своего путешествия в Голландию, должна была, по его настойчивым
требованиям, заменить древние многоцветные изразцы. В 1709 году Петр
послал двух пленных шведов в Ново-Иерусалимский монастырь для организации
там производства гладких расписных изразцов. Сделанные шведами образцы не
получили одобрения. Вероятно это и послужило поводом для посылки русских
мастеров в начале 10-х годов XVIII века в Голландию для обучения их
кафельному делу. Обученные в Голландии русские гончары в совершенстве
овладели техникой иноземной росписи.
Во Дворце –музее Петра I и дворце Меньшикова на Васильевском острове
сохранились первые печи, облицованные расписными изразцами нового типа. Они
были изготовлены на кирпичных заводах Петербурга, обученными в Голландии
мастерами, которые именовались не мастерами, а живописцами. Ведущее начало
при изготовлении изразцов теперь стало принадлежать не мастерам резьбы по
дереву, а живописцам. Для изготовления гладких печных изразцов, которые всё
чаще называют кафелями, уже не требовалась резная деревянная форма, как это
было в прошлом веке. Их ровная поверхность покрывалась белой эмалью,, затем
на неё наносилась роспись, и изразец обжигался. При вторичном обжиге (а
первый раз изразец обжигался до нанесения красок), происходило расплавление
эмалей и одновременное вплавление росписи.
Ярусная структура печей XVII века сохранялась, а многоизразцовые
клейма уступили место гладким изразцам с сюжетной росписью.
Во многих сюжетах этих изделий сказываются иноземные влияния,
особенно в изображениях зданий и парусных судов.
Новшествами в этих печах являются украшения средних ярусов расписными
колонками и постановка печей на точеные дубовые ножки.
Мастера древней столицы не могли остаться в стороне от петровских
нововведений и начали тоже вырабатывать гладкие с синей росписью изразцы. В
росписи и сюжетах этих изделий голландские влияния очень незначительны.
Один из видов московских изразцов с синей сюжетной росписью и пояснительной
надписью бытовал довольно долго, особенно в провинциальных городах.
Пути петербургских и московских гончаров довольно быстро разошлись.
Одноцветная синяя роспись, видимо не отвечала вкусам древней столицы, и её
мастера вновь перешли на полихромию. Приблизительно в 40-х годах XVIII века
в Москве складывался новый тип многоцветных изразцов с сюжетной росписью. В
середине и во второй половине XVIII столетия они вырабатывались по всей
центральной части России. Эти новые многоцветные расписные изразцы имели
прямоугольную форму лицевой пластины (16-18х21-23 см.) и отступающую от
краев румпу. Изразцы расписывались глазурями 5 цветов: белого, желтого,
коричневого, зелёного и синего. Белым покрывался, как правило, фон изразца.
Большинство изразцов имело 3-х цветную роспись. Во второй половине XVIII
века одновременно изготовлялись два варианта многоцветных изразцов с
сюжетной росписью: с пояснительными подписями и без них.
Роспись этих изделий не выходила за пределы лицевой пластины изразца.
Обрамления были очень разнообразны, начиная от простых узких каёмок и
кончая широкими и сложными по рисунку. Исключением были изразцы с
изображением цветов, которые, как правило, не имели обрамлений.
Сюжеты росписей на изразцах были разнообразными: мужчины и женщины в
костюмах XVIII века и в античных одеждах, ''заморские народы'', всадники,
воины, охотники, домашние животные, звери, птицы, разнообразные цвета;
много сценок из городской и сельской жизни, а также бытового,
нравоучительного, любовного и шуточного характера. Изредка встречались
легкомысленные, а иногда и непристойные сценки. Не менее интересны и
подписи под сюжетами. Они носят чаще всего пояснительный характер. Много
изречений народной мудрости и поговорок. На изразцах с ''заморскими
народами'' имеются подписи: ''Апонская госпожа'', ''Китайский купец'',
''Кавалеры испанские''. Под изображениями животных, птиц и цветов: ''Елень
дикая'', ''В одном беге смел'', ''Познают мя от кохтей'', ''Пою печально'',
''От гласа погибаю'', ''Дух мой сладок'', и много, много других, не менее
интересных и забавных.
Характерной особенностью печей XVIII века была неповторяемость
сюжетов настенных изразцах печной облицовки. Повторялись только изразцы с
изображением отдельных предметов в виде ваз, плодов, букетов.
В 60-70-х годах XVIII века количество различных изделий печного
набора увеличивается. Начинают выделываться печные изразцы раппортного и
коврового типов. Сложные по форме изделия изготавливаются для завершения и
угольной части печей. Появляются свободно стоящие колонки.
В конце 60-х годов XVIII века появились печи Калужского производства,
значительно отличающиеся от предыдущих как своей формой, так и росписью на
изразцах. Печи напоминают небольшие архитектурные сооружения с чёткими
горизонтальными членениями. Роспись изразцов носит барочный характер,
некоторые сюжеты размещаются на нескольких изразцах. В верхнем ярусе
находятся карнизные детали ярко выраженного барочного характера.
Во второй половине XVIII века много выделывалось расписных изразцов с
изображениями цветов. В отличие от примитивных и стилизованных цветов на
рельефных изделиях, изображения цветов на расписных изразцах более
реалистичны и красочны.
В середине второй половины XVIII века начали выделываться раппортные
изразцы, на которых сюжеты размещались на 2-х, а чаще на 3-х поставленных в
ряд изделиях. Они выделывались с пояснительными надписями и без них. На
некоторых раппортных изразцах подписи заменялись кавычками. Они
предшествовали более поздним изразцам без подписей.
В течение всей второй половины XVIII века почти все керамические
производства выделывали в больших количествах расписные изразцы с сюжетами
без подписи, рисунки которых не выходили за пределы лицевой пластины
изделия. Они отличались от своих предшественников середины века более
сложным рисунком декоративных рамок.
В 80-х годах XVIII века повсеместно начинают выделывать расписные
изразцы с упрощёнными сюжетами. Опять появляется синяя роспись по белому
фону. Этими изразцами облицовывали более простые по своим формам печи. Это
был первый этап к переходу изготовления более упрощенных и дешевых изделий
для печей следующего столетия.
Одновременно выделывались и более сложные изразцы с крупной синей
росписью. Из них складывали композиции из больших ваз, корзин с цветами,
венков, гирлянд, которые размещались на центральной части печного зеркала.
Более богатые печи украшались колонками, нишами и сложными по форме
завершениями.
Гибкое, быстро перестраивающееся производство, не прекращающийся
спрос на изделия, покровительство сильных мира сего обеспечивала ему
органичное существование в этом столетии.
XIX век не внес ничего нового в историю народного изразцового
искусства. Чётко прослеживается спад того взлета, который был достигнут в
расписных многоцветных изразцах в третьей четверти XVIII века. Сюжеты
начинают постепенно упрощаться, тона эмалей теряют прежнюю яркость. В
первой четверти XIX века вновь появляются многоцветные изразцы с
пояснительными надписями, но они бытуют очень короткое время, уступая место
изделиям с упрощенной росписью.
Широкое внедрение изразцовых печей в дома зажиточного городского и
сельского населения требовало более дешевых изделий, не чуждых вкусам новых
потребителей.
В сюжетах этих изразцов находят отражение события окружающей жизни,
исчезают аллегорические сценки, поучительные надписи, идилистические
пейзажи в пышном обрамлении. Персонажи больше не облекаются в античные тоги
и экзотические одежды: в их костюме обстоятельно передаются характерные
бытовые детали. Таково, несколько условное, но в достаточной мере точное
изображение уланов и гусаров в формах 10-20-х годов и людей в костюмах 30-х-
40-х годов XIX века на изразцах того времени, хранящихся сегодня в музее-
заповеднике ''Коломенское''. Печи, облицованные цветными изразцами с
несложной росписью, делали дом уютнее, жизнерадостнее. В таких изразцах ещё
сохранились традиции непосредственного, самобытного народного творчества.
Однако и в этой росписи происходили определённые перемены. Изменился сам
тип росписи: сочная живопись уступала место сухому графическому рисунку,
стал преобладать холодный голубой цвет в сочетании с желтым и коричневым,
наконец, нарядное орнаментальное обрамление сменилось узенькой строгой
каймой.
Ту же эволюцию можно наблюдать и в декоре очень широко
распространённых в первой трети XIХ века орнаментальных изразцов с вазонами
и букетами. Многоцветная роспись сменяется здесь однотонной синей.
Отголоски живописного стиля ещё чувствуются в асимметричной композиции с
фруктовой веткой в пышных, сочно написанных барочных завитках. С годами
рисунок все более упрощается, становится суше. В конце концов вся
композиция сводится к двум крайне упрощённым веточкам, расположенным крест
на крест в ромбовидной рамке. Подобные изразцы дешевые, несложные в
производстве, были особенно распространены во многих провинциальных городах
и деревнях России.
В дворянских особняках печи выкладывали сложными по исполнению белыми
рельефными изразцами с орнаментом и изображениями, выполненными в стиле
классицизма. Они напоминают античную скульптуру и являются образцами
высокого мастерства безвестных исполнителей. Но, сплошь покрытая белой
эмалью, эта керамика в большей мере теряла свою теплоту, печи становились
параднее, официальнее.
На этом этаже и угасает производство изразцов как своеобразное и
яркое народное творчество.
Оно возникло в XV веке, достигло своего апогея во второй половине
XVII века и перешло в технически оснащённые цеха предприятий керамической
промышленности в XIX столетии.
В творениях народных мастеров ярко проявилась их художественная
одарённость, высокое мастерство, тонкое понимание материала и свободное
владение техникой. В них всегда прослеживаются ясность замысла, чёткость
композиции и умение сочетать утилитарные и художественные задачи.
Народные художники на всём протяжении их многовековой деятельности с
исключительным мастерством отразили в своём искусстве жизнь, стремления и
чаяния своего народа, для которого они творили и частью которого были сами.
Всё это даёт право считать изразцовое искусство подлинно народным и глубоко
национальным русским искусством.
Глава IV. Уральский изразец. Керамика сегодня.
В каждом районе, городе существовал свой традиционный узор, свои
излюбленные сочетания красок. Так и изразцы, выполненные уральскими
мастерами, имеют свои характерные особенности.
В Прикамье изразцы появились в последней четверти XVII века. Изделия
уральского керамического производства украсили соборы Соликамска и других
старых уральских городов. До сих пор они сверкают яркими красками на
фасадах Богоявленской церкви, северного крыльца Троицкого собора в
Соликамске, церкви в селе Ленва, часовни Спаса – Убруса в Усолье.
Четкие упругие линии рисунка при невысоком рельефе, гармоничная
композиция, чистый зеленый цвет с неожиданными всплесками голубого и
желтого – всё это характерно для изразцов, производившихся на Урале.
Сюжет рисунка изразцов Богоявленской церкви и Троицкого собора
напоминает ''балахинские кафли''. Любопытно, что рисунок часто совпадает
полностью, но даётся в зеркальном отражении. Это, видимо, связано с тем,
что строители завезли с собой готовые образцы и использовали их при
изготовлении новой формы.
На балахинских кафлях часто рисовали крупную птицу с открытым клювом
– ''оглядыш''. Она оглянулась – повернула голову к летящей крохотной
птичке, вестнику. Оглядыш есть и на соликамских памятниках, но вестника на
них нет, видно ''потерялся'' в дороге. На других плитках птица неясыть, по
легенде выклёвывающая свою грудь, чтобы накормить птенцов. Присутствует на
изразцах изображение ворона, несущего в лапе початок, другой лапой
опирающегося на какой-то причудливый цветок. Есть здесь заморская диковина
– индюк и сказочная жар-птица.- павлин с распущенным хвостом (рис…..).
Каждая из птиц стоит в центре плитки, в рамке из затейливого
растительного орнамента. Рисунок рамки продуман так, что при раскладке
изразцов вперемешку все завитки объединяются в общую композицию. По замыслу
мастера, отдельные кафли, складываясь вместе составляют непрерывную
красочную ленту – ''раппорт''. Ленты опоясывают храм в два, три яруса, и
дают при солнечном освещении впечатление нарядности, праздничности.
Уникальный и не имеет себе подобных в русской архитектуре изразцы
часовни Спаса –Убруса, построенной во второй половине XVII века. На них
изображен излюбленный в народном искусстве мотив – вещая птица Сирин,
полудева, полуптица, родная сестра сладкозвучных сирен классической Эллады.
На Руси мифологическая Сирена зажила самостоятельной жизнью. Образ ''птицы-
души'' – райской птицы Сирин встречается в произведениях древней
письменности; на золотых ювелирных изделиях; на расписных деревянных
прялках Севера; в керамике многих Строгановских построек XVII –нач. XVIII
веков.
Усольская птица Сирин отличается от всех известных русских
изображений. Она как бы вновь обретает черты мифической Сирены – это
трубящая птица с девичьим лицом, с короной на голове.
Недалеко от часовни, на месте бывшего села Ленва, стоит каменное
здание Троицкой церкви. Фасады этой церкви также богато отделаны цветной
керамикой.
Абсолютный вкус, чувство формы и цвета делают пермские изразцы
настоящими произведениями искусства.
Из изразцов Соликамского производства сохранились также отдельные
изразцы и многоизразцовые печные клейма, хранящиеся в местном краеведческом
музее. Клейма, близкие по времени их изготовления к началу XVIII века, не
имеют росписи, в то время как у более поздних всё свободное от рельефа поле
изразцов заполнялось примитивной синей росписью. По своей композиционной
структуре они очень близки к аналогичным балахинским и московским печным
клеймам (рис…..).
Соликамских печей первой половины XVIII века не сохранилось.
Многоизразцовые клейма в местном музее и несколько фотографий с утраченных
печей дали возможность выполнить их реконструкции (рис…..)
В фондах Екатеринбургского краеведческого музея хранится ряд
изразцов, среди них несколько предметов печного набора, привезённые из
Соликамска.
Стенные изразцы, изразцы из пояса печи, а также отдельные колонки
имеют белый фон, примитивную роспись голубой и синей эмалью.
Хранятся здесь и изразцы, повторяющие широко распространённые на Руси
мотивы, о которых говорилось в предыдущей главе. Это рельефные изображения
сказочного животного – лютого грифа и воинственного всадника, по видимости,
Александра Македонского, так как голову его венчает корона. Изразцы
квадратной формы, с внушительными размерами 37х37, имеют пояснительные
надписи. Покрыты они разноцветной поливой.
Имеются также изразцы, снятые в самом Екатеринбурге, вероятно,
изготовленные здесь же. Они представляют собой гладкие без рель. Скромно
украшен незатейливым орнаментом синего цвета изразцы из пояса и козырька
печи, а стенной и угловой изразцы имеют лишь узкую рамку. Фон, как и у
соликамских изразцов – белый. Вынуты все эти предметы из одной печи, о чем
говорит единая цветовая гамма и одинаковое композиционное решение всех
кафлей.
О том, что в Екатеринбурге было собственное керамическое
производство, свидетельствует запись в каталоге Сибирско-Уральской научно-
промышленной выставки 1887года.
Вот, что говорится в разделе: ''Полуфаянсовая, глиняная посуда и
прочие изделия'':
''Фабрика в Екатеринбурге, при реке Исети. Заведует управляющий. 1
мастер, рабочих 15 человек, 3 живут при фабрике, остальные на стороне.
Двигатели: 2 конных привода в 4 силы. Исполнительный механизм: 2 глиномялки
бегуны, жернова и до 12 кругов ручных и ножных, 1 пресс. Для годового
производства требуется: глины огнеупорной до 20 тонн пудов, кварца до 10
тонн пудов, глазури до 200 пудов, гончарной глины до 5 тонн пудов. Глина
огнеупорная из Кунгура, гончарная Пермского уезда, глазурь итальянская.
Изготавливается изразцов до 10 тыс шт. Средние по 50 коп., угли по 1 руб.,
кварцевого кирпича т. по 60 руб., огнеупорный обыкновенный по 25 руб.,
трубы огнеупорные и гончарные от 25 коп., чаши и раковины от 3 руб. и проч.
Топливо: дров 4 куб. саж., хвои и пней до 50 куб. саж., каменного угля до
3тыс пуд. Сбыт преимущественно на Урале и в Сибири до Иркутска и часть в
европейской России''1.
Старинное уральское производство стало основой для последующего
развития керамики. Фарфоро-фаянсовые производства на Урале в первой
половине XIX века действовали помимо Екатеринбурга в Шадринске, Нижнем
Тагиле, Перьми.
Гончарная традиция продолжается и сегодня в творчестве отдельных
мастеров и целых промыслов, в авторских изделиях и тиражных промышленных
вещах, обращаются к ней самодеятельные художники и детские студии.
''Очевидный аспект интереса к народному искусству, то что рукотворная
вещи призвана разрушать стандартность нашего окружения, внести в окружающую
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5