Рефераты. Русская Православная Церковь в эпоху императрицы Елисаветы






Сената и Синода. Тут внесено было сенаторами предложение, чтоб церковными

вотчинами управляли офицеры и извлекали из них средства специально для

обеспечения инвалидных домов. Россия все время напрягалась, участвуя в

европейских войнах, и остро нуждалась в залечивании ран от этих войн.

В деловых спорах на эту тему синодалы одержали верх. Сенаторы, знавшие

по опыту слабую доходность казенного чиновничьего хозяйствования, сдались

на предложение Синода – ассигновать на инвалидов ежегодно из экономических

сумм церковных по 300000 рублей без всяких хлопот, наличными. Сенат сдался.

Но через три месяца собрал новое заседание конференции, опять навязывая

Синоду передачу хозяйственного управления вотчинами в руки офицеров. Синод

финансового характера: обложить денежно годичной податью в 1 рубль все

крестьянские дворы с тем, чтобы собранная сумма делилась пополам – полтина

шла бы казне, а полтина – духовному ведомству. Государство выигрывало, а

синодалы, как помещики, ограничивались четкой и нерастяжимой суммой.

Исчезал хозяйский произвол. Крестьяне почуяли этот поворот в их интересах

и начали искать защиты у государства против своих духовных “господ”.

Беспрекословная покорность ослабела. А правительство отказывалось усмирять

крестьянский саботаж силой. Крестьяне забрасывали власть жалобами на

церковных “помещиков”. И в 1760 г. Сенат образовал особую смешанную

комиссию для разбора крестьянских жалоб на хозяйство духовных господ.

Приближалась историческая развязка.[11]

Для уменьшения лишних духовников и детей духовенства с 1703 г.

употреблялись разборы, по которым забирали в солдаты или в подушный оклад.

Разборы эти повторялись в каждое царствование. Особенно они были тяжелы в

царствование имп. Анны, когда с самого начала духовенство было заподозрено

в ненадежности, из-за заминок в разных местах с принесением присяги.

Правительство, стремясь увеличивать армию, в связи с тогдашними войнами, не

принимало во внимание духовные потребности населения. На военную службу

брали церковников и детей церковнослужителей от 15 до 40- летнего возраста.

Боясь представления неправильных данных о времени рождения, правительство

предоставило вербовщикам определять возраст глазомером. Брали не только

детей духовенства, возможных будущих священнослужителей, но и служащих

дьячков и пономарей, даже учащихся в школах. Забрано было, таким образом,

12.000 человек. Также очень много попало в подушный оклад. Синод решился

выступить на защиту духовного сословия и опустошенных церквей, прося в 1740

г. императрицу пощадить духовенство. Императрица указала остановить разбор.

При имп. Елисавете разборы стали значительно легче. Они касались, главным

образом, людей безграмотных, к церковной службе совсем негодных, или чем-

нибудь себя опорочивших. При этом, отписываемым от духовного сословия, по

большей части, давалось дозволение избирать себе самим добровольного рода

жизни.

В царствование Елисаветы положение духовенства улучшилось. Ружные церкви

получили снова ругу. Восстановлено славление по домам прихожан. Духовенство

освобождено было от некоторых повинностей – полицейских, подводной,

постойной. В 1754 г., при общем межевании земель, положено было продолжить

надел церквей землями, который остановился еще в конце ХУІІ в. Надел этот

начался, впрочем, только в 1765 г. – в царствование Екатерины ІІ.[12]

Благочестивое царствование Елисаветы принесло духовенству несколько более

выгод: ружным церквам возвращена их руга; восстановлены славленья по домам

прихожан, последовало освобождение духовенства от некоторых повинностей -

полицейских, подводной, постоянной; кроме того, при общем межевании земель

в 1754 г. положено было продолжить надел церквей землями, который

остановился еще в конце XVII столетия. За всем тем на духовенстве все-таки

долго, до царствования Елисаветы, оставались разные особые личные

повинности - караульная, пожарная, рассыльная, постойная, подводная. [13]

Распространение веры

Петр хотел, было уничтожить все принятые до него внешние поощрительные

меры к обращению инородцев, оставив в силе одни меры духовные, но скоро

отказался от этой мысли и снова велел восстановить и отписку крещеных

крепостных от их некрещеных помещиков, и разные льготы новокрещеным; в 1720

г. всем новокрещеным дарована была трехлетняя льгота от податей и

рекрутства. При имп. Елисавете такие поощрительные меры к крещению усилены

еще денежными и вещевыми подарками новокрещеных, раскладкой следующих с них

за льготный срок податей и рекрутчины на их некрещеных единоплеменников и

прощением совершенных до крещения преступлений.[14]

Для укрепления калмыков в православной вере устроена была походная

церковь и открыто в Ставрополе русско-калмыцкое училище (1741), стали

переводиться книги и молитвы на калмыцкий язык. Результатом такой

деятельности было довольно успешное распространение христианства среди

кочевников: в половине ХУІІІ в. (1765) число обращенных обоего пола

доходило до 8000 человек.[15]

B 1745-1749 гг. было заведено две школы в Свияжске и по одной в Елабуге и

Царевококшайске, но в 1753 г. Лука Конашевич соединил их в одну - в Казани,

а после него и эта единственная школа пришла в упадок. Между тем слишком

энергичная деятельность миссионеров возбудила против себя волнение среди

инородцев - татар и мордвы. B 1745 г. терюшевская мордва Нижегородской

епархии за разорение языческого кладбища в с. Сарлеях едва не убила

архиерея Димитрия Сеченова и была усмирена только вооруженной силой. В

Казанском крае волнение татар грозило тем большею опасностью, что по

соседству между башкирами в 1750-х годах кипел сильный бунт. В 1755 г.

правительство, поэтому сочло нужным перевести Луку Конашевича в другую

(Белогородскую) епархию и смягчить свои указы о мечетях и переселениях

татар. После этого миссионерская деятельность стала слабее, а при имп.

Екатерине II пришла в полный упадок.[16]

Новый подъем миссионерской деятельности в западной Сибири относится ко

времени имп. Елисаветы и к управлению Тобольской епархией (с 1749 г.)

бывшего казанского миссионера Сильвестра Гловацкого, который был для Сибири

тем же, чем Лука Конашевич для Казанского края. Своими энергичными

действиями против мусульманской пропаганды он так же возбудил против себя

волнение среди татар, особенно когда провел по поводу этой пропаганды два

серьезных следствия в Барабинской степи и в Оренбургском крае. B 1755 г.

правительство и его, как Луку, перевело в другую епархию, в Суздаль, и

назначило об его действиях особую следственную комиссию в Тобольске. После

этого и западносибирская миссия стала слабеть, а при Екатерине II пришла в

полный упадок.[17]

Значительные успехи христианская проповедь имела и на Кавказе. Здесь

приходилось миссионерам частью восстановлять бывшее там христианство,

частью водворять вновь между различными кавказскими племенами. Кавказский

край в первые века христианства оглашен был евангельской проповедью, и

здесь некогда процветала православная вера, но бедственные политические

обстоятельства этого края были причиной упадка, а среди некоторых племен и

совершенного уничтожения христианства.[18]

Со времени Петра Великого успехи русского оружия в борьбе с Персией ввели

Русскую церковь в ближайшее соприкосновение с племенами Кавказа и

Закавказья и с церковью Грузинской. Православие, некогда широко

распространенное между кавказскими племенами, было давно уже подавлено

здесь язычеством, а более всего мусульманством, распространявшимся из

Персии и Турции; но в горах Кавказа еще повсюду сохранялись ясные следы его

в развалинах древних храмов, в народных обрядах, в почитании св. Илии-

пророка и некоторых других святых, в соблюдении некоторых постов и

праздников и в христианском оттенке самых суеверий народа. В 1746 г., по

предложению грузинского архиепископа Иосифа, Св. Синод послал к осетинам

миссию из грузин, под начальством архим. Пахомия, которая хотя и не совсем

сошлась с осетинами, вмешиваясь в их мирские дела и понапрасну их

раздражая, но за 25 лет своего существования все-таки успела обратить до

2000 человек. Но положение ново крещенных в религиозном отношении было

непрочно: у них не было ни церквей, ни постоянного богослужения. [19]

Русское благочестие, лишь только начинало узнавать страну дикарей-

язычников, не медлило просвещать ее святою верою, не медлило не для корысти

и просвещало не мерами насилия, а действовало в духе евангельском. Казак

Адриян, в 1760 г. открыв в Амереке острова, известные ныне под его именем,

первый начал крестить туземцев. Глотов, открывший Лисьи острова, в 1759 г.

крестил сына одного из алеутских тоэнтов, который, получив образование в

камчатской школе, много способствовал распространению христианства на

родине.

С присоединением Польши и русских ее областей к империи, для ревности об

успехах веры открылся новый подвиг на юго-западе России, - подвиг обращения

евреев к христианству. До того времени евреям не позволялось жить в

Российской империи. В 1742 г. императрица Елисавета повелела, вследствие

прежних постановлений, немедленно выслать из Малоруссии несколько сот

евреев, скрывавшихся там под разными предлогами: “от таковых, говорила

императрица, - Христа Спасителя ненавистников нашим верноподданным крайнего

вреда ожидать должно” Когда, по домогательству евреев, Сенат просил

дозволить евреям временно приезжать в Ригу и Малоруссию для торговли и

представлял на вид выгоды для казны, императрица написала: “от врагов

Христовых не желаю интересной прибыли” В то же время императрица повелела

тем из евреев для жительства в России, но с тем, чтоб они не возвращались

за границу.[20]

Учение и духовное просвещение.

По представлению Св. Синода (1743), правительство издало указ об

обязательном обучении детей дворян катехизису.[21]

С половины 1736 г. во главе новых исправлений Библии поставлен невский

архимандрит Стефан Калиновский и ревностно принялся за работу, сдавая листы

новой Библии, по мере их исправления, на печатный станок. К половине 1738

г. Печатание дошло до книги Товита и затем остановилось. Книга эта

оказалась на славянском языке переведенною с Вульгаты, в которую "смотреть"

было не велено, а дальше следовали и такие книги, которых в греческом

тексте LXX вовсе нет; кроме того, печатание исправлений под строкой, за их

множеством, совсем запутало и замучило наборщиков, могло затем спутать и

читателей Библии. Стефан писал одно за другим донесения в Синод ? том, как

ему быть. В Синоде тоже пришли в затруднение и отмалчивались. Стефан так и

не дождался ответа, потому что в начале 1739 г. посвящен, был в епископа

Псковского и отстал от работы по исправлению Библии. Уже в начале 1741 г.

Св. Синод, по его же проекту, решил: где нужно, править текст Библии по

Вульгате; печатание Библии перенести опять в Москву, поближе к академии;

печатать ее в два столбца - в одном по старому, в другом по исправленному

тексту; все напечатанное раньше оставить. Это был уже третий план издания

Библии, но и он оказался после неудобным по громоздкости издания в два

столбца. B Москве работа исправления была закончена архим. Фаддеем

Кокуйловичем и префектом Московской академии Кириллом Флоринским к 1743 r.,

и Св. Синод приступил к рассмотрению ее для печати. Имп. Елисавета торопила

Синод, в 1744 г. в великом посте заставляла членов собираться для чтения

исправленной Библии дважды в день, хотела для скорости издать ее по готовым

уже исправлениям Феофилакта; но дело за другими занятиями Св. Синода

подвигалось медленно и, вместо Св. Синода, пришлось поручить его особой

комиссии только под наблюдением Синода. За недостатком людей нескоро

составилась и эта комиссия. До 1747 г. работал над Библией только один

знающий человек, учитель Московской академии иером. Иаков Блонницкий.

Наконец, в этом году решено было вызвать на помощь ему двоих учителей из

Киевской академии, где священная филология находилась тогда в цветущем

состоянии, насажденная в академии замечательным знатоком языков Симоном

Тодорским, учеником знаменитого профессора (в Галле) Михаэлиса. Вызваны

были иеромонахи Варлаам Лящевский u Гедеон Сломинский, которым и суждено

было закончить многолетнюю и сложную работу - Блонницкий работал с ними

только до 1748 г. B общем плане они ближе всех прежних комиссий сошлись с

первой комиссией Феофилакта - стараясь держаться ближе к старому

славянскому тексту, они принимали в расчет, кроме текста LXX, и другие

тексты греческие, латинский и еврейский, по которым составлен старый

славянский перевод, вновь перевели с греческого книги Товита и Иудифь, 3

Ездры исправили по Вульгате, сделали много новых исправлений, перечислили

все исправления в особой рукописи и отчасти в предисловии к Библии с

историей всего исправления и снабдили свой труд краткими изложениями

содержания каждой библейской книги. Наконец, в 1751 г. новая Библия была

напечатана по одному только исправленному тексту и пущена в продажу по 5 р.

Нужда в ней так была велика, что за первым изданием скоро понадобились

другие (1756, 1757, 1759 гг.).[22]

Говоря об успехах и плодах духовного образования в новое время нашей

истории, нельзя не обратить внимание и на отрицательную сторону этого

предмета, на те невыгоды в постановке этого образования, которые постоянно

вредили его благим плодам. Все русское образование первой половины XVIII

века, как уже известно, имело узкопрактический, сословно-служебный

характер, состояло в выучке только какому-нибудь специальному или

сословному делу без предварительного общего образования. B видах, главным

образом, лучшей постановки разных родов своей службы правительство заводило

все только специальные - разные цифирные, навигационные, артиллерийские и

другие школы, предоставляя общее образование молодых людей попечению одних

их семейств. B таких же видах, для лучшей постановки церковной службы,

велено было заводить и духовные школы, в которых сосредоточено было все

религиозное образование. Таким образом, образование это, составляющее

необходимейший элемент всякого общего образования, сделано было

образованием специальным, образованием одних духовных школ "в надежду

священства" или, как потом стали его называть, поповским," без которого

другие школы могли, следовательно, и обойтись. Оттого в этих школах

изучению закона Божия вовсе не дано было места. Стремление поддержать

религиозное образование в народе при Петре выразилось только распоряжениями

правительства об издании катехизических книжек и об усилении церковной

проповеди. При Елисавете в 1743 г. вышли еще распоряжения ? том, чтобы

родители обучали детей катехизису, под опасением штрафа в 10 руб., и чтобы

при определении на службу молодые люди были испытываемы в знании краткого

катехизиса. Дело религиозного обучения, таким образом, и теперь целиком

отдавалось на попечение семейств.[23]

Богослужения и церковная жизнь.

Исправление богослужебных книг продолжалось и в Синодальный период, хотя с

меньшей энергией, чем в XVII в., при отделении раскола от церкви. ? числе

важнейших обязанностей Св. Синода Регламентом было поставлено: а)

рассмотреть акафисты, молебны и службы, составленные за последнее время,

особенно в Малороссии, противные Писанию, и непристойные запретить,

употребить меры, чтобы и пристойные из них, но ненужные не вводились в

общий закон и напрасно совести человеческой не отягощали; б) рассмотреть

истории святых, нет ли между ними ложных, вроде жития Ефросинова; в)

искоренять обряды и обычаи суеверные, вроде празднования пятницы в

Стародубском полку, где под именем пятницы водят в крестном ходу

простоволосую бабу, и проч. Подобного рода исправления при Петре

производились очень энергично, иногда даже не совсем разборчиво, и

возбудили много не удовольствий в среде благочестивых людей, а приверженцам

старины давали повод к лишним толкам ? гонении на православие. Но потом,

особенно со второй половины XVIII столетия, в этом важном деле стали

поступать с большей осторожностью. Из богослужебных чинов и последований

были пересмотрены и исправлены: Чин присоединения раскольников (в 1720 г.),

Чин избрания и рукоположения архиерейского (в 1725 г.), Чин принятия

иноверцев и еретиков (1743-1744 гг.), Последование в неделю православия

(Гавриилом, изд. в 1761 и 1767 гг.).[24]

Круг богослужебных дней в Синодальный период значительно увеличился

установлением новых праздников или в память прославления угодников Божиих,

или в воспоминании особых случаев небесного благоволения к русскому народу.

Установленные праздники одни имеют общерусское значение другие – местное.

Праздники местные установлены преимущественно в пять прославления угодников

Божиих: таковы в память св. Димитрия Ростовского (в 1757 г.).[25]

При имп. Елисавете издан указ ? заведении возможно приличных икон, а

также священных сосудов и облачений по всем церквам; неискусно написанные

иконы велено отбирать; правительство обратило внимание на приличное

содержание икон и в частных домах, даже в крестьянских избах, и поручило

наблюдать за этим духовенству и епархиальной власти. Над иконописцами

велено было поставить из лучших мастеров смотрителей. Религиозные эстампы

дозволено продавать только с разрешения архиереев. Св. Синод не раз выдавал

распоряжения: отбирать из церквей неискусно написанные иконы, не

употреблять в церквах икон резных и литых, кроме распятий и некоторых

лепных изображений на высоких местах, не изображать на иконах, вместо

священных лиц, символы, не допускать в иконописные цехи раскольников, не

изменять в древних церквах иконописи и других предметов старины. Печатные

изображения подчинены надзору духовной цензуры.[26]

? 1740 г. дело дошло до того, что Св. Синод решился доложить императрице,

что монашеству грозит впереди совершенное оскудение, что в монастырях

остались только старики прежнего пострижения, уже не способные ни к каким

послушаниям и службам, а между тем "чрез разные случаи" монашество все еще

продолжает умаляться. Императрица разрешила пострижение новых монахов даже

с сокращением срока для искуса до полугода (вместо 3 лет). Монастыри снова

стали оживать уже при имп. Елисавете, оказывавшей им большие милости. Она

возвратила им вотчины и еще более расширила свободу пострижения в

монашество, сначала, впрочем, только для ученых малороссов - кандидатов на

учительские места в духовных школах - в 1749 г. вышло разрешение постригать

их даже с 17 лет и с дозволения только местного архиерея; под конец

царствования в 1761 г. позволено было постригать всех желающих, но с

соблюдением принятых условий относительно лет постригающихся, свободы

состояния и трехлетнего искуса. После Елисаветы в правительственных сферах

опять обнаружилось противомонашеское направление.[27]

Замечательным подвижник благочестия времён правления императрицы

Елисаветы Петровны является святитель Иоасаф Белгородский.

Святитель Иоасаф родился в Прилуках Полтавской губернии, 8 сентября 1705

года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При Крещении назван

Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода

Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную

академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В

течение 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся

родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать

монашеский постриг. Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем

Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был

пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие

совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф

был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его

оставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смерти

преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил

Заборовский. Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности

молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему

было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при

Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил

иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского

монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен

членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он

приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского

духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для

его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды

священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно

определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с

большими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лествице духовного

совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение "Брань

седми честных добродетелей с седми грехами смертными".

24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-

Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем

монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом

бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи

святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца

(память 2 мая). Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу,

свидетельствуя о своем покровительстве.

В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В

конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего

Синода назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В обители

Преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в

те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).

2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был

хиротонисан во епископа Белгородского.

[pic]

Святитель ИОАСАФ (Белгородский; 1705 – 1754 г.г)

Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за

благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения Богослужения

и особенно нравственностью паствы. Большое внимание святитель уделял

образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных

традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому

служению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану, накануне

преставления, святитель запретил домогаться священного сана и предупредил,

что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому

келейнику, Василию, святитель указал, что он будет диаконом, а сана

священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии

исполнилось. 10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославление

святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.

В означенный период в лике святых чествуемых к общему празднованию был

прославлен Димитрий, митрополит Ростовский, скончавшийся 28-го октября

1709-го года и погребенный в Ростовском Яковлевском монастыре в соборной

церкви.

21-го сентября 1752-го года, по случаю починки повредившегося пола

церкви над могилой святителя, были обретены нетленными его мощи. От мощей

тотчас начали совершаться чудотворения. В конце 1756-го года по именному

повелению императрицы Елисаветы Петровны истребованы были Св. Синодом от

митрополита Ростовского Арсения Мацеевича записи о чудесах, совершившихся

при гробе святителя; вслед за тем наряжена была Синодом комиссия.

Для осмотра мощей святителя и для дознания о происходящих при них

(мощах) исцелениях. После исполнения комиссиею в январе 1751-го года

возложенного на нее поручения, Синод входил с докладом к государыне о

причислении Димитрия к лику святых, на что и последовало изволение

государыни 1-го апреля 1757-го года.

Изъявив свое согласие на причисление святителя Димитрия к лику святых,

императрица Елисавета Петровна, как говорится в указе Сунода Арсению

Мацеевичу от 15-го апреля 1757-го года, «точию перенесением святых мощей в

другое место до указу обождать высачайше повелела». Это значит, что

государыня, решившая устроить серебренную раку для мощей святителя, сама

желала присутствовать при положении мощей в устроенную ею раку. Не знаем,

почему, но дело замедлилось, и государыня скончалась 25-го декабря 1761-го

года, не исполнив своего желания лично переложить мощи святителя в свою

новую раку. Это последнее сделала Екатерина ІІ 25-го мая 1763-го года.[28]

Список использованной литературы:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Юбилейное

издания, посвящённое тысячелетию Крещения Руси – М.: Издание Московской

Патриархии, 1988. – 1371 с.

2. Тальберг Н. История Русской Церкви – М.: Издательство Сретенского

монастыря, 2004. – 924 с.

3. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви – М.:

Крутицкое Патриаршее Подворье, 1988. – 597 с.

4. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое Патриаршее

Подворье, 2000. –- 461 с.

5. Карташёв А.В. Очерки по Истории Русской Церкви. Том второй – СПб.:

Издательство Олега Абышко, 2004. – 590 с.

6. Малицкий П.И. Руководство по Истории Русской Церкви – М.: Крутицкое

Патриаршее Подворье, 2000. – 463 с.

7. ФИЛАРЕТ (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви – М.: Издательство

Сретенского монастыря, 2001. – 840 с.

8. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви – М.: Крутицкое

Патриаршее Подворье, 2001. – 935 с.

9. По мат.

http://schools.keldysh.ru/schin16/exam/korshunova/Elizaveta.html;

Елисавета Петровна.

10. По мат. http://www.collegium.org.ua/rpc3-4.htm; ПЕРИОД ВТОРОЙ

(МОСКОВСКИЙ). Вторая половина: ПАТРИАРШЕСТВО В РОССИИ.

[pic]

-----------------------

[1]. Голштиния (Holstein), бывшее герцогство в сев. Германии, между

Немецким и Балтийским морями, отделяется от Шлезвига р. Эйдером.

[2]. По мат.

http://schools.keldysh.ru/schin16/exam/korshunova/Elizaveta.html; Елисавета

Петровна.

[3].ФИЛАРЕТ (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви – М.:

Издательство Сретенского монастыря, 2001. – 840 с. С. 679 –680.

[4]. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое Патриаршее

Подворье, 2000. –- 461 с. С.315 – 317.

[5]. Карташёв А.В. Очерки по Истории Русской Церкви. Том второй – СПб.:

Издательство Олега Абышко, 2004. – 590 с. С.434.

[6]. Карташёв А.В. Очерки по Истории Русской Церкви. Том второй – СПб.:

Издательство Олега Абышко, 2004. – 590 с. С.435-436.

[7]. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое Патриаршее

Подворье, 2000. –- 461 с. С.330.

[8]. Знаменский П.В. Указ. соч.С.331.

[9]. Малицкий П.И. Руководство по Истории Русской Церкви – М.: Крутицкое

Патриаршее Подворье, 2000. – 463 с. С.384.

[10]. Знаменский П.В. Указ. соч.С.335.

[11]. Карташёв А.В. Очерки по Истории Русской Церкви. Том второй – СПб.:

Издательство Олега Абышко, 2004. – 590 с. С. 438, 439, 440-443,444,445,446.

[12]. Тальберг Н. История Русской Церкви – М.: Издательство Сретенского

монастыря, 2004. – 924 с.С. 616-617.

[13]. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое Патриаршее

Подворье, 2000. –- 461 с. С.338 – 338, 341

[14]. Знаменский П.В. Указ. соч.С.343.

[15]. Малицкий П.И. Руководство по Истории Русской Церкви – М.: Крутицкое

Патриаршее Подворье, 2000. – 463 с. С.390-391.

[16]. Знаменский П.В. Указ. соч. С.345 -346.

[17]. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое Патриаршее

Подворье, 2000. –- 461 с С.350 – 351.

[18]. Малицкий П.И. Руководство по Истории Русской Церкви – М.: Крутицкое

Патриаршее Подворье, 2000. – 463 с. С.397-398.

[19]. Знаменский П.В. Указ. соч. С.359.

[20]. ФИЛАРЕТ (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви – М.:

Издательство Сретенского монастыря, 2001. – 840 с. С. 707-709.

[21]. Малицкий П.И. Руководство по Истории Русской Церкви – М.: Крутицкое

Патриаршее Подворье, 2000. – 463 с. С.431.

[22]. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое Патриаршее

Подворье, 2000. –- 461 с. С.394 -395.

[23].Знаменский П.В. Указ. соч. С.408 -409.

[24]. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое Патриаршее

Подворье, 2000. –- 461 с. С.428 -429.

[25]. Малицкий П.И. Руководство по Истории Русской Церкви – М.: Крутицкое

Патриаршее Подворье, 2000. – 463 с. С.443.

[26]. Знаменский П.В. Указ. соч. С.430.

[27]. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое Патриаршее

Подворье, 2000. –- 461 с. С.440.

[28]. По мат. http://www.collegium.org.ua/rpc3-4.htm; ПЕРИОД ВТОРОЙ

(МОСКОВСКИЙ). Вторая половина: ПАТРИАРШЕСТВО В РОССИИ.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.