Рефераты. Ян Амос Коменский






Ян Амос Коменский

Время придет, о Коменский, когда и тебя и деянья,

Думы, заветы твои лучшие люди почтут.

Л е й б н и ц

Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник

педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист и

самоотверженный борец за мир между людьми, Ян Амос Коменский (1592-1670)

принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и

беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.

Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Он создал

педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма,

демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский

проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека

человеком, пламенную любовь к родине оптимистическую веру в будущее,

равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех

народов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн и

восстановлением всеобщего мира на земле.

Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он

с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей

отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то

ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и

практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день

сохраняет свою совремменость и необходимость.

Большинство педагогических идей Коменского не получило широкого

распространения не только при его жизни, но и спутся долгое время после

него. Но после победы Великой Октябрьской революции и возникновением

Советского Союза, а затем возникновения стран народной демократии и в

братских демократических республиках, в том числе и в Чехословакии, его

учения нашли широкое применение в педагогике.

Ян Амос Коменский жил и творил в XVII веке, веке, который

знаменателен в истории Европы, и в истории Чехии в частности, как век

открытой борьбы между феодализмом и развивающимися капиталистическими

элементами. Процесс капиталистичекого развития разрушал экономическую

структуру феодализма. В феодальной средневековой экономике начинается

период коренного перелома. Всюду, где развиваются зачатки капиталистичекого

производства, значительно развивается ремесло, изобретательство и наука.

Как известно, в средние века на протяжении нескольких столетий церковь

отвергала большую часть культурного наследия античного мира и образование в

средние века основыавлось на богословии, все новое подвергая сомнению и

жестокой критике.

Все это тормозило прогресс общественной мысли. И главной задачей

новой эпохи стало преодоление средневнекового догматизма и схоластики. Цель

буржуазии стостояла в создании новой, собственной идеологии, основанной на

научных знаниях и соответствующих духу эпохи, гораздо более прогрессивной

по сравнению с феодальной.

Новые явления в общественно-экономической и культурной жизни Европы

XVI - XVII вв. Ярко проявились на родине Коменского - в Чехии. Чешский

народ, имевший высокую культуру и большое историческое прошлое, часто

находился в самом центре крупных общественных явлений того времени. Чехия

XVI в. была той почвой, на которой выросло учение Коменского.

Ян Амос Коменский родился в 1592 году в местечке Нивнице,

находящегося недалеко от моравского города Угерский Брод. Его отец Мартин

был имел собственную мельницу, он был довольно образованным человеком,

хорошо знал Библию и, как активный член секты “Чешские братья” проводил

большую просветительскую работу среди народа.

В 1604 г. на Яна обрушилось первое несчастье: эпидемическое

заболевание унесло его отца, мать и двух братьев. У Коменского осталась

единственная сестра - Маргарита. Сиротам назначили опекунов, но Ян уже не

мог продолжать начатую учебу, и лишь изредка посещал школу. В 1604 г.

Коменского взяла к себе в г. Стражнице его тетка со стороны отца. Она

отдала его в местную школу “братьев” и там он учился один год. Но в 1605 г.

Стражнице захватили венгерские войска и почти полность сожгли его.

Коменский вынужден был вернуться в Нивнице.

В 1609 г. он поступает в латинскую школу г. Пшерова, которую закончил

с отличием. Так как он пошел в эту школу уже в достаточно зрелом возрасте

(ему было уже 16 лет), то он смог серьезно и самостоятельно оценить ее

достоинства и недостатки.

И хотя латинские школы считались предовыми, но и они были проникнуты

схоластически-догматическим духом. Впоследствии годы, проведенные в этой

школе, Коменский во многом считал потерянным временем. Он на себе испытал

полную непригодность системы воспитания и обучения, и у него уже тогда

зародилась мысль о необходимости улучшить дело народного образования. В

дальнейшем эта идея стала девизом его жизни.

После латинской школы Коменский прошел трудовую подготовку в области

различных ремесел в одной из школ секты “Чешские братья” которая готовила в

проповедники учеников, проявлявших особые способности. Коменский был

отправлен общиной учиться в Германию для получения высшего образования.

В 1611 г. Коменский поступает на богословский факультет Грборнского

университета. В университете господствовало протестантско-кальвинистское

направление, которое в идейном отношении стояло близко к секте “Чешские

братья”. В это время время богословский факультет Пражского университета

тоже готовил протестантское духовенство, но господствовашие здесь гусисты-

утрактивисты враждеюно относились к “Чешским братьям”.

Года, проведенные в Герборнском университете (1611-1613), имели

большое значение в идейном развитии Коменского. Здесь формируются его

общественно-политические и философские воззрения, здесь он получает широкое

образование, знакомиться с педагогическими взглядами разных времен и

народов. Коменский приобретает известность как талантливый студент и

становится исследователем во многих отраслях знания. Большую часть в его

творческих успехах сыграли его учителя - профессора Альстред и Пискатор.

Альстред и Пискатр были последователями хилизма, который признавал

тысячилетнее Царствие Христа на земле, когда будут утвержлденыравенство

всех и счастье каждогот человека, идеальное благоденствие и добро.

Коменский примкнул к этому направлению в студенческие годы.

Рль Альстреда в формировании филосовских воззрений Коменского очень

велика. Альстред являлся автором целого ряда филосовских трудов, и проявлял

критичексое отношению к догматическому толкованию учителя. Он придерживался

прогрессивных взглядов на значение науки. Альстред считал, что изучение

природы должно служить на благо человека, и происходить с помощью

наблюдения и опытов. Совокупность многих опытов создает индукцию,

являющуюся матерью науки. Эти передовые для своего времени идеи оказали

сильное влияние на взгляды Коменского.

В университетские годы Коменский знакомится с философской

литературой, изучает Платона, Аристотеля, Цицерона и других великих

античных философов. В 1613 году он пишет записи к одному из диспутов и

называет их “Спорные вопросы, собранные в саду философии”. Основным

вопросом в этих записях является вопрос об источниках и путях познания.

Этот вопрос он ставит и в работе “Берет ли всякое познание исток из

ощущения”, которая была опубликована в 1914 г.

Можно сказать, что пагсофические идеи Коменского своими истоками

восходят к периоду учебы в Герборнском университете. За время учебы здесь

он написал отдельные главы к запланированной в объеме двадцати восьми

томов работы “Зрелище вселенной”; провел плодотворную деятельность в

области изучения родного языка - “Сокровища чешского языка”, и под

руководством Альстреда он познакомился с трудами педагогического характера.

В феврале 1613 года Коменский заканчивает Герборнский университет и

едет в Амстердам, а через невколько месяцев зачисляется в знаменитый

Гейдельбергский университет. Об этом периоде учебы сохранилось мало

сведений.

Весной 1614 г. Коменский возвращается на родину. Он назначается

руководителем Пшеровской братской школы.С этого времени в жизни коменского

начинается новая эра. Он с большим увлечением работрает в любимой школе и

очень много делает для того, чтобы облегчить обучение. Он пишет такие

работы как “Правила более легкой грамматики” и “Письма к небу”.

В пшеровский период своей деятельности Коменский знакомится с

философскими и педагогическими произведениями немецкого ученого Иоганна

Андреэ, который произвел на него впечатление как чрезвычайно образованный,

прогрессивный педагог и мыслитель своего времени. Особенно большое влияние

на Коменского оказали дидактические воззрения Андреэ, к которым в

дальнейшем Коменский неоднократно обращается в своих трудах.

В 1618 г. община “Чешские братья” назначила Коменского пастрырем-

проповедником в г. Фульнек в Северной Моравии, где он одновременно

руководил и братской школой.

В этом году он женится на падчерице бургомистра г. Пшерова Магдалиной

Визовской, которая стала Коменскому большим другом и помощником.

Известно, что Коменский много сделал для повышения уровня и

благосостояния населения Фульнека, особенно бедняков и осуществил большие

изменения в Фульнекской школе. Фульнекс модно считать наиболее значительным

в развитии педагогического учения Коменского.

После того как Габсбурги в 1620 г. победили в битве у Белой горы и

казнили многих патриотов, а потом добрались до Фульнека, Коменскому как

активному протестанту оказалось небезопасно оставаться здесь. С этого

момента начинается тяжелый период скитаний и жизни в нелегальных условиях.

Беда за бедой настигала Коменского. В 1621 г. в Фульнеке католики сожгли

дом Коменского с его многочисленной библиотекой и ценными рукописями. А в

1622 г. занесенная испанскими войсками чума унесла жизни его жены Магдалины

и обоих детей.

Однако же душевная травма, вызванная этим горем не смогла сломить

волю великого патриота и своим личным примером он вселял в таких же

многострадальных соотечественников дух бодрости и непримиримости.

Коменский покидает Моравию и скрывается в маленьком г. Брандисе, где

пишет роман-трактат философско-социального направления “Лабиринт света и

рай сердца”.В этой работе он критикует феодальные отношения и феодальное

общество.

В 1624 г. в Брандисе Коменский познакомился с дочерью епископа Марией-

Доротеей и женился на ней. До брака Доротея принимала участие в тайной

работе общины братьев, а связав свою судьбу с Коменским, стала одним из

активных деятелей этого движения.

Весной 1625 г. Коменского отправляют в Польшу для выяснения

возможности прибежища чехам в этой стране. По возвращении Коменский ведет

пропаганду об освобождении отечества.

Летом 1626 г. Коменский с женой и тестем укрываются в Северо-

Восточной Чехии, в Биле-Тржемешне в замке чешского помещика Иржи

Садовского. Здесь он пишет дидактическую работу на чешском языке, которая

определила круг основных вопросов дидактики и их решение в “Великой

дидактике”.

31 июля 1627 г. император Фердинанд II провозгласил католичство

официальной религией. В указе протестантам предлагалось поменять религию

или покинуть Чехию. Многим патриотам пришлось оставить родину и перебраться

в Польшу.

8 февраля 1628 г. Коменский поселился в польском городе Лешно,

который издавна служил убежищем для “чешских братьев”. В Польше в общей

сумме Коменский проводит 28 лет.

Сразу после переезда Коменский стал преподавать в гимназии “братьев”

естествоведческие предметы, а в 1635 г. его избирают на должность ректора

гимназии.

В эти годы Коменский проводит большую работу по усовершенствованию

“Великой дидактики”, которую завершает в 1632 году.

Паралельно с работой над “Великой дидактикой” Коменский пишет учебник

латинского языка “Открытая дверь языков и всех наук”, который произвел

переворот в системе преподавания этого важного предмета.

В 1633-1638 гг. Коменский продолжает работу над “Великой дидактикой”

и решает издать ее на латинском языке, чтобы она была доступна для всех

народов. Но сначала он отправляет рукопись своему другу Иоахиму Гюбнеру,

попросив его высказать свое мнение об этой работе. Получив отрицательный

отзыв Коменский долгое время воздерживался от издания “Великой дидактики”.

Только спустя 20 лет она была опубликована в Амстердаме в полном собрании

дидактических сочинений. Эта классическая работа Коменского -

основополагающий труд научной педагогики и она перевдена пости на все языки

мира.

Помимо этого в Лешно Коменский пишет работы по естествознанию и

начинает планировать “Пансофию”. Интересно отметить тот факт, что об этой

разработке узнал один английский меценат, крупный коммерсант и к тому же

образованный человек Самуэл Гартлиб и обратился к Коменскому с письмом, в

котором послал некоторую сумму денег и просил его написать “Пансофию” и

заранее прислать ему план этой работы. Коменский составил план “Пансофии” и

выслал его в Лондон.

Гартлибу очень понравился замысел “Пансофии”, и он без ведома автора

издал этот план в Лондоне в 1637 г. под названием “Введение к опытам

Коменского”. Вторично эта книга была напечатана через два года под

названием “Предвестник пансофии”.

Эта работа Коменского получила широкий отклик как среди выдающихся

мыслителей Европы того времени, так и среди государственных деятелей.

В Лешно Коменский также создает философско-психологическую работу

“Кузнец счастья, или Искусство советовать самому себе”, пишет учебник

“Геометрия”, научную работу “Восход и заход главных звезд от восьмого

небесного собрания”, учебную книгу “Краткая космография”, “Первейшую

философию”, “Гражданскую или политическую историю”. Также он написал

сочинение богословско-религиозного характера “Путь покоя”, в котором он

защищает протестантско--христианские позиции “Чешских братьев”.

Прославленного педагога и мыслителя Коменского в 1638 г. приглашают в

Швецию для преобразования школьной системы. Коменский отказался от этого

приглашения, так как был в то время занят работой над “Пансофией”. Гартлиб,

пользующийся большим влиянием в английском парламенте, ставит вопрос о

приглашении Коменского в Англию для осуществления идеи пансофии.

В соответствии с идеями Коменского Гартлиб ставил вопрос об

учреждении в Англии международной колллегшии наук, которая смогла бы

обобщить и свести воедино все достижения из различных областей науки и

знания. Коменски получил согласие от синода и направился в Англию.

В сентябре 1641 г. Коменский прибыл в Лондон и поселился в семье

Гартлиба. Но в момент прибытия страна была охвачена огнем гражданской

войны. В такой политической ситуации парламенту было не до образования и

культуры. Поэтому план Коменкого и Гартлиба не осуществился.

Несмотря на это, в период пребывания в Англии Коменский сумел

написать труд пансофического характера “Путь света”, в которй развивает

идею всеобщей гармонии и мира между народами и ставит вопрос о создании

международного языка и об учреждении всемирного совета.

Политическая обстановка в Англии не способствовала осуществлению идей

Коменского в ближайшие годы, и он решил вернуться в Лешно. Однако в это

время известный коммерсант Людвиг ван Геер приглашает его в Швецию для

работы. Под влиянием государственного канцлера Швеции Оксенштирие, который

пытался убедить его в неосуществимости идеи “Пансофии”, Коменский прекратил

работу над ней и занялся вопросами методики преподавания латинского языка,

хотя и считал эту работу второстепенной.

В 1646 г. Коменский представил в Стокгольме высшему жюри университета

еще не законченные дидактико-методические труды и в их числе - “Новейший

метод преподавания языков”.

В этой работе изложена методика преподавания латинского языка,

основанная и построенная на индуктивном методе. Сперва - пример, затем -

правило; предмет и параллельно - слово; свободное и осмысленное усвоение, а

не мучительное зазубривание - таковы основные начала этого метода.

В соответствии с указаниями жюри Коменский приступил к подготовке к

печати и других трудов. А весной 1647 г. Коменский снова приступил к работе

над “Пансофией”.

В 1648 г. скончался главный епископ “Чешских братьев” и синод

пригласил на эту должность Коменского. Он вернулся в Лешно, где ему суждено

было стать последним руководителем общины.

В период второго пребывания в Лешно Коменский отредактировал работу

Ласицкого “История братьев” и написал работу ”Свет во мраке”, которая была

издана в 1657 году.

В октябре 1648 г. Весгфальским миром закончилась Тридцатилетняя

война. По положению договора вера подданых определялась той верой, которую

исповедует их господин, что давало равные права кальвинистам, лютералами

католикам, но только феодалам. Чехия по этому договору оказалась под

господством Ггабсбургов, и поэтому католизм по-прежнему оставался

государственной религией. Чешские изгнанники, бежавшие в Польшу, навсегда

лишились возможности вернуться на родину.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.