Рефераты. Ян Амос Коменский






В марте 1650 г. был проведен конгресс представителей общин “Чешских

братьев”, который принял постановление сохранить свою церковь и незыблемо

соблюдать свой прежний устав.

В 1650 г. Коменского пригласил к себе покровитель Венгрии граф

Сигизмунд Ракочи, который предложил ему консультировать руководство школой

в г. Шарош-Патаке, а также осуществить свой пансофический план. Коменский

охотно принял приглашение, поскольку в Венгрии “Чешским братьям” оказывали

покровительство и помощь. В октябре 1650 г. Коменский с женой и детьми

поселился в Шарош-Патаке.

Венгерский период (четыре года) был одним из самых прлодотворных

периодов в жизни Коменского.

Практическая работа в в гимназии в значительной степени обусловила

теоретическую разработку им различных вопросов педагогики. Коменскому не

удалось полностью перестроить гимназию в соответствии с идеями, изложенными

в “Пансофической школе”, но он сумел открыть три по-новому организованных

класса, обучение в которых велось по учебникам самого Коменского и в духе

его дидактической концепции.

Из трудов этого времени особенно большое значение имеет бессмертная

книга “Мир чувственных вещей в картинках”, которая быстро распространилась

по всей Европе как замечательный учебник для изучения латинского языка.

Этот учебник важен тем, что в нем последовательно реализован принцип

наглядности. Эта книга оставалась признанным учебником почти до конца XIX

века. Еще с десяток трудов педагогическо-дидактического характера написаны

Коменским за годы пребывания в Шарош-Патаке.

В 1654 г. Коменского вызывают в Лешно, где он продолжает свою

деятельность, но в Лешно он проводит очень мало времени, так как в 1655 г.

между Польшей и Швецией началась война. “Чешские братья” считали победу

Швеции предпосылкой для освобождения Чехии и сочуствовали шведам.

Это, а также то, что Коменский написал панегирик в честь короля

Швеции Карла Густава, вызвало недовольство правящих кругов Польши “Чешскими

братьями”. Когда польские войска взяли г. Лешно, они предали город огню, и

разоренные чехи вынуждены были бежать не только из Лешно, но и из Польши.

Во время пожара сгорела большая часть рукописей Коменского и все его

проповеди, а сам он бежал в Силези и поселился в г. Фарнкфурте. Но вскоре

он получил приглашение от сына своего друга Людвига ван Геера переехать в

Амстердам, и в 1656 г. он вновь переезжает. Амстердамский сенат выделил

чешским беженцам 2 млн. флоринов, а Коменского пригласил на должность

профессора и назначил ему ежегодно 800 флоринов, чтобы он мог спокойно жить

и продолжать работу над пансофическими трудами. Коменский из скромности

отказался от должности профессора, но с горячей благодарностью принял

помощь сената.

Амстердамский период жизни Коменского имеет всемирно-историческое

значение в развитии педагогической мысли. Здесь в 1657 г. по постановлению

амтсердамского сената и при материальной поддержке ван Геера было

осуществлено издание Полного собрания дидактических сочинений, который

содержит два тома и включает в себя почти все труды великого чешского

педагога.

С начала 60-х годов Коменский почти прекратил работу над вопросами

дидактики и последние 10 лет своей жизни посвятил практической деятельности

по освобождению своей родины и разработке проблем мира и сотрудничества

между народами. В эти годы он создает сочинение, которое называет “Всеобщий

совет людским поколениям и в первую очередь - ученым, служителям религии,

европейским властям об упорядочении дел человеческих. Коменский начал

писать некоторые работы, вошедшие в это сочинение, еще в 1645 году, но не

успел, и завещал их привести в порядок своему сыну. Многие рукописи были

утеряны, и найдены только в 1934 г.

“Общий совет об исправлении дел человеческих” полностью впервые был

опубликован в 1966 г. Чехословацкой академией наук. “Общий совет - зеркало

общественно-политического мировоззрения Коменского.

В 1667 г. он публикует работу “Ангел мира”, в которой призывает

человечество к миру и решению спорных вопросов государства на основе доброй

воли, а не путем использования оружия и насилия.

Уставший от трудов и борьбы, лишенный родины, измученный Коменский

пишет сочинение “Единственно необходимое”, в котором мыслитель подводит

итоги своей жизни. С глубокой горечью пишет Коменский: “Вся моя жизнь

протекала не на родине, а в непрерывных скитаниях, мое пристанище постоянно

менялось, нигде не находил я себе прочного приюта”.

Последним сочиненим Коменского было “Продолжение братского

завещания”, которое является автобиографией Коменского.

Коменский скончался 15 ноября 1670 года, похоронен в Наардане, вблизи

Амстредама, во французкой церкви.

В 1957-1958 годах, по постановлению Всемирного Совета Мира, широко

отмечалось 300-летие издания Полного собрания дидактических сочинений

Коменского. Этот юбилей превратился в педагогическое движение мирового

масштаба.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ КОМЕНСКОГО

Дидактика как теория образования своими корнями уходит в глубь веков.

Ее зарождение связано с определенным этапом практики самого обучения, с

обобщением опыта, накопленного человечеством в этой области. Еще в

древнейшие времена человек хотел определить, что именно он должен передать

потомкам из того опыта, который накопил он и его предки в процессе

исторического развития, и какими путями и средствами лучше и эффективнее

это произвести. Этим объясняется тот факт, что мы встречаем отдельные идеи,

высказывания и положения, относящиеся к обучению не только в литературных

памятниках разных времен инародов, но и в фольклоре, в его различных

жанрах.

Известно, какой важный материалв области обучения и воспитания дают,

например, известные басни Эзопа, Лафонтена, Крылова и других, которые

содержат не только моральные сентенции, но и целый ряд дидактических правил

и положений, определенное обобщение длительной учебно-воспитательной

практики.

Дидактические идеи и отдельные высказывания по вопросам дидактики в

большом количестве разбросаны в трудах философов и мыслителей античного

мира. Особенно богаты в этом отношении сочинения Платона, Аристотеля,

Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и других.

Ян Амос Коменский систематизировал опыт, накопленный в области

обучения и образования, и, предлагая некоторые свои положения, впервые в

истории педагогической мысли создал стройное учение о сущности, принципах и

общих методах обучения, назвав его “Великая дидактика”. Дидактическое

учение Коменского и по сей день сохраняет свою актуальность.

Учение Коменского об общих принципах обучения

Основной частью педагогики, ее душой и сердцем Коменский считает

дидактику. Важнейшее место в творчестве Коменского занимает разработка

проблем обучения, поскольку путь достижения к основной цели - воспитанию

человечности - в первую очередь обучение и воспитание подрастающего

поколения.”Великая дидактика” является самой важной, центральной работой

Коменского среди его многочисленных трудов и входит в золотой фонд мировой

дидактической литературы.

Сущность и задачи дидактики

Как известно, слово “дидактика” происходит от греческого didasco -

“обучаю”, оно было введено изначально В. Ратке в начале XVII в., затем его

использовал Э. Бодин, издав книгу под названием “Дидактика”, окончательно

же слово “дидактика” в педагогической науке как понятие, обозначающее

теорию обучения, утвердил Ян Амос Коменский.

Он часто называет дидактику наукой об обучении. Если учесть, что в

слово “обучение” Коменский включал и содержание обучения, а не только его

методическую сторону, то можно сказать, что под дидактикой Коменский

подразумевал теорию образования и обучения, включая в нее почти все вопросы

педагогики. Сам он в заглавии своей “Великой дидактики” таким образом

определяет сущность теории обучения: “Великая дидактика, содержащая

универсальную теорию учить всех всему, или верный и тщательно обдуманный

способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского

государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола,

без всякого где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам,

совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и, таким образом, в

годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни

кратко, приятно, основательно, где для всего, что предлагается, основания

почерпаются из самой природы вещей; истинность подтверждается параллельными

примерами из области механических искусств; порядок распределяется по

годам, месяцам, дням и часам и, наконец, указывается легкий и верный путь

для удачного осуществления этого на практике”.

Подход к педагогике через дидактику был продиктован актуальностью

проблем в эпоху Коменского. Вместе с тем в этот период методы и правила

преподавания отдельных искусств (наук) разрабатывались независимо друг от

друга, без единого принципа; общие принципы обучения и разработка общих

методов обучения фактически игнорировались. Сам Коменский описывает

сложившуюся ситуцаию таким образом: “Некоторые задались целью написать

сокращенные руководства для более легкого преподавания только того или

иного языка. Другие изыскивали быстрые и краткие пути, чтобы скорее научить

той или иной науке. Но почти все исходили при этом из внешних наблюдений,

составленных на основе более легкой практики... Мы решаемся обещать Великую

дидактику, т.е. универсальное искусство всех учить всему.” Отсюда ясно, что

методики отдельных предметов не могли обеспечить повышения уровня теории и

практики обучения без разработки общей теории обучения, общей науки. Вместе

с тем Коменский нисколько не принижал роли методик преподавания отдельных

предметов, а наоборот считал их опорой дидактики.

Что же подразумевает Коменский под обучением, каким требованиям

должно удовлетворять всякое рационально организованнное обучение, в чем

состоят закономерности обучения и каковы его гносеологические основы?

Из вводной части “Великой дидактики” можно заключить, что обучение,

по Коменскому, представляет собой единый процесс предачи знаний учителем

учащимся и усвоения этих знаний последними. Обучение представляет собой

путь к обогащению разума разума знаний основных наук. “Разум действительно

является живым полем, которое должно быть подготовлено для посева плугом

дисциплины, на этом поле мы должны посеять семена науки, орошать, расцвести

дождем упражнений, солнцем и воздухом”.

Коменский отличает обучение как форму деятельности учителя от учения

как формы деятельности учащегося и указывает, что каждый метод должен

представлять единый путь передачи знаний учителем и усвоения переданного

учеником. Он считает основной задачей найти такую основу, на которой, как

на “незыблемой скале, можно построить метод обучения и учения”.

Непрерывный единый процесс обучения и учения по Коменскому должен

иметь сознательный характер. “Учение и труд”, “Разум и рука” - вот что

должно составлять суть рационального обучения. Поэтому понятно, что

Коменский объявляет жестокую борьбу господствовавшему в то время

схоластическому и догматическому обучению.

Обучение Коменский не считал развлечением: “Обучение есть один из

видов труда; в этом смысле школа есть поприще труда”. Величайшая заслуга

Коменского состоит в том, что он выдвинув и обосновав идею

природосообразности, он открыл путь для нового понимания обучения и тем

самым твердо определил перспективы развития новой дидактики.

Коменский охарактеризовал образование и просвещение как рычаг

производительности труда и источник благополучия народа.

Если обучение является процессом получения образования учащимися и

вто же время образование само является содержанием обучения, ясно, какое

большое и ведущее значение придавал Коменский содержанию обучения. В связи

с этим прежде всего следует рассмотреть взгляды Коменского о дидактических

требованиях и целях обучения.

В заглавии “Великой дидактики” Коменский указывает, что обучение

нужно организовать таким образом, чтобы человек в молодые годы успешно,

легко, кратчайшим путем и основательно усвоил все необходимое для жизни. В

соответствии с этим Коменский намечает четыре основных требования, которым

должно отвечать обучение и учение:

1. успешность

2. легкость

3. основательность

4. быстрота (кратчайший путь обучения)

Что же подразумевает Коменский под каждым этим требованием?

Для Коменского успешность обучения означает:

. учить детей своевременно

. учить вещам раньше слов

. учиться в школе до конца

. каждый отрезок времени должен быть сосредоточен на изучении только одного

предмета

. образовывать в детях сперва рассудок для познания вещей, потом память, и

наконец, язык и руку

. от простейших начал переходить к общему

. распределять занятия по врмени и порядку

. учиться по книгам, предназначенным именно для данного класса

Легкость обучения и учения достигается в том случае, если:

. обучение начнется рано;

. разум будет подготовлен для этого;

. будет идти от более легкого к более трудному;

. от общего к частному;

. никто не будет перегружен чрезмерным количеством учебных предметов;

. учеников не будут принуждать заучивать то, что ими хорошо понытно и

осмысленно;

. все будет преподаваться для приложения к жизни;

. все будет преподаватся по одному и тому же методу.

Основательность обучения и учения будет достигнута, если:

. будут заниматься полезными вещами;

. всему будет положено прочное основание;

. последующее будет опираться на это основание;

. все, что имеет взаимную связь, постоянно будет соединяться;

. все будет закрепляться постоянными упражнениями.

Быстрота в обучении будет достигнута, если:

. во главе одной школы или одного класса будет стоять один учитель;

. один предмет будет изучаться по одному автору;

. одна работа будет задаваться всему классу;

. по одному и тому же методу будут преподаваться все науки и языки и т.д.

Эти требования, предъявленные Коменским к обучению, и положения,

выработанные к их осуществлению, представляют собой сердцевину

дидактического учения Коменского. Большинство этих требований и правил не

только прогрессивны для того времени, но они сохраняют свое теоретическое и

практическое значение для нашей дидактики и школы.

Величайшей заслугой Коменского является раскрытие природы процесса

обучения, в частности основных качественных сторон. характеризующих

обучение как процесс с дидактической точки зрения. Коменский, рассматривая

обучение как специфический прцесс отражения действительности, считал, что

процесс обучения и его закономерности базируются на закономерностях

процесса познания - на гносеологических началах материалистического

эмпиризма и на принципе природосообразности.

В учении Коменского отностиельно природы и закономерностей обучения

важным являются его взгляды по вопросу о ступенях обучения. Коменский

впервые в истории дидактической мысли не только ввел понятие о ступенях

обучения, но и дал анализ этих ступеней и разработал определенную теорию.

Он писал: “В каждом обучении имеются три точно определенные ступени:

начало, продолжение и конец.” Все эти компоненты последовательно связаны

друг с другом и обусловливают друг друга.

Что подразумевает Коменский под каждой из этих ступеней?

Коменский разрабатывает вопрос о природе процесса обучения и его

закономерностях с гносеологических позиций. Исходя из того положения

материалистического эмпиризма, что не может быть ничего такого в сознании

человека, чего бы раньше не было в ощущениях, он считает, что ключом к

обучению, его началом является чувственное восприятие, чувственное

обучение. Прежде предмет, а затем или параллельно слово - таково исхожное

дидактическое положение Коменского. Это положение является универсальным,

золотым правилом обучения. Чувственное восприятие и есть первая ступень

обучения.

За этой ступенью следуют словесные пояснения учителя, сравнения,

обобщения, абстракции. На этой ступени разрабатывается и расширяется

понятие того, что путем ощущения, посредством органов чувств отразилось в

сознинии учащихся. Эту вторую ступень Коменский называет ступенью

продолжения или пояснения.

Но на данной ступени процесс обучения не заканчивается. Знание будет

полным и действительным, когда оно в результате длительных упражнений и

использования на практике становится прочным, когда учащийся в любой момент

может восстановить его в памяти, изложить и использовать в дальнейшем. Эту

третью ступень Коменский называет ступенью упражнений. Упражнениям Он

придает настолько важное значение, что отводит им 2/3 урока.

Относительно общей природы процесса обучения Коменский пишет: “Эти

занятия должны вестись по одному и тому же методу. Это достигается:

1) посредством постоянного паралелизма предметов, понятий и слов;

2) посредством знания, понимания, применения;

3) посредством примеров, правил, упражнений.

Упражнения или практика происходят посредством самостоятельного наблюдения,

самостоятельной речи, самостоятельных действий.

Коменский не только глубоко обосновал требование связи теоретического

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.