именитое купечество.
В 1742 г. специальный указ установил правила посещения придворных
маскарадов: их участники должны были являться только в дорогих платьях и
непременно в сопровождении многочисленной прислуги. Представителям первых
двух классов полагалось иметь при себе от 8 до 12 лакеев, 2-4 скороходов,
одного пажа и 2 егерей.
Молодой, стройной императрице очень шли мужские наряды, поэтому она
изобрела особый вид маскарада – под названием «метаморфоза». Мужчины
являлись во дворец в широченных платьях с фижмами, а дамы – мужских
костюмах. Масок не надевали. Большинство участников таких маскарадов
выглядели уродливо в своих нарядах. Одна лишь императрица, статная и
грациозная, одинаково хорошо смотрелась в любом костюме.
Прошли годы и уже в правление Императрицы Анны Иоановны вновь была
сыграна шутовская маскарадная свадьба.
Решив поженить своих шутов-карликов- Анна Иоановна приказала в
Петербурге на льду Невы построить дворец из льда в котором и была сыграна
свадьба.
С одной стороны это была реальная свадьба, с другой же стороны это был
маскарад.. Гостьи были одеты в разные костюмы, а жених и невеста приехали в
санках запряженные свинками,( кстати этот сюжет взят из масленичных
гуляний). После венчания процессия в маскарадных костюмах прошла через весь
город в ледяной дворец на льду Невы, где и состоялся грандиозный бал,
являвшийся своеобразным спектаклем. Весь город являлся большим партером,
смотрящим на сцену или выполнявшим функцию работников сцены.
Со временем аллегорический маскарад становился все более изысканным
зрелищем, если и пародирующим или высмеивающим что то, то уже скорее с
просветительских позиций, чем с уничтожающих, Это особенно ярко проявилось
к середине 18 века в царствование Императрицы Екатерины 11
“Торжествующая Минерва”
Одним ярким образцом таких просветительских маскарадов явилась
процессия, шествовавшая в 1763 году по улицам Москвы в продолжении трех
дней и олицетворявшая собой шествие торжествующей Минервы, римской богини,
олицетворявшую государственную мудрость и покровительницу ремесел и
искусства.
Одно из самых грандиозных зрелищ состоялось в Москве в 1763 году. О
его приближении горожан извещала специальная афиша, в которой говорилось:
«Сего месяца 30-го и февраля 1-го и 2-го, по улицам: Большой Немецкой, по
обеим Басманным, по Мясницкой и Покровке от 10 часов утра до поздни, будет
ездить большой маскарад, названный «Торжествующая Минерва». Кто оное видеть
желает, могут туда собираться и кататься с гор во всю неделю масленницы, с
утра до ночи, в маске или без маски, кто как хочет, всякого званья люди».
К маскараду готовились все. Зрители думали о том, где занять место
поудобнее, участники заучивали тексты ролей, портные шили костюмы,
«машинистый мастер» изготавливал «маскарадые машины».
Свои заботы были и у московской полицмейстерской канцелярии: нужно
было расставить «пикеты» по улицам, где пойдет шествие «дабы оному
карнавалу не могли учинить остановки и препятствия», посыпать скользкие
места, сравнять выбоены, поставить пикеты близ кабаков «дабы не впускали в
кабак находящихся в карнавале служителей, наряженных в маскарадных платьях.
К разработке сценария, эмблем и символов, текстов и надписей для
карнавальных групп и декоративных картин привлекались лучшие литературные
силы Петербурга и Москвы, художники и подмастерья живописных команд и
артелей.
В шествии, включающем двести повозок, колесниц, саней, принимали
участие четыре тысячи человек. В качестве исполнителей Ф.Волков привлек
сотни актеров-профессионалов, студентов и школяров, солдат, работный люд,
полковых музыкантов. Общее руководство над этим праздником осуществлял
И.И.Бецкой (Бецкий).
Карнавал прерывался только на ночь, а с утра под несмолкаемый шум и
грохот, звуки дудок, флейт и барабанный бой снова начинались объезды по
заранее составленному маршруту. В специальной программе-брошюре,
отпечатанной накануне праздника в количестве трех тысяч экземпляров,
подробно излагался сценарный план шествия, обозначались маски, костюмы и
установки.
Согласно сценарию – изъявлению «гнусности пороков» и «славы
добродетели» - маскарад разделялся на две части. Первая олицетворяла
сатирическую, собственно смеховую сторону карнавала, вторая – прославляла и
пропагандировала политику самодержавия. Открывала движение процессия,
высмеивающая общественные пороки. Перед каждой театрализованной группой и
установками находился шест с эмблемой того или иного порока. Назовем только
некоторые из них. Группа Момуса (завистника, пересмешника) с куклами,
увитого пестрыми лентами, бубунцами, снабженная девизом «Упражнение
полоумных», включала храброго забияку Пустохвалова, Педанта и его слуг,
свиту безумного Враля, несущую «завиральные книги». Следующая группа –
Бахуса с козлиной головой в виноградных гроздьях и текстовым обозначением
«Смех и бесстыдство» - объединяла хор пьяниц, сатиров, восседающих на
ослах, козлах и свиньях, целовальника и откупщика на бочке.
Затем шествовали группы, символизирующие «злые силы» (ястреб,
терзающий голубя), «обман» и «невежество». В окружении соответствующей
свиты провозились установки: паук и муха в паутине, кошачья морда с мышью в
зубах, лисица, держащая петуха. За ним шагал оркестр «животных». За Обманом
(знаковое обозначение – маска лицемерия и змея в розах) с девизом «Пагубная
страсть» следовали поющие и танцующие цыгане, гадалки-ворожеи, черти и
дьяволы, проектеры, Кривосуд, Обдираловка, Хромая Правда на костылях,
разного рода аферисты. В свите Невежества (эмблема – черные сети, нетопырь
и ослиная голова, девиз – «Самолюбие без достоинства») с пояснительной
надписью «Вред и непотребство» присутствовали хор слепых, Праздность и
злословие, ленивцы на ослах с павлиньими хвостами и «нарцизами». В качестве
декора были представлены зеркало с отраженной в нем «Самовлюбленной Харей»,
Мотовство и Скупость, картежники с картами, Венера в окружении купидонов,
Невежество сопровождали «непросвещенные разумы» - летящее зверье с
обращенными к земле человеческими лицами.
В процессии присутствовал и чисто карнавальный принцип «наоборот»:
всадники, едущие задом наперед; лошадь, восседающая в карете; вертопрахи,
везущие карету с обезьяной; ребенок, кормящей из соски старика в люльке;
старуха, играющая в куклы; свинья, увитая гирляндами цветов; карлица с
великаном; поющий осел и козел со скрипкой. Затем выступало Мздоимство
(гарпии среди крапивы, крюков, сломанных весов и денежных мешков) с
надписью «Всеобщая пагуба», которую зрелищно иллюстрировали ябедники,
подхалимы, крючкотворцы с лозунгом «Завтра», взяточники и сутяги всех
мастей, сочинители пасквилей и доносов.
Вслед за этой аллегорико-сатирической и гротескно-метафорической
частью карнавала начиналось шествие, славящее монархию и верховную власть.
Оно открывалось декорированной колесницей, управляемой Юпитером, повозками
«Золотого века» с пастухами и пастушками с зелеными ветвями в руках и
группой под названием «Парнас». В последней восседали Апполон, музы и
поэты. Далее выступали участники театрализованного зрелища в костюмах
земледельцев-пахарей со своими орудиями труда и ларами земли, героев
истории и великих Законодателей на белых торжественно убранных конях. Эту
часть карнавала заключал Мир, сжигающий атрибуты войны.
Для подобного масштабного зрелища приходилось дополнительно «брать
напрокат» всевозможные антураж и бижутерию, например, из Славяно-греко-
латинской Академии – парики, бороды, платья. Десятки оформителей «по
заданиям» сплетали сети, цепи, венки и гирлянды из искусственных цветов и
ельника, кроили и шили белые епанчи, штаны и камзолы, шелковы платья и
узорчатые платки. Закупались в лавках и со складов белые лайковые
перчатки, нитяные чулки, башмаки с пряжками и пр.
Не только памятен был литературный подтекст карнавала, запомнились и
диковинные декоративные устройства, маски, карнавальные фигуры, исполненные
вкуса, выдумки, таланта.
Основная идея, которую должен был выразить маскарад, балы хорошо
знакомая, разделявшаяся в той или иной форме, всеми передовыми людьми XVIII
в. – идея о просвещенном монархе, под скипетром которой расцветут науки и
искусство, восстановится закон и справедливость, будут попраны пороки.
В духе своего времени создатели карнавального представления верили в
воспитательную силу сатирического «изъявления гнусности пороков».
Сатирические сценки исполнялись в форме близкой скоморошному уму, т.е.
близкой и привычной простому народу.
Екатерина II, как и Елизавета, очень любила маскарады. Каждую пятницу
во дворце собирались до 4 тысяч человек, и часто трудно было угадать, кто
скрывается под маской. На маскараде интриговали, дразнили, подыгровали, не
рискуя быть разоблаченными. Сама Екатерина любила ездить на чужие маскарады
инкогнито и разыгрывать тех, кто не узнавал ее. Однажды, надев офицерский
мундир и розовое домино (накидку с капюшоном), она долго преследовала
ухаживаниями ничего не подозревающую княжну Долгорукую.
Екатерина сохранила и приумножила традиции придворных маскарадов.
Известно, что на карнавал в ораниенбаумском парке она истратила до 15 тысяч
рублей (при годовом ее доходе до коронации в тридцать тысяч). К празднеству
на территории парка были сооружены временные декорации, передвижные и
статичные установки. На самой большой колеснице, влекомой 20 мулами,
находилось несколько десятков певцов и музыкантов. Сценическую площадку
декорировал сверкающий и пышно иллюминированный занавес. В карнавальном
шествии участвовали герольды-глашатаи, скоморохи-ряженые, танцоры и
танцовщицы, шумовой оркестр с трубами, литаврами, барабанами.
Маскарад в эпоху Екатерины.
Надо отдать должное Екатерине II: при ней, как никогда ранее,
происходили самые большие народные гуляния с карнавалами.
Спустя двенадцать лет после грандиозного карнавально-маскарадного
шествия «Торжествующая Минерва» 21-23 июня 1775 г. Москва снова стала
местом большого карнавального празднества в честь победы России над Турцией
и присоединения Крыма к России. Это празднество состоялось в трех верстах
от города, на обширном лугу возле речки Ходынки. История организации и
проведения этого карнавального гуляния известна достаточно полно. По
проекту архитекторов В.Баженова и М.Казакова огромный пустырь был превращен
в игровое и декорированное пространство, расчерчен в виде гигантской
«морской карты». С помощью укатанного песка и гравия, системы канав и рвов,
дорожек и переходов на ней обозначались условные места городов, островов,
полуостровов, рек и т.д. Оформители «построили» Азов и Керчь, Кривой Рог и
турецкие крепости с башнями, бойницами, минаретами и мечетями. Возле них
расставили, словно на рейде, парусники и яхты. К этому декоративно
преобразованному пространству со стороны города вели две дороги,
превращенные в «Дон» и «Днепр». А сами «города» и «крепости»
функционировали как торгово-ярмарочные ряды, буфеты, развлекательные
помещения для театрализованных представлений, танцевальные залы. Всюду
размещались аттракционные забавы, качели, карусели.
Художественная среда гуляния носила карнавально-зрелищный характер.
XIX век
Столичному обществу маскарады начали нравиться и наряду с
общественными стали появляться множество маскарадов, устраиваемых в частных
домах. Со временем маскарады стали настолько популярными, что когда после
Отечественной войны 1812 года возникла необходимость создания капитала
(фонда) в пользу раненных и инвалидов, то правительство решило собрать его
с помощью средств от проведения именно публичных маскарадов. В 1816 году
Императором Александром 1 был подписан и соответствующий Указ о том что
"каждый театр в государстве обязан давать маскарады для увечных воинов
однажды в год..."
В царствование Императора Николая 1 маскарады стали более
регламентированным удовольствием и на их проведение надо было получать
особую " привилегию", которую и получил в 1829 году отставной полковник
Василий Васильевич Энгельгардт, построивший на Невском проспекте в
Петербурге большой дом, который он начал сдавать под общественные и
увеселительные мероприятия.
В. В. Энгельгардт (1785-1837) - внук одной из сестер любимца
Императрицы Екатерины П князя А.Г.Потемкина-Таврического по словам князя
П.А.Вяземского : " хорошо и всенародно был знаком Петербургу.
Расточительный богач, не пренебрегавший увеселениями жизни, крупный игрок,
впрочем кажется на своем веку более проигравший, нежели выигравший,
построитель в Петербурге дома: сбивавшегося немножко на Пале-Рояль
(Старинный дворец герцогов Орлеанских в Париже, часть которого в 18 веке
сдавалось под магазины, кафе, игорные дома и т.д.) со своими публичными
увеселениями, кофейнями, ресторанами. Построение этого дома было событием в
общественной жизни столицы и в 30-е годы этот дом служил местом встреч всей
петербургской светской молодежи..."
После открытия в доме у Энгельгардта маскарадов один из журналистов,
хотя и в рекламных целях писал: " Вот храм вкуса, храм великолепия, открыт
для публики! Все что выдумала роскошь, что приобрела утонченность общежития
соединено здесь. Тысячи свеч горят в богатых бронзовых люстрах и отражаются
в зеркалах, в мраморах и паркетах. Отличная музыка гремит в обширных
залах..."
В маскарад у Энгельгардта мог прийти любой желающий, заплативший за
билет. Поэтому на нем присутствовали как представители высшего света, так и
достаточно широкой части городских слоев, что также вносило в стиль общения
определенную долю вольности.
Современник так описывает одну из маскарадных сцен:
" Било одиннадцать. Первая комната Энгельгардтова дома пестрела
разноцветными костюмами. Вдруг дверь в прихожую отворилась. Вошла дама в
черной маске. Один из мужчин насмешливо спросил:
- Beau maskue, ты приехала одна?
- Как можно, отвечала маска, покачивая головой, и оглянулась: старик
мой тащиться за мной. Вот он.
В эту минуту, ничего не подозревая вошел в прихожую какой-то почтенный
генерал. Бывшие там мужчины встретили его громким смехом, окружили и
рассказали причину своей веселости. Генерал просил показать затейницу: ее
уж и след простыл.
Между тем в зале уже начиналось движенье; настал законный час
непринужденной веселости. Маскарад одушевился; все старались любезничать;
все шутили и позволяли шутить с собой...."
Долли Фикельмон, жена австрийского посланника под именем мадемуазель
Тимашевой и переодетая, сопровождала однажды на маскарад также переодетую
Императрицу Александру Федоровну - жену Николая 1. В своем дневнике она так
описывает это посещение: " Царица смеялась, как ребенок, а мне было
страшно, я боялась всяких и н ц и н д е н т о в. Когда мы очутились в этой
толпе, стало еще хуже - ее толкали локтями и давили не с большим уважением,
чем всякую другую маску..."
Психологической основой любого публичного маскарада, особенно в
котором присутствовали люди разных социальных слоев была невозможность
понять, как вести себя с переодетым собеседником, потому что всякое общение
чревато непредсказуемостью и сюрпризами и в отличии от аллегорического
маскарада, где сюрпризы входили в "сценарий" здесь они были не обязательно
приятными. Хотя светское общество, приезжавшее в маскарад было не столь
многочисленно и в большинстве своем хорошо знало друг друга неизвестность и
таинственность масок от этого не уменьшалась.
Ощущение тревоги, неуверенности возникало главным образом потому что
Маскарад создавал для всех его участников ситуацию противоположную бытовой
обстановке светского этикета. в котором все роли расписаны и предсказуемы и
к тому же строго означены костюмом.
В иерархической социальной структуре костюм означает определенное
положение, следовательно смена костюма предполагает и изменение социальной
роли. В маскараде же люди носят "чужие" одежды, причем с одной стороны, эти
костюмы и маски своеобразно уравнивали присутствующих: "Здесь все братья,
Для того и маска, чтобы уравнять сословия..." с другой же стороны, Маскарад
все менял местами, можно сказать переворачивал с ног на голову:
"Маскарад, как известно свет наизнанку. Мужчины скромничают и порой
даже краснеют. Женщины бегают за мужчинами, шепчут любовные признания,
назначают свидания, упрекают в ветрености" писал современник.
Если в обыденной жизни одевание чужого костюма не соответствующего
социальному статусу выглядел почти что оскорбительно. то для Маскарада это
переодевание законно, дававшее возможность побыв в одежде другого человека,
забыть о собственной социальной роли.
Участники маскарада имели негласную свободу вести себя экстравагантно
и совершать поступки никак не соответствующие светскому кодексу поведения.
Здесь можно было интриговать и дразнить. завлекать и шутить не рискуя ни
своим именем, ни своей репутацией, потому что время Маскарада ограниченно
вечером, а пространство границами дома.
Несмотря на то, что в залах маскарада звучит музыка, это скорее фон,
чем танцевальные мелодии.
В маскараде танцевали немного. главным же занятием участников было
Страницы: 1, 2, 3