Рефераты. Функционирование пословиц и поговорок в немецком языке, отражающих межличностные отношения






|(Adv.№) Part.II№, (Adv.І) Part.IIІ|Frьh gesattelt, spat geritten; |

| |Mitgegangen, mitgefangen |

| A№ N№, AІ NІ |Roter Bart, untreue Art; |

| |Kalte Hдnde, warme Liebe; |

| |Gleiche Brьder, gleiche Kappen |

|Wie + N№, so + NІ |Wie der Baum, so die Frucht; |

| |Wie der Herr, so`s Gescherr; |

| |Wie der Kopf, so der Hut |

|Je + Adv.comp.№, je+ Adv.comp.І |Je lдnger, je lieber |

По этим моделям могут быть образованы новые свободные фразы, причём

они приобретают благодаря конструкции обобщающее, «пословичное» значение, а

некоторые впоследствии могут войти в употребление, ср. распространённые в

публицистике аналоги пословиц: Gleiche Leute – gleiche Ziele; Kein

Verbrechen ohne Strafe; Wie die Arbeit, so die Freizeit.

Обобщающее значение присуще также фразовым схемам, слагающимся из

двух лексически тождественных членов (существительное, прилагательное,

наречие, причастие), соединённых связкой ist или bleibt.

| N№ + ist + NІ |Befehl ist Befehl; |

| |Sicher ist sicher; |

| |Futsch ist futsch und hin ist hin |

| N№ + bleibt + NІ |Dumm bleibt dumm; |

| |Recht bleibt Recht |

Обе эти конструкции, придающие высказыванию значение ‘вот так оно и

есть’, существуют и самостоятельно в современной немецкой речи, свободно

наполняясь различными лексическими единицами, но всегда сохраняя общий

смысл и специфическое структурное значение.

К перечисленным синтаксическим конструкциям необходимо также

добавить пословичные модели с постоянным лексическим компонентом:

| besser/lieber+N№+als+ NІ | Besser ein Sperling in der |

|(возможно также наличие инфинитива и|Hand als eine Taube auf dem Dach; |

|причастия) |Lieber die alten Kleider flicken als|

| |neue borgen |

| N№ + geht vor + NІ |Recht geht vor Macht; |

| |Ehre geht vor Reichtum |

|Prдp. + N + ist (nicht) gut + |Nach getaner Arbeit ist nicht gut |

|Inf.I |ruhn; |

| |Im Dunkeln ist gut munkeln |

|Erst + N№ /Vimper.1 /Inf.№ + |Erst die Arbeit, dann das Spiel; |

|dann + NІ /Vimper. 2 /Inf.І |Erst wдgen, dann wagen |

Самой типичной лексико-семантической чертой пословиц является

образность. Не являясь их обязательным атрибутом, образность всё же присуща

большинству употребительных пословиц. С этой точки зрения все пословицы

можно разделить на три группы:

а) полностью образные:

| Немецкие пословицы | Русские пословицы |

|Ein falsches Ei verdirbt den ganzen |Ложка дёгтя портит бочку мёда; |

| | |

|Brei; |В тихом омуте черти водятся; |

|Stille Wasser sind tief; |Горбатого могила исправит; |

|Der Wolf stierbt in seiner Haut; |Своя рубаха ближе к телу; |

|Es denkt sich jeder in seinen Sack; |Ворон ворону глаз не выклюет |

|Der Teufel lдЯt keinen Schelmen | |

|sitzen | |

б) частично образные (чаще образна группа сказуемого):

| Немецкие пословицы | Русские пословицы |

|Lьgen haben kurze Beine; |У лжи короткие ноги; |

|Alte Liebe rostet nicht; |Старая любовь не ржавеет; |

|Doppelt genдht hдlt besser |Кашу маслом не испортишь |

в) необразные, например:

| Немецкие пословицы | Русские пословицы |

|Wer wagt, gewinnt; |Кто смел, тот и съел; |

|Man lernt nie aus; |Век живи – век учись; |

|Besser spдt als nie |Лучше поздно, чем никогда |

В целом образный перенос значения в пословицах чаще всего имеет

метафорический характер, в том числе опирается на обозначение абстрактных

понятий, людей и человеческих отношений наименованиями неодушевлённых

предметов или животных и соответствующих им действий, а также на

персонификацию абстрактных понятий.

Образный перенос, присущий пословице, делает всё высказывание ярким,

эмоционально-экспрессивным, обеспечивая ему (в сочетании с лаконичностью

выражения) высокую меру интеллектуального и эстетического воздействия, а

также широкое распространение в речи.

Яркость и выразительность формы пословиц усиливается у многих из них

специальными речевыми средствами организации их структуры – использованием

простейших форм рифмы, поэтического размера, аллитерации, а также

лексического и синтаксического параллелизма, ср. Wer will haben, der muЯ

graben; Aus den Augen, aus dem Sinn.

Выше уже говорилось о типичном для всех пословиц обобщающем

характере содержания, а также о присущей им эмоционально-экспрессивной

окраске. Фактическое содержание пословицы в большей или меньшей степени

отличается от её компонентного значения (т.е. того значения, которое

извлечёт из неё, например, человек, понимающий все компоненты фразы, но не

знающий, что имеет дело с пословицей). Это значит, что пословицы

идиоматичны. Элементом их содержания является «цитатность», т.е. ссылка на

авторитет общепринятого мнения, на которое опирается говорящий,

воспроизводя пословицу в традиционной форме. Иногда эта ссылка находит

выражение в речи при помощи оборотов wie es im Volksmund heiЯt,... sagt

ein Sprichwort и т.п.

Значение пословицы столь же устойчиво, как и её форма. Однако

пословицы часто выступают не в самом абстрактном обобщенно-переносном

значении, а лишь в каком-либо более узком смысле. Иначе говоря, степень

фактического обобщения в пословицах может быть различной. Так, например,

пословица Aller guten Dinge sind drei (ср. Бог троицу любит) означает лишь,

что в данных условиях что-либо необходимо сделать трижды или иметь в трёх

экземплярах. А пословица Der Mensch denkt, Gott lenkt – Человек

предполагает, а Бог располагает – выражает в устах современника не

зависимость от Божьей воли, а реальную возможность каких-либо

непредвиденных обстоятельств. Именно отклонение речевого смысла пословицы

от её наиболее обобщенного значения, вытекающего из её компонентного

состава, и возможность употребления пословицы в таком специфическом смысле

удерживает в речевом обиходе некоторые пословицы, первоначально выражавшие

мораль, взгляды и социальные условия, давно ушедшие в прошлое, ср. примеры

выше, а также: Gott gibt es den Seinen im Schlafe (например, о нечаянной

неудаче); Reden ist Silber, Schweigen ist Gold (например, в качестве

замечания болтуну) и другие.

Традиционный, весьма специализированный смысл имеют также некоторые

пословицы с нестандартным образом, суть которого трудно уяснить из самой

пословицы, так как слова, входящие в неё, не имеют подобного переносного

значения ни в каком другом случае их употребления в немецком языке, а

потому не вызывают достаточно четких ассоциаций, ср. Jeder Topf findet

seinen Deckel (каждая девушка найдёт жениха); Man soll sich strecken nach

der Decke ( По одёжке протягивай ножки) и др.

Ряд немецких пословиц содержит не выраженную словесную оценку

характеризуемого явления – им присущ иронический смысл или отрицательная

оценка, не вытекающие из их компонентного состава Der Apfel fдllt nicht

weit vom Stamm , Gleiche Brьder, gleiche Kappen.

Обратимся теперь к рассмотрению стабильности формы пословиц.

Языковая форма пословиц традиционна; она позволяет отличать пословицу от

обычных регулярных фраз. Именно это обстоятельство, т.е. речевая традиция,

мешает лексическому и грамматическому изменению или варьированию пословиц,

так как иных (структурных или смысловых) препятствий для такого

варьирования и изменения в принципе не существует. В самом деле, казалось

бы, можно заменить, например, в пословице Der Apfel fдllt nicht weit vom

Stamm первое слово на die Birne, die Kirsche, die Pflaume, не разрушая

образа и смысла фразы. Однако в действительности эти варианты могут

возникать лишь как индивидуальные отклонения от речевого стандарта. Лишь у

определённых пословиц имеются традиционные лексические варианты, ср. Eine

Katze fдllt immer auf die FьЯe/ Pfoten; Kleinvieh macht/gibt auch Mist;

Liebe ist/macht blind.

Характерная в целом для пословиц лаконичность проявляется в том, что

у многих из них развиваются сокращённые варианты, которые, как правило,

становятся более употребительными, а иногда и совершенно вытесняют полную

форму, ср. Wenn die Katze fort ist, tanzen die Mдuse ( auf dem Tisch).

При стремлении воссоздать в памяти у собеседника или читателя

содержание всей пословицы часто используют лишь отдельные её элементы в

новом окружении. Благодаря такому «осколочному» использованию некоторые

образные элементы немецких пословиц вычленяются из пословичного контекста и

обретают известную самостоятельность. Возникшее таким образом слово или

словосочетание существует параллельно с породившей её пословицей. Так,

наряду с пословицей Wen man den Teufel an die Wand malt, kommt er

существует глагольный оборот den Teufel an die Wand malen, из которого, в

свою очередь, постепенно выделяется устойчивое словосочетание etw. an die

Wand malen- преувеличивать (какую-либо опасность).

Наконец, известную роль играет стремление достичь различных

стилистических эффектов (преимущественно юмористического или сатирического

характера), которое ведёт к замене отдельных слов или частей пословицы,

расширению её состава и другим индивидуальным изменениям, ср. Aller guten

Kinder sind drei; Morgenstunde hat Hast und Eile im Munde и др.

Все сказанное позволяет сделать следующий вывод: как далеко ни

заходило бы изменение пословицы, его результат обязательно должен вызвать в

памяти слушателя (читателя) традиционную форму (и тем самым – смысл) данной

устойчивой фразы, т.е. сохранять неизменным некоторый минимум специфических

комбинаций слов или конструкций, отличающих эту устойчивую фразу от всех

других фраз.

1.4. . Структура и содержание поговорок.

Стабильность формы поговорок.

Поговорки – это литературно-разговорные, обиходно – разговорные и

просторечные всесторонне устойчивые фразы, способные выражать только

частный смысл. Поговорки, следовательно, не содержат обобщений о

закономерных связях действительности, как пословицы, и применимы лишь к

единичным, конкретным ситуациям. Правда, ситуации эти столь типичны, что

каждая поговорка может без изменений использоваться множеством людей в

сходных случаях бесчисленное количество раз, ср. например: Mein Gott!- Боже

мой!; Da hцrt sich alles auf! – Это уже чересчур!; Da lachen ja die Hьhner!

– Ну, это курам на смех!; Das wдr`s! – Вот и всё!

Поговорки составляют наиболее употребительную, наиболее пёструю по

форме и содержанию и, вероятно, наиболее многочисленную группу немецких

устойчивых фраз. Частный смысл, свойственный поговоркам, может быть выражен

любой синтаксической схемой предложения с любой формой глагола (см. примеры

выше).

Однако в отличие от регулярных фраз, поговорки не допускают

свободной замены слов-компонентов и преобразования грамматической

структуры. Это значит, например, что повествовательная поговорка не может

быть превращена в вопросительную или побудительную, и наоборот (ср. Die

Sache wird schon schief gehen- Кривая вывезет!); невозможно произвольное

включение в поговорку или изъятие из неё отрицания (ср. Es ist noch nicht

aller Tage Abend – Ещё не всё потеряно), изменение формы глагола, изменение

порядка слов, свертывание или развертывание высказывания и т.п.

Употребление ряда поговорок ограничено не только определённым кругом

ситуаций, но и связано с определённым контекстом. Так, существуют

устойчивые диалогические пары поговорок, например: Wie geht`s, wie steht`s?

– Wunderbar ist nichts dagegen (ср. русские Как дела? – Как сажа бела).

Группа поговорок служит членению монологической речи и употребляется

как вступление к сообщению (WeiЯt du was? Die Sache ist...; Ob du es

glaubst oder nicht...); как средство установления связи с ранее сказанным

(Doch zurьck zu unserem Hauptthema); как переход от констатации

положительных фактов к критической части (So weit, so gut); как завершающее

сообщение фразы: Das wдr`s; Soweit (unsere Meinung).

Основная особенность содержания поговорок заключается в том, что

мысль в них выражена не прямо, а идиоматично, с тем или иным отклонением от

стандартного компонентного значения фразы – через образ, гиперболу, иронию,

косвенное умозаключение, недосказанность (усечение) или «излишние» элементы

и т.п., ср. das Ei will wieder mal klьger sein als die Henne – Опять яйца

курицу учат (образность); Das fдngt ja heiter an! –Хорошенькое дело!

(ирония); Da hцrt doch alles auf! – Ну, это уж чересчур! (гипербола); Wo

haben wir denn zusammen Schweine gehьtet? – Мы с вами свиней не пасли? (и,

следовательно, ваша фамильярность не уместна – косвенное умозаключение);

Dir werd` ich! – Вот я тебе! (усечение); Aber sicher, sagte Blьcher! –

Ясное дело! («излишние» элементы) и т.п.

Соответственно по характеру соотношения совокупного смысла поговорки

с её компонентным значением можно выделить образные поговорки, построенные

на метафорическом переосмыслении; иронические поговорки, смысл которых

прямо противоположен их компонентному значению; поговорки, смысл которых

косвенно выводится из их компонентного значения; устойчиво усеченные

поговорки; присказки, объективное содержание которых исчерпывается их

первой частью, и др.

Частный смысл, свойственный поговоркам, проявляется в том, что в

речи поговорка всегда конкретна, всегда используется говорящим для

оценочной характеристики единичной, конкретной ситуации. Поговоркам в целом

присуща повышенная экспрессивность, а большинство их произносится с

определённой, неизменной восклицательной интонацией. Повышенная

экспрессивность связана с непосредственной «сиюминутной» реакцией

говорящего на события или слова собеседника.

Субъективные и объективные моменты в содержании поговорок

соседствуют и переплетаются в самых различных комбинациях и пропорциях.

Можно, однако, выделить основные типы и ряд промежуточных групп.

Предметно-логическое, объективное начало выступает на передний план

в характеризующих поговорках, выражающих логически развёрнутую мысль и

включающих, по крайней мере, одно слово в его самостоятельном, не связанном

фразеологически значении. Чаще всего это - личное или указательное

местоимение, прямо обозначающее какой-либо отдельный элемент ситуации или

явление действительности, тогда как остальная часть поговорки даёт этому

явлению ту или иную характеристику, например: Das sieht ja ein Blinder! –

Это совершенно ясно! Зачастую слова в таких поговорках не претерпевают

никаких смысловых изменений.

Прямую противоположность представляют полностью переосмысленные

поговорки, выражающие в целом субъективное отношение говорящего к

определённой ситуации или к словам собеседника, например, удивление,

возмущение, согласие или несогласие: Mein lieber Mann! – удивление; Alle

Wetter! – Вот здорово (одобрение).

Поговорки, содержание которых сводится к элементарным эмоциональным

и модальным значениям, - это междометные и собственно модальные фразы. Они

близки по смыслу к междометиям типа ach! nanu! pfui! или модальным словам

типа ja, nein, keineswegs, т.е. не содержат развёрнутого суждения.

Местоимения в их составе не соотнесены с конкретным лицом или предметом.

Наряду с междометными фразами существует множество других

эмоциональных поговорок. Это фразы, которые служат преимущественно для

выражения тех или иных эмоций, однако построены они по типу характеризующих

поговорок, например: Das ist aber die Hцhe!- Это уж чересчур! и др.

Таким образом, междометные фразы оказываются лишь ядром обширной

группы эмоциональных поговорок. Эмоциональные поговорки во многом близки к

модальным фразам.

В итоге, несмотря на некоторую нечеткость границ, выделяются две

основные функционально-смысловые группы поговорок – характеризующие

(повествовательные, вопросительные и побудительные) и эмоционально-

модальные, ядром которых являются семантически нечленимые междометные и

модальные фразы.

Рассмотрим некоторые особенности структуры поговорок этих групп:

а) повествовательные поговорки

Повествовательные немецкие поговорки выражают в речи частное

суждение о каком-либо предмете или явлении. Однако наименование этого

предмета, т.е. субъекта суждения, обычно отсутствует, и его место в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.