традиционном мотиве Madonna del late (Млекопитательница), обогащая его
внимательным наблюдением позы сосущего ребенка. Физический тип маленького
Иисуса, светловолосого, кудрявого, с очень тонкой кожей, здесь тот же,
который мы увидим в Мадонне в скалах и в Святой Анне с Марией и младенцем
Христом.
В заключение следует подчеркнуть, что красота, воплощенная в нежных
формах юных Мадонн и пухленьких телах младенцев, представляет для Леонардо
не просто изобразительный мотив, - это размышления мастера об образе
матери, о её глубокой любви к сыну, переведённое им на язык живописи.
5.5. Мадонна Бенуа и Мадонна Литта.
Первая из названных картин была написана на доске, а позднее, поступив
в Эрмитаж, переведена на холст. Неизвестно, кому она принадлежала до того,
как была представлена на выставке произведений из частных собраний
Петербурга; знаем только, что царём Николаем II она была приобретена у
последних русских владельцев в 1914 году. Атрибуция её Леонардо была
сделана исследователями сразу и почти единодушно. Отмечалось, что Мадонна и
младенец, внимательно смотрящий на цветок, который его мать держит в руке,
- это, быть может, первые художественные образы, задуманные и созданные
Леонардо, независимо от мастерской Верроккьо. Картина относится к раннему
флорентийскому периоду его творчества, её можно датировать 1475-1480
годами.
Напротив, Мадонна Литта принадлежит уже к миланскому периоду, поскольку
определённо содержит в себе ломбардские черты: внимание к реалистической
передаче драпировок, общий интимный тон трактовки образов. От герцогов
Висконти она перешла в собственность семьи Литта, у которой была
приобретена русскими царём. Император Александр II купил её в 1865 году для
Эрмитажа, где она была переведена с дерева на холст. В последнее время
специалисты склоняются к тому, что данную работу Леонардо завершал
Больтраффио, один из его миланских учеников.
5.6. Мадонна дель Гарофано.
Другим произведением, свидетельствующим об освобождении Леонардо от
наставничества своего учителя (хотя у него сохранился вкус к изображению
дорогих тканей, ложащихся мягкими, текучими складками, чему учились во
флорентийской мастерской) является Мадонна, названная дель Гарофано, или
деи Фьори («с гвоздикой» или «с цветами»). В композиционном отношении это
более сложный вариант трактовки темы, чем Мадонна Бенуа, но, возможно,
также и более скованный, лишённый непосредственности, свойственной
последней.
Неизвестно, каким образом картина попала из частного немецкого собрания
в Старую Пинакотеку в Мюнхене в Баварии. Начав с понятных упоминаний
Верроккьо и его мастерской в связи с вопросом об авторе картины, историки
искусства затем почти единодушно приписали её Леонардо. Эта точка зрения
тем более заслуживает внимания, что её придерживаются в недавних работах о
художнике. Действительно, богатство драпировок, обширность горного пейзажа,
тронутого на склонах пурпуром и золотом, и с вершинами, тающими в небе,
впечатление живости срезанных цветов в хрустальном кувшине, мягкость тельца
младенца, предвещающего детские образы Мадонны в скалах, - все эти черты
уже далеки от языка Верроккьо. Родственное типам мастера, в частности,
Мадонне Бенуа (гемма с кабошоном, которая скалывает платье Марии на груди)
и Благовещению из Уффици, это произведение в своей изобразительной и
экспрессивной новизне несёт печать зрелости.
5.7. Мадонна в скалах из Лувра.
«О картинах святых, которым поклоняются люди, будут обращаться к
другим, которые не будут слышать; а у тех будут открыты глаза, но они так
же не будут видеть. С такими они будут говорить, и им не будет ответа, они
будут просить милости у тех, кто, имел уши, не слышал; они будут светить
тем, кто слеп».
Первым произведением, выполненным Леонардо в Милане, была так
называемая Мадонна в скалах, воплощающая тему непорочного зачатия или
догмат о зачатии Марией сына вне греха. Картина предназначалась для
украшения алтаря (оправой для картины являлся резной деревянный алтарь) в
капелле Иммаколата церкви Сан Франческо Гранде в Милане.
25 апреля 1483 года члены братства Святого Зачатия заказали картины
(центральная композиция – Мадонна с младенцем, боковые – Музицирующие
ангелы) Леонардо, которому поручили выполнение самой важной части алтаря, а
также братьям Амброджо и Эванджелиста де Предис. В настоящее время историки
искусства придерживаются мнения, что оба холста на идентичный сюжет, из
которых один хранится в Лувре, а другой – в лондонской Национальной
галерее, являются вариантами картины, выполненными для одной и той же цели.
Подписная Мадонна в скалах из Парижа (Лувр) первоначально украшала алтарь
церкви Сан Франческо Гранде; возможно, она была передана самим Леонардо
французскому королю Людовику XII в знак благодарности за посредничество в
конфликте между заказчиками и художниками по поводу оплаты картин. Заменила
её в алтаре композиция, ныне находящаяся в Лондоне. Впервые Леонардо смог
решить задачу слияния человеческих фигур с пейзажем, постепенно занимавшую
ведущее место в его художественной программе.
Рассмотрим «Мадонну в скалах»: фигуры изображены у входа в грот, почти
естественную крипту, свет в которую проникает сверху и через боковые
проёмы. Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях,
указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане
наклонён в сторону зрителя; Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие
пространства в боковых направлениях; возвышающаяся над группой Мадонна
напоминает «купол», из которого нисходит свет. То же самое можно сказать и
в отношении света: он падает сверху и сквозь боковые проёмы. Заметим, что
грот –это обширное замкнутое пространство с влажной и плотной атмосферой, а
цветы и травы тщательно выписаны вплоть до мельчайших деталей. В этом
сказалось влияние нидерландцев, с которыми Леонардо познакомился во
Флоренции благодаря Гуго ван дер Гусу. В своей картине Леонардо,
несомненно, ставит проблему соотношения между большими и малыми величинами
и решает её «натуралистически»- с учетом того, что эти различия заложены в
самой природе. Но он предвосхищает также психологическое решение. Леонардо
исходит из предположения, что человеческий ум, также являющийся природным
инструментом, прекрасно может переходить от одного масштаба к другому,
нисколько не нуждаясь в сведении больших и малых величин к какой-то средней
величине. Пространство, таким образом, представляется ему не постоянной
структурой, основанной на математической логике, а безбрежным простором,
вбирающим в себя человеческий опыт или человеческое существование.
«Мадонна в скалах», несомненно, представляет собой картину, нуждающуюся
в специальном «ключе». Она полна герметических, но отнюдь не символических
значений, ибо символ-это всегда намек на какое-то иное, переносное
значение, а Леонардо стремится к тому, чтобы смысл изображенных вещей
остался тёмным, до конца не раскрытым. Глазу даны одни лишь формы. Точно
также в природе человек видит предметы и явления, имеющие свои причины и
значения. Их можно исследовать и понять, но они не даются априорно.
«Феномен» пещер, как явствует из различных записок художника, сильно
привлекал Леонардо. Его интересовала научная и геологическая суть этого
явления, в котором он видел проявление «внутренней» жизни земли,
подземных, сверхъестественных её сил. Пещера для него – это «средоточие
геологических процессов, огромных сдвигов в пространстве и времени,
составляющих тайну Земли» (Шастель). Быть может, древние ледники были
свидетелями далекого прошлого Вселенной, её предыстории, закончившейся с
рождением Христа, когда природа и история обрели наконец настоящую жизнь и
потянулись к свету (Леонардо- единственный художник кватроченто, не верящий
в «возврат древности» и не советующий подражать классическому искусству), а
непостижимая тайна действительности стала доступной для человеческого
понимания. Стены и свод пещеры рушатся, и в расщелины врывается свет: эпоха
подземной жизни закончилась, начинается эпоха исследований и опыта. У
порога стоят четыре фигуры, над ними небо. Но почему перед нами встреча
младенца Христа с младенцем Крестителем? Почему ангел указует перстом на
Крестителя? Быть может, это тот же ангел который принес Марии благую весть
и его миссия на этом окончилась? Христос явлен на свет, и теперь человеку
надлежит возвестить об этом людям. Миссия Крестителя- это не откровение или
пророчество, а интуиция. Интуиция, как внушение свыше, которая предшествует
опыту и его стимулирует, как предположение, которое предстоит проверить.
Таково одно из возможных истолкований этой картины (ведь Леонардо ещё
вернётся к Крестителю как к человеку, «прозревшему» благодаря природе). Тем
более что оно соответствует неоплатоническим, хотя и не ортодоксальным
основам культуры художника.
Леонардо в Милане вполне мог выступать, как представитель высокой
флорентийской культуры и в то же время отстаивать свои позиции без риска
впасть в немилость у официальных неоплатоников. Здесь он доказывает, что
вдохновение, неистовство души составляет глубокую побудительную причину
всякого исследования и практического опыта, что пространство является не
абстрактно-геометрической структурой, а реальной данностью интуиции и
опыта. Пространство, таким образом, выступает в виде атмосферы, поскольку
все предметы представляются нам окрашенной атмосферой. То, что Леонардо
назовет «воздушной перспективой», есть не что иное, как мера расстояния,
зависящая от плотности и окраски отделяющего нас от предметов слоя воздуха.
Вот почему все они представляются нам как бы слегка завуалированными, с
размытыми контурами. В этой мягкости, воздушности, неуловимом слиянии света
и тени заключается прекрасное, которое, по мысли Леонардо, не обладает
постоянной формой, а порождается вдохновением, внутренним побуждением к
исследованию и познанию, стремлением к гармонии с природой, а потому
зависит не только от места, времени и условий освещения, но и от настроя
человеческой души. Четыре фигуры «Мадонны в скалах» не отличаются
определённостью жестов, точностью движений: ангел указует, младенец Христос
ушел в себя, словно отгораживаясь от чуждого ему пространства, Креститель
наклонился вперёд, поза и улыбка Богоматери полны печального предчувствия,
словно она уже знает или предвидит уготованную сыну судьбу. Быть может,
главное в этих образах- внутреннее состояние, глубокие душевные движения.
Именно поэтому они еще в пещере, хотя и на её пороге.
6.Леонардо в Милане.
Первый период пребывания Леонардо в Милане (1482-1499) явился самым
продуктивным в его творчестве и принёс ему известность во всей Италии,
прежде всего, количеством и значимостью выполненных произведений,
завершенных или незаконченных, либо доведённых только до стадии замысла и
первоначальных набросков. К этому времени развитие его искусства приобрело
совершенно самостоятельное направление, что со всей определённостью
проявилось именно в Милане, начиная с Поклонения волхвов. Стиль его более
не зависим от «флорентийских» или «ломбардских» образцов, но обретает
собственные, леонардовские приметы и находит здесь своих соперников,
последователей и подражателей.
Леонардо воспользовался обыкновением Лоренцо Великолепного направлять
флорентийских художников в различные итальянские государства и таким
образом приехал в главный город Ломбардии. Милан, возможно, был тогда одним
из самых важных мест в Италии по своему географическому положению, по
развитию производства и политической мощи; этим он во многом был обязан
плодородию территории и густой заселённости. Милан представлял собой также
культурный гуманистический центр, едва ли не равный Флоренции Медичи по
своей утончённости и творческому заряду.
Леонардо в Милане не окружён, как это было во Флоренции, людьми
скептическими и недоверчивыми. Он углубляет и развивает во многих
направлениях свои научные изыскания, занимается инженерией, гидравликой,
естественными науками, делает во всех областях сенсационные открытия. Здесь
он пишет значительную часть своих теоретических работ, делает огромную
массу заметок. С ним советуются как со специалистом по вопросам
строительства Миланского и Павийского соборов. Он составляет проекты по
мелиорации, канализации, градостроительству. Искусство для него- одна из
многих разновидностей исследования, опыта, познания, но в известном смысле
оно выше других, потому что рисунок – «вещь умственная», интеллектуальный
процесс и, как таковой, орудие, пригодное для всех предметов. Значительная
часть его исследований и открытий - от анатомии до механики, от ботаники до
космологии – была выражена и сообщена с помощью рисунка, несущего на себе
всегда следы лихорадочных поисков, гипотетических предположений, стремления
к проверке на практике. Но именно потому, что Леонардо является первым,
кто проводит научные исследования с особой целью и определённой
методологией, он является также первым, кто отделяет искусство - – силу его
особой целенаправленности и методологии – от науки. Не случайно свод его
заметок о живописи составляет отдельный трактат, весьма отличный от
трактатов, которые он задумывает в отношении других предметов, занимающих
его ум.
Как живописец Леонардо исполнил в Милане два произведения, имеющих
первостепенное значение, - «Мадонна в скалах» (заказана в 1483 г.) и
«Тайная вечеря» – в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие (1495 –
1497), а также несколько портретов. Как ваятель он создал модель в
натуральную величину колоссальной конной статуи Франческо Сфорцы (которая,
однако, не была отлита в бронзе и уничтожена во время оккупации Милана
французами в 1499 г.), а позднее, после 1511 г., разработал проект другой
конной статуи – Джан Джакомо Тривульцио.
За Мадонной в скалах последовало произведение, выполнение которого
стало особенно мучительным для Леонардо и которое представляется самым
значительным из написанного, – по крайней мере среди известной нам и
сохранившейся его живописи, - речь идёт о Тайной вечере в монастыре Санта
Мария делле Грацие. Пожалуй, ни одно произведение искусства не сравнится по
своей значимости с этой росписью, от которой ныне сохранилась лишь бледная
тень того, что представало взору вскоре после её завершения художником.
С точки зрения религиозной она имеет универсальное значение:
протестанты и католики без колебания признают её воплощением центрального
момента в христианской идее спасения Евхаристии – таинства, которое
произошло во время трапезы Христа и апостолов в иудейский праздник Пасхи;
известны копии и подражания этой композиции в среде верующих. Но не менее
важна её роль и с художественной точки зрения. В этом последнем случае
можно говорить о многочисленных версиях росписи в различных видах искусства
и в различных техниках (существуют выполненные по ней шпалеры, гравюры,
деревянная резьба), о многочисленных упоминаниях её в литературе, начиная с
современника Леонардо Маттео Банделло, посвятившего работе Леонардо одну из
своих новелл, и кончая тем, как описал её Гете, увидев в мае 1788 года.
Наконец, ни одно произведение не доставляло обществу столько забот,
связанных с решением вопроса о его сохранении и реставрации. Роспись начала
разрушаться вскоре после того, как мастер её выполнил, и уже во времена
Вазари (1568 год) изображение было с трудом различимо. С конца XVIII века
начинаются реставрации, по правде говоря, почти все довольно неудачные и
способствовавшие постепенному ухудшению общего вида росписи – за
исключением недавней, выполненной под руководством Пелличоли, которая
восстановила всё, что поддавалось восстановлению (например, поверхность
стола и фигуру Иуды). Эти реставрации предпринимались администрацией
различных правительств, сменяющих друг друга в Миланском государстве
(сначала австрийского, а в конце XIX века – Королевства объединённой
Италии). Подобное отношение к росписи свидетельствует об её неизменной
славе.
И действительно, в ней мы находим исключительное очарование содержания
и формы, возможно, никогда не достигавшееся в подобной мере, если не
считать фресок Рафаэля в ватиканских станцах, где, впрочем, господствующую
роль играет эффект иллюстративности. В Тайной вечере показано массовое
действие: слова стремительным ветром отзываются в кругу апостолов, группами
по три человека обсуждающих потрясшее их откровение Учителя: «Один из вас
предаст меня» (Евангелие от Матфея, XXVI, 21). И сразу как бы нарушается
ясность окружающего их интерьера с его классической архитектурой и
пропорциями, и присутствующие осознают неизбежность разыгрывающейся
трагедии. Прозрачное небо летнего дня, виднеющееся за ними в глубине через
три окна – реальная черта, которую Леонардо вводит в изображение поистине
человеческой драмы, мастерски подчиняя её высочайшей гармонии,
пронизывающей всю окружающую среду. Годы, ушедшие на разработку темы,
многочисленные подготовительные рисунки, показывают, что выполнению этого
шедевра предшествовали различные композиционные решения, и – согласно
Банделло – работа над ним была сопряжена с постоянным чередованиям дней
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5