Рефераты. Мой любимый художник Михаил Александрович Врубель






Вот лейтмотив этой дантовской поэмы в красках.

Всезнание и бессилие - адский искус, эта тема становится любимой мелодией

лиры Врубеля.

Сражение мглы и сияния, зла и добра отражено в маленьком алом блике зрачка

Демона. В этой точке собран весь ужас незнания, томление без надежды,

глубоко запрятанный страх перед неведомым.

Художник пытается заглянуть за грань земного бытия. Симфоничность масштаба

этой глубоко жизненней драмы чарует гармоничностью пропорций, ракурсов,

колорита, виртуозным мастерством живописца.

Можно только поражаться, как люди, понимающие и любящие искусство, не

услышали в работе странного и для многих непонятного живописца голос

предтечи, вещавший новое, доселе невиданное развитие русского искусства.

Ведь в этом полотне при всей его своеобычности, как ни в одном другом

произведении современников Врубеля, отчетливо проступает великолепное

владение всеми традициями мировой культуры. В колорите холста слышны звуки

мелодий несравненных венецианцев, а в лепке формы угадываются ритмы самого

великого флорентийца Микеланджело. В 1902 году Врубель создает самое

трагическое свое произведение "Демон поверженный". Как изменился герой

картины 1890 года! Всего двенадцать лет отделяют того цветущего, полного

сил юношу от этого смятенного, истерзанного облика.

Лишь в глазах Демона сохранилась с тех лет та же тоска, сила прозрения. Но

страшнее сведены брови. Глубокие морщины прорезали лоб.

С невероятной высоты упал Демон. Бессильно распластаны крылья. В безумной

тоске заломлены руки. И если в раннем холсте мы ощущаем хаос рождения, в

котором живет надежда, то в поверженном Демоне царит крушение. Никакое

богатство красок, никакие узоры орнаментов не скрывают трагедии сломленной

личности, его изломанная фигура, сорвавшаяся с заоблачных высот, уже зримо

агонизирует, заражая весь мир вокруг себя фосфоресцирующей красотой

последнего заката.

Напрасно трактовать врубелевского Демона как духа зла, свергнутого с небес

всемогущим богом.

Думается, оба Демона - и 1890, и 1902 годов - глубоко автобиографичны.

Мастер, как никто, знавший объем своего дарования, свою творческую силу, не

исполнил до конца грандиозных замыслов, которыми была полна его душа.

И если в "Демоне сидящем" тридцатитрехлетний художник, испытавший

непомерное разочарование в осуществлении многих надежд, еще полон сил, то

сорокашестилетний Врубель мужественно и невероятно ясно ощутил грядущий

финал своей бесконечно тяжелой и полной разочарований судьбы. В 1901 г. у

Врубеля началась тяжелая душевная болезнь, а в 1906 г. он ослеп. Все силы

художника напряжены в этом полотне до предела. Он десятки раз переписывает

огромный холст.

Современники вспоминают, что уже на выставке "Мира искусства", где было

экспонировано полотно, Врубель каждое утро над ним работал.

В 1891 г.он возглавил художественную гончарную мастерскую в имении С. И.

Мамонтова в Абрамцево.

Здесь мастер пишет лучшие свои картины, занимается майоликой (скульптуры

"Египтянка", "Купава", "Мизгирь", "Волхова", 1899-1900, Третьяковская

галерея и музей в Абрамцеве) и занимается декоративным дизайном

(керамические печи, вазы, скамьи музей в Абрамцеве).

Дважды (1891-92, 1894) бывал за границей, посетил Рим, Милан, Париж, Афины.

Возвратившись в Москву, принялся за новый тип работ - декоративное панно.

Тяга художника к монументальному искусству, выходящему за рамки станковой

картины, с годами усиливается; мощным выплеском этой тяги явились

гигантские панно "Микула Селянинович" и "Принцесса Греза" (1896),

заказанные в 1896 г. им для специального павильона Нижегородской

всероссийской выставки.. (второе панно ныне хранится в Третьяковской

галерее). Тонкое декоративное чутье Врубеля проявилось также в его

сценографических работах для частной оперы С. И. Мамонтова (участие в

оформлении "Рогнеды" А. Н. Серова (1896), а также "Садко" (1897) и "Сказки

о царе Салтане" (1900) Н. А. Римского-Корсакова, композитора, особенно

близкого ему по духу). Трудный, но все же успех этих произведений положил

начало громкому звучанию имени живописца. Это придало ему уверенности. Он

создает сюиту панно на тему "Фауста". Летят в свинцовых сумерках, оседлав

волшебных скакунов, доктор Фауст и Мефистофель. Вьются гривы могучих коней,

развеваются от дьявольского полета плащи. Задумчив взор Фауста,

устремленный в неясные просверки будущего. Тяжесть страшной клятвы лишает

его прелести ощущения полета. Свобода - лишь призрак.

Мефистофель зрит смятенность жертвы. Его сверкающий взор проникает в самое

сердце Фауста.

Глубокий философский смысл заключен в этом панно художником. "Какова

стоимость заложенной души человеческой? Надо ли даже за любую цену, во имя

самых сладких благ продавать себя, свой бессмертный дар?"

С какой горечью написал А. Бенуа строки о Врубеле, дающие возможность

понять правду о его связях с просвещенными миллионерами, сделавшими для

художника немало добра.

Вчитайтесь:"Он предлагал себя, свои богатства. Он готов был подарить нас

храмами и дворцами, песнями и кумирами. Он ничего не просил за это; он

молил только, чтобы ему давали выявляться, чтобы освобождали его от

тяжелого бремени наполнявшего его существо вдохновения. Но мир не принимал

его, чуждался и даже презирал. Зачем блеск, игра, краски, веселье, когда и

так живется в тусклости, в делах, во мраке и суете. И не верил никто

Врубелю. Изредка кто-нибудь из чудачества купит у него картину или закажет

ему стенопись, но сейчас же связи обрывались, филистеры погружались в отдых

от сделанного усилия стать чудаками, а художник снова оказывался без дела и

применения. .."Они, эти богачи, бывали порою и прогрессивными людьми, но

все же оставались купцами.

Врубель хотел отдать свой шедевр "Царевна-Лебедь" Морозову за пятьсот

рублей, но могущественный покупатель выторговал его у художника за триста.

Автор простодушно согласился.

Знаменитый "Пан" был куплен всего за двести рублей - цена ужина в столичном

ресторане, а немного позже некий предприимчивый владелец предложил его

Третьяковской галерее за пять тысяч!

Особняком в этом сложном мире нуворишей и дельцов стоял Савва Мамонтов,

который первым приютил Врубеля, пригласил работать в свою студию.

Все эти отступления в мир реалий, в которых жил и творил Михаил

Александрович Врубель, помогают нам объемнее и точнее осмыслить судьбу это

удивительного художника, понять всю глубину его самых прекрасных

произведений.

"Царевна-Лебедь". Глубокий смысл заложен всего в двух словах. Очарование

родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы.

Тайные чары все же покоренного злого колдовства.

Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра.

Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей

свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.

Каким надо было обладать даром, чтобы воплотить этот чистый и целомудренный

облик в картину!

Рассказать языком живописи о сновидении, о невероятном. Это мог сделать

только великий художник, постигший прелесть Руси.

"Крылья - это родная почва и жизнь", - писал Михаил Врубель, а в другом

обращении к близкому товарищу он восклицал:

"Сколько у нас красоты на Руси... И знаешь, что стоит во главе этой красоты

- форма, которая создана природой вовек. А без справок с кодексом

международной эстетики, но бесконечно дорога потому, что она носительница

души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою?"

Так осознать глубину самого сокровенного в искусстве дано очень немногим, и

Врубель потому-то и смог написать шедевр нашей школы, ибо любил Отчизну,

народ, красоту.

"Царевна-Лебедь". В самую глубину твоей души заглядывают широко открытые

чарующие очи царевны. Она словно все видит.

Поэтому, может быть, так печально и чуть-чуть удивленно приподняты собольи

брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит.

Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-

кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на

гребнях морских волн и своим призрачным светом словно окутывает тонкие

черты бледного лица, заставляет оживать шелестящие складки полувоздушной

белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой.

Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые

крылья. За спиной Царевны-Лебедь волнуется море. Мы почти слышим мерный шум

прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми приветливыми

волшебными огнями.

Далеко-далеко, у самого края моря, где оно встречается с небом, лучи солнца

пробили сизые тучи и зажгли розовую кромку вечерней зари...

Вот это колдовское мерцание жемчугов и драгоценных камней, трепета зари и

бликов пламени огней острова и создает ту сказочную атмосферу, которой

пронизана картина, дает возможность почувствовать гармонию высокой поэзии,

звучащей в народной легенде. Невероятная благость разлита в холсте.

Может, порою только легкий шорох крыльев да плеск волн нарушают безмолвие.

Но сколько скрытой песенности в этом молчании. В картине нет действия,

жеста. Царит покой.

Все как будто заколдовано. Но вы слышите, слышите живое биение сердца

русской сказки, вы будто пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть

в ее печальные добрые очи, любоваться ее обаятельным, милым лицом,

прекрасным и загадочным.

Художник пленил нас магией своей волшебной музы.

И мы, жители XX века, на миг оказываемся в неведомом царстве грез.

Живописец-чародей заставляет нас забыть о скепсисе, свойственном нашему

отношению к чудесам, и властною рукою гения усиливает в сердцах наших

чувство веры в добро, прекрасное.

"Пан". 1899 год. Сумерки. Еще синеют, отражая вечернее небо, воды маленькой

речки, а в густой мгле за черным частоколом старого бора встает молодой

румяный месяц.

О чем-то шепчутся березы, но тишина незаметно завораживает природу, и вот

начинают сверкать голубые, родниковой свежести глаза Пана.

Зрителям XXI века нисколько не претит таинственность, фантастичность в

искусстве, наоборот, они найдут в этой картине Врубеля простор для мечты.

Кто из нас не слушал странные и не всегда понятные голоса ночной природы!

"Гадалка" Врубеля (Третьяковская галерея), один из шедевров русского

мастера, может напомнить "Алжирских женщин" Делакруа- Та же атмосфера неги

и красоты, та же влекущая загадочность восточной женщины среди узоров

ковров и драгоценных тканей.

Есть особенная прелесть в печальном томном взгляде "Гадалки" Врубеля, таком

естественном, непринужденном и вместе с тем отмеченном печатью вековой

мудрости древних мозаик и фаюмских портретов, Есть особенная правда в

небрежности ее позы, в беспорядке карт, брошенных перед нею на ковер, Но

особенную красоту придает этому холсту гармония его пурпурных и малиновых

тонов, уравновешенных бледно-голубыми отсветами, Как лучшие колористы,

Врубель умел бережно распределить свои красочные богатства на холсте, и

потому неболыное голубое пятнышко-голубая карта в руке гадалки звучит

чистым,благородным тоном; глаз с удовлетворением замечает, что в узоре

темного ковра глухо повторяется основной аккорд голубого и розового- в

завывание вьюги, умел расслышать в ней поступь народа. Влечение Врубеля к

узору и к декорации было вовсе не удовлетворением праздной потребности

заказчиков в украшении интерьеров; оно родилось из его "видения" мира, из

его понимания живописи как искусства, которое может раскрывать человеку

тайну рождения жизни из мертвой, неодухотворенной материи, То, что для

Микеланджело был необтесанный камень,мрамор, Врубель обретал в россыпях

древней мозаики, выражал в сплетении линий в рисунке, в игре пятен и

мазков, в масляной живописи.

Врубель несколько раз обращался к Шекспиру, В одной неболыпой

картине, изыс-

канно тонкой по выполнению, как восточная миниатюра (Третьяковская

галерея), Гамлет

с черными кудрями и в черном берете похож на романтического героя, В

стороне от него

сидит Офелия, хрупкая, как стройное деревцо, поднимающееся над нею,

мечтательная, как далекая полоска моря за обеими фигурами, В другом щироко

написанном гуашью этюде (Русский музей) Врубель ставит нас лицом к лицу с

Гамлетом; в Гамлете нет ничего романтического: у него широкое, полное лицо,

которому художник придал некоторые черты автоиортрета; при помощи одного

сосредоточенного взгляда и судорожно сжатых рук художнику удалось

обрисовать все душевное смятение датского принца. Немым ответом на его

волнение выглядит появляющаяся сзади и протянувшая руку Офелия, сама

ласковость, кротость, самоотверженная любовь.

Редчайший дар колориста проявил Михаил Александрович в своей картине

"К ночи", созданной в 1900 году. Надо было обладать поистине феноменальной

зрительной памятью, чтобы запечатлеть сложнейшую гамму задуманного полотна.

Приближается ночь. Веет прохладой от темных просторов древней скифской

степи, где гуляет ветер.

Но земля, кони, одинокая фигура будто напоены жаром ушедшего дня. Багровые

цветы чертополоха, рыжий конь - все будто несет следы ушедшего солнца.

Отчизна пращуров.

Бродят лошади на фоне сумрачного неба, бескрайние дали тают во мгле, царит

атмосфера первозданности, природы.

И как воплощение ее души - не то сказочный пастух, не то бородатый леший с

огромной гривой волос, с могучим, словно кованным из меди, торсом.

Еле мерцает серп молодого месяца, гулкая тишина объемлет степные просторы,

только храп коней да печальный крик ночной птицы нарушают безмолвие

сумерек...

"К ночи" мифологические темы неотделимы от поэзии родной природы.

Лирическое откровение пейзажа, как бы обволакивающего зрителя своим

красочным маревом, особенно впечатляет в "Сирени" 1901 год.

Этот ноктюрн не дописан Врубелем. Но волшебные гаммы фиолетовых, лиловых

тонов созвучно поют гимн красоте.

Прохладой, свежестью веет от этого большого холста. Кисть мастера предельно

раскованна, каждый ее удар точен. Колера сиреневые и глубокие зеленые

создают удивительное настроение спокойствия, умиротворенности.

Незавершенность полотна приоткрывает нам творческий процесс художника, его

поразительное умение намечать большие отношения цвета, точно видеть тон,

внутренний орнамент холста.

Из-за кустов сирени выглядывает смеющаяся голова духа природы, одного из

тех, которыми древние мифы населяли мир. Даже незаписанный кусок холста с

намеченным силуэтом задумчивой женской фигуры, сидящей на садовой скамейке,

нисколько не снижает общего впечатления гармонии и раздумья, которыми

пронизан холст. За 1896-1902 был создан мир Врубеля - эпоха в истории не

только русской, но и мировой культуры.

В сложной, многогранной судьбе Врубеля не было с самого года рождения

безмятежного благополучия: он рано потерял мать, много скитался, переезжая

с семьей из одного города в другой.

Потом тяжелая пора учения, окрашенная невзгодами, лишениями, затем долгие,

долгие годы непризнания, тяжелая болезнь и вот наконец после порога пятого

десятка лет намечается перелом.

В 1896 году вечный скиталец, неустроенный и бездомный живописец обретает

свою пристань. Сбылась его мечта. Он полюбил. Надежда Ивановна Забела -

известная певица, внесла во внутренний мир Врубеля обаяние женской прелести

и душевный покой. В наступающей тьме безумия художник верил в возвращение

света, в новую зарю творчества. И она пришла.

Он создает сюиту портретов своей супруги Н. И. Забелы-Врубель. (Н. И.

Забелы-Врубель, жены художника, 1904, Русский музей). Ее облик живет и в

некоторых сказочных и мифологических женских персонажей его картин,

просвечивая сквозь них или знакомыми чертами лица, или излюбленной

музыкальной тональностью цветовой гаммы. В те годы он напишет ряд

великолепных портретов: С. И. Мамонтова, Арцыбушевых, В. Я. Брюсова, 1906,

Третьяковская галерея; оба смешанная техника), где трепетные цветовые

акценты или острая игра линий тонко передают неповторимую душевную ауру

модели, нежную, как у Забелы, или величаво-властную, как у Брюсова. В

"Жемчужине" (смешанная техника,1904, Третьяковская галерея) феерическая

фантазия мастера почти претворяется в беспредметное искусство в узорах

раковины, выражающих космическую пульсацию природы.

Одни только эти превосходные полотна могли уже создать художнику

бессмертную славу, в них он предстает перед нами как чудесный мастер,

владеющий всеми тайнами станковой живописи, обладающий даром проникать в

сокровенные глубины человеческой души.

Поражаешься редкому таланту художника, почти проникшего в веласкесовский

секрет использования черного цвета.

Удивляет такт, с которым Врубель-живописец, владевший редким талантом

декоратора, оперирующего буквально всей радугой цвета, в этих своих

портретах как бы собирает, умышленно гасит яркость гаммы холстов, подчиняя

все раскрытию психологии портретируемых.

Только тяжкий недуг - плод невыносимого нервного напряжения,

нечеловеческого труда и многолетнего непризнания оборвал блистательный

поток картин, чарующих нас дивной красотой, совершенством языка,

первичностью ощущения прекрасного

Врубель ушел 1 апреля 1910 г. в С.-Петербурге. Его торжественно хоронила

Академия Художеств, речь над могилой произнес Александр Блок: "..у Врубеля

брезжит иное, как у всех гениев, ибо они не только художники, но уже и

пророки. Врубель потрясает нас, ибо в его творчестве мы видим, как синяя

ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя, может быть, свое грядущее

поражение". Этими вещими словами Россия прощалась с Врубелем, а вместе -с

уходящей эпохой 19 столетия.

Врубель оставил более 200 произведений. Среди них - портреты, картины,

декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные

произведения, проекты зданий, поражающие по размаху и широте творческого

диапазона. Его искусство и сегодня продолжает "будить душу от мелочей

будничного величавыми образами".

Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские

художники XX века. Его манера писать "разноцветными кубиками" (по словам Ф.

И. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель,

доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно

предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков

не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков

русского искусства XX века.

Болезнь. Рисунки с натуры

(Демон поверженный( был скорбной вехой в биографии Врубеля. Картина ещё

висела на выставке, когда её автора пришлось поместить в одну из московских

психиатрических лечебниц. В течении полугода его состояние было настолько

тяжёлым, что к нему никого не допускали, даже сестру и жену. Потом он начал

поправляться, писать вполне здравые письма близким, пытался рисовать, но

это давалось ему с трудом ( после эйфорического подъёма, которым

сопровождалась работа над (Демоном(, наступила долгая депрессия, состояние

художника всё время было угнетённым, подавленным, себя он считал теперь ни

на что не годным. Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в

феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым. Ничто его не интересовало,

Крым не нравился, работать он почти не мог. Его тянуло на Украину.

В мае 1903 Врубели доехали до Киева и остановились в гостинице.

Неожиданно заболел ребёнок ( маленький Саввочка, только начинавший

говорить. Через два дня его не стало. Вскоре у художника снова начались

приступы болезни.

Его отвезли сначала в Ригу, потом перевели в клинику Сербского в

Москву. Он был грустен, слаб, беспомощен и физически совершенно истощён,

так как ничего не ел, желая уморить себя голодом. К началу следующего года

он почти умирал. Но кризис прошёл, его поместили в частную лечебницу

доктора Ф.А.Усольцева в окрестностях Москвы. Там произошло его последнее

возвращение к жизни. Он стал есть и спать, прояснились мысли, стал много, с

прежней увлечённостью рисовать ( и через несколько месяцев вышел из

лечебницы здоровым человеком.

Самыми замечательными среди рисунков, сделанных в больнице, являются

несколько портретов ( доктора Усольцева и членов его семьи. Карандашный

портрет Усольцева по красоте и твёрдости техники и по выразительности

психологической стоит на уровне лучших портретных работ Врубеля.

Заключение

Врубель был не столько аналитиком, сйолько синтетиком, Он стремился собрать

воедино красочные гармонии, подчинить их главному тону, и потому в каждой

его картине так ясно выступают цветовые доминанты, все оттенки полутонов и

валеры ложатся на их основу.

Врубелю была незнакома та трепетная система накладыванья мелких мазков,

которой

следовали импрессионисты.Свое особенное видение мира он претворил в глубоко

своеобразный живописный стиль, Его живопись складывается из энергичных

широких мазков кристаллической формы; их наслоения помогали ему дать

представление о скрытой внутренней жизни матери.В картинах Врубеля каждое

свободное и как бы небрежно брошенное пятно поставлено на свое место,

вплетается в плоскостной узор и вместе с тем,строит форму, создает объем, В

лучших из своих декоративных холстов он избегает той плоскостности, которая

была свойственна декоративистам эпохи "модерна". Не ставя своей задачей

добиться отшлифованной точности объема, к какой стремился Сезанн, Врубель

сохранял в своих картинах болыше трепетного движения, изменчивости и

зыбкости форм, которые выражают всю полноту его восприятия мира.

Хотя Врубель происходил из польской семьи, он был по воспитанию и

художествен-

ным вкусам чисто русским художником, В лице Врубеля мы находим достойного

про-

должателя монументального искусства, начало которому положили еще древние

русские

мастера и которое в середине ХIХ века стремился возродить Александр Иванов,

Врубелю

чужда была успокоенность, созерцательность, самовлюбленность, эстетизм,

который наложил отпечаток на многие замечательные произведения его западных

современников. Образы Врубеля всегда зовут вперед, пробуждают потребность в

творческом переустройстве мира, поднимают веру в величие человека-

Искусство Врубеля было служением высокой идее, его художественное

воображение - настоящим пророческим даром, Верный своему призванию, Врубель

оставался верен заветам лучших русских мыслителей, поэтов и художников.

Основные даты жизни и творчества Врубеля

1856, 5 марта. М.А.Врубель родился в Омске, в семье военного юриста.

1874. Поступление на юридический факультет Петербургского университета.

1880. Поступление в Академию художеств.

1881-1884. Занятие в Академии художеств под руководством П.П.Чистякова.

1884, май. Отъезд в Киев для реставрационных работ в Кирилловской

церкви.

1884, ноябрь ( 1885, май. Поездка в Венецию. Работа над иконостасными

образами для Кирилловской церкви

1886 ( 1889. Работа в Киеве. Картины (Девочка на фоне персидского

ковра(, (Гамлет и Офелия(; эскизы для Владимирского собора.

Первые варианты (Демона(.

1889, осень. Переезд в Москву.

1890. (Демон Сидящий(. Иллюстрации к сочинениям Лермонтова.

1891. Поездка в Италию и Францию с семьёй С.И.Мамонтова.

1892 ( 1895. Жизнь и работа в Москве, с длительными выездами за

границу. Участие в абрамцевском кружке. Ряд декоративных

панно. (Испания(, (Венеция(, (Гадалка(.

1896. Большие декоративные панно (Принцесса Греза( и (Микула Селянович(

для Всероссийской нижегородской выставки.

1896, июль. Женитьба на Н.И.Забеле.

1897 ( 1900. Картины на темы русских сказок и опер Римского-Корсакова

((Морская Царевна(, (Тридцать три богатыря(, (Пан(, (Царевна-

Лебедь( и др.). Работа для театра. Портреты С.И.Мамонтова,

Н.И.Забелы и др. Майоликовые скульптуры.

1901. (Демон поверженный(.

1902 ( 1903. Начало болезни. (Портрет сына(.

1904. Пребывание в клинике доктора Ф.А.Усольцева.Рисование с натуры.

Выздоровление и переезд в Петербург.

1904 (1905. Портрет жены, автопортреты, (Жемчужина(, (Азраил(. Вариации

темы (Пророка(.

1905, весна. Новый приступ заболевания, возвращение в клинику

Усольцева.

1906. Портрет Брюсова ( последняя работа Врубеля.

1910, 1 апреля. Смерть М.А.Врубеля.

Список литературы

1. Усытина "Русские художники от А до Я" АСТ-ЛТД, 1996.

2. РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. изд-во АГНИ, САМАРА, 1997 г.,

3. М.Алпатов "Искуство", "Просвещение", М. 1969 г.

4. Шедевры русской живописи Виталий Манин , 2000 г.Издательство: Белый

Город;

5. Русские художники XII - XX веков. Энциклопедия 1999 г.Издательства:

Азбука,

6. Три века русской живописи 1994 г. Издательство: Китеж;

7. 100 художников XX века 1999 г Издательство: Урал LTD;

8. Сокровища Русского музея Твердый переплет, 64 стр., 1999 г.

Издательство: П - 2; Серия: Многоликий Петербург;

9. "Врубель и Демон" "Знамя мира" Томск 07.98

-----------------------

[1]Кроме Врубеля, иллюстрации для этого издания делали В. Суриков, В.

Васнецов. И. Репин, В. Серов, К. Коровин и др. Организатором был

П.П.Кончаловский, отец известного советского художника.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.