Рефераты. Утесов и Райкин - жизнь и творчество






колдовской властью над людьми - ее часто называют обаянием - , чтобы

десятилетиями приковывать к себе внимание . И такая власть есть у Утесова

. Надо обладать мастерством , и Леонид Утесов профессионально знает , как

ладить песню и свой выход к зрителям , как заставить сотни людей жить в

унисон . А вдохновение делает его творчество крылатым .

Но мастерство исполнителя , чтобы стать общественно значимым , должно

быть наполнено духовным миром человека , его точным пониманием времени , и

чувством масштабности событий . Только тогда можно говорить об артисте как

о личности . " ( Дмитриев Ю. " Л.Утесов " - Искусство 1982г. )

Часто популярность , мода - начало " смерти " артиста . Моды на себя

артисту , пожалуй , следует скорее бояться , чем радоваться ей . Но Утесов

одолел и моду и популярность , взял над ними верх . Он стал больше , чем

просто эстрадный певец ,- он стал частью жизни нескольких поколений . Его

пение хотели слышать в празничных концертах по радио папанинцы , " Песня

старого извозчика " служила радиомаяком для одного из авиационных полков ,

и голос Утесова приводил летчиков на базу после выполнения боевых задач .

Ю.Гагарин ждал своего взлета под пение Утесова .

Ценили и любили Утесова не только слушатели , но и коллеги . В одном из

телевизионных интервью Георга Отца спросили , кто из певцов больше всего

произвел на него впечатление . Он назвал три имени : Карузо , Шаляпин ,

Утесов .

Полюбившие Утесова однажды любят его до сих пор верно и преданно . У

него всегда было что сказать людям . Его искусство является школой

человечности .

Артистизм проявился в нем рано . Подростком Утесов пел друзьям под

гитару , но он вовсе не собирался стать именно певцом . Музыка была его

неотъемлемой частью .

И начинал Утесов не как певец , а как артист театров миниатюр ,

драматического , оперетты . Его актерские способности сразу же покоряли и

коллег и зрителей . Может быть , даже не столько еще способности , сколько

светлая энергия его темперамента . С ранних лет в нем бурлила веселая и

жадная неуемность , радость жизни . И эти качества стали самыми

характерными особенностями его искусства .

" Вообще кажется , что Утесов живет в каком-то необычайно выразительном

, сочном мире . А он живет в том же мире , что и все мы , только видит его

ярче и эту яркость умеет передать в своих песнях . " ( Дмитриев Ю. "

Л.Утесов " Искусство 1982 г. )

От природы Утесов наделен заразительным умением перевоплощаться в самых

разных людей . Когда совсем юному Утесову впервые предложили принять

участие в концерте профессиональных артистов , ему ничего не оставалось тут

же освоить и исполнить популярную в то время сценку-пантомиму с разбитым

зеркалом .

Утесов вошел в театр легко , но постепенно к ниму пришло понимание

ответственности , стремление в каждом выступлении быть лучше себя

предыдущего . Он не пропускал ни одной репетиции , знал все роли во всех

спектаклях труппы и был готов заменить любого актера . Выразительных

средств всегда хватало : восприимчивой душой впитывал Утесов бесконечные

впечатления жизни , и они оседали в нем . Отдавал их Утесов так же

естественно и легко , как и вбирал . Отдавал всем - и собеседнику ,и

зрителю . Рассказывая о какой-либо встрече , он непременно воспроизводил и

голос и акцент своего собеседника , будь то поляк , казах , китаец или

грузин . И собеседник не только видел этого человека , но и чувствовал его

характер , круг его интересов , понимал , как сам Утесов относится к

предмету пародии ! Поэтому любая беседа с Леонидом Утесовым - словно

посещение театра одного актера .

Такое умение мгновенно перевоплощаться на эстраде - важное и редкое

качество . Часто без всяких париков и гримов Утесов показывал зрителям

десятки непохожих характеров .

Однажды был в его жизни вечер , на первый взгляд , совершенно

фантастический . Тем , кто же присутствовал на нем , трудно поверить в его

реальность . Даже хорошо знавшие Утесова отнеслись с недоверием к афише

ленинградского " Палас - театра " сообщавшей , что артист предстанет во

всех мыслимых театральных жанрах : как певец - эстрадный , опереточный ,

камерный ; как танцор - балетный и эксцентрический ; как дирижер -

оркестровый и хоровой ; как скрипач и как гитарист ; как рассказчик и

куплетист ; как клоун , жонглер и акробат , " на трапеции и в трагедии " .

Утесов убедил всех сомневающихся . Он показал и бесчисленные свои таланты ,

и чувство стиля , и чувство жанра . Произведения столь различных видов

театрального искусства невозможно было бы исполнить одному артисту , не

обладай он подвижностью , гибкостью творческого аппарата , быстротой

реакции , способностью мгновенно концентрировать мысль , чувство , ощущение

в точном взгляде , интонации , позе . Все номера были исполнены не только

профессионально , но и с искренним переживанием . На этом уникальном

вечере Утесов продемонстрировал качества необходимые каждому артисту , а

эстрадному - в десятикратном .

И здесь важно отметить , что этот вечер 1923 г. , не был единственным .

Он был типичным для Утесова . Во время гражданской войны Утесов выступал в

бригаде артистов , дававшей на фронте в день по нескольку концертов . И

однажды , на так сказать сверхурочном ночном концерте , он один заменил

всех , буквально рухнувших от усталости . Утесов повторил все номера их

бригады , вспомнил все что знал сам . А знал он тогда уже много .

Однажды Н.Богословский сказал об Утесове : " Как правило , педагоги ,

умудренные жизненным опытом , влюблены в одну дидактическую истину : для

того чтобы достигнуть вершины в области искусства , надо беспрестанно

работать и совершенствовать свое мастерство . Я убежден , что эта истина

непреложна . Но откуда же тогда взялся Утесов , которому , судя по тому ,

что он умеет делать в совершенстве , понадбилось бы лет двести для упорной

работы над собой . "

Энтузиазм , напор , ощущение неиссякаемых сил ( спектакль 1923 г. шел

шесть часов ) , уверенность в себе , жажда самовыражения , творческая

жадность - все это , соединенное в одном человеке , сделало возможным и тот

удивительный вечер в " Палас - театре " , после которого , как было

написано в одной рецензии : " публика неистовствовала " , и ночной концерт

, данный красноармейцам уходящим на фронт !

И хотя потом именно такие вечера не повторялись , Утесов находил

возможность использовать свою творческую многогранность . В середине

двадцатых годов он одновременно выступал в двух ленинградских театрах ,

оперетте и " Свободном " , да еще по понедельникам , когда " Свободный " не

работал , играл в сборных труппах , в серьезных драматических спектаклях .

В спектаклях же " Свободного " театра Утесов исполнял обычно по

нескольку ролей в вечер . В пьесе - юмореске " Ну и дельце " С.Томского он

с элементами трансформации играл роли всех свидетелей : Ли - х - н Чапа ,

Пшебздубского , Менделевича , Фемистокла , Папандопуло , Старбекова .

Надевая маски или только меняя с помощью деталей форму носа , ушей ,

головы , Утесов подчас же начинал соответствовать этому новому облику ,

соответствовать манерой , акцентом речи , глазами , голосом , осанкой ,

движениями рук и ног . Он делал это так интнресно , что В.Дымов смотрел

выступления Утесова на каждом спектакле , который шел два раза в вечер .

Откуда только раздобывал он такое разнообразие деталей , столько

интонаций , характерных черточек , что ни один персонаж Утесова не был

похож на другого ?! И ведь каждый раз актер отталкивается от внутренней

сути образа . Утесов однажды сказал , что если ему надо сыграть хромого

старика , то он не станет копировать знакомых хромых стариков . " Я

придумаю его сам " - сказал Утесов и тут же показал , как хромают старики

, но показал не только их хромоту , " заодно " и характер , и настроение .

По его походке можно было даже понять отчего они хромают - от увечья ,

болезни или возраста .

В исполнении Леонида Утесова даже самые маленькие и незаметные

персонажи оперетт или рассказов становилмсь заметными и интересными, потму

что он умел найти и ярко показать особенности их человеческого существаи

прожитой ими жизни .

Преображение Утесова происходило в миг.Чудо роисходило рядом и было от

этого еще загадочнее . А секрет - в прирожденном умении остро схватить суть

человека . Утесов ярко видит и ощущает то , что каждую секунду происходит с

его персонажем .

Герой комедийного спектакля " Свободного театра " " Менднель Маранц "

(американского драматурга Д.Фридмана ) в воплощении Утесова был настолько

живым , что зрители и критика могли решительно расходиться в оценках , но

не в реакции . Утесовский Мендель Маранц изобретательромантик ,

сосредоточенный на своих идеях и не приспособленный к жизни , не

переставал размышлять над странными , с его точки зрения , поступками жены

, дочери и вообще людей . Время от времени Мендель Маранц изрекал выводы -

афоризмы : " Что такое деньги ? " - горестно спрашивал он , потому что их

ему всегда не хватало , и отвечал : " Болезнь , которую каждый хочет

схватить , но не распространить ". " Ум для мысли , а деньги могут

зарабатывать и идиоты ". Этот задерганный житейскими невзгодами чудак в

исполнении Утесова умел филосовски отстраниться от суеты и выглядетр

вопреки всему оптимистом .

На спектакле хохотали до слез и грустили все . Но критик , садясь

писать рецензию и осознавая примитивность текста , только разводил руками

и не мог понять , что же у него вызывало такой смех . А смех рождало

утесовское умение показать противоречиво-комическую сложность человеческой

природы . Утесов раздвигал границы произведения , извлекал скрытую в нем

парадоксальность . Утесов умеет легко переходить от юмора к драме и от

трагедии к юмору .

В драматических вещах он так же достоверен и искренен , как и в

комедийных . Но драматизм Утесова какой-то особый , земной , бытовой даже -

не декламационный . Умение чувствовать персонаж , видеть его насквозь ,

понимать любое движение его руки и принес Утесов на эстраду , в свои песни

.

А разве песни - это не маленькие пьесы ? И каждая со своими героями ,

своим кругом чувств , своей атмосферой действия . Певец в течение одного

вечера должен столько раз преобразиться , сколько песен он исполняет . За

свою жизнь Утесов переиграл сотни персонажей , сыграл - не только спел -

более семисот песен .

Петь он начал едва ли не с первых выходов на сцену . Пел в спектаклях ,

опереттах , выступал с очень популярными тогда куплетами . Но , как уже

говорилось , песня не была для Утесова основным жанром , надо было петь по

ходу действия , и он пел . По-настоящему певцом Утесов стал со времени

создания им " Теа-джаза " , где соединил то , что ему дорого - музыку и

театр .

Послушав зарубежные джаз-банды , Утесов решил создать свой , отличный

от западных , оркестр . Позднее он вспоминал : "... неужели нельзя , думал

я , повернуть этот жанр в нужном нам направлении ? В каком ? Мне было пока

ясно одно : мой оркестр не должен быть похожим ни на один из существующих ,

хотя бы потому , что он будет синтетическим ". Он мечтал о джазе , который

был бы хорошим , остроумным театром ; о музыкантах которые были бы хорошими

, веселыми актерами ; о концерте , который стал бы спектаклем ; о песнях ,

которые знал бы весь народ .

Музыканты нашлись . Правда , поначалу они ни за что не соглашались

"дурачиться" в соответствии с режиссерскими замыслами Утесова . " Чтобы я

, - возмущался тромбонист , - становился на колено и голосом тромбона кому-

то объяснялся в любви ? Ни за что ! Разве я для этого кончал консерваторию

? " Но - такова сила настоящего коллектива - тромбонист стал на колено .

Более того , потом он превратился в одного из самых одаренных , увлеченных

артистов " Теа-джаза" , где песня , танец , пантомима , декламация ,

эксцентрика и лирика сплавились воедино .

8 марта 1929 г. в Малом оперном театре на концерте , посвященном

Международному женскому дню , впервые прозвучал " Теа- джаз" Утесова .

Успех был ошеломляющий . Сам Утесов считал , что именно в тот день он "

схватил бога за бороду ".

Критики уже в 30-е годы поняли , что Теа-джаз Утесова - это свеобразный

музыкальный театр миниатюр , что он ближе к театральным явлениям века ,

нежели к " эстрадно - симфоническим оркестрам ".

Не только дирижер и музыкант , а актер и режиссер встал во главе

первого советского теа-джаза .

Его программы меньше всего походили на исполнение отдельных номеров ,

отдельных песен , где один солирует , а остальные "сопровождают".

Его песни всегда были небольшими новеллами . Сюжеты его песен всегда

становились средством раскрытия психологии героя или персонажей . Он

никогда не поучает . Словам патетически - возвышенным , артист

предпочитает слова простые .

У Утесова всегда была своя " драматургия " : именно поэтому спетые им

песни люди помнят не по именам их авторов , а как " песни Утесова " .

Программы " Теаджаза " ставились как эстрадные спектакли , где

различные жанры и номера были объединены сюжетным хором или общими героями

.

Но не сразу Утесов был понят и признан . Имелось существенное

обстоятельство весьма мешавшее деятельности самого Утесова и руководимого

им джаза , это было время активной деятельности Российской ассоциации

пролетарских музыкантов ( РАПМ ) , созданной в 1925 году , с целью

объединения музыкантов вокруг задач социалистического строительства .

Наверное , РАПМ и приносил что-то полезное на то время , но вместе с тем ,

рапмовцы нанесли музыке весьма серьезный ущерб . Прежде всего это была

замкнутая организация , взявшая на себя смелость говорить от имени народа ,

и она решительно отвергала творчество всех композиторов , в эту организацию

не входивших . Мало того , выделив из композиторовклассиков нескольких , в

первую очередь Мусоргского и Бетховена , признавая , что их творчество

героично народно , рапмовцы отвергли искусство многих других композиторов

- классиков . Особенно от них доставалось П.И. Чайковскому , которого

рапмовцы рассматривали как представителя загнивающего дворянства и

упрекали за синтементальность . Лирику рапмовцы вовсе не признавали .

Утесов же был певцом - лириком . К произведениям композиторов -

рапмовцев он не обращался , чем и вызывал осуждение . А тут еще и джаз ,

как говорили рапмовцы , типичное порождение буржуазного мира , одно из

прямых доказательств его загнивания . Один из авторитетных тогда

музыковедов В.Городинский , писал : " Что мы называем легкожанровой музыкой

? Это музыка бара , кафешантана , варьете , " цыганщина " , джазовая

фокстротчина и т.д. , все это , что составляет некий музыкальный самогон ,

что является художественной формой использования музыкального звучания не

для поднятия масс , а для того , чтобы душить их инициативу , затемнять их

сознание ". ( Городинский В. Музыкальный фронт СССР . Музгиз . 1933 г. )

Конечно в таких условиях работать Утесову было трудно . Какие только

оскарбительные слова в свой адрес он не слышал , какие только реплики о

нем и об оркестре не раздавались ! Например , под рубрикой " Огонь по

халтурщикам " была напечатана рецензия в связи с пребыванием Утесова и его

оркестра в Харькове : " Что же представляло собой само выступление Утесова

? Кривлянье , шутовство , рассчитанное на то , чтобы благодушно повеселить

" господина " публику . Все это сопровождалось ужасным шумом ,

раздражающим и подавляющим слух . Уходя и театра , слушатель уносил с собой

чувство омерзения и брезгливости от всех этих похабных подергиваний и

пошлых кабацких песен .

На это безобразие должна обратить внимание вся советская общественность

. Необходимо прекратить эту халтуру . Нужно изгнать с советской эстрады

таких гнусных рвачей от музыки , как Л.Утесов и К` " . ( Хоменко Ю.

Утесовщина . - " За пролетарскую музыку " , 1930 г. , N 8 . )

В свою очередь Утесов , пытаясь доказать значение джаза , возможность

его развития в советских условиях , перед концертами выступал с "

рефератами " , утверждая , что его джаз по своей природе бодр ,

жизнерадостен , что он порожден эпохой индустриализации . Ну как-то надо

было защищать джаз !? А главное Утесов не прекращал работы , создавал новые

программы , и успех его ансамбля увеличивался .

А между тем защищать джаз было действительно трудно . В статье "

Социальные истоки музыкального искусства " А.В. Луначарский утверждал , что

" ... современная музыка ( прежде всего джазовая ) рубит вашу волю в

котлету , что же касается подъемности джазовой музыки , то это подъемность

типа наркотика , заставляющая дергаться как паяца на ниточке ". ( "

Пролетарский музыкант " . 1929 г. N 4)

Однако были люди , защищавшие джаз ! Г. Ландсберг , которого не

случайно знатоки называют первым по времени теоретиком джаза в нашей стране

, писал : " Как не существует единого западного искусства , так нет и

единого западного джаза . За годы кризиса в джазе укрепилось левое крыло ,

смыкающееся с радикальной интеллигенцией Европы и особенно Америки ,

группирующееся вокруг пианиста и дирижера Дюка Эллингтона " . ( Ландсберг

Г. На путях джазовой культуры . - " Рабочий и театр " , 1929 г. N 22 )

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.