Рефераты. Искусство росписи пасхальных яиц






Пасхе завод делал пасхальные яйца для членов императорской фамилии "на

раздачу" при христосовании. Фарфоровые яйца чаще всего были подвесными и

имели сквозное отверстие, куда продевалась лента с бантом внизу и петлей

вверху. Такие яйца обычно подвешивались в красный угол, под иконы. В XVIII-

XIX веках фарфоровые пасхальные яйца - такая же прихоть моды, как и весь

старый фарфор. С 1820-х годов частные фарфоровые фабрики России также стали

выпускать пасхальные яйца. Датировать образцы, которые были одноразовым

заказом к пасхальным дням, можно по стилистическим художественным

признакам.

Декор пасхальных яиц, особенно фарфоровых и стеклянных, наиболее

массовых на протяжении всего XIX века, соответствовал тем или иным

художественным направлениям в изобразительном искусстве. Начиная со второй

половины XIX века оформление пасхальных яиц приняло более специфический

характер с использованием традиционных религиозных пасхальных сюжетов

("Сошествие во ад", "Воскресение" и др.), религиозной символики и

атрибутики. В сцене "Сошествие во ад" Христос, окруженный патриархами и

пророками, стоит, держа Адама за правую руку, над дверьми ада, которые он

только что разбил.

В 1874 году по заказу московских старообрядцев "поповского толка"

братьями Тюлиными, известными иконописцами из Мстеры, были писаны

изображения на пасхальных яйцах для приветствия высоких особ. Тюлины к тому

времени прославились расчисткой и починкой старинных икон храмов

старообрядческого Рогожского кладбища. Яйца вытачивались из дерева. Каждое

из них состояло из двух половинок, внутри было вызолочено матовым золотом,

наружная сторона окрашена яркой малиновой краской. Яйцо было очень легким,

чрезвычайно изящным и отполированным, как зеркало. Мастера Тюлины расписали

яйца двух размеров: десять величиной с гусиное, восемь - с утиное. У всех

яиц на одной из сторон был сюжет "Сошествие во ад Спасителя", а на другой -

изображение святого, покровительствующего тому лицу, которому

предназначалось яйцо в подарок. Всего было три яйца со Св. Александром

Невским, по одному - с царем Константином, князем Владимиром, митрополитом

Алексием. Середину, где раскрывается яйцо, мастера отметили орнаментом.

Роспись изображений отличается точностью деталей, древнерусской

стилистикой, использованием червонного золота, за живопись на этих

пасхальных яйцах были выплачены крупные по тем временам вознаграждения: за

большие яйца - по 25 рублей, а за малые - по 15 рублей за один раритет.

Известный иконописец О. С. Чириков из Мстеры в 1887 году выполнил

серию образцов "живописи святых и двунадесятых праздников" для росписи

фарфоровых пасхальных яиц. Яйца, исполненные по этим образцам, считаются

одними из лучших среди созданных на Императорском фарфоровом заводе. Они

были и самыми дорогостоящими - на роспись одного такого яйца живописец

тратил 40 дней, и стоило оно 75 рублей (см. приложение 1). Количество этих

яиц к каждой Пасхе для императорской семьи было строго определено:

император и императрица получали по сорок-пятьдесят яиц, великие князья -

по три, а великие княгини - по два. В росписи участвовал и московский

архитектор Л. С. Каминский, который в 1890 году расписал оборотные стороны

фарфоровых яиц с "живописью святых". Фарфоровые яйца часто были подвесными

со сквозным отверстием, в которое продевалась лента с бантом внизу и петлей

вверху для подвески под киотом с иконами. Специально для этой работы

нанимали "бантовщиц" из числа нуждающихся вдов и дочерей бывших служащих

завода. Довольно высокая оплата их труда рассматривалась как пасхальная

благотворительная помощь. По эскизам Каминского декорировались самые

дорогие яйца Императорского завода.

В 1799 году на Императорском фарфоровом заводе было изготовлено 254

яйца, в 1802-м - 960. В начале XX века на производстве 3308 яиц в год на

том же заводе было занято примерно тридцать человек, включая учеников. К

Пасхе 1914 года выпущено 3991 фарфоровое яйцо, в 1916 году - 15365 штук.

Большая часть их была предназначена для христосования с низшими чинами в

действующей армии и посылок на фронт. На таких яйцах изображался вензель

императора, государственный герб, а также орден святого Георгия

(Георгиевский крест), отчего такое яйцо становилось своего рода знаком

отличия и приобретало наградной характер (см. приложение 2). Кроме того, в

России появлялись тысячи пасхальных яиц, жизнь которым давали и различные

мелкие предприятия, и народные умельцы.

При Александре III и Николае II на заводе к каждой Пасхе выпускалось

по 100, а позже по 200 яиц “с вензелевым изображением их императорских

величеств государя императора и государыни императрицы". Техническому

совершенству этих изделий, предназначенных для официальных подарков,

уделялось особое внимание (см. приложение 3).

Сами государи подчас выступали в роли своеобразных контролеров: так,

Александр III рекомендовал расписывать яйца не только цветами, но и

орнаментами, любил цельные стеклянные изделия с гравированным узором.

Пасхальные яйца из папье-маше в конце XIX века делали на подмосковной

фабрике Лукутина, ныне знаменитой Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной

живописи. Наряду с религиозными сюжетами мастера фабрики Лукутина часто

изображали на пасхальных яйцах православные соборы и храмы. Одним из

излюбленных сюжетов лукутинских мастеров был храм Василия Блаженного на

Красной площади. В конце XIX - начале XX века наряду с иконами в московских

иконописных мастерских, образованных выходцами из традиционных иконописных

центров России - Палеха, Мстеры, Холуя, расписывали и пасхальные яйца.

В письмах из России, относящихся к началу XIX века, сестры ирландки

Бильмот, гостившие у знаменитой просветительницы Е. Р. Дашковой,

рассказывали, что на Пасху по окончании субботней службы все стали дарить

друг другу пасхальные яйца - расписные, резные, крашенные в различные

цвета. Сестры отмечают, что подарки в этот день обязательны, и в качестве

"яйца" княгиня Е. Р. Дашкова подарила одной из них два бриллианта. При

подношении дара, писали сестры Бильмот, говорят: "Христос Воскресе!" На это

отвечают: "Воистину Воскресе". Произнося эти слова, продолжают сестры, даже

крестьянин имеет право поцеловать руку любому важному лицу (хоть самому

императору), и отказать никому нельзя. Из этого свидетельства видно, что в

роли "пасхального яйца" могли выступать и другие подарки, а именно -

драгоценности.

Одним из первых соединить пасхальное яйцо с ювелирным украшением

попытался Фаберже. Имя Карла Фаберже чаще всего ассоциируется с блестящим

искусством декоративного пасхального яйца, так называемого “пасхального

сюрприза" – подарочного изделия со скрытым секретом.

Предполагается, что идея их создания принадлежала младшему брату Карла

Фаберже – Агафону, необычайно одаренному художнику, обладавшему к тому же

исключительными конструкторскими способностями. Карлу Фаберже удалось

покорить сердца заказчиков, оттеснив всех конкурентов. Его успех – в

сложности конструкции, оригинальности секрета и безукоризненности

исполнения этих драгоценных игрушек. Всего с 1885 по 1917 год фирмой было

изготовлено 56 "пасхальных сюрпризов" по заказам членов императорской

семьи. Это были подарки Александра III и Николая II императрицам Марии

Федоровне и Александре Федоровне.

Двенадцать пасхальных яиц было создано для Л. Ф. Келча, владельца

нескольких золотых рудников в Сибири, для князя Ф. Ф. Юсупова и герцогини

Мальборо, также выполнялись изящные и дорогие пасхальные подарки, часто

содержащие различные сюрпризы. Это были пасхальные яйца со сложными

заводными механизмами, представляющие собой чудеса ювелирного искусства,

создание каждого из которых обходилось очень дорого. Образцы хранились в

специальных футлярах или сейфах и извлекались оттуда для показа только во

время Пасхи. Все предметы имеют форму яйца, внутри которого находится

сюрприз: миниатюрные золотые копии крейсера, яхты, поезда, дворца,

медальона с портретами членов царской семьи, фигурки соловья, кукушонка,

музыкальная шкатулка. Приводимые в движение путем нажатия скрытой от глаз

кнопки, фигурки движутся, поют, размахивают крыльями, поезд отправляется в

путь, циферблаты часов вращаются, а стрелки остаются неподвижными, крышечки

медальонов приподнимаются, открывая очаровательные детские портреты,

музыкальная шкатулка проигрывает известные мелодии.

Первое пасхальное яйцо 1885 года с полосками из синей эмали было

выполнено мастером Михаилом Перхиным. Двадцатишестилетний петрозаводчанин,

он в 1886 году становится главным мастером фирмы Фаберже. Именно он в 1891

году выполнил яйцо с моделью крейсера "Память Азова" (см. приложение 4.).

Сочетая зеленый цвет камня с золотом, искрящимся прозрачными каплями

бриллиантов, мастер удачно оттенил и красоту самоцвета, и блеск

благородного металла. Внутри этого драгоценного, выложенного бархатом

футляра на голубой аквамариновой пластине застыла великолепная из золота и

платины модель крейсера. В сложной оснастке корабля можно разглядеть

миниатюрный капитанский мостик, крохотный руль, тончайшие полотнища

парусов.

Не менее интересно использование цветного золота. Именно фирма Фаберже

возродила технологию четырехцветного золота, или "кватра колор", то есть

желтого, белого, красного и зеленого цветов. Техника была известна во

Франции с XVIII века, а затем на долго забыта. Мастерам фирмы часто

удавалось достичь сложной цветовой гаммы только благодаря цветному золоту,

без привлечения других отделочных материалов. Соединив матовое и

полированное золото, а также используя цветное, Михаил Перхин добился

прихотливой игры на поверхности корпуса "Часов с букетом лилий" (см.

приложение 5.).

Не металл и не камень, а эмаль считали ювелиры фирмы самым эффективным

средством художественной выразительности. Возрождая древнее искусство, они

вновь обращались к его декоративным приемам. Ни одна ювелирная фирма в мире

не использовала эмаль столь широко и в таком многообразии цветов и

оттенков, как фирма Фаберже.

Новым приемом в русском эмальерном деле того времени явилась техника

"оконной", или "витражной" эмали.

"Ювелирным капризом" называют одно из самых изысканных произведений

Михаила Перхина "Листья клевера" (см. приложение 6.). Сотканный из

тончайших золотых нитей объем представляет собой буйное переплетение

стеблей и листьев клевера, большая часть которых залита прозрачной,

изумрудного цвета эмалью. Невозможно представить, как удалось мастеру

равномерно разместить и удержать на поверхности горячую эмалевую массу.

Интересны детские профильные портреты, выполненные в технике эмали в

цвете нежно-коричневой сепии. Они даны на золотой пластине, залитой эмалью

розового цвета. Здесь чувствуется явное влияние античного искусства, мастер

умело передает фактуру материала. Эта золотая пластина, укрепленная на

богато декорированной подставке, не что иное, как "сюрприз" самого

элегантного пасхального подарка - "мозаичного яйца". Оно выполнено сыном

старого Августа Хольмстрема, бывшего до прихода Перхина главным мастером

фирмы.

Задуманное как драгоценность, оно в полном согласии со своим

назначением являет собой уникальный образец ювелирного искусства. Античный

узор, выложенный на поверхности яйца, имитирует вышивку разноцветными

шелками, где канвой служит тончайшая платиновая сетка, а сам узор соткан из

сапфиров, рубинов, топазов и зеленых гранатов. Мастер достиг большого

совершенства в умелом чередовании эмали и драгоценных камней.

В 1900 году на выставке в Париже посетители с любопытством

рассматривали новую механическую игрушку Михаила Перхина. Она явилась

своеобразным откликом на важное для Русского государства событие —

строительство Транссибирской магистрали.

На серебряной поверхности яйца выгравирована карта России с

изображением новой дороги от Петербурга до Владивостока и надписью:

"Великий Сибирский железный путь".

Особый интерес вызвал сюрприз — модель сибирского поезда(см.

приложение 7.). Заведенный золотым ключиком, платиновый паровозик с

рубиновым фонарем и алмазными фарами отправлялся в далекий путь, увлекая за

собой пять золотых вагончиков с оконцами-хрусталиками и миниатюрными

надписями. Фаберже сам проявлял особый интерес к механическим управляемым

игрушкам.

Пасхальные сюрпризы явились вершиной творческого вдохновения фирмы

Фаберже, они вобрали все технические и художественные достижения своего

времени в большей степени, чем какие-либо другие изделия, и позволяют

выявить тот немалый вклад, который внесли мастера в развитие мирового

ювелирного искусства. В необычайной тщательности и чистоте отделки

произведений они до сего дня остались непревзойденными. До 1903 года - года

смерти Перхина - его инициалы ставились на всех яйцах-сюрпризах фирмы

Фаберже, сделанных для императоров Александра III и Николая II. Яйцо,

выполненное Перхиным, состояло из оболочки-скорлупы из слоновой кости. В

скорлупе - покрытая эмалью курица из золота с рубиновыми глазами. Внутри

нее - золотая корона, унизанная жемчугом, а в короне - золотое кольцо.

Именно с 1885 года началась традиция ежегодного дарения пасхальных яиц-

сувениров фирмы Фаберже. "Ваше Величество будет довольно" - такой ответ

обычно давал знаменитый мастер на вопрос о сюжете очередного яйца [23, 39].

Изготовление ювелирно украшенных пасхальных яиц имело давнюю традицию

в России. Например, посеребренное яйцо-сюрприз было сделано мастером

Нордбергом для Александра II. Но именно фирме Фаберже удалось довести

искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня

мастерства, изящества и творческой фантазии. Фаберже никогда не делал

точных копий. На всех его работах лежит печать неповторимого

индивидуального почерка, навечно оставшегося в истории мирового искусства.

Русская императорская династия и ее многочисленные королевские и

княжеские родственники в Англии, Дании, Греции, Болгарии, Гессене,

Ганновере получали яйца Фаберже в подарок из России, высоко ценили эти

драгоценные вещицы и передавали их следующим поколениям. После первой

мировой войны, падения монархии в Европе и обеднения аристократии многие

изделия Фаберже были проданы и перешли к другим владельцам. В 1920-е годы

для пополнения казны валютой советское правительство продало ряд

произведений искусства из государственных коллекций. Из императорской

коллекции, конфискованной после 1917 года, была продана большая часть,

видимо, "абсолютно бесполезных" для советского государства уникальных

пасхальных яиц.

По известным причинам декоративные яйца фирмы Фаберже до недавнего

времени были более известны за пределами России. В настоящее время известно

местонахождение некоторых раритетных пасхальных яиц Фаберже: двенадцать

экземпляров хранится у английской королевы, одиннадцатью владеет

американский журнал "Форбс" и десять находится в Оружейной палате

Московского Кремля. Однако, точно неизвестно ни одного предмета,

исполненного самим Фаберже. Талант его заключался скорее всего в редком

даре вдохновлять художников на создание изделий, принесших фирме

заслуженное признание.

Вопреки воинствующему атеизму послереволюционных десятилетий обычай

празднования Пасхи передавался из поколения в поколение: слишком важна эта

традиция для православного человека по всей России. Когда изготовление

художественных подарочных пасхальных яиц прекратилось, Пасху продолжали

праздновать с "крашенками" (теми самыми разукрашенными в один или несколько

цветов яйцами, которые известны едва ли не всем в нашем обиходе) и

"писанками" (расписанными орнаментом). Традиция изготовления "писанок" была

сильна в западных районах Украины. Тамошние "писанки" напоминают о

дохристианском характере рисунка, уходящем во времена, когда русские,

украинцы, белорусы были единым народом, об истоках общеславянских традиций.

Орнамент "писанок" делится на геометрический, растительный и зооморфный. У

западноукраинских "писанок" много символических обозначений, характерных

для древних славян языческого периода - треугольники, звезды, кресты,

точки, спирали, кружки, стилизованные растения, петушки, коньки и т. д.

Интересен сюжет росписи пасхальных яиц-писанок из далекого, архаичного

уголка гуцульских Карпат. В Львовском этнографическом музее хранится

прекрасная коллекция украинских писанок, насчитывающая 11000 экземпляров.

Стоит обратить внимание на писанки с изображениями двух оленей. По

срединной, самой широкой части яйца, так сказать по “экватору” писанки,

идет круговой узор из ромбов, выше помещен пояс спирального узора, а

наверху, на куполе яйца, в обрамлении из 12 треугольников нарисованы два

оленя, окруженные светлыми кружками.

Символика пасхальных писанок связана с магией плодородия во всех её

аспектах. Прежде всего, само яйцо является олицетворением начинающейся

жизни; растительные узоры и символы аграрного плодородия, как правило,

покрывают писанки; приуроченность обычая (или обряда) катания яиц к

весеннему циклу праздников тоже говорит об аграрной магии. Поэтому все

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.