Рефераты. Культура Древней Руси






такими, потребно глубокое, основательное познание древностей.

Кроме сих, хотя и недостаточных источников, есть у нас, россиян, еще два

посторонние источника, состоящие в наших песнях и так называемых народных

сказках. Невероятно, как в сих двух предметах находится сокровище не

только для нашей мифологии, но и во многих других отношениях. Жаль только,

что это сокровище долго пребывало в неизвестности не только у иноземцев,

но даже и у соотечественников наших. Что касается до песней, то есть у нас

многочисленные собрания их, которых число простирается до двенадцати книг.

Но во всех сих изданиях, даже в самых новейших, нет ни одного критического

замечания. Иностранная публика знает их только по немецкому переводу г.

Доппельмейера. В русских песнях находится много характерического; на

многих остался отпечаток седой древности; иные ж из них происходят

вероятно из языческих времен, потому что в них упоминаются часто имена

некоторых русских богов. Натурально, в них переменилось много от времени;

но тем не менее остаются они драгоценны для россиянина, который из них

познает характер и обычай добрых, мужественных своих предков. Другой

источник составляют простонародные сказки, из коих некоторые в самом деле

басни, а другие – небольшие рыцарские романы. Тут с патриотическим жаром

повествуются деяния героев древности и мрачными красками изображается

несчастие России под игом татар. Тем занимательнее для русской мифологии

то, что в них нередко упоминается о древних божествах, чудесах, волшебницах

и проч.

Долго переходили они только из одних уст в другие; но в справедливости их

ручается единогласие, с каким тысячи людей их рассказывают. Наконец собрал

их г. Новиков, которому российская история и словесность многим обязаны, и

издал их в шести частях под заглавием «Славянские сказки». Потом явилось

еще другое собрание их, под именем «Русских сказок». Из них перевел

некоторые г. Рихтер на немецкий язык в своих русских отрывках (Russische

migsellen), хотя и вкратце, и с некоторыми отступлениями.

Сии и многие другие сокровища долго уже скрываются, будучи

написаны не a`la Voltaire, или a`la Sterne но а`la... Что ж из того

следует? – Что у россиянина в девятнадцатом веке нет еще совсем российской

истории! Но он получит ее, получит под правлением кроткого Александра.

Прежде нежели скажем что-нибудь о cудьбе славянской мифологии, заметим

теперь нечто о самом богоучении со всевозможною краткостью.

Происхождение богов

Верно не было у славянина с самого начала столько богов, сколько наконец

у него явилось. История человечества показывает нам, что до того еще, как

человек не знал искусства делать себе изображения богов, чтил он некоторые

предметы, предлагаемые ему природою. С удивлением взирал он на огненный

шар, катящийся над его головою, стоял у порывистого ручья, шумно

ниспадающего с горы в долину, чувствовал приятное дуновение воздуха,

изумлялся, был вне себя от восторга; он не примечал, чтобы существо,

подобное ему, всем этим управляло. Тут стал он в первый раз умствовать о

чудном мироздании: солнце, вода, ветер казались ему существами особенной и

притом высшей, нежели он сам, природы. Изумление его перешло в почтение и

боготворение. Не так ли думали персы и перуанцы? Не так ли и поныне еще

думают самоеды и многие другие народы? Так думал и славянин, и боготворил

огонь и воду. Сам того не зная, познакомился он с чувствами зла и блага:

иногда был он целый день несчастлив на охоте, а на другой день чувствовал

он физическую боль. Он не усматривал тому причины, и думал, что есть какое-

то злое существо, которое находит в том удовольствие, чтобы ему вредить. В

другой раз поймал или убил он необыкновенно много дичи – душа его была

отверста для радости; он столь же мало примечал тому причины и создал себе

доброе божество. Так произошли у него Белбог и Чернобог, без сомнения

древнейшие божества, какие знал славянин. Впоследствии ему не довольно

было сего малого числа богов своих: он творил себе беспрестанно новых;

каждая новая потребность приносила с собою новое божество, и таким образом

произошло то множество, которое мы скоро увидим.

Общежитие породило гениев, конечно гениев по тогдашнему вкусу. Храбрость

и благоразумие были (при)влекательны; в людях, отличавшихся сими

достоинствами, примечали какое-то сходство с вымышленными божествами; и так

вообразили, что они им родственники. По тому самому в вышеупомянутой песне

воинству Игореву и повествуется о внуках Дожбога. Таким же образом в этой

песне Боян, древнейший известный русский стихотворец, именуется внуком

Велеса.

Изображение богов

Простая жизнь доставляла грубому славянину много праздных часов – ему

пришло на мысль испытать свои силы в образующих искусствах. Первое, в чем

он здесь успел, было конечно не Медицейская Венера; но он может быть не

меньше радовался своей работе, как Пракситель и Апеллис восхищались своими

творениями. Скоро потом одушевил он свои идеальные божества, и тут стала

уже некоторая система царствовать в его баснословии. Хотя славянин в

образующих искусствах никогда не доходил так далеко, как греки и римляне,

однако ж нельзя оспорить у него некоторую степень совершенства. Истуканы,

вырытые из земли в Прильвице, доказывают, что наши предки довольно были

искусны, умев даже чертами лица изображать характер божества. О Световиде

говорил нам Саксон Грамматик, что он имел вид глубокомысленный; Сива, по

описанию господина Маша, отличалась приятною физиономиею, а Чернобог

страшною и т. д.

Что касается до вещества, из какого составлялись сии изображения, то это

было дерево и металл. Из дерева были вероятно деланы все русские истуканы

богов, так как и по большей части на острове Рюген. Для сего выбирали

всегда самое крепкое дерево, потому что такие изображения долгое время

были боготворимы на открытом воздухе. Что ноги Световидовы были сделаны из

другого дерева, нежели самая статуя: то причина сему состоит вероятно в

понятиях, какие имели люди о сем божестве. Из металла сделаны все

истуканы, вырытые в Прильвице. Большая часть их составлены из смеси

металлов и содержат много серебра,

так что некоторые выдерживают пробу от двух до десяти лотов серебра.

Впрочем сомневаюсь я, справедливо ли то, что истуканы Радегаста и Золотой

Бабы вылиты были из золота. На всех изображениях, описанных господином

Машем, находится везде имя божества, какое представляет изображение.

Некоторые истуканы были вместе сделаны из дерева и из металла; так у

Перуна, в Киеве, сделанного из дерева, были железные ноги.

Вид истуканов был свойствен грубому народу, боготворившему сии

изображения. Необыкновенною величиною старались всегда выражать силу

божества; в Арконе большая часть богов были сплошь огромного виду, что у

некоторых из них епископ Абсалон не мог жезлом своим достать до бороды. У

немногих была одна только голова; но щедрые славяне дарили им по три, по

четыре, даже и по пяти голов. Может быть хотели они через то изобразить

всеведение богов своих, но верно не думали они никогда о святой Троице при

образе Триглавы, хотя иные так и думали объяснить три главы сей богини.

Что касается до драгоценности изображений, то конечно, иное слишком

увеличено, однако ж вероятно, что славяне не упустили возможность как

можно лучше украсить богов своих, к чему подавала им случай приобретенная

ими на войне победа. А потому и не удивительно, если мы слышим, что у

Перуна в Киеве был в руках луч молнии, украшенный драгоценными каменьями.

При том же представим себе многочисленные войны, которые вели россияне не

столь славно против греков; а во вторых великий дух гонения, оказанный

Владимиром I против богов своих.

Храмы

Не вместе с происхождением истуканов произошли и храмы; давно уже

определены были на то открытые поля и рощи. Обыкновение боготворить идолов

в густоте лесов было так употребительно у славян, что даже когда боги их

получили храмы, то они по большей части все еще воздвигаемы были в лесах.

Может быть: думали жрецы уединением и мраком тем сильнее разгорячить умы

народа; но как бы то ни было, по крайней мере известно, что славяне поздно

уже начали строить свои храмы. Первые храмы были только места, окруженные

кольями; потом четыре столба накрылись кровлею и со всех сторон окружились

завесами; наконец стали даже строить храмы из одного дерева. Сии храмы не

такт о худо были строены, как некоторые думают. Саксон говорит нам, что

храм Световида в Арконе был отделан весьма хорошо (oper elegantisfimum),

наружные стены украшались различными резными образами, хотя сия работа и

показывала грубость народа. Внутри были стены обиты пурпуровыми коврами;

там же находилось много рогов от разных зверей, покрытых резною работою и

служивших для украшений храма. Как этот храм, так вероятно и многие другие

были украшены; а только недостает у нас известий, чтобы распространиться о

том несколько подробнее.

Мы знаем достоверно, что храмы были богаты утварями; многие из них были

золотые и серебряные, а другие из смешанного металла и притом высокой

работы. Это видно в описанных господином Машем сосудах. В числе сих вещей

можно заметить жертвенные чаши (paterae), тарелки, ножи, колокола и

проч."(Л.1)

Народные и языческие праздники древней Руси

"Верно, для каждого божества было назначено по одному или несколько

дней для поклонения. Легко можно себе представить, что сии празднества

происходили весьма странно, а доказательство сему увидим при описании

Световида. Некоторые из сих празднеств, или лучше сказать, тень их

осталась почти у всех славянских народов. Они выдержали столько перемен,

что только взор критика может приметить истинное значение их. Так

например: кто поверил бы, что русский Семик, этот любимый день наших

крестьянских девушек, был некогда языческим празднеством? Но это

действительно правда, что и доказывают песни, обыкновенно в этот день

припеваемые, в которых встречаются имена некоторых богов." (Л.1)

Возникновение религиозных праздников у славян

"Научные знания о жизни и быте племен и народов, населявших древние

земли Руси, весьма невелики. Известно, что наши далекие предки жили

отдельными племенами вдоль берегов лесных и степных рек Восточной Европы.

Основными источниками их существования были собирание естественных

даров природы, охота, бортничество (собирание меда диких пчел) и как

дополнительный источник существования – примитивное, мотыжное земледелие.

Добывание пиши составляло в ту далекую пору главное содержание всей жизни

человека. Несмотря на это, пиши не хватало, короткие периоды

относительного изобилия в теплое время года сменялись длительным

недоеданием, а часто и голодовками. Первобытные общины вынуждены были

совершать изнурительные переселения в поисках мест, богатых пищей. Когда

созревали дикие плоды, после удачного лова рыбы или охоты, родственные

племена отмечали эти радостные события тем, что сходились вместе, съедали

принесенную с собой пищу, устраивали пляски вокруг костров, обменивались

подарками и т. п. Поскольку такие события были неразрывно связаны с

соответствующим временем года, то и празднование их постепенно

закреплялось за этим временем года, превращаясь со временем в традицию.

Суровая зима была самым тяжелым периодом в жизни древних славян, поэтому

они особенно радостно отмечали приход весны. Так сложился цикл весенних

праздников. В эти праздники и праздничные обряды люди первоначально не

вкладывали никакого религиозного содержания. Традиционные народные

торжества естественно возникли из производственных и бытовых условий жизни

древних людей еще до возникновения религиозных верований.

С развитием религиозных представлений у древних предков славян

праздничные обряды стали приобретать колдовской, магический смысл.

Совершая, например, охотничий танец, люди подражали охоте на зверей или

птиц, воспроизводили их движения, повадки. Во время танца поражали копьями

и стрелами фигурки или изображения животных, на которых предстояла охота.

Люди были уверены, что, правильно совершив этот обряд, они обеспечат

удачу в охоте. Древние славяне стали наделять сверхъестественными

свойствами те силы и явления природы, от которых в ту пору в огромной мере

зависело их существование. Люди начали приписывать магическую силу солнцу,

грому, дождю, рекам, начали верить в различных духов, добрых и злых,

стараясь почитанием и жертвоприношениями привлечь на свою сторону и тех и

других.

С развитием земледелия и переходом к оседлому образу жизни произошло

дальнейшее изменение быта древних славян, а отсюда и их религиозных

верований, обрядов и праздников.

Начиная с периода IV – VI вв. до нас дошло значительное количество

памятников материальной культуры, которые помогли воссоздать достаточно

полную и достоверную картину жизни наших предков.

Эти памятники свидетельствуют о том, что к IV – VI вв. земледелие стало

основой производства и достигло значительного развития, В этот период у

славян уже господствовало пашенное земледелие и оседлое скотоводство.

На смену разлагавшемуся первобытнообщинному строю формировались новые

отношения феодального общества. Рядом с деревнями, появились укрепленные

жилища богатых землевладельцев, которые использовали труд попавших к ним в

экономическую зависимость неимущих землепашцев.

В VI - VIII вв. на Руси возникли города, получили свое дальнейшее

развитие ремесла и торговля. Все это, вместе взятое, определило дальнейшее

развитие культуры, быта и религии восточных славян, в основе которой лежал

культ природы и культ предков.

Земледельческий религиозный культ древних славян

Практика умилостивления духов и богов жертвоприношением и поклонением

привела к созданию довольно сложного религиозного культа. Отметим, что для

дохристианской религии древних славян характерным являлось преобладание

практики-магии и культа над мифологией. Эта практика имела богатое

оформление и подробно разработанный, освященный ритуал. Мифология же была

относительно отрывочной и бессистемной.

Совершенно очевидно, что народные праздники, игравшие весьма заметную

роль в жизни древнеславянских народов, не могли оказаться в стороне от

формирования магических и религиозных обрядов. С развитием религиозного

культа в первую очередь народные праздники все больше и больше наполнялись

религиозным содержанием, а обряды принимали религиозный характер.

Главную роль в земледельческой религии славян играли обряды и

праздники, связанные с различными периодами сельскохозяйственного

производства. По своему характеру эти обряды носили преимущественно

магический характер и составляли целостный календарный цикл.

Цикл этих обрядов и праздников начинался зимой, в то ее время, когда

дни становятся заметно длиннее, когда "солнце поворачивает на лето". По

верованиям земледельческих религий, это был момент рождения бога

солнца. С этим периодом связывалось множество обрядов и праздников. Среди

них были святки, праздники коляды с заключительным моментом этого цикла –

масленицей, содержавшей такие обряды, как зазывание, или призывание весны,

проводы зимы (сожжение ее соломенного чучела) и т. д.

Цель зимних праздников и обрядов заключалась в стремлении земледельцев

обеспечить себе благоприятный хозяйственный год. Поэтому в хату к

праздничному столу зазывали мороз, чтобы угостить его и таким образом

обезопасить себя от прихода его весной, когда он может приморозить молодые

побеги посевов. Приглашались также "ржа" (ржавчина) и "бель", портящие

колос.

Будущий урожай символизировался на празднике выставленным в

переднем, "красном", челу снопом. Хозяин и хозяйка, садясь за праздничный

стол, перекликались между собой, делая вид, что не видят друг друга, и

приговаривали: "Чтобы так же не видеть друг друга осенью за стогами и

возами хлеба, грудами овощей". В праздничных обрядовых песнях содержались

заклинания, якобы обеспечивавшие хороший урожай и большой приплод скота:

Главным обрядовым кушаньем праздников этого цикла была кутья, род каши

из вареных зерен,– растительное блюдо, появившееся тогда, когда люди еще не

умели размалывать зерна и печь хлеб. Главным блюдом масленицы были блины.

Они несомненно более позднего происхождения и своим румяным желто-красным

цветом и круглой формой символизируют "нарождающееся" весной солнце.

Со встречей весны и проводами зимы были связаны многие другие

очистительные обряды. Основаны они были на вере, что за темную, холодную

зиму собралось множество разной нечисти, которую следовало обезвредить и

изгнать из жилища и с полей.

Для этого славяне мыли свои хаты и мылись сами. Собирали во дворе весь

мусор и сжигали его на костре. Костер устраивали как можно более дымным и

смрадным. Все это якобы отгоняло нечисть. Считалось, что магической силой

отгонять злых духов обладала и верба – дерево, первым распускавшее весной

почки. Глава дома запасался ветками вербы и стегал ими всех домочадцев,

приговаривая: "Здоровье – в хате, хвороба – в лес!"

Очистив таким образом себя, дом и двор, люди шли на поля и посыпали их

золой от очистительных костров. По углам поля расставляли ветки вербы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.