Рефераты. Героизм и передвижничество






Героизм и передвижничество

КЫРГЫЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

Тема: «Героизм и подвижничество»

Бишкек

1998

Россия пережила революцию. Эта революция не дала того, чего от нее ожидали.

Положительные приобретения освободительного движения все еще остаются, по

мнению многих, и по сие время по меньшей мере проблематичными. Русское

общество, истощенное предыдущим напряжением и неудачами, находится в каком-

то оцепенении, апатии, духовном разброде, унынии. Русская государственность

не обнаруживает пока признаков обновления и укрепления, которые для нее так

необходимы, и, как будто в сонном царстве, все опять в ней застыло,

скованное неодолимой дремой. Русская гражданственность, омрачаемая

многочисленными смертными казнями, необычайным ростом преступности и общим

огрубением нравов, пошла положительно назад. Русская литература залита

мутной волной порнографии и сенсационных изделий. Есть от чего прийти в

уныние и впасть в глубокое сомнение относительно дальнейшего будущего

России. И во всяком случае, теперь, после всего пережитого, невозможны уже

как наивная, несколько прекраснодушная славянофильская вера, так и розовые

утопии старого западничества. Революция поставила под вопрос самую

жизнеспособность русской гражданственности и государственности; не

посчитавшись с этим историческим опытом, с историческими уроками революции,

нельзя делать никакого утверждения о России, нельзя повторять задов ни

славянофильских, ни западнических.

После кризиса политического наступил и кризис духовный, требующий

глубокого, сосредоточенного раздумья, самоуглубления, самопроверки,

самокритики. Если русское общество действительно еще живо и жизнеспособно,

если оно таит в себе семена будущего, то эта жизнеспособность должна

проявиться прежде всего и больше всего в готовности и способности учиться у

истории. Ибо история не есть лишь хронология, отсчитывающая чередование

событий, она есть жизненный опыт, опыт добра и зла, составляющий условие

духовного роста, и ничто так не опасно, как мертвенная неподвижность умов и

сердец, косный консерватизм, при котором довольствуются повторением задов

или просто отмахиваются oт уроков жизни, в тайной надежде на новый "подъем

настроения", стихийный, случайный, неосмысленный.

Вдумываясь в пережитое нами за последние годы, нельзя видеть во всем этом

историческую случайность или одну лишь игру стихийных сил. Здесь произнесен

был исторический суд, была сделана оценка различным участникам исторической

драмы, подведен итог целой исторической эпохи. "Освободительное движение"

не привело к тем результатам, к которым должно было. привести, не внесло

примирения, обновления, не привело пока к укреплению государственности

(хотя и оставило росток для будущего -- Государственную Думу) и к подъему

народного хозяйства не потому только, что оно оказалось слишком слабо для

борьбы с темными силами истории, -- нет, оно и потому еще не могло

победить, что и само оказалось не на высоте своей задачи, само оно страдало

слабостью от внутренних противоречий. Русская революция развила огромную

разрушительную энергию, уподобилась гигантскому землетрясению, но ее

созидательные силы оказались далеко слабее разрушительных. У многих в душе

отложилось это горькое сознание как самый общий итог пережитого. Следует ли

замалчивать это сознание, и не лучше ли его высказать, чтобы задаться

вопросом, отчего это так?..

Мне приходилось уже печатно выражать мнение, что русская революция была

интеллигентской. Духовное руководительство в ней принадлежало нашей

интеллигенции, с ее мировоззрением, навыками, вкусами, социальными

замашками. Сами интеллигенты этого, конечно, не признают -- на то они и

интеллигенты -- и будут, каждый в соответствии своему катехизису, называть

тот или другой общественный класс в качестве единственного двигателя

революции. Не оспаривая того, что без целой совокупности исторических

обстоятельств (в ряду которых первое место занимает, конечно, несчастная

война) и без наличности весьма серьезных жизненных интересов разных

общественных классов и групп не удалось бы их сдвинуть с места и вовлечь в

состояние брожения, мы все-таки настаиваем, что весь идейный багаж, все

духовное оборудование, вместе с передовыми бойцами, застрельщиками,

агитаторами, пропагандистами, был дан революции интеллигенцией. Она духовно

оформляла инстинктивные стремления масс, зажигала их своим энтузиазмом, --

словом, была нервами и мозгом гигантского тела революции. В этом смысле

революция есть духовное детище интеллигенции, а, следовательно, ее история

есть исторический суд над этой интеллигенцией.

Душа интеллигенции, этого создания Петрова, есть вместе с тем ключ и к

грядущим судьбам русской государственности и общественности. Худо ли это

или хорошо, но судьбы Петровой России находятся в руках интеллигенции, как

бы ни была гонима и преследуема, как бы ни казалась в данный момент слаба и

даже бессильна эта интеллигенция. Она есть то прорубленное Петром окно в

Европу, через которое входит к нам западный воздух, одновременно и

живительный, и ядовитый. Ей, этой горсти, принадлежит монополия европейской

образованности и просвещения в России, она есть главный его проводник в

толщу стомиллионного народа, и если Россия не может обойтись без этого

просвещения под угрозой политической и национальной смерти, то как высоко и

значительно это историческое призвание интеллигенции, сколь устрашающе

огромна ее историческая ответственность перед будущим нашей страны, как

ближайшим, так и отдаленным! Вот почему для патриота, любящего свой народ и

болеющего нуждами русской государственности, нет сейчас более захватывающей

темы для размышлений, как о природе русской интеллигенции, и вместе с тем

нет заботы более томительной и тревожной, как о том, поднимется ли на

высоту своей задачи русская интеллигенция, получит ли Россия столь нужный

ей образованный класс с русской душой, просвещенным разумом, твердой волею,

ибо, в противном случае, интеллигенция в союзе с татарщиной, которой еще

так много в нашей государственности и общественности, погубит Россию.

Многие в России после революции, в качестве результата ее опыта, испытали

острое разочарование в интеллигенции и ее исторической годности, в ее

своеобразных неудачах увидали вместе с тем и несостоятельность

интеллигенции. Революция обнажила, подчеркнула, усилила такие стороны ее

духовного облика, которые ранее во всем их действительном значении

угадывались лишь немногими (и прежде всего Достоевским), она оказалась как

бы духовным зеркалом для всей России и особенно для ее интеллигенции.

Замалчивать эти черты теперь было бы не только непозволительно, но и прямо

преступно. Ибо на чем же и может основываться теперь вся наша надежда, как

не на том, что годы общественного упадка окажутся вместе с тем и годами

спасительного покаяния, в котором возродятся силы духовные и воспитаются

новые люди, новые работники на русской ниве. Обновиться же Россия не может,

не обновив (вместе с многим другим) прежде всего и свою интеллигенцию. И

говорить об этом громко и открыто есть долг убеждения и патриотизма.

Критическое отношение к некоторым сторонам духовного облика русской

интеллигенции отнюдь не связано даже с каким-либо одним определенным

мировоззрением, ей наиболее чуждым. Люди разных мировоззрений, далеких

между собою, могут объединиться на таком отношении, и это лучше всего

показывает, что для подобной самокритики пришло, действительно, время и она

отвечает жизненной потребности хотя бы некоторой части самой же

интеллигенции.

Характер русской интеллигенции вообще складывался под влиянием двух

основных факторов, внешнего и внутреннего. Первым было непрерывное и

беспощадное давление полицейского пресса, способное расплющить, совершенно

уничтожить более слабую духом группу, и то, что она сохранила жизнь и

энергию и под этим прессом, свидетельствует, во всяком случае, о совершенно

исключительном ее мужестве и жизнеспособности. Изолированность от жизни, в

которую ставила интеллигенцию вся атмосфера старого режима, усиливала черты

"подпольной" психологии, и без того свойственные ее духовному облику,

замораживало ее духовно, поддерживай и до известной степени оправдывая ее

политический моноидеизм ("Гайнибалову клятву" борьбы с самодержавием) и

затрудняя для нее возможность нормального духовного развития. Более

благоприятная, внешняя обстановка для этого развития создается только

теперь, и в этом, во всяком случае, нельзя не видеть духовного приобретения

освободительного движения. Вторым, внутренним фактором, определяющим

характер нашей интеллигенции, является ее особое мировоззрение и связанный

с ним ее духовный склад. Характеристике, и критике этого мировоззрения

всецело и будет посвящен этот очерк.

Я не могу не видеть самой основной особенности .интеллигенции в ее

отношении к религии. Нельзя понять также и основных особенностей русской

революции, если не держать в центре внимания этого отношения интеллигенции

к религии. Но и историческое будущее России также стягивается в решении

вопроса, как самоопределится интеллигенция в отношении к религии, останется

ли она в прежнем, мертвенном, состоянии или же в этой области нас ждет еще

переворот, подлинная революция в умах и сердцах.

Многократно указывалось (вслед за Достоевским), что в духовном облике

русской интеллигенции имеются черты религиозности, иногда приближающиеся

даже к христианской. Свойства эти воспитывались, прежде всего, ее внешними

историческими судьбами: с одной стороны -- правительственными

преследованиями, создававшими в ней самочувствие мученичества и

исповедничества, с другой -- насильственной оторванностью от жизни,

развивавшей мечтательность, иногда прекраснодушие, утопизм, вообще

недостаточное чувство действительности. В связи с этим находится та ее

черта, что ей остается психологически чуждым -- хотя, впрочем, может быть,

только пока -- прочно сложившийся "мещанский" уклад жизни 3ападной Европы,

сего повседневными добродетелями, с его трудовым интенсивным хозяйством, но

и с его бескрылостью, ограниченностью. Классическое выражение духовного

столкновения русского интеллигента с европейским мещанством мы имеем в

сочинениях Герцена. Сродные настроения не раз выражались и в новейшей

русской литературе. Законченность, прикрепленность к земле, духовная

ползучесть этого "быта претит русскому интеллигенту, хотя мы все знаем,

насколько ему надо учиться, по крайней мере технике жизни и труда, у

западного человека. В свою очередь, и западной буржуазии отвратительна и

непонятна эта бродячая Русь, эмигрантская вольница, питающаяся еще

вдохновениями Стеньки Разина и Емельки Пугачева, хотя бы и переведенными на

современный революционный жаргон, и в последние годы этот духовный

антагонизм достиг, по-видимому, наибольшего напряжения.

Если мы попробуем разложить эту "антибуржуазность" русской интеллигенции,

то она окажется mixtum compositum составленным из очень различных элемент

тов. Есть здесь и доля наследственного барства, свободного в ряде поколений

от забот о хлебе насущном и вообще от будничной, "мещанской" стороны жизни.

Есть значительная доза просто некультурности, непривычки к упорному,

дисциплинированному труду и размеренному укладу жизни. Но есть, несомненно,

и некоторая, впрочем, может быть, и не столь большая, доза бессознательно-

религиозного отвращения к духовному мещанству, к "царству от мира сего", с

его успокоенным самодовольством.

Известная неотмирность, эсхатологическая мечта о Граде Божием, о грядущем

царстве правды (под разными социалистическими псевдонимами) и затем

стремление к опасению человечества -- если не от греха, то от страданий --

составляют, как известно, неизменные и отличительные особенности русской

интеллигенции. Боль от дисгармонии жизни и стремление к ее преодолению

отличают и наиболее крупных писателей-интеллигентов (Гл. Успенский,

Гаршин). В этом стремлении к Грядущему Граду, в сравнении с которым

бледнеет земная действительность, интеллигенция сохранила, быть может, в

наиболее распознаваемой форме черты утраченной церковности. Сколько раз во

второй Государственной Думе в бурных речах атеистического левого "блока мне

слышались -- странно сказать! -- отзвуки психологии православия, вдруг

обнаруживалось влияние его духовной прививки.

Вообще, духовными навыками, воспитанными Церковью, объясняется и не одна из

лучших черт русской интеллигенции, которые она утрачивает по мере своего

удаления от Церкви, например, некоторый пуританизм, ригористические нравы,

своеобразный аскетизм, вообще строгость личной жизни; такие, например,

вожди русской интеллигенции, как Добролюбов и Чернышевский (оба

семинаристы, воспитанные в религиозных семьях духовных лиц), сохраняют

почти нетронутым свой прежний нравственный облик, который, однако же,

постепенно утрачивают их исторические дети и внуки. Христианские черты,

воспринятые иногда помимо ведома и желания, чрез посредство окружающей

среды, из семьи, от няни, из духовной атмосферы, пропитанной церковностью,

просвечивают в духовном облике лучших и крупнейших деятелей русской

революции. Ввиду того, однако, что благодаря этому лишь затушевывается вся

действительная противоположность христианского и интеллигентского душевного

уклада, важно установить, что черты эти имеют наносный, заимствованный, в

известном смысле атавистический характер и исчезают по мере ослабления

прежних христианских навыков, при более полном обнаружении интеллигентского

типа, проявившегося с наибольшею силою в дни революции и стряхнувшего с

себя тогда и последние пережитки христианства.

Русской интеллигенции, особенно в прежних поколениях, свойственно также

чувство виновности пред народом, это своего рода "социальное покаяние",

конечно, не перед Богом, но перед "народом" или "пролетариатом". Хотя эти

чувства "кающегося дворянина" или "внеклассового интеллигента" по своему

историческому происхождению тоже имеют некоторый социальный привкус

барства, но и они накладывают отпечаток особой углубленности и страдания

на. лицо интеллигенции. К этому надо еще присоединить ее жертвенность, эту

неизменную готовность на всякие жертвы у лучших ее представителей и даже

искание их. Какова бы ни была психология этой жертвенности, но и она

укрепляет настроение неотмирности интеллигенции, которое делает ее облик

столь чуждым, мещанству и придает ему черты особой религиозности.

И тем не менее, несмотря, на вс± это; извecтнo, чтo нет интеллигенции более

атеистической, чем русская. Атеизм есть общая вера, в которую крещаются

вступающие в лоно церкви интеллигентски-гуманистической, и не только из

образованного класса, но и из народа. И. так повелось изначала, еще с

духовного отца русской интеллигенции Белинского. И как всякая общественная

среда вырабатывает свои привычки, свои особые верования, так и традиционный

атеизм русской интеллигенции сделался само собою разумеющеюся ее

особенностью, о которой даже не говорят, как бы признаком хорошего тона.

Известная образованность, просвещенность есть в глазах нашей интеллигенции

синоним религиозного индифферентизма и отрицания. О6 этом нет споров среди

разных фракций, партий, "направлений", это все их объединяет. Этим

пропитана насквозь, до дна, скудная интеллигентская культура, с ее

газетами, журналами, направлениями, программами, нравами, предрассудками,

подобно тому как дыханием окисляется кровь, распространяющаяся потом по

всему организму. Нет более важного факта в истории русского просвещения,

чем этот. И вместе с тем приходится признать, что русский атеизм отнюдь не

является сознательным отрицанием, плодом сложной, мучительной и

продолжительной работы ума, сердца и воли, итогом личной жизни. Нет, он

берется чаще всего на веру и сохраняет эти черты наивной религиозной веры,

только наизнанку, и это не изменяется вследствие того, что он принимает

воинствующие, догматические, наукообразные формы. Эта вера берет в основу

ряд некритических, непроверенных и в своей догматической форме, конечно,

неправильных утверждений, именно, что наука компетентна окончательно

разрешить и вопросы религии, и притом разрешает их в отрицательном смысле;

к этому присоединяется еще подозрительное отношение к философии, особенно

метафизике, тоже заранее отвергнутой и осужденной.

Веру эту разделяют и ученые, и неученые, и старые, и молодые. Она усвояется

в отроческом возрасте, который биографически наступает, конечно, для одних

ранее, для других позже. В этом возрасте обыкновенно легкой даже

естественно воспринимается отрицание религии, тотчас же заменяемой верою в

науку, в прогресс. Наша интеллигенция, раз став на эту почву, в большинстве

случаев всю жизнь так и остается при этой вере, считая эти вопросы уже

достаточно разъясненными и окончательно порешенными, загипнотизированная

всеобщим единодушием в этом мнении. Отроки становятся зрелыми мужами, иные

из них приобретают серьезные научные знания, делаются видными

специалистами, и в таком случае они бросают на чашку весов в пользу

отрочески уверованного, догматически воспринятого на школьной скамье

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.