игру и за лицо, так как мне говорили, что экран часто искажает черты, но
меня убедили сначала попробовать, и я согласилась".
Весной 1915 года, снимаясь у Бауэра, она получила приглашение на роль
Елены в фильме «Дети Ванюшина» по пьесе С.А. Найденова, сценарий его же.
Фильм этот, снятый фирмой И. Н. Ермольева в спешке, из-за конкуренции, не
получился, хотя, по отзывам современников, был не так уж и плох. Тем не
менее его не рекламировали, а принявшие в нем участие актеры даже скрывали
свои имена, что, впрочем, было невозможно, так как роль Алеши исполнял уже
широко известный тогда Иван Мозжухин, а другие роли - тоже достаточно
популярные артисты. Роль Елены не привлекла внимание критики, впоследствии
Вера Холодная даже не включила эту работу в свою фильмографию. Памятным
осталось лишь то, что первый и единственный раз она снималась вместе с
Мозжухиным.
Решающую роль в том, что Вера Холодная пришла в царство кинематографа,
стала артисткой кино, сыграл выдающийся русский кинорежиссер и
профессиональный театральный художник Евгений Францевич Бауэр. Он первым
подметил и сразу оценил врожденную способность естественного поведения Веры
Холодной перед объективом, ту главную особенность, которой обладала и
боготворимая ею Аста Нильсен. Впоследствии киноведы разного толка, стремясь
принизить значение Холодной, писали, что она в фильме «Песнь торжествующей
любви» была всего лишь красивой натурщицей. Но в том-то и дело, что с
первой большой роли в кино артистка отличалась своей неповторимой
индивидуальностью. Мы почувствовали этот дар сразу, просматривая ленты с ее
участием спустя три четверти века после их выхода на экран.
«Вера Холодная не создавала - писал в 1917 году критик Веронин - она
оставалась сама собой, она жила жизнью, данной ей; любила любовью, какую
знало ее сердце; была во власти тех противоречивых и темных сил своей
женской природы, которыми тонкий далекий дьявол оделил ее от рождения. Она
оставалась олицетворением пассивного существа женщины, чувства, отражающего
веселые и жестокие забавы судьбы, женщины, очарование которой так же
неразложимо, как бесспорно»
В ателье А. А. Ханжонкова Бауэр был ведущим режиссером. Он-то и
предложил Холодной главную женскую роль в фильме «Песнь торжествующей
любви». Хотя фильм этот был снят раньше банальной ленты «Пламя неба», тем
не менее последний вышел на экран раньше-4 августа, а первый-22 августа.
Таким образом, зрители впервые по-настоящему познакомились с Верой Холодной
в фильме «Пламя неба»-типичной салонно-психологической драме тех лет,
построенной на классическом любовном «треугольнике». Несколько слов о
сюжете: профессор астрономии, вдовец Ронов, женится на своей ученице-
курсистке Тане. Вскоре из-за границы возвращается сын Ронова - Леонид.
Молодые люди страстно полюбили друг друга, но скрывают свои чувства.
Однажды на прогулке их застала гроза. Раскат грома заставил Таню от страха
броситься на грудь Леониду. Тут они в первый и последний раз поцеловались.
Молния ударила в сторожку лесника, где они укрывались от грозы, и убила их.
Таким образом высшие силы-«пламя неба»-покарали молодых людей за грехи.
Вряд ли есть смысл останавливаться на анализе этой киноподелки. Отметим
лишь, что Вера Холодная сразу же привлекла внимание зрителей и прессы.
Московский журнал «Сине-фоно» писал: «Можно - поздравить акционерное о-во
«А.А. Ханжонков» с привлечением к экрану такой крупной артистической силы,
как В. В. Холодная: богатство и разнообразие мимики, изящество жеста,
благородная сдержанность игры, какая-то спокойная, уверенная манера держать
себя перед аппаратом - всеми этими незаурядными достоинствами блеснула
артистка в кинопоэме «Пламя неба» ".
Еженедельник «Театральная газета»: «... в центральной женской роли г-
жа Холодная. Артистка чрезвычайно эффектна, аппарат ее не волнует, и, она
сохраняет хорошую скульптурную упругость жеста и движения...»'".
Газета «Вечерние известия»: «Шедшая вчера драма «Пламя неба» с
участием г-жи Холодной, г. Вырубова и г. Азагарова в главных ролях дала
театру полный сбор, и последний сеанс прошел с аншлагом».
Для наших дедов и прадедов, для молодежи тех лет Вера Холодная стала
идеалом женственности и красоты. Критика единодушно отмечала ее врожденный
артистизм, то особое качество, которое не поддается анализу и без которого
немыслим настоящий актер.
Но вернемся к «Песне торжествующей любви» - одному из лучших русских
дореволюционных фильмов, встреченному зрителем еще более восторженно, чем
первый. Надо отметить сразу: средневековый сюжет тургеневской новеллы Бауэр
перенес в свою эпоху. Главные действующие лица получили имена Елены,
Георгия и Евгения и облачились в костюмы текущего времени. Неизвестно, чем
руководствовался в данном случае Бауэр, возможно, стремлением приблизить
прошлое к настоящему, возможно, соображениями экономии -средневековые
костюмы и декорации обошлись бы фирме Ханжонкова значительно дороже...
В журнале «Кинема», под заголовком «Исключительный успех», читаем:
«...первый просмотр выпускаемых фабрикой акционерного общества «А.
Ханжонков и К°» боевых картин... «Песнь торжествующей любви» по повести И
.С. Тургенева с участием артиста Императорских театров В. А. Полонского,
артистки В. В. Холодной и артиста театра «Соловцов» О. И. Рунича прошел при
небывалом успехе. Каждая часть картины заканчивалась шумными аплодисментами
просматривавших и громким выражением восторга и восхищения». В
петроградском «Обозрении театров» известный в то время критик Аргус писал:
«...как бы там ни было, картина смотрится легко, чему способствуют и
исполнители. Г-жа Холодная, выступающая в роли Елены, дает красивый облик,
хотя и не тургеневской героини. Она слишком современна, и костюм на ней
современной светской барышни...» (последний упрек следовало бы адресовать
режиссеру). Журнал «Кинема» в следующем номере в пространной рецензии
писал: «...особенной силе внешнего впечатления содействовало
безукоризненное исполнение главных ролей В. В. Холодной и В. А. Полонским.
Г-жа Холодная - еще молодая в кинематографии артистка, но крупное
дарование и даже большой талант выявила она с первым же появлением своим на
подмостках кинематографической сцены. Роль Елены она проводит бесподобно;
глубокие душевные переживания, безмолвная покорность велениям непостижимой
силы, яркие контрасты чувства переданы без малейшей шаржировки, правдиво и
талантливо...
Наконец, киноартистка Г. С. Кравченко вспоминала: «У Веры Холодной был
свой неповторимый шарм и такие выразительные, печальные, проникновенные
глаза, что, раз их увидев, запоминаешь на всю жизнь. Ее глаза тревожили и
волновали людей».
Волновали тогда и волнуют сейчас. В них отражалось то смятение чувств,
которым жило русское общество в атмосфере военных неудач и лишений, тем же
смятением чувств были переполнены характеры ее героинь.
Конкуренция не давала возможности Ханжонкову продлевать сроки съемок
кинофильмов для достижения возможно более высоких художественных
результатов: ателье должно было гнать ленту за лентой, чтобы «не
прогореть». Достаточно сказать, что за год пребывания у Ханжонкова Вера
Холодная снялась в тринадцати фильмах. Кинофабрика его находилась на Житной
улице и считалась тогда одной из крупнейших в Европе. Сам Ханжонков был
первым кинопромышленником, талантливым организатором, он принадлежал к
числу тех представителей имущего класса, которые ставили перед собой
задачи, совпадавшие с общественными. Таких людей было тогда немало -
Третьяков, Морозов, Мамонтов, Бахрушин, Юргенсон, Сытин, Терещенко...
Павильон его ателье, предназначенный для дневных съемок, помещался
наверху и по тем временам был хорошо оборудован осветительной и
киносъемочной аппаратурой. Внизу размещались артистические уборные. Тут же
на фабрике располагались декорационные мастерские и сценарный отдел. Надо
помнить, что в русский кинематограф уже в период его становления пришли
большие художники с мировым именем, артисты драмы, оперы и балета: Шаляпин,
Павлова, Каралли, Радин, Мозжухин, Максимов, Лысенко, Полевицкая, Юренева,
Полонский, Худолеев, Чардынин, Баратов, Протазанов, Бауэр, Гардин, Санин,
Петровский, Вавич, Римский, Панов и почти все артисты Художественного
театра во главе с Качаловым.
Здесь начинали свою творческую деятельность ведущие советские
кинорежиссеры: В. Гардин, О. Преображенская, А. Ромм, И. Пырьев... Отсюда
вышли первые советские киноактеры: В. Фогель, Э. Цесарская, А. Файт, А.
Антонов... Интересны воспоминания жены А.А. Ханжонкова Веры Дмитриевны
(Поповой): «Перечислить всех актеров, принесших в кино свой театральный
опыт, трудно. Среди них можно вспомнить Л. Кореневу, Е. Гельцер, Е.
Вахтангова, Вс. Мейерхольда, М. Чехова, Б. Сушкевича и многих других.
Нелишним будет напомнить, что 50 актеров Московского Художественного театра
и его студий участвовали в создании фильмов нашего дореволюционного кино.
Особое место в нем занимала В. В. Холодная. Скромная, трудолюбивая и
выносливая, она безотказно снималась у Е. Бауэра, П. Чардынина, В.
Висковского, Ч. Сабинского... Разумеется, немало было в этом деле и других
людей, искавших прежде всего легкой наживы. Они потакали дурным вкусам
обывательской публики, вызывая своей деятельностью у многих видных
представителей русской общественности отрицательное отношение к
кинематографу... Но так же, как мы не судим о литературе по произведениям
Пазухина и графа Амори, так же, как мы не судим о театре по репертуару
театра-фарс Сабурова, мы не должны судить о молодом киноискусстве по худшим
бульварным фильмам, выпущенным дельцами и спекулянтами».
Вслед за «Песнью торжествующей любви» на экраны выходит третий фильм с
участием Веры Холодной - «Дети века». Мелодрама имела определенные
социальные мотивы. Молодую женщину, жену мелкого чиновника Торопова,
соблазняет богатый коммерсант, приятель начальника ее мужа. Брошенный,
одинокий, потерявший место и снедаемый нуждой, Торопов кончает жизнь
самоубийством.
Надо сказать, что фильм этот имел шумный успех, в первую очередь,
видимо, потому, что в нем поднималась тема маленького человека. А эта тема
была, как говорят, у всех на слуху. В защиту маленьких людей выступали в
свое время Писемский, Достоевский, Чехов, гениальный русский трагический
актер Павел Николаевич Орленев и многие другие. К счастью, этот фильм
сохранился и дает полное представление о высоком мастерстве режиссера
Бауэра. Несмотря на то, что в фильме отсутствуют титры, игра артистов
настолько пластически совершенна, что не требует никаких дополнительных
пояснений. Что же касается Марии Тороповой, которую играла Холодная, то и
теперь с первых кадров фильма невольно попадаешь под обаяние прелестной
женщины, польстившейся на красивую жизнь, но не сумевшей, в силу чистоты
внутренней, скрыть своего «падения»- она влепила пощечину богатому
Лебедеву, когда тот попытался ее обнять...
Большое впечатление производит оформление фильма: интерьеры, съемки на
натуре -карнавал на пруду. В них чувствуется безупречный вкус. Некоторые
критики и до сих пор пытаются обвинить Бауэра в подмене красоты
красивостью. Мнения могут быть разными, но созерцание ее доставляет
радость. Поражает нас, современных зрителей, и высочайшее техническое
качество ленты. Удивительная четкость и глубина кадров, динамика монтажа -
порою не верится, что снято это семьдесят пять лет тому назад! И так ли уж
правомерно утверждение, что кинематограф вначале был всего лишь
развлечением? Теперь, во всяком случае, мы воспринимаем это как подлинное
искусство.
Летом 1915 года Вера Васильевна получила извещение с фронта о том, что
ее муж, служивший в одной из частей 5-й армии, поручик Холодный, тяжело
ранен под Варшавой и находится в критическом состоянии. Кстати, на фронте
сестрой милосердия была сестра Владимира Григорьевича Ольга. Илья Иванович
- военным врачом.
Тем летом наши войска в Польше, в Прибалтике вели оборонительные бои и
несли неоправданные потери. Союзники Англия и Франция не помогли России на
Европейском фронте. Русская армия истекала кровью на четырех фронтах:
Северном, Западном, Юго-Западном и Кавказском, ведя на последнем войну с
Турцией. В августе 1915 года положение на Юго-Западном фронте стало
катастрофическим. Подумывали о сдаче Киева и отводе войск за Днепр. И тем
не менее, нисколько не думая о себе, не обращая внимания на уговоры и
опасения своих близких, восходящая кинозвезда Холодная, взяв отпуск у
Ханжонкова, срочно выехала на фронт. Ее властно призывал долг патриотки,
жены русского офицера-героя, впоследствии награжденного за отвагу высокой и
редкой наградой-золотым Георгиевским оружием. В госпитале Вера Васильевна
не отходила от раненого: надежд на выздоровление было мало, и, можно
сказать, она вырвала его из объятий смерти. Свидетельство того времени -
сохранившиеся чудом фотографии.
В конце августа Вера Холодная в составе киноэкспедиции выехала в Сочи
для участия в ряде съемок на натуре. Но помимо этого артисты труппы
принимали участие в благотворительных концертах в пользу раненых воинов. К
сожалению, все привезенные из Сочи снимки оказались бракованными. Поэтому
для пересъемки впоследствии была организована повторная экспедиция, но уже
без участия Веры Холодной.
По возвращении из Сочи артистка решила попробовать свои силы в комедии
и снялась в веселом фарсе, высмеивающем легкомысленных волокит, «Наказанный
Антоша» (фильм не сохранился). Печать положительно оценивала его, однако
Веру Холодную он, по-видимому, не удовлетворял. Она не включила его в свою
фильмографию.
Одновременно с фильмом «Наказанный Антоша» на экраны страны
кинофабрикой Ханжонкова выпускается фильм «Пробуждение»- Вера Холодная в
главной роли. Это был первый фильм, поставленный режиссером П. И.
Чардыниным с участием актрисы - история замужней женщины, ставшей жертвой
обстоятельств в силу тех же социальных причин. Она не может уйти от
богатого мужа к возлюбленному, не может рассказать мужу правду, ибо: «Он не
поймет... а уйти так, нет. Я слишком много пережила нищеты, я боюсь ее»,-
просто признается героиня.
Уже на следующий день после выхода фильма на экран газеты запестрели
отзывами. В частности, журнал «Кинема» дал развернутую рецензию, в которой
говорилось: «Среди реальных драм видное место занимает прекрасно
поставленная и исполненная драма «Пробуждение» с В. В. Холодной в главной
роли. В игре этой артистки заметно тонкое понимание условностей экрана, что
вызывает даже со стороны строгих критиков кинематографических постановок из
театральных журналов самые лестные отзывы...».
Фильм «Пробуждение» долго не сходил с экранов и впоследствии
неоднократно демонстрировался.
Москва, ноябрь, 1915 год. Война ощущалась на каждом шагу. Открылось
много госпиталей, на улицах заметно прибавилось раненых и инвалидов.
Досрочные призывы в армию следовали один за другим. Пресса была полна
тревожных сообщений с фронтов, в кинотеатрах шла военная хроника, был даже
выпущен фильм «Вторая Отечественная война 1914-1915 гг.».
По всей России развернулась патриотическая кампания по посылке
рождественских подарков солдатам на фронт. В эту кампанию включились и
владельцы фирм, официально было объявлено проведение кинематографической
недели.
Сбором средств с благотворительной целью занимались известные артисты
театра во главе с Л. В. Собиновым. Они продавали за большие деньги
открытки, отпечатанные в десятках и сотнях тысяч экземпляров, с
репродукциями «Раненого солдата»-так назвал народ это изображение. Именно
этот плакат вдохновил художника Б.Кустодиева на создание плаката «За
свободу!» (1917 г.), на котором тоже был изображен солдат, но теперь уже
твердо сжимавший в руках винтовку. Наиболее ярким и талантливым был плакат
художника Л. Пастернака «На помощь жертвам войны» (1914 г.). В нем художник
не показывал боя, не акцентировал внимание на ранах. Он видел в солдате не
храбреца, яростно уничтожавшего врага, а прежде всего- человека, уставшего
от тяжелой работы, от моральной ответственности за пролитую кровь. Не
случайно в сторону отставлена винтовка, бессильно опущена голова: это не
просто слабость раненого, это- нежелание видеть окопы, стрелять и слышать
выстрелы.
Весь сбор в объявленную кинематографическую неделю поступал в фонд
Красного Креста. В эти дни в московских газетах можно было прочитать
объявление: «Солдату в окопы». Театр Ханжонкова. В фойе театра артистами Э.
В. Бауэр, В. А. Каралли, В. В. Холодной, В. А. Полонским, Н. А. Башиловым,
Г. Г. Азагаровым и др. производится продажа рождественских подарков солдату
в окопы».
Объявление, конечно же, сделало свое дело: зрители, желавшие увидеть
знаменитых и любимых артистов, лавиной хлынули в кинотеатр. Кинохроника
запечатлела это событие, лента сохранилась, правда, качество ее оставляет
желать лучшего. Вера Холодная, видимо, не желая себя афишировать, в
большинстве случаев отворачивалась от объектива.
Двадцать пятого января 1916 года на благотворительном вечере «В пользу
жертв войны» в помещении театра-кабаре «Летучая мышь» Балиева, как о том
сообщается в третьем томе «Жизни и творчества К. С. Станиславского» И.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5