Рефераты. Русский печной изразец






среду элемент непосредственного человеческого чувства.

Для сохранения своей суть человеку необходимо иметь в своём окружении

вещи, рукотворного происхождения. Это один из путей реализации высочайшей

ценности – межчеловеческого общения. Имея дело с вещами стандартными,

созданными машиной, человек теряет ощущение собственного духовного

богатства''2 Эстетика природного материала познаётся мастерами в их

будничной практике, в процессе изготовления изделий. Свойство и возможности

материала ощущаются резкой, воспринимаются глазами, пробуждая в душе

мастера желание творить. На керамике легче всего пронаблюдать, как

рождается пластический образ, объединяющий материальную и духовную суть

изделия.

1.Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки.

Екатеринбург,1887г.С.10.

2. Капусдикас А.С. ''Уроки народного искусства'' М.,1986г. С. 40

Ручной труд мастера сочетает в себе различные стороны человеческой

деятельности. Проявляя в неразрывном целом способность человека чувствовать

и творить, работать и радоваться, познавать и учить других, труд такого

мастера наиболее полно реализует в себе целостного человека.

Создатели керамических изделий, как правило, универсалы. Они много

знают о глине, её составе и свойствах, умеют пользоваться гончарным кругом,

умеют достигать необходимых температур в печах для обжига, владеют тайной

изготовления поливы, словом, это художники и технологи одновременно.

Таким мастером универсалом является Сергей Анатольевич Гаврилов,

преподаватель Катайского педагогического училища. Он сам был выпускником

художественно-графического отделения этого училища, после чего поступил в

Нижнетагильский пед. Институт, по окончании которого, в том же 1984 году

вернулся в пед училище в качестве преподавателя. Его предмет

–художественная обработка материала. На уроках Сергея Анатольевича учащиеся

пробуют свои силы в резьбе по дереву, в технике шпона, линогравюры и

конечно же большой интерес для них представляет работа с глиной, с этим

податливым материалом, способным будить фантазию и воплощать любые замыслы.

Не случайно выбирают студенты для выполнения дипломных работ -

изготовление керамических изделий: среди них - вазы, украшенные лепным

рисунком, квасник в ''русском стиле'' с символическими изображениями рая и

ада., мелкая пластика – фигурки людей и животных.

Сам Сергей Анатольевич вплотную занялся керамикой около 3 –х лет

назад. Срок не большой, но для творческого человека и в малый отрезок

времени достижимы высокие результаты. На зональной выставке среди

преподавателей и учащихся ХГО пед училищ. 1997 года он получил диплом I

степени. Такие выставки проходят каждые два года, на прежних – Гаврилов

выставлял свои живописные работы, но сейчас его творческое вдохновение

воплощается в глине и на седьмую зональную выставку, которая будет

проводиться в Башкирии, снова поедут керамические изделия.

Интересны все предметы, находящиеся в мастерской Сергея Анатольевича.

С большим юмором выполнены 365 (по числу дней в году) фигурок, забавно

изображающих различные жизненные ситуации. Каждую отдельную сценку

составляют от двух до четырёх персонажей. За основу формы взят конус.

Нельзя смотреть без улыбки на ''Поющих котов'' или деловитых

''Туристов''. Весело и самоиронично изобразил Гаврилов группу: ''Художник и

модель''. Наталкивает на размышление композиция ''Белая ворона'', хотя и в

ней есть доля юмора.

Лирическое настроение навевают три ангела в белых, чуть мерцающих,

одеждах. Эту работу Гаврилов планирует показать на ближайшей выставке.

Интересуют мастера русские народные традиции, в них он черпает

вдохновение, выполняя игрушки-свистульки, панно, состоящее из нескольких

десятков глиняных плиток с рельефными изображениями по мотивам лубков

(рис….)

Эти нравоучительные, познавательные, весёлые картинки для народа,

размноженные в сотнях экземпляров, издревле пользовались любовью не только

в России, но и в других странах. Место и время их рождения теряется в дали

столетий. Вслед за религиозной народной картинкой обрели право на

самостоятельную жизнь листы светские – забавные карикатуры, рисунки на темы

излюбленных песен, сказок, романов и повестей. Народным картинкам

свойственна поэтическая образность содержания, крайняя вольность языка и,

вместе с тем, нравственная чистота.

Многообразные по темам, образам, эти картинку своеобразное

свидетельство жизни и быта народа на протяжении многих столетий.

Гаврилов использовал в своём панно наиболее распространенные на Руси

XVIII века сюжеты лубочных картинок. Это и аппозиционные листы

раскольников, которые резко осуждали деятельность Петра I. Они изображали

его в виде сидящего кота с аккуратно подстриженными усами и надписью,

пародировавшей государев титул: ''Кот казанский, ум астраханский, разум

сибирский…''. И лубки с немецких и французских народных картинок и даже с

гравюр профессиональных художников. Среди действующих персонажей

Полишинель, породивший впоследствии целую серию ''шутовских'' картинок.

Дурачок и охальник с крючковатым носом сидит верхом на свинье. У него

появляются сотоварищи – шуты Фарнос и Гонос, Фома и Ерёма, Парамошка и

Савоська. и др. Здесь же изображения народных празднеств и гуляний:

популярные на масленицу кулачные бои – ''стенка на стенку'', ''пляска''

медведя и козы под музыку поводырей.- ''Медведь с Козою прохлаждаются''.

Существует серия любовных картинок. В них рассказывается о представителях

всех сословий. ''Черныё глаз, поцелуй хоть раз'', - шепчет франт дворянин

барышне, - ''тебя не убудет, а мне радости прибудет''. По примеру господ

ухаживают и слуги: ''Душа, Танюшка, - просит лакей Ванюшка, - люби меня,

будь во век моя''. ''Яков – кучер кухарку обнимает…'', ''Отдай мне

ведра….'', - кричит дворнику судомойка и т.д.

Немалое количество картинок посвящено было пьяницам и кабакам.

Например, одна из них представляет похвалу хмеля: ''Аз есть хмель, высокая

голова… Руки мои держат всю землю''. В центре изображен сам разросшийся

хмель, а вокруг все беды, которые могут приключиться с пьяным богачом,

монахом, работником.

Выбор лубков в те давние времена был обширен. Каждый желающий мог

выбрать картинку по своему вкусу и разумению. Вряд ли кто мог тогда

предположить, что и через двести лет после своего рождения лубочный лист

будет вызывать такой живой интерес. Любопытен он не только учёным,

специалистам – исследователям древности, но и современным мастерам,

занимающимся декоративно-прикладным искусством. Интересен как своей

техникой , так и сюжетным замыслом. Вот и Сергей Анатольевич в своем панно

использовал образы с лубочных картинок. Несколько изменив структуру лубка,

он вынес пояснительные надписи на отдельные плитки так, что получилось

чередование изображений и текста. От этих глиняных рельефов веет теплом,

задором, свойственным русской душе. Хочется подробно, во всех деталях,

рассмотреть каждую сценку, обращая внимание на одежду персонажей, выражения

их лиц, жесты, ведь выполнены они с большим мастерством.

Немало времени потребовалось для тог, чтобы изучив материалы о лубке,

создать это панно, включающее в себя 40 плиток – изображений и 14 –

пояснений к ним. Выполнены плиты из местных глин, обжигались без применения

поливы.

У Гаврилова ещё множество задумок, которые предстоит выполнить в

материале. Такие мастера, как Сергей Анатольевич, способствуют сохранению и

развитию национальных традиций.

Живое наследие традиции, естественно живущее в народе художественное

мастерство – залог органического продолжения исторической традиции.

Заключение.

Устойчивость традиционных форм в народном декоративном искусстве

объясняется стремлением народных мастеров исходить из ранее созданного,

практически усовершенствованного и отстоявшегося образца, варьировать и

шлифовать его.

''Народ… выбирает, сохраняет и несёт, шлифуя на протяжении многих

десятилетий, только самое ценное, самое гениальное''.1

То, что традиция изразца продолжалась на протяжении длительного

времени – подтверждает совершенство этого промысла.

От доисторических времён детство человечества до дней космической эры

обыкновенная глина всегда являлась первоосновой различных керамических

изделий. Поливная керамика, облицовочные кирпичи и плитки вошли в

декоративное убранство как внешнего вида зданий, так и интерьеров.

Каждая эпоха вносила свои характерные особенности во внешний вид

изразцов.

После значительного расцвета производства древнерусской монументально-

декоративной керамики в Киевской Руси наступает известный упадок. В

дальнейшем, в XV-XVI веках русские гончары добились отдельных выдающихся

достижений в искусстве керамики. Однако лишь во второй половине XVII века

эти достижения были объединены и творчески переработаны в принципиально

новой технике – майолике, получившей иные художественные качества.

Развивавшаяся в русле традиций русского искусства, эта майолика носила

яркий национальный характер. В развитии русского изразцового дела в XVIII

столетии можно наметить несколько периодов. В начале века наружная

изразцовая облицовка постепенно исчезает, переходя в облицовку внутри

помещения, что было вызвано изменениями в русском зодчестве того времени.

Меняется облик и самих изразцов. Постепенно исчезает рельеф, появляется

гладкая белая поверхность с яркой и сочной

1.Калинин П. И. Об искусстве и литературе, М., 1957г. С.155-156.

росписью, с преобладанием зеленого, коричневого, фиолетового и желтого

цветов. Наряду с этим в первой половине века существовало производство

белых кафельных плиток с синей росписью, подражающих голландским кафлям.

В конце столетия в связи с изменениями интерьера и декора печей

появляется новый тип изразцов. В их украшении преобладает орнаментальная

роспись, которая вскоре уступает место белым рельефным изображениям на темы

античной мифологии и соответствующему орнаменту.

Производство керамики, в основном архитектурной, в XIX – нас ХХ веках

сосредоточилось в нескольких керамических мастерских, выполнявших

отдельные заказы на уникальные украшения и стандартные декоративные детали.

Русским изразцам примерно девятьсот лет. Сменились поколения,

правители, но по-прежнему опытные гончары обжигали в горнах глиняные

коробки без крышек, раскрашенные и разрисованные с одной стороны. Для

людей, для их радости и удовольствия создавали художники –гончары

невиданной красоты керамическое убранство. И это стремление столь

благородно и естественно, что хотя бы уже по этому изразцы должны жить и

в будущем.

Список литературы.

1. Акунова Л.Ф., Крапивина В. А. Технология производства и декорирование

художественных керамических изделий. М., 1983.

2. Барадулин В.А., Сидоренко В. Т. Подсобные художественные промыслы

России. М.,1982.

3. Баранова С.А. Изразцовое действо://Родина, 1994,№1С. 114-116//

4. Баранова С. А. Рукодельных хитростей изрядные изыскатели: //Родина,

1994,№2С 77-79//

5. Белов В. И. Лад. Очерки о народной эстетике: печники, гончары, М., 1982.

С. 49-52

6. Бусева-Давыдова И.Л. Древнерусское жилище://Иск-во, 1996,№2.С. 7-9//

7. Габриэль Г., Симулин А. Керамика в интерьере://Декоративное искусство.

1985,№4, С. 38-41.//

8. Иванов-Городов Н.Н. Производство печных изразцов. М., 1948

9. Иманов Г.М., Косов В.М., Смирнов Г.В. Производство художественной

керамики. М., 1985

10. Капцедикас А. С. Искусство и ремесло. М.,1977

11. Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки: гр. 142

полуфаянсовая, глиняная посуда и пр. изделия. Екатеринбург, 1887.

12. Ковалёв В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи .М.,

1992, С 63-65.

13. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в

XVI –XVII столетиях, М, 1992

14. Левко Н. Витебские изразцы XIV – XVIII в. Минск, 1981

15. Малолетков В. Борьба с глиной://Культура, 199521/I.С. 4//

16. Маслих СА. Русское изразцовое искусство XV-XIXв. М.,1983

17. Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: сказ про поливной изразец. М.,

1983, С. 63-75

18. Немцова Н.И. Исследование и реставрация русских изразцовых печей XVII-

XVIII вв. М, 1989

19. Овсянников Ю.М. Солнечные плитки. Рассказы об изразцах.М.,1967.

20. Овсянников Ю.М.Лубок. Русские народные картинки XVII-XVIIIвв.М., 1968

21. Павловский В.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала.

М., 1975.

22. Панкеев И.А. От крестин и до поминок. Обычаи, обряды, предания русского

народа: дворы и дома. М., 1997, С.158

23. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы.М.,1984.

24. Пруслина К.Н. Русская керамика кон. XIX – нач. ХХ в. М., 1974

25. Русское декоративное искусство. В 3 т. ред. Леонова А.И. , М.,1962-65

26. Рябцев Ю.С. Мир русского крестьянства: крестьяне, жилище и

утварь//Преподавание истории в школе, 1995, №3.С.62-66//

27. Сагалатов В.В. Производство печных изразцов. М., 1949

28. Семёнова М. Мы славяне: Огонь Сварожич; начнём от печки. С-Пр, 1997, С.

35-8; 170-178

29. Семёнова М. У очага наших предков://Очаг, 1993,№5-6, С. 4-8//

30. Сергиенко И.И. Сюжеты и орнаменты русских изразцов XVIII

века://Памятники русской народной культуры XVII-XVIIIвв., М, 1990 С. 29//

31. Спегальский Ю.П. Декор псковских изразцовых печей XVII в. (Каталог

выставки) Псков, 1976.

32. Теребилов П.С. Искусство из глины: //Усадьба, 1995, №3, С. 36-37//

33. Тикибаева С.С., Ахметов С.Ф. Секреты древних глазурей://Природа,

1991,№3С. 50-55//

34. Топоркова А.М. Хлеб да соль: о символике жилища //Родина, 1994,№9, С,

118-119//

35. Федотов Г.Я. Послушная глина .М., 1997

36. Филичко А.Ф. Как сложить печь. Челябинск, 1991

37. Чикильдин С.А. Художественное оформление гончарных изделий и

производство изразцов. М., 1948

38. Чикильдин С.А. Производство изразцов и облицовочных плиток. М., 1953.

Список иллюстраций.

1. Типы румп: а) коробчатая XVI-XVII в-в;

б) отступающая от краёв изразца XVII-ХIX в-в;

в) коробчатая XVIII-ХIX в-в

2. Профили стенок румп, отступающих от краев изразца:

а) Москва и Центральная Россия.

б) в) Великий Устюг и Тотьма;

г) Александровская слобода;

д) Петербург.

3-4. Красные широкорамочные печные изразцы. Конец XVI- первая половина XVII

в.

5-6. Муравленые изразцы московского производства из декора Троицкой церкви

в Костроме 1645-1650г.

7-8. Расписные печные изразцы петербургского производства. 10-20-е годы

XVIII в.

9-10 Расписные печные изразцы московского производства. Вторая треть

XVIIIв.

11-12. Расписной печной изразец московского производства. Вторая половина

XVIIIв.

13-15. Расписные печные изразцы с синей росписью. Третья четверть XIXв.

Изразцы Соликамского производства.

16. Печное клеймо из девяти рельефных изразцов из печи жилого дома в

Соликамске. Первая четверть XVIIIв.

17. Фрагмент фриза из рельефных изразцов Богоявленской церкви в

Соликамске. 1687.

18. Расписной печной изразец с синей росписью Балахнинского производства.

Последняя четверть XVIII в.

19. Расписной печной изразец с синей росписью Соликамского производства.

Последняя четверть XVIII в.

20. Печь, облицованная рельефными изразцами с росписью. Первая половина

XVIII в. Реконструкция.

21. Печь, облицованная рельефными изразцами с росписью. Первая поло вина

XVIII в. Реконструкция.

Изразцы Екатеринбургского краеведческого музея.

22-23. Изразцы полихромные. Начало XVIII в.

24. Печной набор расписных изразцов с синей росписью Соликамского

производства. Последняя четверть XVIIIв.

25. Печной набор расписных изразцов с синей росписью Екатеринбургского

производства. XIXв.

26-26. Фрагменты панно мастера –керамиста С.А. Гаврилова.

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Уральский Государственный Университет им. А.М. Горького

Факультет искусствоведения и культурологии

Кафедра истории искусств

Русский печной изразец

Допустить к защите:

Дипломная работа

Зав. кафедрой

студентки V курса

Кабановой Ирины

Анатольевны

Научный руководитель

Преподаватель кафедры

музееведения

Гончаров Юрий

Анатольевич

Екатеринбург

1999г.

Оглавление.

Введение. 2-4

Глава I. О керамике и изразце. 5-8

Глава II. Символика печи. Эволюция форм. 9-16

Глава III. Из истории изразца. 17-34

Глава IV. Уральский изразец. Керамика сегодня. 35-42

Заключение. 43-44

Список литературы.

45-46

Список иллюстраций.

47-48

Иллюстрации.

49-64

-----------------------

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.