Рефераты. Возникновение и распространение христианства






В христианской общине можно было заметить различие между особыми

ревнителями веры, "совершенными" христианами, и множеством непосвященных.

От "совершенных" христиан требовалось много стойкости, они не должны были

впадать в тяжкий грех, поэтому их называли святыми и священниками. Они были

окрещены, им были открыты главные тайны веры. Крещение считалось равным

большому покаянию, душевному просветлению и давалось лишь после долгой

подготовки.

Большинство состояло из оглашенных, т.е. готовящихся к крещению. Если

посвященных впадал в грех, его "отлучали" от общины и принимали вновь лишь

после долгого покаяния. Когда общины стали велики и христиане стали

собираться в больших церквах, различие между "совершенными" и всеми

остальными было ясно видно в богослужении. Для оглашенных и касающихся

отводили особое большое место в передней части церкви. Они слушали только

часть службы: считалось, что пастве нельзя с ними молиться, чтобы не

осквернить себя.

Каутский К. отмечает коммунистический характер ранних христианских

общин. Многие идеи коммунизма, по мнению Каутского К., сходны с идеями

раннего христианства. Он приводит определенные свидетельства этой

параллели. В Деяниях апостолов сказано: “И они постоянно пребывали в учении

Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах... Все же верующие были

вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и

разделяли всем, смотря по нужде каждого”.

“У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто

ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее...”

(Деян. 2:42, 44; 4:32-35). “Первые христиане не были способны дать ясное и

спокойное изложение своих взглядов. Но их краткие замечания, призывы,

требования, всюду одинаково указывают на коммунистический характер

первоначальной христианской общины”.[17]

В Евангелии от Иоанна рассказывается о коммунизме Иисуса и его

апостолов, как о чем - то само собой разумеющемся. Все они имели общую

казну, которой заведовал Иуда Искариот.

Не удивительно, что в первые годы существования общины освобождение

от всего земного вылилось в форму отказа от имущества, от всякой

собственности, когда члены общины продавали все, что имели и приносили

деньги к ногам апостолов.

В Евангелии от Луки охотно рассказывается о тех изречениях и притчах

господа, где унижается богатство и проповедуется нестяжательство.

Рядом с неприятием личного богатства, имущества, стоит идея обличения

богатых вообще. Каутский К. назвал ее даже классовой враждой.

Особенно ярко проступает она в Евангелии от Луки, главным образом в

предании о Лазаре, которое можно найти только в этом Евангелии. Богатый

попадает в ад, а бедный был отнесен в лоно Авраамово. Богатый осужден

только потому, что он был богат.

В том же Евангелии Иисус говорит: “Как трудно имеющим богатство войти

в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели

богатому войти в Царствие Божие” (Лк. 18:24-25). И в этом случае богатый

осужден за свое богатство, а не за грехи. Видно, что быть богатым и

наслаждаться своим богатством составляет преступление, которое требует

самого мучительного наказания.

Рост христианских общин, увеличение их богатств с изменением их

классового характера потребовали исполнения целого ряда функций: по

организации трапезы и обслуживанию ее участников, по закупке и хранению

запасов, по распоряжению денежными средствами общины и т.д. Всем этим

штатом должностных лиц нужно было управлять. Так возникает институт

епископов, власть которых постепенно возрастала; сама должность стала

пожизненной.

Согласно древней поговорке, которую цитирует Тертуллиан: “где трое,

там и церковь”. Во всякой христианской общине выделялась группа лиц, особо

уважаемых членами за свою преданность церкви - епископы и диаконы. Наряду с

ними в раннехристианских документах упоминаются пресвитеры (старейшины).

Однако важно заметить, что на раннем этапе развития (30 - 130 гг. н.э.),

эти лица находятся в “живом единении с церковью”, их власть имеет не

правовой характер, а благодатный, свободно признаваемый собранием. То есть

их власть в первом веке существования церкви держалась чисто на авторитете.

Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным

изменением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они

объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже имеются

ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Если раньше

проповедовать мог любой член общины, то по мере вытеснения апостолов и

пророков епископ становится центральной фигурой пропагандистской

деятельности. Состоятельная часть христиан постепенно сосредотачивает в

своих руках управление имуществом и руководство богослужебной практикой.

Должностные лица, вначале избираемые на определенный срок, а затем

пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы, епископы, митрополиты

вытесняют харизматиков (пророков) и сосредотачивают в своих руках всю

полноту власти. Дальнейшее развитие иерархии привело к возникновению

католической церкви, к полному отказу от суверенности общин, существовавшей

раньше, к установлению старой внутрицерковной дисциплины.

Раннее христианство свои социальные представления связывало с идеями

равенства всех перед богом, справедливости и милосердия, с представлениями

о праве всех на свободу и счастье, хотя бы и в загробной жизни. Это -

основные идеи христианства. Рядом с ними стояли хорошо известные нам идеи

мессианства и эсхатологии. Совершенно естественно, что они были созвучны с

мечтами рабов и неимущих свободных граждан.

Действительно, христианство затронуло струну, которая должна была

найти отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному чувству, что люди сами

греховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное выражение в

сознании греховности каждого отдельного человека; в то же время в

жертвенной смерти своего основателя христианство создало легко понятную

форму внутреннего спасения от испорченности мира, утешения в сознании, к

чему все так страстно стремились.

Христианство учило любить и ценить в человеке не его внешние

атрибуты, не его достоинства, а его душу. Это было поистине новая, если не

революционная в той исторической ситуации идея: в том мире личность имела

значение только как часть рода, государства. Христианство очистило душу от

всего случайного и показало ее бесконечную красоту и ценность. Это - одна

из причин популярности христианства. Отчаявшись в материальном мире любой

человек(!), будь он раб или свободный, мог рассчитывать на обретение

свободы духовной, на особое духовное состояние.

Христианство учило, что все дурное в жизни - есть производное греха,

глубочайшего разложения личности, которое случается, если эта личность

отступает от божественного закона. Тайна ценности каждой личности

заключается в том, что “мы теперь дети божьи” (Иоан. III, 2). Это учение о

причастности человека к божеству, бывшее еще у Платона, в христианстве

стало жизнью и подняло самосознание человека на небывалую высоту, открыв

ему светлые перспективы будущего заповедью: будьте совершенны, как

совершенен Отец ваш.

Но будучи радостной вестью для каждого отдельного человека, учение

Христа говорило о спасении и всего мира. Страдает не только человек; “вся

тварь совокупно страдает и мучается” (Рим. VII, 29). Поэтому спасение не

только в том, что спасается каждая отдельная человеческая душа, а в том что

спасается каждая тварь. Этот новый порядок вещей, новый род бытия и

отношений в Евангелии носит название Царствия Божьего или Царствия

небесного.

Царствие Небесное, идеальный, божественный мир, но человек может,

если хочет, войти в него, употребив для этого личные усилия; еще при жизни

он может соединиться в своей душе с объективным Царством Божьим, приняв его

в себя, в то время как в других людях, во всем мире Царство еще не

осуществилось. Раннее христианство свои социальные представления

связывало с идеями равенства всех перед богом, справедливости и милосердия,

с представлениями о праве всех на свободу и счастье, хотя бы и в загробной

жизни. Это -основные идеи христианства. Рядом с ними стояли хорошо

известные нам идеи мессианства и эсхатологии. Совершенно естественно, что

они были созвучны с мечтами рабов и неимущих свободных граждан.

Действительно, христианство затронуло струну, которая должна была

найти отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному чувству, что люди сами

греховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное выражение в

сознании греховности каждого отдельного человека; в то же время в

жертвенной смерти своего основателя христианство создало легко понятную

форму внутреннего спасения от испорченности мира, утешения в сознании, к

чему все так страстно стремились.

Христианство учило любить и ценить в человеке не его внешние атрибуты, не

его достоинства, а его душу. Это было поистине новая, если не революционная

в той исторической ситуации идея: в том мире личность имела значение только

как часть рода, государства. Христианство очистило душу от всего случайного

и показало ее бесконечную красоту и ценность. На наш взгляд это- одна из

причин популярности христианства. ( Мы уже говорили о том массовом бегстве

из мира внешнего в мир внутренний). Отчаявшись в материальном мире любой

человек(!), будь он раб или свободный, мог рассчитывать на обретение

свободы духовной, на особое духовное состояние.

Обращение рабов и неимущих в христианство приводило к столкновению с

государственными властями, порождало многочисленные преследования и

гонения. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальная

ориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политической

оппозиции , рассматривалась как определенная угроза государственной

структуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и его идеологии.

По мере распространения христианства и роста оппозиционных настроений

религиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все большие

масштабы.

Христианство учило, что все дурное в жизни -есть производное греха,

глубочайшего разложения личности, которое случается, если эта личность

отступает от божественного закона. Тайна ценности каждой личности

заключается в том, что “мы теперь дети божьи” (Иоан. III, 2). Это учение о

причастности человека к божеству, бывшее еще у Платона, в христианстве

стало жизнью и подняло самосознание человека на небывалую высоту, открывши

ему светлые перспективы будущего заповедью: будьте совершенны, как

совершенен Отец ваш.

-5-

Но будучи радостной вестью для каждого отдельного человека, учение

Христа говорило о спасении и всего мира. Страдает не только человек; “вся

тварь совокупно страдает и мучается” (Рим. VII, 29). Поэтому спасение не

только в том, что спасается каждая отдельная человеческая душа, а в том что

спасается каждая тварь. Этот новый порядок вещей, новый род бытия и

отношений в Евангелии носит

название Царствия Божьего или Царствия небесного.

Царствие Небесное, идеальный, божественный мир, существует от века,

но человек может, если хочет , войти в него, употребив для этого личные

усилия; еще при жизни он может соединиться в своей душе с объективным

Царством Божьим, приняв его в себя, в то время как в других людях, во всем

мире Царство еще не осуществилось.

2.5. Отношение государства к Церкви.

Если выше мы рассмотрели отношение церкви к государству, то сейчас

рассмотрим, каково же было, наоборот, отношение общества и государства к

Церкви в первый век ее существования. Очевидно, что к середине 1 века

власти научились различать христиан от иудеев. Это различие указывает как

на увеличение общины, так и на то, что власти стали подозрительно

относиться к секте христиан. По мнению некоторых ученых преследовались

христиане (на первом этапе) не за идеи, а за якобы совершенные ими поджоги

Рима. С этой точки зрения можно сделать вывод, что власти не осознавали еще

в полной мере всей опасности христиан для империи. По мнению других,

христианство рассматривалось властями как

-7-

оппозиционное государственной власти, императору движение. Так или иначе

гонения на христиан имели место на протяжении довольного большого отрезка

времени. Космополитизм раннего христианства, эгалитаризм, неприятие

божественного императора, обращение к униженным и угнетенным(соц. сущность,

см. главу “Демократия духа”), по мысли правящей верхушки представляли

определенную идеологическую опасность, что и повлекло за собой политику

запретов и гонений. Античный ум, оставаясь самим собой не мог иначе

реагировать на это новое учение, явно шедшее наперекор всему тому, чем жила

античность (например, вместо службы государству и обществу- мечту о

Небесном Царстве).

Более того в коммунистической “организации” общины они видели источник

анархизма, к которому чувствовали неприязнь и ненависть. Они слишком

презирали эту пролетарскую религию. Поэтому позже, уже в 4 веке, когда

христианство стало господствующей религией, последовательные язычники

оставались при том же презрительном отношении к христианству.

Определенный интерес представляют в этом плане “Письма Плиния

Младшего” императору Трояну. Автор писем, расследуя деятельность христиан,

отмечает, что ”не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия

”.(

В Евангелии от Иоанна рассказывается о коммунизме Иисуса и его

апостолов, как о чем- то само собой разумеющемся. Все они имели общую

казну, которой заведовал Иуда Искариот.

Не удивительно, что в первые годы существования общины освобождение

от всего земного вылилось в форму отказа от имущества, от всякой

собственности, когда члены общины продавали все, что имели и приносили

деньги к ногам апостолов.

В Евангелии от Луки охотно рассказывается о тех изречениях и притчах

господа, где унижается богатство и проповедуется нестяжательство.

Рядом с неприятием личного богатства, имущества, стоит идея обличения

богатых вообще. К. Каутский назвал ее даже классовой враждой.

Особенно ярко проступает она в Евангелии от Луки, главным образом в

предании о Лазаре, которое можно найти только в этом Евангелии. Богатый

попадает в ад, а бедный был отнесен в лоно Авраамово. Богатый осужден

только потому, что он был богат.

В том же Евангелии Иисус говорит: “Как трудно имеющим богатство войти

в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели

богатому войти в Царствие Божие” (Лк. 18:24-25). И в этом случае богатый

осужден за свое богатство, а не за грехи. Видно, что быть богатым и

наслаждаться своим богатством составляет преступление, которое требует

самого мучительного наказания.

Той же идеей проникнуто Послание Иакова. “Послушайте вы, богатые:

плачьте и рыдайте о бедствиях ваших находящих на вас”(Иак. 5:1-7). Он

“громит” даже богатых, вступивших в христианскую общину: “послушайте,

братия мои возлюбленные: не бедных ли мира сего избрал Бог быть богатыми

верою и наследниками царствия? А вы презрели бедного. Не богатые ли

притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе

имя, которым вы называетесь?”(Иак. 1:9-11, 2:5-7).

. Когда христиане-ревнители громко отказывались от жертв, от поклона

перед изображением императора, их брали под стражу и осуждали на казнь.

Иногда народная толпа под впечатлением какой-нибудь беды, например

землетрясения, обрушивалась на христиан, избивала их. Народ готов был

видеть причину несчастья в "безбожии" христиан, в том, что христиане,

отрицая богов, навлекли грев на всех.

Былые гонения христианства римским государством в начале VI в. сменились

активной поддержкой этой новой религии. Император Константин (ок. 285-337)

своим эдиктом от 324 г. положил начало превращению христианства в

государственную религию Римской империи. Через год, в 325г., под его

председательством собрался в г. Никее первый вселенский собор христианских

церквей (См. Гл. "Никейский собор), сыгравший важную роль в утверждении

христианского вероучения.

Обращение рабов и неимущих в христианство приводило к столкновению с

государственными властями, порождало многочисленные преследования и

гонения. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальная

ориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политической

оппозиции, рассматривалась как определенная угроза государственной

структуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и его идеологии.

По мере распространения христианства и роста оппозиционных настроений

религиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все большие

масштабы.

5. Христианская община Изменение социального состава общин определило и

эволюцию их

социальной направленности. Наблюдается все больший отход от прежних

демократических тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу с

императорской властью.

Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необходимость

дополнить мировую империю мировой религией. Попытки превратить в таковую

одну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Нужна

была новая религия, понятная всем народам империи.

. По мере роста христианского космополитизма и формирования основных

догматических представлений усилился процесс отхода от иудаизма и разрыва с

ним. К концу I - началу II в., в особенности после поражения еврейских

восстаний против Рима и обособления Иудейства, этот разрыв, очевидно,

оформился окончательно.

.Положение христиан было трудно, потому что римские правители во

времена империи очень подозрительно относились ко всяким союзам и

обществам, даже самым невинным. Они боялись, что может завестись заговор и

измена.

2.5. Отношение государства к Церкви.

Если выше мы рассмотрели отношение церкви к государству, то сейчас

рассмотрим, каково же было, наоборот, отношение общества и государства к

Церкви в первый век ее существования. Очевидно, что к середине 1 века

власти научились различать христиан от иудеев. Это различие указывает как

на увеличение общины, так и на то, что власти стали подозрительно

относиться к секте христиан. По мнению некоторых ученых преследовались

христиане (на первом этапе) не за идеи, а за якобы совершенные ими поджоги

Рима. С этой точки зрения можно сделать вывод, что власти не осознавали еще

в полной мере всей опасности христиан для империи. По мнению других,

христианство рассматривалось властями как

-7-

оппозиционное государственной власти, императору движение. Так или иначе

гонения на христиан имели место на протяжении довольного большого отрезка

времени. Космополитизм раннего христианства, эгалитаризм, неприятие

божественного императора, обращение к униженным и угнетенным(соц. сущность,

см. главу “Демократия духа”), по мысли правящей верхушки представляли

определенную идеологическую опасность, что и повлекло за собой политику

запретов и гонений. Античный ум, оставаясь самим собой не мог иначе

реагировать на это новое учение, явно шедшее наперекор всему тому, чем жила

античность (например, вместо службы государству и обществу- мечту о

Небесном Царстве).

Более того в коммунистической “организации” общины они видели источник

анархизма, к которому чувствовали неприязнь и ненависть. Они слишком

презирали эту пролетарскую религию. Поэтому позже, уже в 4 веке, когда

христианство стало господствующей религией, последовательные язычники

оставались при том же презрительном отношении к христианству.

Определенный интерес представляют в этом плане “Письма Плиния

Младшего” императору Трояну. Автор писем, расследуя деятельность христиан,

отмечает, что ”не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия

”.(

.Учение Христово распространялось сначала на востоке, среди евреев и

греков, в странах греческой речи. Евангелия были написаны на греческом

языке. В первые полтораста лет в Риме и западной части империи было мало

последователей христианства. Греки принимали христианство скорее, потому

что они были мягче нравами и образованнее. Христианское учение не делало

различия между людьми по их происхождению. Апостол говорит, что нет ни

эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, а все - одно во Христе

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библия.

2. Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи (окончание). Рим и раннее

христианство. Избранные сочинения в 2т. Т.2. – Ростов-на-Дону: Феникс.

1995. – 478с.

3. Гегель Г.В.Ф. Жизнь Иисуса // Гегель Г.В.Ф. Философия религии: в 2т.

Т.1. – М.: Мысль, 1976. С.35-101.

4. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): пер. с

итал. – М.: Политиздат, 1979. - 341с.

5. Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. - М.: Школа-Пресс, 1996. – 461с.

6. Каутский К. Происхождение христианства: пер. с нем. – М.: Политиздат,

1990. – 463с.

7. Косидовский З. Сказания евангелистов. М.: Политиздат, 1977. – 262с.

8. Крывелев И.А. История религий. Очерки в двух томах. Т.1. М.: Мысль,1975

– 415с.

9. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность.

Византия. Древняя Русь. – Л.: Лениздат, 1988. – 334с.

10. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в

греко-римском мире при Константине Великом. – М.: 1994. – 398с.

11. Неоспоримые свидетельства: (Исторические свидетельства, факты,

документы христианства) /Сост. Д.Макдауэлл. – М.: СП ”Соваминко“. 1992. -

147с.

12. Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. (История первых веков

христианства) – С-Петербург: Терра, 1991. – 348с.

13. Ранович А.Б, Первоисточники по истории раннего христианства. Античные

критики христианства. – М.: Политиздат, 1990. – 477с.

14. Ренан Э. Жизнь Иисуса. М.: Прометей, 1990. – 328с.

15. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М.:

Политиздат. 1989. – 335с.

16. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. – М.: Политиздат, 1981.

– 288с.

17. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1964.

-559с.

18. Хроника человечества / Сост. Бодо Харенберг. – М.: “Большая

энциклопедия”, 1996. - 1198с.

19. Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса: Пер. с нем. – М.: Республика, 1992. – 147с.

20. Энгельс Ф. О первоначальном христианстве. – М.: Полтитиздат. 1990. –

47с.

21.

1. Евангелие

1. Ф. Энгельс. О первоначальном христианстве. М.: изд. полит. лит., 1990.

2. История религии. М.: центр “Руник”, 1991.

3. К. Каутский. Происхождение христианства. М.: изд. полит. лит., 1990.

4. А. Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства.

Политиздат. 1990.

5. В. В. Клочков. Религия, государство, право. М.: Мысль. 1978.

6. В. Н. Савельев. Свобода совести: история и теория. М.: Высшая школа.

1991.

7. Б. Рассел. Почему я не христианин. М, Политиздат 1978.

8. И. Д. Амусин. Рукописи мертвого моря. М.: изд. АН СССР, 1960

9. Научный атеизм. Учебн. пособ. под ред. М. П. Мчедлова М.: Политиздат,

1988.

10. И. С. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории.

11. История политических учений под ред. Нерсесянца. М.: Инфра(М-Кодекс.,

1995.

12. Плиний Младший. Письма М. 1989.

13. Н.Н. Азаркин История политических учений. М.: Юрист, 1994.

-----------------------

[1] Цит. по: Косидовский З. Сказания евангелистов. – М.,1977. С.10.

[2] Там же, С.12.

[3] Там же, С.13.

[4] Цит. по: Каутский К. Происхождение христианства. – М., 1990. С.35-36.

[5] Там же, С.36.

[6] Цит. по: Каутский К. Происхождение христианства. С.46.

[7] История политических учений. Под ред. Нерсесянца, С. 20

[8] Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М., 1989.

С.50.

[9] Там же, С.76

[10] Там же.

[11] Амусин И.Д. Рукописи мертвого моря. – М., 1960. С.162

[12] Там же, С.225

[13] Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство// О

первоначальном христианстве. –М., 1990. С.4

[14] Там же, С.9

[15] Там же.

[16] Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987. С 168

[17] Каутский К. Происхождение христианства. С.312

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.