Рефераты. Возникновение и распространение христианства






Возникновение и распространение христианства

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Нижневартовский Государственный педагогический институт

Отделение культурологии

Е.В. Харитонова

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

Курсовая работа по истории культуры

Руководитель Л.А.

Полищук

Допускается к защите______

Нижневартовск

1999

ПЛАН

Введение. ………………………………………………………

Глава I. Возникновение христианства.

1. Источники раннего христианства. …………………

2. Социальные истоки христианства. …………….

Глава II. Культурно-исторические условия становления христианства.

1. Первые христианские общины и учение ранних христиан.

……………………………………………

2. Христианство и Римская империя. Преследования христиан.

……………………………………………

Глава III. Распространение христианства.

1. Борьба направлений в раннем христианстве. ……

2. Становление епископальной церкви. ……………

3. Превращение христианства в господствующую религию и его

распространение. …………………

Заключение. ………………………………………………….

Библиография. ………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена истории возникновения и

распространения христианства.

Актуальность. История раннего христианства, причины его

возникновения и повсеместного распространения привлекали и продолжают

привлекать внимание исследователей.

Глава I. Возникновение христианства

1.Источники раннего христианства.

О возникновении христианства, становлении его вероучения написано

огромное, по существу, необъятное количество книг, статей и других

публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-

просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и

понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве,

создавшем многочисленные церкви, имеющие миллионы последователей,

занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной,

экономической и политической жизни народов и государств.

Вплоть до восемнадцатого столетия исследование начал христианства было

запрещено. Излишнее любопытство, желание узнать больше, чем рассказывает

Новый завет и церковная традиция, казались правоверным христианам в высшей

степени предосудительным, граничащим с ересью. Многие ученые не

отваживались обнародовать результаты своих исследований. Эти работы

публиковались лишь после их смерти. Только благодаря просветителям

восемнадцатого века сделалось возможным научное исследование происхождения

христианства. Изучались самые разнообразные источники : произведения

античных писателей, которые упоминали о христианах, сочинения христианских

богословов и их противников, а также, конечно, те книги, которые сами

христиане почитают священными и боговдохновенными, где изложены основные

догмы христианской религии, легенды о жизни ее основателя – Иисуса Христа,

приведены его слова и поучения.

Традиционное представление видит в христианстве создание одного

человека, Иисуса Христа. И это представление продолжает господствовать и в

настоящее время. В последнем издании “Британской энциклопедии” личности

Иисуса Христа посвящено двадцать тысяч слов – больше чем Аристотелю,

Цицерону, Александру Македонскому, Юлию Цезарю, Конфуцию, Магомету или

Наполеону. В научных трудах, посвященных исследованию проблемы историчности

Иисуса Христа, существует два направления – мифологическое и историческое.

Первое считает Иисуса мифологическим собирательным образом, созданным на

основе земледельческих или тотемических культов. Все евангельские рассказы

о его жизни и чудесных деяниях – заимствования из мифов. Историческое

направление признает, что в основе образа Исуса Христа лежит реальная

историческая личность. Его последователи считают, что развитие образа

Иисуса Христа связано с мифологизацией, обожествлением действительно

существовавшего проповедника из Назарета.

В доказательство исторической достоверности существования Иисуса Христа

ссылаются на сохранившиеся до нашего времени тексты нехристианских авторов,

чья беспристрастность якобы не вызывает сомнения. Речь идет о трех римских

авторах Таците, Плинии Младшем и Светонии. Высказывания тех этих аторов

подверглись тщательному изучению, кое какие вопросы так и не были выяснены

окончательно и являются по сей день предметом ожесточенных споров.

Начнем с Тацита, крупнейшего историка и писателя Древнего Рима,

патриция и консула (ок. 55 –120 гг. н.э.). Примерно в 116 году он

опубликовал главное свое сочинение – “Аналлы”. В книге 15-й “Аналлов” дано

описание знаменитого пожара, вспыхнувшего в 64 году при Нероне и чуть не

уничтожившего весь город. “Чтобы пресечь слухи, Нерон подставил виновных и

подверг самым изощренным казням тех, кого чернь ненавидела за их постыдное

поведение и называла христианами. Начало этому названию дал Христос,

который был при императоре Тиберии приговорен к смерти прокуратором Понтием

Пилатом; временно подавленное пагубное суеверие вспыхнуло снова не только в

Иудее, где это зло родилось, но также и в столице, куда отовсюду стекается

и находит множество приверженцев всякая гадость и пакость… Казнили их с

позором – одевали в шкуры диких зверей и бросали на растерзание собакам,

распинали на крестах и ночью поджигали вместо факелов… В итоге, хотя эти

люди были виноваты и заслуживали строжайшего наказания, они вызывали

сочувствие, ибо гибли не ради блага империи, а из-за жестокости одного

человека”.[1]

О подлинности этого отрывка свидетельствует явно враждебное отношение

к жертвам Нерона и их вере, презрительно названной “пагубным суеверием”.

Поскольку невозможно предположить, что это более поздняя вставка, авторство

Тацита представляется неоспоримым. Правда, Зенон Косидовский в своей книге

“Сказания евангелистов” отмечает, что Тацит, изображая прошлое, не слишком

заботился о точности. Известно, что в I веке н.э. приверженцы Христа еще не

назывались христианами, поэтому в 64 году н.э. в Риме не было “христиан”,

как их называет Тацит.

В “Деяниях апостолов” (11:26) говорится, что название - или

прозвище - “христиане” придумали язычники – жители Антиохии, славившиеся

своей насмешливостью. Оказывается, “христос” – это греческий эквивалент

еврейского слова “мессия”, что значит “помазанный”, “намазанный”. Людям

эллинистической эпохи этот эпитет в применении к приверженцам какого-то

Христа казался смешным и нелепым. Таким образом, прозвище “христиане”

значило: “те, кого натирают мазями”.

Со временем последователи Христа привыкли к этому глумливому прозвищу

и сами начали его употреблять. Но до этого они себя называли “святыми”,

“братьями”, “избранными”, “сыновьями света”, “учениками”, “бедными” и чаще

всего “назореями”.

В начале II столетия, когда писались “Аналлы”, в Риме действительно

было много последователей Иисуса, которых тогда уже называли христианами. И

Тацит просто перенес современную ему обстановку на целых полвека назад.

З.Косидовский предполагает, то свои сведения Тацит черпал у самих христиан.

Исходя из всех этих соображений, можно заключить, что приведенный

выше отрывок текста действительно принадлежит Тациту, но, навеянный

рассказами христиан II века, он неточно воссоздает обстановку середины I

века.

Вторым римским писателем, упоминавшим в своих сочинениях о

последователях Иисуса Христа, был Плиний Младший (52 – 114 гг. н.э.). Он

занимал пост римского наместника и в одном из своих писем-очетов писал о

последователях Иисуса Христа: “Эта вера распространяется повсюду, не только

в городах и деревнях, но и во всей стране. Храмы пустеют, люди давно уже не

совершают жертвоприношений…У них есть обычай в определенные дни собираться

перед восходом солнца и молиться Христу, как богу”.[2]

Некоторые ученые подвергают сомнению подлинность этих строк, но

большинство исследователей склонны считать запись подлинной.

Третий римский автор Светоний (ок. 70 – 160г.) в своем сочинении

“Жизнеописания двенадцати Цезарей” пишет следующее: “Он [император Клавдий]

изгнал евреев из Рима за то, что они беспрестанно смутьянили, подстрекаемые

каким-то Христом”, и далее, в главе о Нероне: “Наказали пытками христиан,

приверженцев нового и преступного суеверия”.[3]

После тщательных исследований ученые пришли к единодушному выводу,

что обе фразы являются подлинными и принадлежат самому Светонию, с той лишь

оговоркой, что вторая, несомненно, заимствована у Тацита.

Вот, в сущности, все, что сказано о христианах в дошедших до нас

текстах римских авторов. Из этих весьма лаконичных сообщений явствует, что

в начале II века христианство имело в Риме довольно много приверженцев, но

пользовалось не слишком доброй славой.

Еще одним свидетельством можно считать отрывок из “Иудейских

древностей” Иосифа Флавия. В третьей главе 18-й книги речь идет о римском

прокураторе Понтии Пилате и сказано следующее: “В это время жил Иисус,

мудрый муж, если только его можно назвать человеком, ибо он был чудотворец,

учитель людей, радостно воспринимавших возвещаемую им истину, и нашел много

приверженцев среди иудеев и эллинов. Это был Христос. Хотя, по доносу

знатных людей нашего народа, Пилат приказал распять его, его ученики,

любившие его, остались ему верными. Ибо на третий день после своей смерти

он опять явился к ним воскресший, как это, наряду с другими чудесными

делами его, было предсказано пророками. От него ведут свое название

христиане, секта которых с тех пор не прекращается”.[4]

Это свидетельство всегда очень высоко ценилось христианами. Ведь оно

принадлежит не христианину, а иудею и фарисею, который родился в 37 году н.

э. и жил в Иерусалиме и, следовательно, мог иметь вполне достоверные

сведения об Иисусе. Свидетельство его заслуживало бы тем больше внимания,

что, как иудей, он не имел никакого основания совершать подлог в пользу

христиан.

Но именно это чрезмерное почтение к Христу со стороны набожного иудея

уже в шестнадцатом столетии возбудило сомнение в подлинности указанного

места. Теперь точно известно, что оно не принадлежит Иосифу Флавию. Оно

всталено было в третьем столетии каким-то христианским переписчиком,

который, как считает К. Каутский, был шокирован тем обсроятельством, что

Иосиф Флавий, подробно передающий всякие незначительные события из истории

Палестины, ничего не сообщает о жизни Иисуса. “Набожный христианин вполне

основательно чувствовал, что отсутствие такого упоминания говорит против

существования или, по крайней мере, умаляет значение личности

Спасителя”.[5]

И это все, что мы узнаем из нехристианских источников, относящихся к

первому столетию нашего летоисчисления.

Но, может быть, христианские источники гораздо богаче различными

сведениями? Разве мы не имеем в евангелиях самое подробное описание учения

и деятельности Иисуса?

Прежде чем перейти к характеристике содержания и сущности Нового

завета, следует остановится еще на одном вопросе, без выяснения которого

невозможно правильно оценивать Новый завет как исторический документ. Было

устаноылено, что ни один из евангелий или других ранних христианских

сочинений не принадлежит современникам Христа. Первое евангелие, то есть

первый документ, описывающий некоторые эпизоды жизни Иисуса Христа,

появилось лишь спустя сорок лет после его легендарной смерти.

Первыми последователями Христа были люди в большинстве своем простве и

невежественнве. Лишь очень немногие из них умели читать и писать. Главным

носителем мудрости в то время был не письменный документ, а устная

традиция. В течение первых десятилетий после смерти Иисуса его учение

распространялось только устно, путем так называемого “катехизиса”

(поучения, наставления). Пропагандистами новой веры были бродячие учителя и

проповедники.Учение Христа излагалось в форме легко запоминающихся

афоризмов. Эти подлинные или мнимые изречения Иисуса в сочетании с

драматическими событиями его биографии обретали живые краски народных

притч, и таким образом возникала устная традиция, обладающая явными

признаками фольклора.

Говоря о причинах сорокалетнего отсутствия письменных свидетельств о

жизни и учении Христа, необходимо учитывать также настроение, в каком жили

назореи после смерти Иисуса Христа. Они верили в его скорое возвращение,

которвй, вернувшись, осудит реправедных и создаст царствие божье на земле.

Из Евангелия от Матфея следует, что это должно было произойти совсем скоро.

Иисус обещает своим ученикам: “Истинно говорю вам: есть некоторые из

стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят сына человеческого,

грядущего в царствии своем” (16:28).

Однако, ожидакмый день господен так и не наступал. Христиане стали

задумвыаться над вопросом, почему Иисус не вернулся на землю, как обещал.

Вместе с тем проснулся интерес к его биографии; ведь в том, что он делал,

говорил, переживал скрывается, быть может, разгадка, которая укрепит их

пошатнувшуюся веру. В такой обстановке начали появляться описания жизни и

учения Христа, задачей которых было отстаивать, объяснять и доказывать, что

Иисус действительно был мессией.

Начали появлятся письменные свидетельства, вошедшие впоследствии в

Новый завет. Это были в основном публицистические трактаты, имеющие целью

объяснить и доказать, что Иисус Христос действительно был мессией. Авторы

этих трактатов опирались на авторитет Ветхого завета. В Новом завете

имеется помимо бесчисленных ссылок и упоминаний около трехсот прямых цитат

из Ветхого завета.

На сегодняшний день учеными установлено, что из ранних христианских

сочинений только очень немногие принадлежат авторам, которым они

приписываются, что они большей частъю составлены в гораздо более позднее

время, чем обозначенная на них дата. Установлено также и то, что их

первоначальный текст иногда искажался самым грубым образом, путем

позднейших переработок и вставок.

Самым старым евангелием считается теперь Евангелие от Марка, которое

было написано не раньше, чем через пятьдесят лет после смерти Иисуса. Все,

что Марк рассказывает, представляет продукт полувекового легендарного

творчества.

За Марком следует Лука, затем так называемый Матфей и наконец,

последний из них, Иоанн, евангелие которого относится к середине второго

столетия и написано не раньше ста лет после смерти Иисуса.

Евангелисты были малообразованные люди, имевшие очень часто

соверщенно превратные представления о многих предметах, о ноторых они

писали. Так процесс Иисуса перед Понтием Пилатом не соответствуют ни

римскому, ни иудейскому праву. Евангелисты очень часто приводят неточные и

противоречивые сведения. Например, если сравнивать Нагорную проповедь

Евагелия от Луки и более позднего – от Матфея. У первого она является еще

апологией обездоленных, осуждением богатых. Но ко времени Матфея она для

многих христиан была уже неприемлема. Поэтому Евангелие от Матфея

превращает обездоленных, которых ожидает блаженство, в нищих духом и

совершенно опускает осуждение богатых.

С другой стороны, отностиельно многих изречений Иисуса можно

доказать, что они принадлежат не ему, а известны были еще до него.

Например, “Отче наш” считается специфическим произведением Иисуса, но

Пфлейдер указывает, что арамейская, очень старая молитва “Каддиш” кончалась

словами: “Да святится и славится великое имя твое на земле, которую ты

сотворил. Да приидет царствие твое при жизни нашец и жизни всего дома

Израиля”.[6]

Ввиду всего этого уже в девятнадцатом веке многие исследователи

признали полную непригодность евангелий как исторических источников. Тексты

Нового завета – это не более чем древние литературные памятники,

синтетическое соединение древних мифов, библейских пророчеств, описаний

исторических событий и произведений фольклора. Нельзя отрицать их значение

для исследования. Они дают нам возможность заглянуть в обыденную жизнь,

сообщают очень много сведений о социальном характере, об идеалах и

стремлениях ранних христианских общин.

2. Идейные истоки христианства

Как и всякая новая религия христианство возникло не на пустом месте.

Именно поэтому необходимо рассмотреть явления, которые оказали влияние на

происхождение, развитие, становления христианской религии и, следовательно,

основных ее идей. Оно впитало идеи и представления ряда других религий, в

первую очередь иудаизма.

Вообще, можно указать на немаловажную преемственность, неизменно

существующую между ранними формами религии - мифами, с их политеизмом,

обрядностью и прочим, и самой религией, возникающей на их основе. По

замечанию В. С. Нерсесянца эта преемственность имеет большое значение в

области политико-правовых воззрений и прямо проявляется, например, в виде

учений о божественном характере власти и порядка, о божественном праве и

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.