Рефераты. Творчество Айвазовского






и тогда это был праздник не от яств и вина (нам не на что было лакомиться),

но от разнообразной оживленной беседы». На одном из таких вечеров

Айвазовский исполнил на скрипке несколько мелодий, слышанных им в Крыму.

Напевы понравились Глинке. Он воспользовался ими в опере Руслан и Людмила,

над которой в то время работал. «Впоследствии два из них я употребил в

лезгинке, а третий – для анданте в сцене Ратмира в 3-м акте Руслана и

Людмилы», свидетельствовал сам композитор.

Но вот закончена Академия художеств. Как лучший выпускник 1837

года Айвазовский получил за свои успехи большую золотую медаль, дававшую

право на шесть лет уехать за границу в качестве академического пенсионера и

совершенствовать там живописное мастерство. Прежде чем отправиться в

Италию, куда обычно уезжали художники, Айвазовский на два года уехал в

Феодосию, где не был целых пять лет.

Вернувшись в родной город, он с упоением начал работать над

пейзажами, главной темой который оставалось море. Он умел бесконечно

разнообразить сюжеты своих марин: то это ночь на южном берегу, то буря у

генуэзских развалин, то вид Севастополя с военными кораблями, и, наконец,

вид Феодосии, любовно изображенной художником почти с топографической

точностью. В картине хорошо узнаваемы характерные очертания гор, башня

Константина у самого берега и дом губернатора. Воодушевленный встречей с

родными краями, Айвазовский писал в Петербург Томилову: «Сколько перемены в

моих понятиях о природе, сколько новых прелестей добился и сколько

предстоит впереди».

Серьезной школой для него стало участие под руководством генерала

Николая Раевского, сына героя 1812 года, командовавшего Кавказской

береговой линией, в боевых операциях у берегов Мингрелии. Айвазовский

принял участие в десанте, высаженном в районе Субаши (Лазаревская). Картину

Десант в Субаши он написал сразу, вернувшись в Феодосию. Она стала первым в

его творчестве изображением морской батальной сцены. В этой операции

принимали участие служившие на Кавказе рядовыми бывшие декабристы Михаил

Нарышкин, Александр Одоевский, Николай Лорер. Художник сблизился с ними «и

с большим удовольствием, - вспоминал он позже, - беседовал с этими

высокообразованными людьми». Здесь можно заметить, что принявшая большое

участие в судьбе Айвазовского Наталья Нарышкина была в родстве с кавказским

знакомым художника Михаилом Нарышкиным. Когда же художник оказался в

Италии, там судьба свела его с родственницей другого декабриста –

Александра Лорера. В ее альбоме он оставил десятки своих рисунков. Среди

новых кавказских друзей художника был брат Пушкина Левушка. Знакомство с

ним было окрашено для Айвазовского памятью о недавней встрече с великим

поэтом. Два года самостоятельной работы в Крыму, без оглядок на авторитеты,

без понуждений к обязательным академическим заданиям много значили в

творческом развитии художника. За короткое время он написал более десяти

картин и отослал их в Академию в качестве отчета о своей работе.

Возвращаясь весной 1840 года в Петербург и прощаясь с родными

местами, Айвазовский написал одну из самых проникновенных своих картин –

Морской берег. Быть может, в стоящем на берегу одиноком путнике, который

смотрит на волнующееся море, на бороздящие волны корабли, небо с нависшими

над водой облаками, художник мыслил себя? Когда он вернется сюда, когда

увидит эти берега, такое родное и любимое Черное море?

В Италии

Летом 1840 года вместе со своим академическим другом Василием

Штернбергом, замечательным художником, веселым человеком, Айвазовский

двинулся в путь. Дорога лежала в Италию, столицу художественного мира.

Классическое искусство Древнего Рима, великие мастера итальянского

Возрождения, прекрасная природа влекли туда художников со всей Европы.

Через Берлин, Дрезден, Вену, Триест Айвазовский и Штернберг приехали в

Италию. Первым городом, где художники сделали остановку, была Венеция. Она

покорила своей неповторимой красотой и очарованием. Большой канал с

величественными дворцами, переплетение малых каналов, на их скрещении –

уютные тихие площади, а сердце Венеции – площадь Святого Марка с прекрасным

собором. За площадью – знаменитая венецианская лагуна. Сколько бы не прошло

лет, Айвазовский будет памятью возвращаться к этому городу и в восхищении

воспевать в своих картинах его волшебную красоту.

Художник воссоздал на своих полотнах недвижные, словно уснувшие,

воды лагуны, в которых отражаются, удваиваясь, совершенные в своей

архитектурной красоте венецианские дворцы, кампанилы и самые обычные

строения. Неслышно скользят по тихой воде гондолы, непременная примета

венецианской жизни. От прозрачного неба, тихой воды, медленного движения

гондол веет покоем, гармонией, идиллией природы и жизни.

В Венеции, в армянском монастыре Святого Лазаря уже много лет жил

старший брат Айвазовского – Габриэл. Он принял монашество и жизнь свою

посвятил ученым занятиям богословием, языками и переводами, став крупным

ученым-теологом. Братья встретились после многих лет разлуки. Художник

некоторое время жил в монастыре. Монахи поселили Айвазовского в келье,

которую когда-то занимал великий Байрон. Английский поэт был настолько

увлечен людьми и обстановкой монастыря, что начал изучать армянский язык и

даже издал англо-армянский словарь. Айвазовский на склоне лет написал

картину, изображающую Байрона среди монахов армянского монастыря. С братом

у Айвазовского никогда не прерывалась связь. В знак расположения и

благодарности художник посвятил монастырю одну из картин, написанных в

Венеции.

За несколько первых месяцев жизни в Италии Айвазовский побывал,

кроме Венеции, во Флоренции, которая встретила его величественными

соборами, прекрасными коллекциями картин великих мастеров Возрождения в

галереях Уффици и Питти. Художник объехал все Неаполитанское побережье,

работал в Сорренто, Амальфи, Вико; в самом Неаполе ему не терпелось ощутить

особенность ландшафта, увидеть прибрежные пейзажи, побывать в тех местах,

где работал любимый и высокочтимый им Сильвестр Щедрин.

Двигаясь по дорогам Италии, он всматривался в синеву неба, ясный

рисунок холмов Тосканы, плоские кроны горделивых пиний, чутко улавливая

богатое разнообразие оттенков утреннего, полуденного или вечернего неба.

Память художника фиксировала, как огненный шар солнца медленно опускался в

море, и тогда на зыби волн начинали играть причудливые оттенки золотого

цвета. Эти первые впечатления, пополняясь новыми, возрождались на холстах

под его кистью.

Рим потряс Айвазовского. «Я видел творения Рафаэля и

Микеланджело, видел Колизей, церкви Петра и Павла. Смотря на произведения

гениев и громады, чувствуешь свое ничтожество! Здесь день стоит года», -

писал он в Петербург о своих первых впечатлениях от Вечного города. «Я, как

пчела, сосу мед из цветника, чтобы принести благодарную дань царю и матушке

России», - заканчивал он свое письмо.

Обосновавшись в Риме, Айвазовский часто встречался с Николаем

Васильевичем Гоголем, с которым познакомился в Венеции, они вместе

совершили поездку во Флоренцию. Осторожный на новые знакомства Гоголь

быстро сошелся с Айвазовским. «Низенький, худощавый с весьма длинным

заостренным носом, с прядью белокурых волос, часто падавших на маленькие

прищуренные глазки, Гоголь выкупал эту неприглядную внешность любезностью,

неистощимою веселостью и проблесками своего нескончаемого юмора, которыми

искрилась его беседа в приятельском кругу», - таким увидел художник

знаменитого писателя. Судьба была щедра к Айвазовскому на интересные

встречи, знакомства и дружбу. Вечерами он часто бывал в маленькой квартирке

Гоголя, которую тот называл «моя келья». Туда приходил друг Гоголя,

художник Александр Иванов, погруженный в работу над своей картиной Явление

Христа народу. Здесь бывали писатели Иван Панаев, Василий Боткин, многие

художники. Душой этого кружка был Гоголь, которого все любили. О близости

художника и писателя свидетельствует эпизод с портретом Гоголя, исполненный

Александром Ивановым, который Гоголь выпросил у Иванова, чтобы подарить

Айвазовскому.

Работал Айвазовский с упоением и очень быстро, испытывая

наслаждение от процесса творчества, от того, как возникают под кистью из

бесформенных поначалу мазков облака, воздух, линия берега, движение волн.

За несколько первых месяцев жизни в Италии в 1840 году Айвазовский написал

тринадцать больших картин. В следующем – семь, еще через год – двадцать. В

их число не входят работы небольших размеров, альбомы рисунков, набросков,

которые художник делал постоянно, находясь в дороге, за дружеской беседой

или размышляя над новым сюжетом для большого холста.

Здесь, в Италии, окончательно сложился метод работы Айвазовского.

Он был очень индивидуален, ни на кого не похож. «Когда я уезжал в Италию, -

рассказывал художник, - мне твердили все в виде напутствия – с натуры, с

натуры пишите!.. живя в Сорренто, я принялся писать вид с натуры с того

самого места, с которого в былые годы писал С. Щедрин… писал я ровно три

недели. Затем точно также написал вид в Амальфи. В Вико написал две картины

по памяти. Закат и восход солнца. Выставил все – и что же оказалось – все

внимание публики было обращено на фантазии, а эти проходили мимо – как

давно знакомые». Для себя Айвазовский раз и навсегда сделал вывод, что

особенности его восприятия природы, зрительной памяти, воображения,

наконец, темперамента не совмещаются с характером работы на натуре. Он не

мог сидеть с мольбертом и кистями у берега моря и, часами наблюдая

изменчивость освещения, движение волн, кропотливо переносить это на холст.

Его феноменальная память удерживала множественные состояния атмосферы,

эффектные, единственные в своем роде мгновения жизни природы, а

выработанная годами, отточенная техника, филигранное профессиональное

мастерство позволяли безошибочно и убедительно воспроизводить созданную

воображением картину природы.

Айвазовский выработал свою теорию. Он был убежден, что «движение

живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волн

– немыслимо с натуры. Для этого художник должен запомнить их, и с этими

случайностями, равно как и эффектами света и теней, составлять сою

картину». Способ его работы был очень индивидуален. Он начинал писать

картину с изображения неба или, как он любил говорить, - воздуха. И как бы

ни был велик холст, он заканчивал эту часть картины в один сеанс, не отходя

от холста иногда по двенадцать часов кряду. Этим достигалось ощущение

особого единства цвета, воздушной атмосферы, убедительности и правдивости в

ее передаче.

В мастерской художника обычно стояло несколько картин –

законченных и только начатых. Но завершенные работы не задерживались долго,

на них всегда имелись покупатели. Известность Айвазовского быстро росла. На

одной из выставок в Риме он экспонировал несколько своих картин, о которых

с восторгом писали итальянские газеты, открывая новое имя русского

художника.

Многие его картины, изображающие восходы, закаты, лунные ночи,

морские бризы, написаны, кажется, с непринужденной, покоряющей легкостью.

Они воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации. В начале

XIX столетия в поэзии и в музыке сложилась традиция публичной импровизации.

Ею увлекался Адам Мицкевич, непревзойденным и тончайшим мастером ее был

Фредерик Шопен. Айвазовский слышал легкие музыкальные фантазии Глинки. В

художественных салонах Петербурга, Москвы, европейских столиц звучали

музыкальные и поэтические импровизации. В них привлекала видимая легкость и

одновременно таинственность рождения в присутствии зрителей или слушателей

законченного произведения. Но за этим стоял высокий профессионализм.

В популярности, разрастающейся славе Айвазовского, быстроте, с

которой возникали все новые и новые закаты, восходы, лунные ночи, таилась

большая опасность – стать просто модным художником, писать, учитывая лишь

невзыскательный вкус публики, ожидавшей того, что для нее привычно, что

легко воспринимается и ласкает глаз. В сотнях, а потом и тысячах картин,

созданных Айвазовским, конечно, не все равно значимо, не всегда быстрота

работы шла на пользу картине. От возможной облегченности и поверхности в

творчестве, от излишней доверчивости похвале Айвазовского предупреждал

своими советами его петербургский друг и доброжелатель Томилов, когда писал

ему о том, что, как детей можно закормить насмерть, так и дарование можно

захвалить насмерть. Художник будет продолжать писать, «но не работать,

почитая себя гением, а то дарованию его - конец». Испытание славой – самое

тяжелое испытание. Если художник выдерживает, преодолевает его, значит,

правду, истину в искусстве он ценит выше, чем себя.

Айвазовского всегда спасала его искренняя, безграничная любовь к

искусству, феноменальная трудоспособность, неподдельность чувств, которые

выражались в его созданиях. Не случайно поэтому картины его вызывали

восхищение не только публики, но и профессионалов-художников и истинных

знатоков и ценителей искусства. Свое изумление искусством Айвазовского

выразил известный английский художник-маринист Уильям Тёрнер, живший

в 1842 году в Риме. Шестидесятилетний мастер сочинил на итальянском языке

восхищенные стихи по поводу картины Неаполитанский залив лунной ночью: «На

картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем, в нем

отражающуюся. Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет

трепетную зыбь, кажется полем искорок… Прости мне, великий художник, если я

ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня,

и восторг овладел мною. Искусство твое вечно и могущественно, потому что

тебя вдохновляет гений».

Более спокойными и сдержанными, а потому, возможно, и более

весомыми кажутся слова великого художника и великого труженика в искусстве

Александра Иванова. В письме к родным из Рима он написал: «Айвазовский

человек с талантом. Воду никто так хорошо здесь не пишет. Айвазовский

работает скоро, но хорошо, он исключительно занимается морскими видами, и

так как в этом роде нет здесь художников, то его заславили и захвалили».

Вдумчиво и трезво оценивал Айвазовский свою популярность: «Скажу

о главном, - писал он Томилову, - все эти успехи в свете – вздор, меня они

минутно радуют и только, а главное мое счастье – это успех в

усовершенствовании, что первая цель у меня». Анализируя характер своей

живописи, манеру свои успехи, он тогда же говорил: «Теперь я оставил все

эти утрированные краски, но между тем нужно было тоже их пройти, чтоб

сохранить в будущих картинах приятную силу красок и эффектов, что весьма

важная статья в морской живописи».

С удовольствием работая над разнообразием морских пейзажей,

стремясь не повторяться в их сюжетах, Айвазовский всякий раз искал новых

оттенков освещения морской воды или облаков, состояния атмосферы. Но он

стремился найти и свою, новую тему в пейзаже, свойственную только ему.

Такой картиной стала большая композиция которую художник назвал Хаос. Она

изображает движение необузданной первозданной стихии, которую озаряет

комета, являя собою создателя стихий – неба, земли, воды. За основу идеи

картины Айвазовский взял слова из книги Бытия: «Земля же была безвидна и

пуста и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Картина привлекла

внимание Папы Григория XVI. Он приобрел ее для Ватикана и наградил

художника золотой медалью. Гоголь с веселой шуткой поздравил Айвазовского:

«Исполать тебе, Ваня! Пришел ты, меленький человек с берегов Невы в Рим и

сразу поднял Хаос в Ватикане».

Казалось бы, такой шумный успех, признание, слава, которые

сопровождали почти каждое новое произведение Айвазовского, могли создать

атмосферу сплошного праздника, богемности, рассеянной жизни. Но натура

художника не принимала подобного стиля жизни. И от пьянящих увлечений его

тоже спасал главный, и пожалуй, единственный интерес – его творчество,

которому было подчинено все. Первоначальные материальные затруднения –

половину скромного содержания, что он получал от Академии художеств,

Айвазовский отсылал матушке в Феодосию – вскоре закончились. Продажа картин

приносила достаточное и уверенное обеспечение. Это давало возможность

художнику много путешествовать. Он предпринял поездку в Испанию, на Мальту,

посетил Англию, Францию, Швейцарию, Германию, Голландию. Его влекли места,

где он мог пополнить свои впечатления, связанные с морем, традициями

маринистической живописи, накопить новый опыт. Айвазовский не упускал

возможности выставлять свои картины в европейских городах.

На каждой выставке ему сопутствовал успех. Один из

соотечественников записывал в своем дневнике впечатления от картин

Айвазовского на римской выставке: «С каким восторгом говорили мы это «наш»

в Риме, с какой гордостью смотрели мы на слово Russo, написанное под его

картинами». Курьезные отзывы появились неожиданно в берлинских газетах.

Мастерство в передаче воды, тончайших световых эффектов вызывало такое

изумление, что критики решили – очевидно, русский художник глухонемой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.