идейность и художественность , воспитательное значение книги и ее
отношение к « истине » жизни. По словам Белинского , главная задача
писателя - воспитание нравственных качеств , пробуждение человечности
. Цель же нравоучительной дворянской литературы - обманывать бедных
детей , представляя жизнь искаженной . Особенно ненавистны Белинскому
те книги , в которых авторы , стремясь воспитать верных слуг царю и
отечеству , возводят в образец беспрекословное послушание , бездумное
подчинение авторитету - родителей , наставников .
« Книги для детей можно и должно писать , но хорошо и
полезно только то сочинение для детей , которое может занимать
взрослых людей и нравиться им не как детское сочинение , а как
литературное произведение , писанное для всех … »
3) Особенности языка детских книг .
Большое внимание Белинский уделял языку и слогу детских
книг . Очень низкий уровень изданий и низкая культура переводов
вызывали его многочисленные замечания об их безграничности , жаргоне .
Белинский считал , что язык детской книги должен
отличаться чистотой и правильностью « быть цветущим в самой простоте »
.
« Детские книги должны отличаться особенною легкостью ,
чистотою и правильностью языка …
Прекрасная , хорошим языком написанная или переведенная
книга и красиво напечатанная , - она полезна и для детей , и для
взрослых …
Книга должна быть написана просто , умело , без излишних
потребностей , хорошим языком , события изложены ясно , расставлены в
перспективе , обличающей память , переданы с живостью и
увлекательностью …
Целью детских книжек должно быть не столько занятие
детей каким - нибудь делом , не столько предохранение не от дурных
привычек и дурного направления , сколько развитие данных им от природы
элементов человеческого духа - развитие чувства любви и чувство
бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно
быть обращено на чувства детей , а не на их рассудок . Чувство
предшествует знанию , кто не почувствовал истины , тот и не понял , и
не узнал ее . »
К . И . Чуковский - сказочник и теоретик детской литературы .
От двух до пяти .
1 О особенности детской речи .
Подражание и творчество .
Каждый маленький ребенок есть величайший труженик нашей
планеты . Достаточно приглядеться возможно внимательнее к сложной
системе тех методов , при помощи которых ему удается в такое
изумительно короткое время овладеть своим родным языком , всеми
оттенками его причудливых форм , всеми тонкостями его суффиксов ,
приставок и флексий . Хотя это овладение речью происходит под
непосредственным воздействием взрослых , все же оно кажется одним из
величайших чудес детской психической жизни .
Ребенок всего за три года - от двух до пяти лет осваивает
основные богатства родного языка . И осваивает не как прилежный
зубрила , а как поэт .
У двух летних и трех летних детей такое чутье языка , что
создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками и уродами речи , а ,
напротив , очень метки , изящны , естественны :
« сердитки » - морщинки , « духлая » - пахнет духами , « всехный » -
всеобщий .
Сплошь и рядом случается , что ребенок изобретает слова ,
которые уже есть в языке , но неизвестны ни ему , ни окружающим (
обутка , одетка ) . Ребенок порою самостоятельно приходит к тем формам
, которые создавались народом в течении многих веков ( « льзя » -
можно , « удобриться » - смягчиться , « людь » - человек )
Чудесно овладевает детский ум методами , приемами , формами народного
словотворчества : они могли бы быть и только случайно их нет . Даже те
детские слова , которых нет в языке , кажутся почти , существующими .
Ребенок создал их лишь потому , что не знал наших взрослых слов .
Ребенок называет лошадку -
« лошада » т . к . лошадь для ребенка огромна и может ли он звать ее
уменьшительным именем ? Подушка для него - « подуха » , одуванчик - «
одуван » .
Когда трех летняя Нина впервые увидела в саду червяка , она зашептала
в испуге :
- Мама , мама , какой ползук !
Неосознанное мастерство .
Переиначивая наши слова , ребенок не замечает своего
словотворчества и остается в уверенности , будто правильно повторяет
услышанное ( « сольница » - солонка , т . к . есть чайница , сахарница
) .
Такое неосознанное словесное творчество - один из самых
изумительных феноменов детства . Сам того не подозревая , он
направляет все свои усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить
созданное многими поколениями взрослых языковое богатство . Даже те
ошибки , которые не редко случается делать ребенку при этом творческом
усвоении речи , свидетельствуют об огромности совершаемой его мозгом
работы по координации знаний ( « почтаник » - почтальон , по аналогии
со словами с суффиксом - ник - ; пожарник , сапожник , печник ) .
Чтобы воспринять наш язык , ребенок в своем словотворчестве
копирует взрослых . Сам того не подозревая , он направляет все свои
усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить созданное многими
поколениями взрослых языковое богатство .
С двух лет всякий ребенок становиться на короткое время
гениальным лингвистом , а к пяти - шести годам эту гениальность
утрачивает , т . к . к этому возрасту ребенок уже полностью овладел
основными принципами родного языка .
Когда мы говорим о творческой силе ребенка , о его чуткости , о
его речевой гениальности , мы не должны забывать , что общей основой
всех названных качеств является подражание , т . к . всякое новое
слово , создаваемое ребенком , твориться им в соответствии с нормами ,
которые даны ему взрослыми .
Народная этимология .
В большинстве случаев дети только к тому и стремятся , чтобы
возможно точнее скопировать старших . Но , пытаясь воспроизвести во
всей точности нашу « взрослую » речь , они бессознательно исправляют
ее ; изумительна та виртуозность , с которой , переменяя в услышанном
слове один только звук , они заставляют это слово подчинятся их логике
, их ощущению вещей :
* Буся метко обозвал бормашину зубного врача - больмашиной .
2. Леля называет сухарик - кусариком .
* - У мамы сердечко болело , и она пила болерьянку .
Развитие речи ребенка являет собой единство подражания и
творчества .
Осмысление речи бессмыслицей .
Слушая ,что погоня за смыслом приводит ребенка к сугубой бессмыслице .
3. Царь дрожащего творенья - « Царь , дрожащий от варенья ».
4. Властелин души моей - « Пластилин души моей » .
5. Терпи , казак , атаманом будешь - « Терпи , коза , а то мамой
будешь » .
Путем минимального изменения в звуковой структуре непонятного
слова ребенок , незаметно для себя , осмысляет его , причем в этой
новой редакции выдвигаются существеннейшие ( с точки зрения ребенка )
качества того лица или предмета , которые данными словами обозначены (
язык - лизык , слюнка - плюнка ) .
Эти языковые процессы в речи детей занимают не последнее место .
Действенность .
Ребячьи слова в большинстве случаев изображают предметы
исключительно со стороны действия .
6. « строганок » - то , чем строгают
7. « копатка » - то , чем копают
8. « лизык » - то , что лижет
9. « колоток » - то , чем колотят
Всюду выдвинута на первое место действенная функция предмета .
Почти все исправления , вносимые ребенком в нашу « взрослую »
речь , заключаются именно в том , что он выдвигает на первое место
динамику .
5. Завоевание грамматики .
За - вы - на - рас - об
Велико у детей тяготение к глаголу , что им буквально не
хватает глаголов , существующих во « взрослом » языке . Приходится
создавать свои собственные .
10. - часы часикают
11. - я намакаронился
12. - видишь , как я хорошо приудобился
13. - погоди , я еще не отсонился
В этих глаголах восхищают приставки , придающие каждому слову именно
тот оттенок экспрессии , какой придает им народ . Так что ребенок
поступает в полном соответствии с исконными нормами родного языка .
Самые смелые и причудливые из новообразований ребенка не выходят за
рамки общенациональных языковых традиций .
Разве не изумительно , что ребенок уже на третьем году своей жизни
вполне овладевает всем обширным арсеналом приставок и великолепно
угадывает значение каждой из них .
14. Мама , отпачкай мне рубашку !
Льзя - нельзя
Любопытная особенность детских приставок : они никогда не
срастаются с корнем . Ребенок отрывает их от корня и легче и чаше ,
чем взрослый .
15. - Я сперва боялся трамвая , а потом вык , вык и привык .
16. - Ах , какой ты невежа ! Нет , я вежа !
17. - Ты такой неряха . Ладно , я буду ряха !
Он и она
Замечательна чуткость ребенка к родовым окончаниям слов.
Здесь он особенно часто вносит коррективы в нашу речь .
18. - Я не черепаха , я черепах .
19. - Синица - синиц .
20. - Русалка - русал .
Прилагательные
Имена прилагательные сравнительно редко встречаются в речи
детей . Но даже в том небольшом их числе , тоже явственно выразилось
присущее детям чутье языка .
21. - Червячее яблоко
22. - Клевачий петух
23. - Махучий хвост
Скрещивание слов
24. - Моя чашка такая блистенькая
В этом слове слиты два разных слова , корни которых различны (
блестящая и чистенькая сразу ) .
Дети по инерции могут создать из любой глагольной формы любую
глагольную форму . Стоит только внимательно приглядеться к языковому
развитию детей , чтобы стало ясно , что подражание у них сочетается с
самым пытливым исследованием того материала , который предлагают им
взрослые .
25. - Начальная школа - это где начальники учатся ?
Типичные ошибки детей
Среди детских местоимений особым своеобразием отличаются
притяжательные .
26. - Этажерка - эта жерка , та жерка
27. - Табуретка - та буретка и эта буретка
Труднее всего малым детям даются капризные формы
разноспрягаемых глаголов .
28. - Папа воевает
29. - Мы сплим
30. - Лампа зажгита
Анализ языкового наследия взрослых
Дети вообще буквалисты . Каждое слово имеет для них лишь один
единственный , прямой и отчетливый смысл и не только слово , но порою
целая фраза .
31. - Скоро . Ты и оглянуться не успеешь ( Светлана стала как - то
странно себя вести )
32. - Я оглядываюсь , оглядываюсь , а лета все нету .
Тут все дело в том , что мы , взрослые , мыслим словами ,
словесными формулами , а маленькие дети - вещами , предметами
предметного мира . Их мысль на первых порах связана только с
конкретными образами . Потому - то они так горячо возражают против
наших аллегорий и метафор .
Ребенок , которого мы сами приучили к тому , что в каждом
корне данного слова есть отчетливый смысл , не может простить нам «
бессмыслиц » , которые мы вводим в нашу речь . Иногда ребенок
протестует не против смысла , а против фонетики данного слова .
Ребенок усваивает нашу « взрослую » речь не только путем
подражания , но и противоборствуя ей . Это противоборство бывает
двоякое :
1 . Неосознанное , когда ребенок даже не подозревает о том , что он
забраковал наши слова и заменил их другими .
2 . Нарочитое , когда ребенок сознает себя критиком услышанных им
речений .
И в том , и в другом случае основные законы установленной,
выработанной взрослыми речи остаются для ребенка непреложными . Если
же он восстает против некоторых наших речений , то лишь для того ,
чтобы вступиться за эти законы .
33. - Я в школу не пойду , там на экзамене ребят режут .
Ложное истолкование слов
Ребенок , который живет среди взрослых и постоянно
присутствует при их разговорах , то и дело слышит такие слова , смысл
которых ему непонятен . Часто он пытается осмыслить их сам , не
обращаясь за объяснением к старшим , вполне уверенный, что эта задача
не представит для него особенных трудностей . Он решает ее « по
вдохновению » , внезапно , не обладая для этого никакими другими
ресурсами , кроме сильнейшего языкового чутья , и немудрено , что ,
пытаясь самостоятельно добраться до смысла непонятных речений , он
принужден прибегать к самым фантастическим выдумкам .
34. - Двойняшки - два ( мальчика ) Яшки .
Слово отождествляется с вещью
Слово часто имеет в сознании ребенка такой же конкретный характер
, как и та вещь , которую он обозначает . Оно , так сказать ,
отождествляется с вещью . Всякие кикиморы , буки , которыми взрослые
пугают ребенка , именно потому и страшны для него , что в уме его
имена этих свирепых чудовищ сливаются с самими чудовищами .
Фонетика
Ребенок добирается до правильного произношения слов столь же
сложным , извилистым путем , каким он приходит к их нормативной
конструкции .
35. Кооператив :
пиф
пиф - пиф
апиф
39. капиф
40. каапиф
41. патиф
42. копатиф
43. кооператив
Роль фантазии и сказки в воспитании детей .
О необходимости развивать детскую фантазию при помощи чтения
сказок Ф . М . Достоевский писал в конце жизни одному из родителей :
« Вы говорите , что до сих пор не давали читать вашей дочери
что - нибудь литературное , боясь развить фантазию . Мне вот кажется ,
что это не совсем правильно : фантазия есть природная сила в человеке
, тем более во всяком ребенке , у которого она , с самых малых лет ,
преимущественно перед всеми другими способностями развита и требует
утоления . Не давая ей утоления ; или умертвишь ее , или обратно -
дашь ей развития , именно чрезмерно ( что и вредно ) своими
собственными силами . Такая же натуга лишь истощит духовную сторону
ребенка преждевременно » .
Лишенный Мюнхаузена , Гулливера , Конька - горбунка , ребенок
бессознательно компенсирует себя множеством самоделковых сказок . Без
фантазии и в физике , и в химии будет полный застой , т . к . создание
новых гипотез , придумывание новых приборов , догадки о новых
химических соединениях - все это продукты фантазии .
Сказка делает свое дело : помогает ребенку ориентироваться в
окружающем мире , обогащает его душевную жизнь , заставляет его
почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за
справедливость , за добро , за свободу , и , когда надобность в ней
минует , ребенок сам разрушает ее . Но до семи - восьмилетнего
возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая
пища - не лакомство , а насущный и очень питательный хлеб , и никто
не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу .
Сказка нужна ребенку для того , чтобы возможно полнее , пышнее
, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития
период .
Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке , чтобы
развить , укрепить , обогатить и направить их способность к творческой
мечте и фантастике . Тем , кто фантазирует принадлежит будущее .
Основное воспитательное значение сказки .
Цель сказочников.
Теперь уже считается общепринятой истинной , что сказка
совершенствует , обогащает и гуманизирует детскую психику , т . к.
слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и
всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей , кто борется за
справедливость , добро и свободу . В этом -то деятельном сочувствии
малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и
заключается основное воспитательное значение сказки .
Цель сказочников заключается в том , чтобы какою угодно ценою
воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека
волноваться чужими несчастьями , радоваться радостями другого ,
переживать чужую судьбу , как свою .
Наша задача заключается в том , чтобы пробудить , воспитать ,
укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность
сопереживать , сострадать , и сорадоваться , без которой человек - не
человек .
Только эта способность , привитая с самого раннего детства и
доведенная в процессе развития до высочайшего уровня , создавала и
будет впредь создавать Бестужевых , Пироговых , Некрасовых , Чеховых ,
Горьких …
7. Специфика детского словотворчества .
Роль игровых стихов в творчестве ребенка
« Путаницы » не только не мешают ребенку ориентироваться в
окружающем мире , но , напротив , укрепляют в нем чувство реальности и
что именно в интересах реалистического воспитания детей следует
культивировать в детской среде такие стихи . Ибо так уж устроен
ребенок , что в первые годы его бытия мы можем насаждать в его душе
реализм не только путем ознакомления с окружающим миром , но чаще и
успешнее всего именно при посредстве фантастики .
44. жабы по небу летают
45. рыбы по полю гуляют
46. мыши кошку изловили …
Все нелепицы ощущаются ребенком именно как нелепицы . Он ни на
минуту не верит в их подлинность . Навязывание предметам
несвойственных им функций и признаков увлекает его как забава . В
русских малых фольклорных жанрах эта забава нередко принимает характер
игры в обмолвку :
47. Полтора молока чистого кувшина .
48. Гладь , из - под собаки лают ворота .
49. Мужик схватил собаку и давай бить палку
Существует немало детских стихов , которые являются продуктами
игры , но эти стишки - перевертыши и сами по себе есть игра , игра
мыслительная , игра ума .
50. Будем кушать на диване , а спать на столе .
51. Наденем фуражку на ноги , а сандали на голову .
52. Возьмем дверь и откроем ключ .
Это проявление детского юмора и в то же время познавательное
отношение к миру .
Это стремление создавать перевертыши - у здорового ребенка на
каждом шагу . Жажда играть в переверьыши присуща чуть ли не каждому
ребенку на определенном этапе его умственной жизни . В основе этих
Страницы: 1, 2, 3