Рефераты. Утесов и Райкин - жизнь и творчество






В то же время джаз , как экзотическая новинка , начал все чаще звучать

в фешенебельных ресторанах , посещаемых буржуазной публикой , и ,

естественно , приспосабливался к ее вкусам . Утесов естественно

воспользовался этим фактом , решив доказать , что его джаз решительно

отвергает принципы буржуазной культуры , что его джаз избирает собственную

дорогу и служит советскому зрителю .

В программе " Джаз на повороте " ( 1930 г. ) , был придуман такой ход :

первое отделение называлось " Джаз на западе ", и в нем оркестр честно

играл боевики " У камина " Рэя Нобла , " Штормовая погода " Гарольда Арлена

, " Несколько тех дней " Шелтона Брукса . Зато второе отделение гордо

именовалось " Джаз в СССР " , и тут уж оркестр , в белых брюках и темно

голубых джемперах с эмблемой " ТД " , сполнял рапсодию на темы песен

народов СССР Дунаевского , Джазовую сюиту Животова .

Эта программа стала действительно поворотом в судьбе Утесова . Газеты

писали : " Теа-джаз - машина бодрости ... Буквально вентилируешь усталые

мозги , получив порцию утесовского Теа-джаза . Учащенный ритм и темп

сооответствует бурным стремительным темпом нашей жизни".

Следующей программой был " Музыкальный магазин " ( 1932 г. ). Утесов

говорил так : " Лучшее , что сделал я и мой оркестр почти за полвека своего

существования , - это синтетическое представление " Музыкальный магазин "

. Сам Утесов исполнял в нем несколько ролей .

По поводу " Музыкального магазина " критик писал : " Еще недавно джаз

Утесова это была шеренга юношей с одинаковыми галстуками и одинаковыми

улыбками ... И вот музыканты на виду у всех превращаются в актеров " . (

Юзовский Ю." Утесов и Хенкин" . - " Вечерняя Москва " 1933 г. 12 янв. )

На одном из представлений " Музыкального магазина " побывал

заместитель председателя Комитета по делам искусств при Совете Народных

Комиссаров Б.З. Шумяцкий . Представление ему очень понравилось , и он

предложил перенести " Музыкальный магазин " на экран .

Так появились " Веселые ребята ". Успех фильма создал Утесову подлинно

всенародную популярность . В те годы не было эстрадного коллектива имеющего

такую известность , как утесовский .

Постепенно оркестр Утесова все больше склонялся к концертной

деятельности .

Некоторые программы , например " Песни моей Родины " ( 1937 ) , " Два

корабля " ( 1938 ) , были составлены из народных песен и произведений

советских композиторов . Переход Утесова к концертным программам не

остался незамеченным , когда он выступал в парке ЦДКА , критик писал : "

Музыкальный коллектив Утесова прошел трудный путь эволюции от " Теа-джаза "

к " Музыкальному магазину " и затем к джаз-оркестру , с жизнерадостной ,

полнокровной массовой песней ." ( Лабковский Н." Утесов и его джаз" . - "

Вечерняя Москва " 1937 г. , 19июля )

Именно Утесову принадлежит честь представления на профессиональной

эстраде массовой песни .

Особое место в репертуаре Утесова занимают песни о любви . О любви на

эстраде всегда пели и поют много и охотно . У Утесова своя " аранжировка "

темы . У него всегда серьезное отношение к чувству любви , почти

обожествление его .

Чаще всего Утесов поет не о безоблачном счастье , а о драматизме этого

чувства . И в драматических любовных ситуациях его герои ведут всегда

достойно и мужественно . Они никогда не демонстрируют своей страсти , не

похваляются любовью .

У всех песен Утесова о любви есть одна общая особенность : едва ли не в

каждой , даже там , где поется о любви счастливой , чувствуется тоска по

идеалу , по той совершенной любви , которой никому не дано достичь , но к

которой постоянно стремится душа . Может быть , это и делает их такими

проникновенными . Как-то на репетиции дирижер С.Самосуд говорил оперным

певцам : " все должно быть выражено голосом так , чтобы , даже когда поешь

по радио , было понятно , что ты в это время делаешь ". Эти слова можно

впрямую отнести к творчеству Леонида Утесова : слушаешь пластинку и видишь

, о чем он поет .

Его творчество всегда отличали обаяние , юмор , он умел сразу

расположить к себе аудиторию .

Утесов всегда умел подбодрить . Во время войны это особенно было нужно

. Его песни помогали выживать .

Ежедневно , интенсивно шли репетиции , разучивались новые песни : " В

землянке " , " Одессит Мишка " , " Темная ночь " и другие .

Утесов рассказывал , что когда он пел :

" Ты одессит , Мишка ,

А это значит, что не страшны тебе

Ни горе , ни беда .

Ведь ты моряк , Мишка ,

А моряки не плачут

И не теряют бодрость духа никогда , "

- он чувствовал , что говорил собственные слова , забывая , что он

артист , и подбадривал не только Мишку , но и самого себя .

Однажды концерт проходил на перроне Ярославского вокзала для полка

морской пехоты . Утесов пропел про партизана Морозко . И вдруг из теплушки

выскочил " плечистый матрос , перепоясанный пулеметными лентами , с

автоматом на груди и протянул Утесову руку :

- С такой песней и в бой идти не страшно " . ( ТУР П ." Леонид Утесов"

.

" Театр " , 1965 г. N 7 ) Утесов со своим ансамблем побывал на многих

фронтах , однако выступить на всех боевых участках , обслужить всех

тыловиков было невозможно , и Утесову предложили сняться в фильме " Концерт

фронту " . Вместе с ним снимались : М.Царев , О.Лепешинская , Л.Русланова ,

К.Шульженко , И.Козловский , и другие артисты . Кстати , конферировал

А.Райкин .

Пожалуй , никогда ранее Утесов не слышал такого общего одобрения своего

творчества , как в годы войны .

С репертуаром у Утесова всегда было трудно , хорошая песня вещь

дефицитная . Нокак раз в военные годы хороших песен появилось больше , чем

в предыдущие , да и в последующие годы .

О чем бы ни пел Утесов , все исходило из его сердца , а потому и

находило путь к сердцам слушателей . Вероятно , это и есть талант .

Рядом с лирикой у Утесова всегда соседствует юмор , но все равно

лирически окрашенный .

В беседе с корреспондентом Утесов утверждал : " Чем больше у человека

развито чувство юмора , тем для меня он человечнее ... Человек с развитым

чувством юмора , это мое глубокое убеждение , не может быть деспотичным ,

подлым " . (" И тот , кто с шуткой" . - " Труд " , 1968 г. 4 авг. )

Сам Утесов говорит : " Когда я умру , этак лет через сто , - к

сожалению , случится , - позовите к моей могиле оркестр . Если я не вскочу

из гроба , значит , я действительно умер " . ( И тот , кто с шуткой .- "

Труд ".1968 г. 4 авг. )

Совсем незадолго до окончания войны , режиссер Р.Симонов в статье ,

посвященной Утесову писал : " У Утесова редкое сочетание талантов

музыканта и драматического актера , что позволяет обогащать содержание

песни , делать его более глубоким . В каждой своей песне он не только

исполнитель , но и автор , такой же , как композитор и поэт . Можно подчас

удивляться большой эмоциональной подвижности артиста , способности его в

каждой новой песне перевоплощаться , создавать образы : лирические ,

комические , сатирические , драматические , трагические . Вспомним хотя бы

его последнюю джаз-сюиту " Салют " ( 1944 г. ) : от песен горя и гнева - до

песен сатирических и победных . И хотя больше всего говорят об утесовском

юморе , но иногда , слушая драматическую по теме песню в исполнении этого

артиста , действительно затрудняешься сказать , какая тема ему ближе -

комическая или драматическая ?

Он не только как талантливый музыкант ведет оркестр , но интерпретирует

мелодию , проникается ее содержанием , умеет жестом , мимической игрой

заразить своим настроением зрительный зал , помогает ему проникнуть в

самую глубину содержания мелодии . Мы не видим его лица , когда он

дирижирует оркестром , иполняющим " Марш Гастелло " , но как проясняет

героическое звучание этого марша патетический , драматический жест Утесова

- дирижера ! " ( Симонов Р." Утесов" . - " Советское искусство " , 1945 г.

, 29 марта )

Успех Утесов и его оркестр имели большой , авторитет коллектива и его

руководителя , установившийся во время войны , не снижался . В 1947 году

Утесову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств .

Казалось , что в первые послевоенные годы положение Утесова и его

оркестра было стабильным . Везде их хвалили , не хватало билетов на

концерты . Утесов находился в поре творческой зрелости . Что же касается

оркестра , то о нем сам руководитель через несколько лет писал так :

музыканты " любили свое дело и не жалели на него сил . Я это знал и все от

них требовал , требовал , и мне все казалось мало , я всегда был не доволен

. Я чувствовал , что они могут лучше - и именно в силу этой любви . И после

каждого концерта я придирался к малейшему их промаху и сердился на них .

А теперь , когда я слушаю пластинки тех лет , я понимаю , какие они

были молодцы , какие тонкие и сложные вещи им удавались , и кляну себя ,

что был безжалостным " . ( Утесов Л." Спасибо , сердце !" ) Значит , и

оркестр , по мнению его руководителя , отличался высокими достоинствами .

Но история повторяется . На смену РАПМа пришел ЦК ВКП(б) .

Постановление ЦК ВКП(б) (1946) " О репертуаре драматических театров и мерах

по его улучшению " призывало "...отражать в произведениях искусства прежде

всего жизнь советского общества в ее непристанном движении вперед по пути к

коммунизму ". И критики сразу набросились на Утесова .

Их недовольство вызывало то , что Утесов выступал с джазом . Некоторе

музыковеды продолжали рассматривать джаз как одно из проявлений буржуазной

культуры и в силу этого не могущее быть представленным на советской эстраде

. В одной из статей М.Сокольский писал : " что может быть менее созвучным

нашей музыке , нашим советским песням , богатейшему фольклору советских

народов , чем ноющий , как больной зуб , или воющий саксофон , оглушительно

ревущий изо всех сил тромбон , верещащие трубы или однообразно унылый стук

всего семейства ударных инструментов , насильственно вколачивющих в

сознание слушателя механически повторяющиеся ритмы фокстрота или румбы .

Нет! Мы решительно против искусственного соединения нашей музыки с джаз

- оркестрами , а те , кто пытается втискивать ее насильственно в джаз ,

калечит ее , коверкает ". ( Сокольский М . " О джазе ". - " Советское

искусство " 1952 г. 16 февраля )

Подобное выступление было далеко не единичным . И в результате джаз

вообще похоронили .

И опять Утесов должен был доказывать очевидное , оправдываться , будучи

невиновным . С известной долей раздражения он писал тогда : " Надоели

поучения - какая музыка нужна советскому человеку . Нужна всякая хорошая .

Советский человек жаден до искусства . Ему подай все : оперу , симфонию ,

песню , романс и легкую музыку . И нечего скучным людям превращать

человеческие радости в " мероприятия " , навязывать народу вкусовщину

мрачных чиновников , никогда не поющих , не танцующих , носящих маску

глубокомыслия " . ( " Советская музыка " , 1953 г. ,N 11 )

Не прекращались споры , касающиеся театрализации оркестра . Иные

считали ее вовсе ненужной . Например , литературовед и писатель В.Шкловский

высоко оценив талант Утесова , сказав добрые слова об оркестре ,

одновременно заметил : " Леониду Утесову лучше отказаться от театрализации

песни , обратить внимание на поиски песен . Эстрада должна оставаться

эстрадой " . ( Шкловский В. О джазе Утесова . - " Советское искусство " ,

1946 г. , 6 ноября )

Сегодня на эти споры можно посмотреть с иронией , но сколько нервов в

свое время потратил на них Утесов ! Он даже написал в этой связи такие

стихи :

" Леса , луга , долины и поляны .

И через это все мой поезд мчиться .

Гостиницы , вокзалы , рестораны -

И не пора ли мне остановиться ?

И не пора ли мне сказать : " довольно " ?

Я слишком долго по дорогам мчался ,

С людской несправедливостью встречался ,

И было мне обидно , тяжко , больно

под куполом родного небосвода .

Я песни пел - пел сердцем и желаньем ,

Но почему ж любовь ко мне народа

Считается в культуре отставаньем ?

Что дураку горячий сердца пламень ?

Во мне он видит только тему спора .

И надоело мне всю жизнь держать экзамен

На звание высокое - актера . "

Но Утесов не был бы Утесовым , если бы он " остановился " . И

четверостишье , в котором не без яда известный поэт - сатирик

Ю.Благов констатировал : "

В его исполненьи " Веселых ребят "

Народ и сейчас вспоминает .

А новые песни едва прозвучат -

И ... след их вдали пропадает " .

Я вижу не сарказм по поводу трудностей , связанных с репертуаром

Утесова , а наоборот , как бы того ни хотел автор , выделение творчества

Утесова .

В период с 1945 по 1965 год Утесов работал творчески очень интенсивно

. Как я понял человек он был не без юмора и с удовольствием мог прочитать о

себе лестное но справедливое стихотворение :

" Он человек очаровательный

( знак восклицательный)

Кто петь еще умеет так

( вопросительный знак )

Он музыкант , певец и прочее

( многоточие )

( Масс В. , Червинский М. Утесову - газета " Дом актера " 1947 г. , 23

марта )

Кроме исполнения песен Утесов читал стихи , в том числе и свои . Героем

стихов выступал немолодой человек , испытывающий потребность оглянуться на

прошлое и посмотреть в будущее .

Программы ставились по дивиртисментному признаку и прежде всего

состояли из песен , исполняемых Утесовым . Причем в них все чаще звучали

песни из прежнего репертуара , имеющие у слушателей особенный успех .

В 1962 году Союз композиторов РСФСР провел пленум , посвященный легкой

музыке , в том числе и джаз . И на этом форуме прозвучало , наконец , что

джаз может и должен стать частью отечественной культуры . " Я взволнован ,

- говорил Утесов , - столько лет ждать и наконец дождаться . Это праздник ,

праздник , пришедший на нашу эстрадную

улицу ." После того как в 1965 году было отпразновано семидяситилетие ,

Утесов продолжать выступать на эстраде . Сам он считал , что оставаться

молодым - это значит уметь сохранять непосредственность , искренность при

восприятии жизни . Что главное назначение искусства - " делать людей лучше

. Из храма искусства мы должны выходить влюбленными в человечество ,

верящими в него " ( Утесов Л. Самый добрый волшебник . -

" Советская Россия " , 1965 г. , 6 июня ) Я думаю , что подтверждением

итога творчества Л. Утесова может

стать высказывание С.Смоляницкого : " Утесов приблизил песню ко всем и

каждому из нас , напомнил живым чувством , обогатил ее интонацию и согрел

той теплотой своего голоса , той мягкостью , проникновенностью , от которой

щемит сердце .

В биографии нашего поколения было много разлук и дальних дорог : и кто

из тех , для кого предвоенные годы были последними классами школы , или

первыми курсами институтов , не вспомнит встречу , прощание , день

подаренный войной , связанный иногда не прямо , ассоциативно , но все-таки

связанный с песней Утесова ? Его голос стал незабываемой лирической

приметой времени в судьбе нашего , да и предшествующего нам поколения " . (

Смоляницкий С. Полдень , дорога , память . )

Заключение

Главное, что объединяло Л.Утесова и А.Райкина , это эстрада .

Если говорить о признаках эстрады , то : открытость , праздничность ,

краткость всегда присутствовали в творчестве этих людей . В своем

творчестве Райкин поднимал темы нравственного воспитания человека , обличая

и высмеивая извечные пороки - глупость , жадность , приспособленчество ,

Утесов же - воспевая и прославляя человека труда .

Л.Утесов и А.Райкин были настоящими эстрадниками . Они соединяли в себе

и речевые жанры , и песню , и танец , и элементы циркового мастерства .

Без чего не может быть эстрады ? Без взаимодействия артиста со зрителем

. Такой контакт всегда находили Утесов и Райкин .

Сейчас уже стало очевидно , что эстрада входит и в театр драматический

. Исчезает та самая четвертая стена , которая не давала возможности актеру

впрямую говорить со зрителем.

Как и вся наша жизнь , эстрада находится на переломе . Идет поиск новых

художественных форм , новых структур .

Лишь удивляешься , как эстраде удалось выжить . Ведь на протяжении

семидесяти лет ей приходилось постоянно выполнять несвойственные задачи :

обслуживать различные компании , откликаться на постановления партии и

правительства , воспевать достижения социализма .

Успех артиста теперь зависит от его таланта , энергии ,

работоспособности , умения формировать репертуар , чувствовать потребности

публики .

Традиции Утесова продолжают развивать сегодняшний " Театр песни " таких

, как А.Пугачева , В.Леонтьев , Л.Вайкуле . А рядом с именем А.Райкина

имена таких мастеров эстрады , как Е.Петросян , В.Винокур , Е.Шифрин ,

Р.Карцев .

Список использованной литературы .

1. А.М. Бейлин . Аркадий Райкин . - Л. , Искусство : 1969.

2. Е.П. Гершунин . Рассказываю об эстраде . - Л. , Искусство : 1968.

3. Ю.А. Дмитриев . Леонид Утесов . М. , Искусство : 1982.

4. О. Леонидов . Прошу внимания . " Огонек " , 1942 , N 46

5. Н. Милин . Добрый дар . - В кн. : Мастера эстрады . Л. , Искусство :

1963.

6. Е. Мин . В поисках нового . - " Искусство и жизнь " , 1940 , N 12

7. Певцы советской эстрады . Сборник статей . Сост. Л.Булгак М. ,

Искусство :1977.

8. А.Райкин . Шутки в сторону . - " Советское искусство ", 1945г. 17

августа .

9. А.Райкин . " Смена " , 1978 , N 15

10. Ж.Садуль . Чарли Чаплин . М. , Искусство . 1981

11. К.С.Станиславский , Собрание сочинений в 8-ми томах , т.5. , Искусство

: 1958 .

12. Русская советская эстрада . 1930-1945 . Очерки истории. отв. ред.

Е.Ф.Уварова . М. , Искусство , 1976 .

13. Утесов Л.О. Спасибо сердце ! Воспоминания , встречи , раздумья . - М. ,

Всероссийское театральное общество :1976. 14. Утесов Л.О. С песней по жизни

. - М. , Искусство : 1961. 15. Ландсберг Г. " На путях джазовой культуры "-

"Рабочий и театр " 1929 ,N 22

16. Хоменко Ю. " Утесовщина " - " За пролетарскую музыку ",1930,N 8

17. Юзовский Ю. " Утесов и Хенкин " - " Вечерняя Москва ",1930,12 января

18. Лабковский Н. " Утесов и ег джаз "- "Вечерняя Москва",1937,19 июля

19. Тур П. " Леонид Утесов ", "Театр" 1965 г. N 7

20. " И тот кто с шуткой " , " Труд " 1968г. 4 авг.

21. Симонов Р. " Утесов " - " Советское искусство "1945, 29 марта

22. Сокольский М. " О джазе "- " Советское искусство " 1952 16 февраля

23. " Советская музыка " , 1953 , N 11

24. " Советское искусство " , 1946 , 6 ноября

25. Утесов Л. " Самый добрый волшебник ".- " Советская Россия " 1965 , 6

июня

26. Смоляницкий С. " Полдень , дорога , память "

27. Городинский В. " Музыкальный фронт СССР " - Музгиз 1933г.

28. " Пролетарский музыкант " . 1929 , N 4

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.