отдельных местах текста.

Тренировка грамматического материала происходит при выполнении следующих

типов упражнений:

1. имитационные упражнения: грамматическая структура в них задана,

ее следует повторять без изменения. Могут выполнятся в виде

подчеркивания грамматических явлений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.