колдовской властью над людьми - ее часто называют обаянием - , чтобы
десятилетиями приковывать к себе внимание . И такая власть есть у Утесова
. Надо обладать мастерством , и Леонид Утесов профессионально знает , как
ладить песню и свой выход к зрителям , как заставить сотни людей жить в
унисон . А вдохновение делает его творчество крылатым .
Но мастерство исполнителя , чтобы стать общественно значимым , должно
быть наполнено духовным миром человека , его точным пониманием времени , и
чувством масштабности событий . Только тогда можно говорить об артисте как
о личности . " ( Дмитриев Ю. " Л.Утесов " - Искусство 1982г. )
Часто популярность , мода - начало " смерти " артиста . Моды на себя
артисту , пожалуй , следует скорее бояться , чем радоваться ей . Но Утесов
одолел и моду и популярность , взял над ними верх . Он стал больше , чем
просто эстрадный певец ,- он стал частью жизни нескольких поколений . Его
пение хотели слышать в празничных концертах по радио папанинцы , " Песня
старого извозчика " служила радиомаяком для одного из авиационных полков ,
и голос Утесова приводил летчиков на базу после выполнения боевых задач .
Ю.Гагарин ждал своего взлета под пение Утесова .
Ценили и любили Утесова не только слушатели , но и коллеги . В одном из
телевизионных интервью Георга Отца спросили , кто из певцов больше всего
произвел на него впечатление . Он назвал три имени : Карузо , Шаляпин ,
Утесов .
Полюбившие Утесова однажды любят его до сих пор верно и преданно . У
него всегда было что сказать людям . Его искусство является школой
человечности .
Артистизм проявился в нем рано . Подростком Утесов пел друзьям под
гитару , но он вовсе не собирался стать именно певцом . Музыка была его
неотъемлемой частью .
И начинал Утесов не как певец , а как артист театров миниатюр ,
драматического , оперетты . Его актерские способности сразу же покоряли и
коллег и зрителей . Может быть , даже не столько еще способности , сколько
светлая энергия его темперамента . С ранних лет в нем бурлила веселая и
жадная неуемность , радость жизни . И эти качества стали самыми
характерными особенностями его искусства .
" Вообще кажется , что Утесов живет в каком-то необычайно выразительном
, сочном мире . А он живет в том же мире , что и все мы , только видит его
ярче и эту яркость умеет передать в своих песнях . " ( Дмитриев Ю. "
Л.Утесов " Искусство 1982 г. )
От природы Утесов наделен заразительным умением перевоплощаться в самых
разных людей . Когда совсем юному Утесову впервые предложили принять
участие в концерте профессиональных артистов , ему ничего не оставалось тут
же освоить и исполнить популярную в то время сценку-пантомиму с разбитым
зеркалом .
Утесов вошел в театр легко , но постепенно к ниму пришло понимание
ответственности , стремление в каждом выступлении быть лучше себя
предыдущего . Он не пропускал ни одной репетиции , знал все роли во всех
спектаклях труппы и был готов заменить любого актера . Выразительных
средств всегда хватало : восприимчивой душой впитывал Утесов бесконечные
впечатления жизни , и они оседали в нем . Отдавал их Утесов так же
естественно и легко , как и вбирал . Отдавал всем - и собеседнику ,и
зрителю . Рассказывая о какой-либо встрече , он непременно воспроизводил и
голос и акцент своего собеседника , будь то поляк , казах , китаец или
грузин . И собеседник не только видел этого человека , но и чувствовал его
характер , круг его интересов , понимал , как сам Утесов относится к
предмету пародии ! Поэтому любая беседа с Леонидом Утесовым - словно
посещение театра одного актера .
Такое умение мгновенно перевоплощаться на эстраде - важное и редкое
качество . Часто без всяких париков и гримов Утесов показывал зрителям
десятки непохожих характеров .
Однажды был в его жизни вечер , на первый взгляд , совершенно
фантастический . Тем , кто же присутствовал на нем , трудно поверить в его
реальность . Даже хорошо знавшие Утесова отнеслись с недоверием к афише
ленинградского " Палас - театра " сообщавшей , что артист предстанет во
всех мыслимых театральных жанрах : как певец - эстрадный , опереточный ,
камерный ; как танцор - балетный и эксцентрический ; как дирижер -
оркестровый и хоровой ; как скрипач и как гитарист ; как рассказчик и
куплетист ; как клоун , жонглер и акробат , " на трапеции и в трагедии " .
Утесов убедил всех сомневающихся . Он показал и бесчисленные свои таланты ,
и чувство стиля , и чувство жанра . Произведения столь различных видов
театрального искусства невозможно было бы исполнить одному артисту , не
обладай он подвижностью , гибкостью творческого аппарата , быстротой
реакции , способностью мгновенно концентрировать мысль , чувство , ощущение
в точном взгляде , интонации , позе . Все номера были исполнены не только
профессионально , но и с искренним переживанием . На этом уникальном
вечере Утесов продемонстрировал качества необходимые каждому артисту , а
эстрадному - в десятикратном .
И здесь важно отметить , что этот вечер 1923 г. , не был единственным .
Он был типичным для Утесова . Во время гражданской войны Утесов выступал в
бригаде артистов , дававшей на фронте в день по нескольку концертов . И
однажды , на так сказать сверхурочном ночном концерте , он один заменил
всех , буквально рухнувших от усталости . Утесов повторил все номера их
бригады , вспомнил все что знал сам . А знал он тогда уже много .
Однажды Н.Богословский сказал об Утесове : " Как правило , педагоги ,
умудренные жизненным опытом , влюблены в одну дидактическую истину : для
того чтобы достигнуть вершины в области искусства , надо беспрестанно
работать и совершенствовать свое мастерство . Я убежден , что эта истина
непреложна . Но откуда же тогда взялся Утесов , которому , судя по тому ,
что он умеет делать в совершенстве , понадбилось бы лет двести для упорной
работы над собой . "
Энтузиазм , напор , ощущение неиссякаемых сил ( спектакль 1923 г. шел
шесть часов ) , уверенность в себе , жажда самовыражения , творческая
жадность - все это , соединенное в одном человеке , сделало возможным и тот
удивительный вечер в " Палас - театре " , после которого , как было
написано в одной рецензии : " публика неистовствовала " , и ночной концерт
, данный красноармейцам уходящим на фронт !
И хотя потом именно такие вечера не повторялись , Утесов находил
возможность использовать свою творческую многогранность . В середине
двадцатых годов он одновременно выступал в двух ленинградских театрах ,
оперетте и " Свободном " , да еще по понедельникам , когда " Свободный " не
работал , играл в сборных труппах , в серьезных драматических спектаклях .
В спектаклях же " Свободного " театра Утесов исполнял обычно по
нескольку ролей в вечер . В пьесе - юмореске " Ну и дельце " С.Томского он
с элементами трансформации играл роли всех свидетелей : Ли - х - н Чапа ,
Пшебздубского , Менделевича , Фемистокла , Папандопуло , Старбекова .
Надевая маски или только меняя с помощью деталей форму носа , ушей ,
головы , Утесов подчас же начинал соответствовать этому новому облику ,
соответствовать манерой , акцентом речи , глазами , голосом , осанкой ,
движениями рук и ног . Он делал это так интнресно , что В.Дымов смотрел
выступления Утесова на каждом спектакле , который шел два раза в вечер .
Откуда только раздобывал он такое разнообразие деталей , столько
интонаций , характерных черточек , что ни один персонаж Утесова не был
похож на другого ?! И ведь каждый раз актер отталкивается от внутренней
сути образа . Утесов однажды сказал , что если ему надо сыграть хромого
старика , то он не станет копировать знакомых хромых стариков . " Я
придумаю его сам " - сказал Утесов и тут же показал , как хромают старики
, но показал не только их хромоту , " заодно " и характер , и настроение .
По его походке можно было даже понять отчего они хромают - от увечья ,
болезни или возраста .
В исполнении Леонида Утесова даже самые маленькие и незаметные
персонажи оперетт или рассказов становилмсь заметными и интересными, потму
что он умел найти и ярко показать особенности их человеческого существаи
прожитой ими жизни .
Преображение Утесова происходило в миг.Чудо роисходило рядом и было от
этого еще загадочнее . А секрет - в прирожденном умении остро схватить суть
человека . Утесов ярко видит и ощущает то , что каждую секунду происходит с
его персонажем .
Герой комедийного спектакля " Свободного театра " " Менднель Маранц "
(американского драматурга Д.Фридмана ) в воплощении Утесова был настолько
живым , что зрители и критика могли решительно расходиться в оценках , но
не в реакции . Утесовский Мендель Маранц изобретательромантик ,
сосредоточенный на своих идеях и не приспособленный к жизни , не
переставал размышлять над странными , с его точки зрения , поступками жены
, дочери и вообще людей . Время от времени Мендель Маранц изрекал выводы -
афоризмы : " Что такое деньги ? " - горестно спрашивал он , потому что их
ему всегда не хватало , и отвечал : " Болезнь , которую каждый хочет
схватить , но не распространить ". " Ум для мысли , а деньги могут
зарабатывать и идиоты ". Этот задерганный житейскими невзгодами чудак в
исполнении Утесова умел филосовски отстраниться от суеты и выглядетр
вопреки всему оптимистом .
На спектакле хохотали до слез и грустили все . Но критик , садясь
писать рецензию и осознавая примитивность текста , только разводил руками
и не мог понять , что же у него вызывало такой смех . А смех рождало
утесовское умение показать противоречиво-комическую сложность человеческой
природы . Утесов раздвигал границы произведения , извлекал скрытую в нем
парадоксальность . Утесов умеет легко переходить от юмора к драме и от
трагедии к юмору .
В драматических вещах он так же достоверен и искренен , как и в
комедийных . Но драматизм Утесова какой-то особый , земной , бытовой даже -
не декламационный . Умение чувствовать персонаж , видеть его насквозь ,
понимать любое движение его руки и принес Утесов на эстраду , в свои песни
.
А разве песни - это не маленькие пьесы ? И каждая со своими героями ,
своим кругом чувств , своей атмосферой действия . Певец в течение одного
вечера должен столько раз преобразиться , сколько песен он исполняет . За
свою жизнь Утесов переиграл сотни персонажей , сыграл - не только спел -
более семисот песен .
Петь он начал едва ли не с первых выходов на сцену . Пел в спектаклях ,
опереттах , выступал с очень популярными тогда куплетами . Но , как уже
говорилось , песня не была для Утесова основным жанром , надо было петь по
ходу действия , и он пел . По-настоящему певцом Утесов стал со времени
создания им " Теа-джаза " , где соединил то , что ему дорого - музыку и
театр .
Послушав зарубежные джаз-банды , Утесов решил создать свой , отличный
от западных , оркестр . Позднее он вспоминал : "... неужели нельзя , думал
я , повернуть этот жанр в нужном нам направлении ? В каком ? Мне было пока
ясно одно : мой оркестр не должен быть похожим ни на один из существующих ,
хотя бы потому , что он будет синтетическим ". Он мечтал о джазе , который
был бы хорошим , остроумным театром ; о музыкантах которые были бы хорошими
, веселыми актерами ; о концерте , который стал бы спектаклем ; о песнях ,
которые знал бы весь народ .
Музыканты нашлись . Правда , поначалу они ни за что не соглашались
"дурачиться" в соответствии с режиссерскими замыслами Утесова . " Чтобы я
, - возмущался тромбонист , - становился на колено и голосом тромбона кому-
то объяснялся в любви ? Ни за что ! Разве я для этого кончал консерваторию
? " Но - такова сила настоящего коллектива - тромбонист стал на колено .
Более того , потом он превратился в одного из самых одаренных , увлеченных
артистов " Теа-джаза" , где песня , танец , пантомима , декламация ,
эксцентрика и лирика сплавились воедино .
8 марта 1929 г. в Малом оперном театре на концерте , посвященном
Международному женскому дню , впервые прозвучал " Теа- джаз" Утесова .
Успех был ошеломляющий . Сам Утесов считал , что именно в тот день он "
схватил бога за бороду ".
Критики уже в 30-е годы поняли , что Теа-джаз Утесова - это свеобразный
музыкальный театр миниатюр , что он ближе к театральным явлениям века ,
нежели к " эстрадно - симфоническим оркестрам ".
Не только дирижер и музыкант , а актер и режиссер встал во главе
первого советского теа-джаза .
Его программы меньше всего походили на исполнение отдельных номеров ,
отдельных песен , где один солирует , а остальные "сопровождают".
Его песни всегда были небольшими новеллами . Сюжеты его песен всегда
становились средством раскрытия психологии героя или персонажей . Он
никогда не поучает . Словам патетически - возвышенным , артист
предпочитает слова простые .
У Утесова всегда была своя " драматургия " : именно поэтому спетые им
песни люди помнят не по именам их авторов , а как " песни Утесова " .
Программы " Теаджаза " ставились как эстрадные спектакли , где
различные жанры и номера были объединены сюжетным хором или общими героями
Но не сразу Утесов был понят и признан . Имелось существенное
обстоятельство весьма мешавшее деятельности самого Утесова и руководимого
им джаза , это было время активной деятельности Российской ассоциации
пролетарских музыкантов ( РАПМ ) , созданной в 1925 году , с целью
объединения музыкантов вокруг задач социалистического строительства .
Наверное , РАПМ и приносил что-то полезное на то время , но вместе с тем ,
рапмовцы нанесли музыке весьма серьезный ущерб . Прежде всего это была
замкнутая организация , взявшая на себя смелость говорить от имени народа ,
и она решительно отвергала творчество всех композиторов , в эту организацию
не входивших . Мало того , выделив из композиторовклассиков нескольких , в
первую очередь Мусоргского и Бетховена , признавая , что их творчество
героично народно , рапмовцы отвергли искусство многих других композиторов
- классиков . Особенно от них доставалось П.И. Чайковскому , которого
рапмовцы рассматривали как представителя загнивающего дворянства и
упрекали за синтементальность . Лирику рапмовцы вовсе не признавали .
Утесов же был певцом - лириком . К произведениям композиторов -
рапмовцев он не обращался , чем и вызывал осуждение . А тут еще и джаз ,
как говорили рапмовцы , типичное порождение буржуазного мира , одно из
прямых доказательств его загнивания . Один из авторитетных тогда
музыковедов В.Городинский , писал : " Что мы называем легкожанровой музыкой
? Это музыка бара , кафешантана , варьете , " цыганщина " , джазовая
фокстротчина и т.д. , все это , что составляет некий музыкальный самогон ,
что является художественной формой использования музыкального звучания не
для поднятия масс , а для того , чтобы душить их инициативу , затемнять их
сознание ". ( Городинский В. Музыкальный фронт СССР . Музгиз . 1933 г. )
Конечно в таких условиях работать Утесову было трудно . Какие только
оскарбительные слова в свой адрес он не слышал , какие только реплики о
нем и об оркестре не раздавались ! Например , под рубрикой " Огонь по
халтурщикам " была напечатана рецензия в связи с пребыванием Утесова и его
оркестра в Харькове : " Что же представляло собой само выступление Утесова
? Кривлянье , шутовство , рассчитанное на то , чтобы благодушно повеселить
" господина " публику . Все это сопровождалось ужасным шумом ,
раздражающим и подавляющим слух . Уходя и театра , слушатель уносил с собой
чувство омерзения и брезгливости от всех этих похабных подергиваний и
пошлых кабацких песен .
На это безобразие должна обратить внимание вся советская общественность
. Необходимо прекратить эту халтуру . Нужно изгнать с советской эстрады
таких гнусных рвачей от музыки , как Л.Утесов и К` " . ( Хоменко Ю.
Утесовщина . - " За пролетарскую музыку " , 1930 г. , N 8 . )
В свою очередь Утесов , пытаясь доказать значение джаза , возможность
его развития в советских условиях , перед концертами выступал с "
рефератами " , утверждая , что его джаз по своей природе бодр ,
жизнерадостен , что он порожден эпохой индустриализации . Ну как-то надо
было защищать джаз !? А главное Утесов не прекращал работы , создавал новые
программы , и успех его ансамбля увеличивался .
А между тем защищать джаз было действительно трудно . В статье "
Социальные истоки музыкального искусства " А.В. Луначарский утверждал , что
" ... современная музыка ( прежде всего джазовая ) рубит вашу волю в
котлету , что же касается подъемности джазовой музыки , то это подъемность
типа наркотика , заставляющая дергаться как паяца на ниточке ". ( "
Пролетарский музыкант " . 1929 г. N 4)
Однако были люди , защищавшие джаз ! Г. Ландсберг , которого не
случайно знатоки называют первым по времени теоретиком джаза в нашей стране
, писал : " Как не существует единого западного искусства , так нет и
единого западного джаза . За годы кризиса в джазе укрепилось левое крыло ,
смыкающееся с радикальной интеллигенцией Европы и особенно Америки ,
группирующееся вокруг пианиста и дирижера Дюка Эллингтона " . ( Ландсберг
Г. На путях джазовой культуры . - " Рабочий и театр " , 1929 г. N 22 )
Страницы: 1, 2, 3, 4