Рефераты. Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы






причуд не юмористическое , а позновательное отношение к миру . Ибо

давно уже чтало общепринятой истиной , что именно по средствам игры

ребенок овладевает огромным количеством знаний и навыков , нужных ему

для ориентации в жизни .

Педагогическая ценность перевертышей .

Играть в детстве - то же , что накапливать опыт , а этот

накопленный опыт порождает новые знания , чувства , желания , поступки

и новые способности .

Польза подобных стихов и сказок очевидна : за каждым « не так

» ребенок живо ощущает « так » , всякое отступление от нормы сильнее

укрепляет ребенка в норме , и он еще выше оценивает свою твердую

ориентацию в мире . Он делает как бы экзамен своим умственным силам и

неизменно этот экзамен выдерживает , что значительно поднимает в нем

уважение к себе , уверенность в своем интеллекте , столь необходимую

ему , чтобы не растеряться в этом хаотическом мире : « Я - то не

обожгусь холодной кашей » ; « я - то не испугаюсь улитки » ; « на дне

моря я не стану искать землянику . »

В этом проверочном испытании , в этом сомоэкзамене - главное

значение игры в перевертыши .

В перевертышах можно выделить следующие разделы :

1 . Перевертыши большого и малого ( малому приписываются качества

большого : - комарище упавший с дуба )

2 . Перевертыши холодного и горячего ( холодному приписываются

качества горячего и наоборот : - я - то не обожгусь холодной водой )

3 . Перевертыши еды ( съедобность несъедобных вещей : - пил - ел

лапти )

4 . Перевертыши одежды ( - наденем фуражку на ноги , а сандали на

голову )

5 . Перевертыши явлений природы ( - море горит )

6 . Перевертыши ездока и коня ( - конь едет верхом )

7 . Перевертыши телесных недостатков (- слепые видят )

8 . Перевертыши действующих лиц ( - глядь , из - под собаки лают

ворота )

Вовлекая ребенка в « перевернутый мир » , мы не только не

наносим ущерба его интеллектуальной работе , но , напротив ,

способствуем ей , ибо у ребенка у самого есть стремление создать себе

такой « перевернутый мир » , чтобы тем вернее утвердиться в законах ,

управляющих миром реальным .

Перевертыши есть такое же порождение игр .

Воспитать в ребенке юмор - драгоценное качество , которое ,

когда ребенок подрастает , увеличит его сопротивление всякой

неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами .

У ребенка вообще есть великая потребность смеяться . Дать ему

добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна из

непосредственных задач воспитания .

Как дети слагают стихи .

Среди многочисленных методов , при помощи которых ребенком

усваивается общенародная речь , смысловая систематизация слов занимает

не последнее место .

По представлению ребенка , многие слова живут парами : у

каждого из этих слов есть двойник , чаще всего являющийся его

антитезой . Узнав одно какое - нибудь слово , дети уже на третьем году

жизни начинают отыскивать то , которое связано с ним по контрасту .

При этом , конечно , возможны такие ошибки :

53. Вчера была сырая погода

54. А разве сегодня вареная ?

55. Это вода стоячая

56. А где же лежачая ?

Такие словесные пары являются для ребенка не только двойниками

по смыслу , но в большинстве случаев - по звуку . В представлении

детей понятия , параллельные по смыслу , должны быть параллельны по

звуку :

57. Расскажи начало , а кончала не надо .

58. Две открытки и одна закрытка

59. Желток - белток

В этих рифмах нет ничего преднамеренного . Просто они

облегчают речь ребенка .

Всюду сказывается стремление ребенка рифмовать слова ,

принадлежащие к одной категории понятий , и таким образом

систематизировать их либо по контрасту , либо по сходству .

60. Генералы - сухопутные ,

61. Адмиралы - воднопутные

Вообще всякая рифма доставляет ребенку особую радость . И

когда она случайно подвернется ему в разговоре , он играет ею :

62. Вот туда , где вода ,

63. Вот туда , где вода .

64. Это разве ложка ?

65. Это просто кошка .

Влечение к рифмованным звукам присуще в той или иной степени

всем детям от двух до пяти : все они с удовольствием предаются

длительным играм в созвучия :

66. Галюнчик , малюнчик .

67. Галюха , малюха .

Таким образом , рифма есть , так сказать , побочный продукт

этой неумолимой работы ребенка над своим голосовым аппаратом , и

продукт чрезвычайно полезный : благодаря ему тяжелая работа ощущается

ребенком как игра .

Детское стихотворчество - признак избытка играющих сил . Оно

явление такого же порядка , как кувыркание или махание руками .

68. Я не танк волоку ,

69. Я в галопию скаку !

До четырехлетнего возраста ребенок был и поэт , и певец , и

плясун одновременно , а теперь стихотворство становиться для него

самостоятельной деятельностью , отдельной от всякого другого искусства

.

На шестом или чаще всего на седьмом году жизни они понемногу

переходят от эмоциональных выкриков к чисто литературным стихам :

70. Лежит рядочком с брюквой

71. И кажется , вот - вот

72. От счастья громко хрюкнет

73. И хвостиком махнет .

Стихи для детей - норма человеческой речи , естественное

выражение их чувств и мыслей .

2 Заповеди для детских поэтов .

Основополагающие принципы , положенные в основу

заповедей .

1 . Учиться у народа . Учиться у детей .

В девятнадцать лет Петр Ершов создал гениальную книгу ,

которая живет более ста лет . В поучительной судьбе « Горбунка » явно

поставлен знак равенства между детьми и народом .

Сказки Пушкина все до одной были сказки крестьянские и по

словарю и по дикции .

Басни Крылова , возникли как литература для взрослых с

непревзойденным совершенством воссоздали народную речь , у нас будет

полное право сказать , что русский народ продиктовал своим гениальным

писателям все лучшие детские книги .

Это детские стихотворения Некрасова , детские книги

Л . Толстого , Ушинского , насквозь пропитанные нашим фольклором .

Единственный компас для писателей - народная поэзия . Задача

писателей - не точная имитация старинного народного творчества . Но не

только у народа должны мы учиться , второй учитель - ребенок . Надо

знать потребности и вкусы малолетних читателей , воспитывать их ,

влиять , формировать как личность .

2 . Образность и действенность

74. 1 заповедь - графичность .

Стихотворения должны быть графичны , т . е . в каждой строфе ,

а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника , ибо

мышлению младших детей свойственна образность .

« Ехали медведи на велосипеде

А за ними кот задом наперед .

А за ним комарики на воздушном шарике . »

75. 2 заповедь - наивысшая смена образов .

Стихи , печатаемые без рисунков , теряют , чуть не половину

своей эффективности .

« Муха криком кричит ,

Надрывается ,

А злодей молчит ,

Ухмыляется . »

76. 3 заповедь - словесная живопись должна быть лирична .

Словесная живопись должна быть лирична .

Поэт - рисовальщик должен быть поэтом - певцом . Ребенку мало видеть

тот или иной эпизод , изображенный в стихах : ему нужно , чтобы в этих

стихах были песни и пляски .

« И сел на кита Айболит

И одно только слово твердит :

Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! »

4 заповедь - подвижность и переменчивость ритма .

Нужна подвижность и переменчивость ритма . Для разнообразия

фактуры стиха используется переход от хорея к дактилю , и наоборот .

« Вон акула Каракула

Распахнула злую пасть .

Вы к акуле Каракуле

Не хотите ли попасть

Прямо в пасть ? »

3 . Музыка

78. 5 заповедь - повышенная музыкальность .

Нужна повышенная музыкальность поэтической речи , плавность ,

текучесть звуков .

« Курица - красавица у меня жила ,

Ах , какая умная курица была . »

4 . Рифмы . Структура стихов .

79. 6 заповедь

Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком

расстоянии одна от другой , т . е . быть как можно ближе друг к другу

.

« И сейчас же к нему из - за елки

Выбегают мохнатые волки :

« Садись , Айболит , верхом ,

Мы живо тебя довезем ! »»

80. 7 заповедь

Те слова , которые служат рифмами в детских стихах , должны

быть главными носителями смысла всей фразы .

« Таня - Ваня задрожали -

Бармалея увидали .

Он по Африке идет ,

На всю Африку поет : … »

81. 8 заповедь

Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной

жизнью и составлять отдельный организм .

« Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало .

Глянул заинька в окно ,

Стало заиньке темно . »

5 . Отказ от эпитетов . Ритмика .

82. 9 заповедь

Не загромождать детских стихов прилагательными . Ребенка по -

настоящему волнует в литературе лишь действие , лишь быстрое

чередование событий .

« У меня зазвонил телефон .

- Кто говорит ?

- Слон .

- Откуда ?

- От верблюда .

- Что вам надо ?

- Шоколада . »

83. 10 заповедь

Преобладающим ритмом этих стихов должен быть непременно хорей

.

« Дон , дон , дон , дон !

Загорелся кошкин дом … »

6 . Игровые стихи

84. 11 заповедь

Стихи должны быть игровыми , т . к . вся деятельность младших

и средних дошкольников выливается в форму игры . Тот, кто не способен

играть с малышами , пусть не берется за сочинение стихов . Дети играют

не только вещами но и произносимыми звуками .

« Жила - была мышка Мауси .

И вдруг , увидела Котауси .

У Котауси злые глазауси

И злые - презлые зубауси . »

12 заповедь

Поэзия для малышей , должна быть и для взрослых поэзией .

13 заповедь

В своих стихах поэты должны не столько приспосабливаться к

ребенку , сколько приспособлять его к себе , к своим

« взрослым » ощущениям и мыслям .

Последняя заповедь прямо призывает детских поэтов « мало -

помалу нарушать многие из вышеуказанных заповедей , дабы путем

постепенного усложнения формы подвести малыша вплотную к восприятию

великих поэтов » .

3 Анализ сказки К . И . Чуковского «Айболит »

В основе поэмы - сказки К . И . Чуковского « Айболит » , лежит

тема большой любви к животным и прославление тяжелой и трудной , но в

то же время очень интересной профессии - доктор ( врач лечащий людей

и животных ) .

Доктор Айболит в центре сюжета . Он является воплощением доброты

, ума , чуткости , сострадания к ближним , сильным героем идущим к

поставленной цели , побеждающим все зло - и это главные качества

характеризующие большинство героев сказок Чуковского .

Идеей сказки является факт исцеления бедных , больных животных

живущих в далекой Африке добрым доктором Айболитом .

Создавая сказки для малышей К . И . Чуковский непосредственно

следовал своим заповедям . Сказка написана простым детским языком ,

эмоциональна , доступна для детей , легко воспринимается , но в то же

время она оказывает большое воспитательное значение .

Рассмотрим же сказку на основе заповедей Чуковского :

1 . Соблюдена графичность и образность .

« Но вот перед ним море -

Бушует , шумит на просторе .

А в море высокая ходит волна ,

Сейчас Айболита проглотит она …

Но тут выплывает кит :

« Садись на меня , Айболит ,

И , как большой пароход ,

Тебя повезу я вперед ! » »

2. Наивысшая смена образов

« Мы живем на Занзибаре ,

В Калахари и Сахаре ,

На горе Фернандо - По ,

Где гуляет Гиппо - попо

По широкой Лимпопо » .

3 . Живопись лирична , множество глаголов и предлогов дают ощущение

постоянного движения .

« И пришла к Айболиту лиса …

И пришел к Айболиту барбос …

И прибежала зайчиха

И закричала : « Ай , ай !

Мой зайчик попал под трамвай !

Он бежал по дорожке ,

И ему перерезало ножки ,

И теперь он больной и хромой ,

Маленький заинька мой ! »

Вместе с его героями тоже хочется , что то делать , как то

действовать , чем то помочь .

4 . Подвижность и переменчивость ритма .

« Но вот , поглядите , какая - то птица

Все ближе и ближе по воздуху мчится .

На птице , глядите , сидит Айболит

И шляпою машет и громко кричит :

« Да здравствует милая Африка ! » »

5 . Музыкальность поэтической речи .

« Вот и Гиппо , вот и Попо ,

Гиппо - попо, Гиппо - попо !

Вот идет Гиппопотам .

Он идет от Занзибара ,

Он идет к Килиманджаро -

И кричит он , и поет он :

« Слава , слава Айболиту !

Слава добрым докторам ! » »

Песня гиппопотама звучит , как гимн для докторов .

6 . Рифмы находятся в ближайшем соседстве .

« И акула Каракула

Правым глазом подмигнула

И хохочет , и хохочет ,

Будто кто ее щекочет .

А малютки бегемотики

Ухватились за животики

И смеются , заливаются -

Так , что дубы сотрясаются . »

7 . Каждая строка живет собственной жизнью .

« Добрый доктор Айболит !

Он под деревом сидит .

Приходи к нему лечиться

И корова , и волчица ,

И жучок , и червячок ,

И медведица !

Всех излечит , исцелит

Добрый доктор Айболит ! »

8 . Основная смысловая нагрузка лежит на словах - рифмах .

« « Что такое ? Неужели

Ваши дети заболели ? » -

« Да - да - да ! У них ангина ,

Скарлатина , холерина ,

Дифтерит , аппендицит ,

Малярия и бронхит !

Приходите же скорее ,

Добрый доктор Айболит ! » »

Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы .

9 . Стихи не загромождены прилагательными .

« Ладно , ладно , побегу ,

Вашим детям помогу .

Только где же вы живете ?

На горе или в болоте ? »

10 . Преобладает движение , основной ритм - хорей .

« И встал Айболит , побежал Айболит ,

По полям , по лесам , по лугам он бежит .

И одно только слово твердит Айболит :

« Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! » »

11 . Присутствует игра .

« И бежит Айболит к бегемотикам ,

И хлопает их по животикам ,

И всем по порядку

Дает шоколадку ,

И ставит и ставит им градусники !

И к полосатым

Бежит он тигрятам ,

И к бедным горбатым

Больным верблюжатам ,

И каждого гоголем ,

Каждого моголем ,

Гоголем - моголем ,

Гоголем - моголем ,

Гоголем - моголем потчует . »

12 . Поэзия для детей - поэзия для взрослых .

« Десять ночей Айболит

Не ест , не пьет и не спит ,

Десять ночей подряд

Он лечит несчастных зверят

И ставит и ставит им градусники . »

13 . Частые повторы придают большую эмоциональность сказке .

« И тут же страусята

Визжат , как поросята ,

Ах , жалко , жалко , жалко

Бедных страусят !

И корь и дифтерит у них ,

И оспа и бронхит у них ,

И голова болит у них ,

И горлышко болит . »

Мы видим , что К . И . Чуковский прекрасно использовал свои

заповеди в сказке « Айболит » . Эту сказку и сейчас очень любят дети ,

и после будут любить и читать ее вновь и вновь . Это все благодаря

высокому мастерству и таланту великого поэта .

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.