Рефераты. Культура Древней Руси






памятником архитектуры Киева явился Софийский собор (начат в 1037 г. –

окончен в конце ХI в.), первоначальный облик которого позже был искажен

перестройками. Церкви на Руси имели не только культурное, но и

общественное назначение. Это усиливало то внимание, которое уделялось их

строительству. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный

крестовокупольный храм с тринадцатью главами, из которых пять средних были

болот крупными, а центральная, осевая, самой большой. С севера, юга и

запада собор окружался открытыми одноэтажными галереями на аркадах. С

восточной стороны каждый из пяти нефов завершался полукруглой в плане

апсидой. Спустя несколько десятилетий наружные галереи были надстроены

вторым этажом. Кроме того, возник еще один ряд одноэтажных галерей,

появились башни, заключавшие лестницы для подъема на хоры. Значительно

позже – в ХVII - ХVIII веках надстроили и наружный ряд галерей, возникли

прямоугольные контрфорсы, основная кладка скрылась под слоем штукатурки, на

северной и южной сторонах возвели новые купола, были произведены и другие

существенные изменения в архитектурном облике храма.

Меньше преобразований произошло внутри собора. Стены и своды были

покрыты монументальной фресковой живописью н мозаикой. Изображения, в

которых ясно просматривается стилистическая общность со статуарными,

статичными образами Византии, полны торжественности и парадности. В

главной алтарной апсиде мозаики размещены в трех ярусах. В верхнем -

Большая торжественная фигура Богоматери с поднятыми руками. Мозаики набраны

из кубиков смальты разного цвета. Яркие чистые краски с преобладанием сине-

лиловых тонов декоративно выделяются на сверкающем золотом фоне.

Монументальная живопись киевской Софии, сплошным ковром покрывающая

архитектурные формы и органически связанная сними, является высшим

достижением той эпохи. Большие масштабы, целостное композиционное

построение и ряд других признаков позволяют провести грань между Софией в

Киеве, первым крупным монументальным сооружением Древней Руси, и

современными ему византийскими храмовыми постройками.

Следующая стадия развития архитектуры Древней Руси связана с Великим

Новгородом. Здесь, в середине XI века (1045 -1050), был построен Софийский

собор с пятинефным внутренним пространством, строгий, композиционно

собранный и величавый. Несмотря на последующие перестройки, собор сохранил

до наших дней свои основные черты и прежде всего монументальность и

лаконичность облика. Новгородская София в основном построена из камня,

кирпич использован лишь частично - в кладке арок, окон, порталов. Фасады

собора разделяются широкими пилястрами - лопатками, которые выражают

внутреннее строение храма. Между ними так называемые закомары-завершения,

соответствующие сводчатым покрытиям нефов. Собор увенчан пятью главами, над

башней, ведущей на хоры, находится еще одна - шестая глава. Внешний облик

собора не имел каких-либо декоративных деталей. В интерьере основную роль

имеют мощные крещатые столбы, несущие своды. И стены, и столбы, и своды,

так же как и в киевской Софии, были покрыты живописью, в данном случае

исключительно фресками.

В XII веке в Новгороде устанавливается республиканская форма правления.

Вместо больших храмов, возведение которых было связано с княжеским

периодом, строятся церкви однокупольного типа. Широко известна церковь

Спаса-Нередицы близ Новгорода (конец XII века), в которой определилась

типичная для последующего развития русского зодчества форма - необычайно

простая, призматическая, близкая к кубу. Фактически она возникла из больших

храмов, таких, как киевская и новгородская Софии, но там было пять

внутренних нефов и пять куполов в основной части здания, здесь же эта

система еще более упрощается, вводятся лишь три продольных нефа и один

купол. Выявление внутренней структуры сооружения снаружи - характерная

черта, проявившаяся уже в самых ранних сооружениях Древней Руси,

обнаруживается и здесь, на фасадах Нередицы - трехчастное деление,

внутренние своды определили появление внутренних арок-закомар, на восточной

стене трем нефам соответствуют три алтарные апсиды. Единственный купол

поддерживается четырьмя внутренними столбами. Существующее в настоящее

время луковичное покрытие купола появилось позже. Первоначально купол, как

и во всех древнерусских храмах был шлемовидным. Типичны узкие, щелевидные

окна на фасадах и барабане купола.

Церковь покрыта обмазкой и побелена. Лепные детали на фасадах почти

отсутствуют. Слегка неровные, "текучие" линии штукатурных поверхностей

фасадов, углов здания, лопаток, закомар, придают сооружению мягкую

пластичность. Церковь Спаса-Нередицы была разрушена немецкими фашистами, но

в настоящее время восстановлена. Первоначально она вся была расписана

фресками - от пола до купола включительно. Фрески сохранились на уцелевшей

части сооружения. Поверхности стен и сводов членились коричневато-красными

полосами на отдельные большие поля нередко даже не совпадающие с границами

архитектурных членений. В границах этих полей были изображены святые и

различные религиозные сюжеты. Общий колорит фресок определяется типичным

для других фресковых росписей голубоватым фоном, на котором выступали

охристые, коричневатые и белые пятна - лики святых, нимбы, детали одежды.

Близка по своему типу к Нередице церковь в Старой Ладоге, относящаяся к

XII веку, в которой сохранились остатки замечательных фресок того же

времени.

Близок к Новгороду по характеру архитектуры город Псков. Здесь тоже

возводились многочисленные одноглавые церкви, строившиеся из местного грубо

околотого плитняка. По сравнению с новгородскими они более массивны и

отличаются особой сочностью форм.

Колоколен в Новгороде и Пскове не строили, они появились в Москве позже,

в конце XV века. В Пскове существовали только звонницы - каменные стенки,

завершавшиеся невысокими круглыми столбами, между которыми подвешивались

колокола. Иногда колокола крепились просто к толстому деревянному брусу,

укреплявшемуся на врытых в землю деревянных столбах.

Крупным центром зодчества было Владимиро-Суздальское княжество. Здесь,

во второй половине XII столетия был построен ряд первоклассных сооружений,

возведенных из высококачественного белого камня - известняка. При князьях

Андрее Боголюбском и Всеволоде III во Владимире строятся храмы и дворец,

которые должны были содействовать прославлению столицы княжества. Самое

крупное сооружение Владимира - Успенский собор, начатый строительством в

1158 году и затем, после пожара, перестроенный. Первоначальное здание было

окружено галереями, добавлены четыре главы, внесены и другие изменения.

Расширенный и переделанный собор получил необычайно гармоничное,

композиционно четкое, превосходно проработанное во всех деталях

белокаменное оформление. Фасады строения расчленены на отдельные

вертикальные поля, разграниченные тонкими полуколонками и завершенные

закомарами. Посередине высоты здания проходит широкая лента - колончатый

пояс, состоящий из маленьких колонок, соединенных арочками. Главы завершены

шлемовидными покрытиями. Медная крыша была первоначально позолочена. Внутри

собор был расписан и содержал драгоценную утварь.

Другое ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества -

Дмитриевский собор (1194 -1197), служившим придворным храмом. Сооружение

имеет кубическую форму, внутри его - четыре опорных столба, поддерживающие

единственную главу. С восточной стороны - три апсиды. Это самый богатый по

убранству храм. Система декоративного оформления в основе та же, что и в

Успенском соборе, но роль скульптуры здесь несравненно большая. Применена

сложная орнаментальная резьба - даны скульптурные изображения святых,

маски, грифоны, животные, птицы, растительные и другие мотивы, высеченные

из белого камня. Изображений так много, что они превращают верхнюю часть

стены над широким горизонтальным поясом в сплошную орнаментально

разработанную "ткань". Орнаментация применена и между колонками основного

пояса, в обработке барабана главы между колонками и в верхней части апсид.

Рельефы Дмитриевского собора вдохновлены народным творчеством, но ряд

образов в них связан с византийским и восточным влияниями, переработанными

народной фантазией. Сходная скульптурная декорация наблюдается и в

некоторых других памятниках Владимира и Суздаля. Дмитриевский собор в свое

время, как и другие храмы, был целиком расписан фресками, сохранившимися

лишь фрагментарно.

В Боголюбове существовал дворец князя Андрея Боголюбского, находившийся

в пределах княжеского замка. Дворец непосредственно был связан с придворным

собором. От этого комплекса до нашего времени дошел лишь небольшой фрагмент

- двухэтажная лестничная башня с частью перехода из башни в собор.

Характерно, что в лестничной башне применены те же мотивы, что и в почти

одновременно создававшихся храмах: аркатурный поясок с колонками на

небольших, вделанных в стену кронштейнов. Это доказывает, что светские

сооружения Древней Руси обладали общностью стиля с культовыми

сооружениями."(Л.4)

Живопись Древней Руси

Несмотря на то, что перебрал много книг по истории и культуры Древней

Руси, практически во всех из них я не нашел ничего про настоящую исконно

русскую живопись, то есть живопись, которая сохранилась с дохристианской

эпохи развития Древней Руси. В некоторых книгах есть заметки, что живопись

все же существовала до крещения, однако она представляла собой грубо

выдолбленные на стенах сооружений (изб) рельефные картинки, которые затем

раскрашивались подручными красками (охрой, белилами и.т.д). Короче говоря,

хотя я хотел показать истинно древнерусскую культуру мне все же придется

рассмотреть христианскую русскую живопись, например, иконы.

"Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировой

культуры, величайшему духовному достоянию нашего народа. Древнерусская

живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень

важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был

определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской

живописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и

вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи –

«воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в

основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово».

Прежде всего это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески –

книги) – книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по

вдохновению Святого Духа. Священное Писание состоит из Нового Завета, куда

входят Евангелие и еще несколько произведений, написанных апостолами –

учениками Христа, и Ветхого Завета , содержащего книги, созданные

вдохновенными пророками еще в дохристианскую эпоху. Кроме Священного

Писания, причислялся к христианскому слову, почитался несущим христианскую

истину широкий круг произведений, созданных в течение веков народами

разных стран: Ближнего Востока и Малой Азии, Греции, славянских земель и

самой Древней Руси. В этот круг прежде всего входят апокрифы – древнейшие

повести, посвященные тем же лицам и событиям, о которых повествует Библия.

Апокрифы не считались богодухновенными, но многие из них были признаны

исторически достоверными, дополняющими Писание. Затем – многочисленные

жития святых (биографические повести о них). Важное место в христианском

слове занимают и используемые в богослужении поэтические, гимнографические

произведения, посвященные событиям и лицам Священного Писания, святым и

событиям их жизни.

Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно

яснее – ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого

слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство

византийского, православного мира – всех стран, входящих в сферу

культурного и вероисповедного влияния Византии, – разрешило эту задачу,

выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную

ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая

позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный

образ.

"Образ" по-гречески – икона. И уже с глубокой древности слово "икона"

стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название для

получивших широкое распространение в живописи византийского мира отдельных

самостоятельных изображений, как правило, написанных на доске. Но в широком

смысле иконой, т.е. образом, воплотившим слово, является все созданное

этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов,

мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески,

написанные по покрывающей эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающие

страницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер

живописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не

только собственно к иконам относят термин «иконопись».

В течение долгих веков живопись византийского, православного мира, в

том числе и живопись древнерусская, несла людям, необычайно ярко и полно

воплощая их в образы, духовные истины христианства. И именно в глубоком

раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и

живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы,

необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

Но со временем и искусство всего византийского мира, и искусство

Древней Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоевателей сама

Византийская империя, оказались завоеванными мусульманами некогда

христианские страны Малой Азии и многие славянские государства. В этих

бедах, пережив татаро-монгольское нашествие, по существу выстояла одна

Русь. После падения Византии она была подлинным центром православной

культуры. Забвение, разорение постигли древнерусскую культуру и искусство

не в результате покорения иноземцами, а в момент высочайшего подъема

русской государственности при Петре I. Реформы Петра, повернувшие Россию

на Запад, отринули культурное наследие Древней Руси; живопись самобытная,

имеющая свои истоки в византийской традиции, заменялась живописью

западноевропейского типа.

Живопись Западной Европы исходно росла из тех же христианских корней,

по-своему важно было для нее и христианское слово. Но развитие этой

живописи пошло по иному пути. Она выработала не только иные, не связанные

с церковной традицией жанры и виды (портрет, натюрморт, пейзаж), но,

начиная с эпохи Возрождения, и сюжеты Священного Писания передавала

совершенно иным способом, чем живопись византийского круга.

Западноевропейская живопись не созидала священный образ, а стремилась

изобразить тех, кто описан в Библии и Евангелии, как обычных людей, а

события, о которых там рассказывается,– как любые другие обычные события

человеческой жизни. В приближении к повседневной реальности видело

западноевропейское искусство единственный путь к подлинной правде, и в

передаче этой реальности его мастера достигли огромных успехов, выработали

для этого особые художественные принципы.

Русская живопись после петровских реформ, в том числе живопись

церковная, строится на этих новых, западноевропейских принципах. И хотя

чисто религиозное уважение к древним иконам сохранялось в

европеизированном, просвещенном русском обществе, но сами отличия живописи

древнерусской от европейской воспринимались им лишь как доказательства

русской отсталости и варварства. Постепенно сама эта живопись, как и вся

допетровская старина, предавалась забвению. Древняя, восходящая к Византии

художественная система в сильно упрощенном виде сохранялась лишь в

крестьянском иконописании, центрами которого были несколько «иконописных»

сел – Палех, Мстера и Холуй. Приверженность к древней иконе, как и ко

всему допетровскому строю жизни, в известной степени продолжала

существовать только в народной – крестьянской и отчасти купеческой среде.

Но, к счастью, это забвение древних национальных корней не было в России

окончательным. Через сто лет после петровских реформ к ним обратилась

новая, созданная как раз в результате реформ русская культура, русская

интеллигенция. Растущее значение России, ее победа над Наполеоном в

Отечественной войне 1812 г, послужили мощным толчком для развития

национального самосознания. У просвещенных людей, у историков, писателей,

поэтов возник интерес к прошлому страны, к ее истории. И уже второе

десятилетие Х1Х века было ознаменовано появлением «Истории государства

Российского» Н. М. Карамзина – труда, в котором, по словам А. С. Пушкина,

«древняя Россия, казалось, была найдена, как Америка – Коломбом». Это была

книга, открывшая русскую историю самым широким кругам образованного

общества. Вместе с «открытием» древней России родился и интерес к ее

культуре, положено было начало ее изучению через обращение фольклору, к

народной жизни, где многие черты этой культуры, допетровская старина еще

продолжали жить. «При свете европейского просвещения нам нужно хорошенько

рассмотреть самих себя», – писал Н.В. Гоголь. И «рассматривая себя»,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.