Рефераты. Распутиниада: большая политическая игра . Реферат.






Распутиниада: большая политическая игра . Реферат.

Московский Государственный Университет Культуры и Искусств

\"Распутиниада\":

большая политическая игра .

Реферат по истории отечества

студента 2-го курса заочной ф/о

группы № 143 Шевцова А . В .

Москва 2002

План :

* Введение .

* Компрометация власти - условие её краха .

* Тобольский Заратустра .

* Творимая легенда .

* Оппозиция атакует власть .

* Созревание заговора .

* Убийство .

* \"Теперь всё дозволено\" .

* После Распутина .

* * *

История России наполнена множеством разнообразных действующих лиц ,

проявивших себя в делах государственного управления , в военных баталиях ,

на ниве общественного

служения , в областях культурного созидания . Выдающийся русский мыслитель

П . Я . Ча-

адаев как-то заметил , что история - ключ к пониманию народов .

Прикоснуться к прошло-

му - значит познать судьбу своего народа и страны в неумолимом ,

необозримом и нераз-

рывном потоке времён . В великой летописи минувшего было всякое : успехи и

триумфы

чередовались с поражениями и кризисами , величие человеческих замыслов и

поступков

соседствовало с низостью и корыстью , роскошь и изысканность переплетались

с невежес-

твом и отсталостью . Всё это вместе взятое создавало противоречивую и

красочную карти-

ну . Много в старой России было тёмного и загадочного , что привлекало

пристальный ин-

терес и современников , и потомков .

Одной из мистических тайн русской истории был Григорий Распутин , мрачный

образ которого навсегда запечатлелся в финальных сценах монархии , ушедшей

в небытие после

отречения от престола последнего императора 2 марта 1917 года . Распутина

клеймили при

жизни , высмеивали после смерти , но этот человек-демон , человек-символ

до конца не раз-

гадан до сих пор . Его нельзя понять в отрыве от эпохи , от тех условий ,

в которых , по

мнению многих , это \"исчадие ада\" проявило себя . Писательница и поэтесса

З. Гиппиус спра-

ведливо писала , что Распутин как личность зауряден . Лишь как тип он

глубоко интересен.

Феноме Распутина сделели фатальным время и место . Его породила эпоха

кризисов и ка-

нунов , и он навсегда остался её отпечатком .

О \"последнем временщике последнего царя\" писали много и часто.Загадочный ,

фееричес-

кий взлёт к самым вершинам власти огромной империи простого ,

необразованного и не-

воспитанного мужика будоражил воображение , давал пищу самой богатой

фантазии у мно-

гих людей , стремившихся разгадать и объяснить причины крушения

императорской России.

Это интересовало не только тех , кто происхождением и судьбой был связан

со страной и

чья жизнь была затронута , а часто и перевёрнута революционными

потрясениями . Распутин-

ская тема интересовала и иностранцев : и потому , что здесь виделась

возможность постичь

\"загадочность русской души\" , и потому , что события 1917 г. и последующих

лет в той или

иной степени отразались на жизни всего мирового сообщества . \" До сих пор

можно услы-

шать , что Григорий Распутин был чуть ли не \"подлинным царём\" России и,

если бы его не убили в декабре 1916 г., наша история выглядела бы сегодня

совершенно иначе . Однако это миф , вернее , отголоски мифа , созданного

противниками последних Романовых Распутин лично не только не играл

сколько-нибудь самостоятельной политической роли , но нет данных ,

свидетельствующих о том , что он пытался играть её . Вместе с тем теперь в

литературе заметна и другая крайность , исходящая от новоявленных

монархистов . Распутин изображается неким \"человеком и народа\" ,

бесконечно преданным царской чете и чуть ли не невинной жертвой

политического безумия , охватившего Россию Но это тоже миф , как и миф о

\"Распутине-царе\". Распутин был просто использован силами , боровшимися за

влияние и власть , - крайне правыми и либеральной оппозицией . Они-то и

превратили его в политическую фигуру , сыгравшую в судьбе российской

монархии поистине роковую роль \". Иоффе Генрих Зиновьевич , доктор

исторических наук ( Канада ).

Одним из таких сочинений является книга Рене Фюлоп-Миллера \"Святой демон

Распутин\"

вышедшая в 1927 г. в Лейпциге . Автор сам ничего не исследовал . Основу

книги состави-

ли сведения из многочисленных публикаций на распутинскую тему , широким

потоком

хлынувших на книжный рынок России и других стран после февраля 1917 г.

Фюлоп-Мил-

лер хорошо знаком с этими , рассчитанными большей частью на

невзыскательный вкус ско-

роспелыми поделками , на основе которых в увлекательном стиле он создаёт

своё произве-

дение , полное ярких описаний сенсационных историй .Это талантливая

литературная вариа-

ция на историческую тему , читаемая с большим интересом .Чтобы понять

степень прибли-

жённости авторской событийно-смысловой канвы к действительным реалиям того

давнего

времени , необходимо остановиться на некоторых важных коллизиях и фактах ,

без знания

которых исторически адекватно воспринимать данный текст невозможно .

Любые простые ответы в \"распутиниаде\" о многом говорят , но ничего , по

существу , не

объясняют . Эта тема не стала ещё объектом специального изучения , а

бытующие оценки и суждения , многие из которых читатель встретит в данной

книге , не подтверждены на-

дёжными документальными свидетельствами .Здесь чаще , чем где бы то ни

было , факты

заменены расхожими представлениями , формировавшимися в обществе ,

находившемся в истерически-апокалипсическом состоянии .Трудно найти в

отечественной истории период ,

когда так часто и с такой неумолимой категоричностью случайная и часто

откровенно тенденциозная информация становилась аргументом и бесспорным

доказательством в жес-

токой политической игре , приобретавшей характер беспощадной общественной

борьбы .

Трудно не согласиться с лейб-медиком Е.С.Боткиным , заметившим однажды ,

что если бы действительного Распутина не было , то его непременно выдумали

из кого-нибудь.При-

чём , так сказать , \"крёстными отцами\" пресловутого \"Гришки-чародея\" были

не только и

не столько радикальные и либеральные деятели , смотревшие на происходившие

события со стороны и воспринимавшие всё через призму своих политических

интересов и амбиций.

Раздуванию антираспутинской истерии в стране в особенности способствовали

те , кто до-

вольно близко стоял к трону , те , кто искренне стремился сохранить

монархический режим,

но под воздействием всеобщей напряжённости потерял способность спокойно

оценивать про-

исходящее .Коллапс власти они не связывали с кризисом системы .

Вместе с тем несомненно , что в последние годы монархи роль этого человека

была до-

статочно необычна : он являлся интимным другом царской семьи , с которым

венценосцы

общались часто , с большой радостью , в узком кругу .Такие встречи

доставляли и Николаю

II , и императрице Александре Фёдоровне душевный покой , то состояние ,

которых иными

путями и другими общениями они получить не могли . Любая авторитарная

система неиз-

бежно порождает временщиков . И вся история России полна примерами , когда

различными

путями на более или менее продолжительный срок на государственном

горизонте появля-

лись неожиданные персонажи , становясь часто действительными историческими

деятелями.

В самом факте появления Распутина у кормила власти не было ничего

уникального . Одна-

ко сама фигура этого лица была столь необычна , что затмила всех прочих .

Понять удивительный феномен Распутина невозможно , если рассматривать его

(что в большинстве случаев и делается ) вне контекста распространённых

народных представлений

о праведной жизни . Последнего императора отличала мифологизированность

сознания .

Распутинское вмешательство , часто мнимое , служило в своё время темой

оживлённых пересудов (много места этому сюжету уделено в книге

Фюлоп-Миллера). Ему приписывали

военные неудачи , им объясняли бессилие административной власти в стране .

Однако вдей-

ствительности , в отличие от распространённых суждений , влияние Распутина

никогда не

было беспредельным и в силу этого не могло стать фатальным .По его пьяной

прихоти ни-

когда не сменяли министров , и по распутинской рекомендации в одночасье не

назначались

случайные лица на высшие посты .Таких возможностей у \"царёва друга\" даже в

самые звёзд-

ные моменты его карьеры не было .Все назначения шли от царя , который ,

выслушивая мне-

ния многих о претендентах на должности , окончательные решения принимал

сам . Причём

очень многие из этих решений откровенно не нравились и даже пугали

императрицу и её

ментора . Александру Фёдоровну действительно можно , да и то с оговорками

, назвать рупо-

ром Распутина , но Николая II считать его орудием просто нельзя . В то же

время очевид-

но , что скандальный старец несомненно поспособствовал карьере ряда лиц ,

но число таких

случаев в общей массе административно-служебных перемещений было очень

невелико .

Считая Распутина другом и заступником своей семьи , последние венценосцы

были убеж-

дены , что общение с ним - их сугубо внутреннее дело . Но у царей частной

жизни быть не

может . Многое так или иначе просачивалось в публику , и отсутствие

объективной инфор-

мации способствовало рождению слухов - этих типичных атрибутов

недемократических сис-

тем . В критические моменты существования таких политических структур

сплетни иногда

приобретают просто сокрушительную силу .Особенно наглядно это проявилось

как раз в

России . Здесь монархия рухнула ,окутанная плотной пеленой самых

немыслимых домыслов

и предположений , многие из которых стали неотъемлимой частью всей

\"распутиниады\" .

Книга Фюлоп-Миллера содержит подробное жизнеописание \"Гришки Окаянного\" от

ран-

них лет и до самого конца , до той декабрьской ночи 1916 г., когда в

роскошном палаццо

князей Юсуповых в Петрограде этот человек был убит группой заговорщиков

.Следует осо-

бо подчеркнуть , что многие описываемые эпизоды жизни Распутина и

общественно-полити-

ческие события не являются буквальным отражением биографии этой личности и

реальных

исторических коллизий . В судьбе пресловутого старца очень мало надёжных

временных и

документальных ориентиров , и вплоть до появления в Петербурге она вообще

носит просто

легендарный характер . Выяснением её занялись уже в ХХ в., когда слава

загадочного пред-

сказателя и утешитиля достигла столичных гостиных и когда стали поступать

сведения о

благосклонном отношении к нему \"высочайших особ\".

На родину Распутина выезжали корреспонденты ряда столичных газет ,

публиковавших

затем сенсационные материалы . В ведущих изданиях помещались и беседы с

самим \"геро-

ем дня\". Заключённая в этих статьях и интервью информация хорошо известна

автору кни-

ги \"Святой демон Распутин\". На её основе Фюлоп-Миллер и создаёт

литературную реконст-

рукцию жизни крестьянского парня Григория из села Покровского Тюменского

уезда Тоболь-

ской губернии и излагает удивительную историю его духовного перерождения ,

происшед-

шего уже в зрелом возрасте . Не имея возможности подробно остановиться на

этих расска-

зах , заметим лишь , что здесь много таких утверждений , которые теперь

уже невозможно

ни документально подтвердить , ни обоснованно оспорить . Однако неясности

несомненно преобладают . До сих пор ,например, неизвестна даже точная дата

рождения .

При обращении к \"распутиниаде\" необходимо учитывать одно важное

обстоятельство .

Очень многие страницы биографии Распутина , особенно касающиеся первых

десятилетий его жизни , были изложены им самим . Им же публично , часто в

моменты застолья в кругу

почитателей , оглашались и удивительные собственные \"деяния\". Как человеку

необычайно тщеславному , ему несомненно льстил очевидный ажиотаж вокруг

его персоны , наблюдав-

шийся в годы его петербургского \"подвижничества\" . Он прекрасно понимал ,

что большинст-

во \"этих господ\" окружают его почётом и вниманием только потому , что он

\"царёв друг\".

Этой ролью Распутин просто упивался и не стеснялся часто подчёркивать

различным лю-

дям свою близость к монархам , живописуя своё влияние на них . Однако

удивительным яв-

ляется не сама по себе эта беспардонная болтливость , лишний раз

подчёркивающая лишь

пренебрежение \"старца\" к общепринятым нормам поведения . Поражает в

особенночти та лёгкость , с которой этим утверждениям , переходившим из

уст в уста и обраставшим всё более красочными подробностями , верили в

обществе , хотя было трудно не различить , что

эти повествования иногда носили характер бесцеремонных россказней . Как

это ни странно,

но многие подданные российской короны , обвиняя постоянно царя и особенно

царицу в не-

допустимой вере \"пьяному и развратному мужику\" , сами в известном смысле

стали жерт-

вами его , принимая слово за дело .

Главным стержнем всей \"распутиниады\" несомненно была мистическая связь

между си-

бирским проповедником и царской семьёй . В силу этого необходимо

внимательно и вдум-

чиво оценивать приводимые Фюлоп-Миллером утверждения и интерпретации

событий .Ут-

верждение о постоянных общениях между Распутиным и венценосцами в первые

годы их знакомства ничем не подтверждается , в частности , теми же

дневниковыми записями царя ,

которые в ряде случаев Фюлоп-Миллер цитирует . Вообще встречи членов

царской семьи с

Распутиным всегда происходили под покровом тайны , и на них могли

присутствовать , да и то иногда , лишь несколько особо доверенных лиц , из

которых никто никаких описаний

не оставил . Поэтому все подробности таких вечерних бдений , их характер и

атмосферу , которые красочно описывает Фюлоп-Миллер , можно считать не

более чем авторской фан-

тазией .

В значительной своей части этот сюжет некритически заимствован

Фюлоп-Миллером из скандальной книжки бывшего распутинского дружка ,

ставшего его заклятым врагом , быв-

шего иеромонаха и \"пламенного реакционера\" Илиодора ( в миру Сергей

Труфанов), под на-

званием \"Святой чёрт\", вышедшей в 1917 г. вскоре после падения монархии .

Сочинение Или-

одора - Труфанова , этого , по словам Витте , \"политического негодяя\" ,

наполненно массой бутафорски-скабрезных подробностей о роли \"дорогого

Григория\". Опус Илиодора - Труфа-

нова давно стал одним из \"краеугольных камней\" всей \"распутиниады\" ,хотя

необъективность

и разоблачительная заданность его очевидны . Из этого же более чем

сомнительного источ-

ника Фюлоп-Миллер заимствовал и воспроизвёл тексты писем царских дочерей и

Алексан-

дры Фёдоровны к их другу-утешителю , однако аутентичность этих материалов

никогде не

была подтверждена . Не вызывает никакого сомнения , что в действительности

в отношени-

ях между царицей и Распутиным не было никаких объятий . стояний на коленях

, целова-

ний рук и тому подобных вещей , ставших красочными элементами

околораспутинской ми-

фологии . Всё было на самом деле значительно сложней и драматичней .

Старая истина - сон разума порождает чудовищ -очень приложима к жизни и

судьбе пос-

ледних венценосцев . Распутин не был чудовищем , но мрачной эмблемой

угасающей импе-

раторской власти он несомненно стал . Заглянуть за кулисы последнего акта

монархической

драмы и позволяет книга Фюлоп-Миллера , которая хотя и не является

фотографическим

отражением тех событий и людей , но позволяет ощутить атмосферу

исторических канунов

и рубежей . Эту книгу следует читать , размышляя о времени , всегда помня

о том , что прош-

лое много определило и в последующем , хотя эта связь не всегда различима

.

* * *

Отчего рушатся режимы ? Вопрос представляется школьным , детским . Конечно

, от пора-

жений во внешних войнах и от внутренних ударов - революций . С войнами всё

понятно,но

что вызывает революции ? В.В.Розанов как-то заметил , что \"революции

происходят не тог-

да , когда народу тяжело . Тогда он молится \". Действительно , истории

известны долгие пе-

риоды удивительного терпения \"низов\", измученных гнётом и лишениями . Пока

власть ещё

внушает доверие , уважение , трепет , страх - всё равно ,- она так или

иначе \"держит\" устой-

чивость , даже несмотря на свои очевидные промахи и грехи . Но вот в ходе

кризиса власть

начинает искать выход из него , и наступает время перемен и некоторых

уступок \"низам\" - самый уязвимый момент для старого порядка . Именно тогда

начинается сравнение того , что

дают народу , с тем , что он требует , и с тем , что ему так легко обещают

некоторые полити-

ки . Именно тогда народ \"бьёт посуду\" и \"зажигает дом\". Наступает

революционная анархия

Российская история ХХ в. подтверждает это . В России революция всегда

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.