Рефераты. Джефферсон - выдающийся деятель мировой истории






договор о союзе между Англией и ее сторонниками в нашей стране против

народа Соединенных Штатов».

Джефферсон с интересом наблюдает за происходящим. Вся эта подспудная

борьба, ее правила и ее участники ему слишком хорошо знакомы. В отношении

Вашингтона он пишет: «Я хотел бы, чтобы его честь и его политические ошибки

не могли создать повторения ситуации, в которой следует сказать: «Умалите

его достоинства, иначе они погубят его страну».

Президентская кампания 1796 года прошла под знаком борьбы федерализма

и республиканской партии. Не принимая в борьбе прямого участия, Томас

Джефферсон стал лидером республиканцев и ее кандидатом. Он победил в

Пенсильвании, повел за собой часть Мэрилэнда, возглавив список во всех

южных штатах, за исключением Южной Каролины, где голоса разделились

поровну. До победы ему не хватило 4 голосов и президентом стал Джон Адамс –

кандидат федералистской партии и старый знакомый Томаса Джефферсона.

Второе место давало ему право на пост вице-президента. В беседах два

государственных деятеля сумели найти общую платформу их будущего временного

сотрудничества. Адамс нуждался в лидере республиканцев для усиления

правительственной власти. Томас Джефферсон стремился заручиться обещанием

будущего президента не входить в возглавляемую Англией антифранцузскую

коалицию, так как обстоятельства последних месяцев, и прежде всего разрыв

дипломатических отношений с Францией говорили о такой возможности.

Политическая доктрина Джефферсона к тому времени принимает все более

отчетливые формы. Говоря кратко, он стал в определенной степени лидером

средней и мелкой буржуазии, фермерских масс, глашатаем требований

держателей небольших земельных участков. Именно в фермерах он видел

основную силу будущей Америки и надеялся увеличить их влияние на

федеральное правительство.

Томас Джефферсон волею судеб опять оказался в центре политической

борьбы, когда президент колебался, а мощная англофильская фракция была

готова придти к союзу с прежней метрополией ради войны. Джефферсон

предлагал установить дружеские отношения с Францией, готовящейся к

последним битвам с коалицией монархов. Очевидна была перемена в

мировоззрении Джефферсона. Два года назад он и слышать не хотел о

политической борьбе, теперь же он не мыслит без нее своего существования.

Не страшась неизбежных трений партийной борьбы, он встает во главе

республиканцев. И делает это вовремя, так как партия на некоторое время

лишилась своего координатора действий – поступая по примеру старшего друга

Джон Мэдисон удаляется в свой загородный дом. Прежде всего Томас

Джефферсон сплачивает республиканскую фракцию конгрессменов. Важную и

главную роль в деле консолидации масс Джефферсон отдавал прессе.

Постепенно, рассылая во все концы страны письма крупным политическим

фигурам с предложением войти в оппозицию, превращают его из символического

главы партии в ее главного стратега. В июле 1797 года он уже стоит во главе

партии. Вокруг него образуется круг доверенных лиц. Касаясь политической

карьеры Джефферсона следует заметить, что его многогранная натура и

проницательный ум никогда не испытывали полного удовлетворения от одной

лишь политики. Даже в момент наивысшего напряжения душевных сил в

политической борьбе он стремится найти отдушину в ученых занятиях. Однажды

он сказал, что привязанности его души принадлежат «свободе и науке –

кровной дочери свободы». Свободу он рассматривает как первое и непременное

условие исследование. Как и все великие представители Просвещения, Томас

Джефферсон считал, что «у истины нет отчизны, она абсолютна для всего рода

человеческого», поэтому он всячески поощрял расширение контактов между

учеными различных стран. В марте 1797 года Джефферсон занимал не только

пост вице-президента, но и место президента Американского философского

общества – пост первого ученого страны. Занимая эту почетную должность он

сказал, что его горячим желаем является «видеть знания, распространившиеся

среди человечества до таких пределов, что они наконец достигнут

противоположностей общества, нищих и королей». Этот пост он занимал до 1814

года.

1797-1798 годы были для Джефферсона очень напряженными и проходили под

знаменем борьбы с федералистской партией, которые в закамуфлированном виде

проводили политику изменения характера правления США. Он выставляли

многочисленный требования к Адамсу. В результате анализа развития событий

1798 года Джефферсон приходит к выводу, что следует нанести реакции

ответный удар. К тому времени создалась уже достаточно громоздкая система

республиканской партии. В основном она существовала как оппозиция

правящему федерализму, не имела широкой программы конструктивных реформ и в

будущей позитивной деятельности полагалась скорее не на согласованные

единые проекты, а на убеждения своего руководства. Широкие взгляды Томаса

Джефферсона, соединившего в своей политической философии немало

противоположных начал, давал партии ту платформу, в которой она нуждалась

для борьбы пред избирательными урнами. Однако, в программе Джефферсона

можно было выделить три основных принципа:

1. избежать превращения республики в монархию, то есть сохранение

феодальной конституции и прав штатов;

2. свобода слова, совести, право народа подвергать критике власти и

противостоять им; поощрение развития науки;

3. свободная торговля со всеми нациями, никаких политических союзов с одной

из них;

Главным же принципом было стремление «держаться подальше» от воюющей

Европы. Это единственных шанс сохранения независимости.

С такими требованиями подошла партия республиканцев во главе с Томасом

Джефферсоном к новым политическим выборам 1800 года. К ним Джефферсон

готовился активно, использовал не применяемые ранее способы. В частности,

была опубликована краткая биография Джефферсона с комментариями – первая

биография Джефферсона. Насколько известно, ни одна из последующих

президентских кампаний в США не потребовала специального биографического

освещения жизни претендента.

Раскол и ослабление партии федералистов, а также продуманная политика и

тактика действий в предвыборных условиях позволили Джефферсону победить на

выборах. 12 декабря 1800 года было объявлено об итогах президентских

выборах с перевесом в 8 голосов. Он стал третьим президентом США.

Государственная деятельность заполнила уже половину жизни Томаса

Джефферсона, когда в возрасте 57 лет он готовился занять высший пост в

стране. Испытав взлеты и падения, горечь долгого и унизительного молчания и

радость мимолетного триумфа, он смотрел на будущие, самые трудные годы

спокойно и просто, готовый выполнить свой долг.

Программа, изложенная Джефферсоном, достойна внимания. Во внешней

политике: «Мир, торговля, честная дружба со всеми нациями, обязывающих

союзов – ни с кем». О началах распределения между федеральным

правительством и штатами говорилось: «Поддержка правительств штатов во всех

их правах как наиболее компетентное разрешение наших внутренних задач и как

наиболее надежный оплот против антиреспубликанских тенденций; сохранение

общего управления в его полной конституционной силе как залог мира внутри

страны и внешней безопасности». Демократический способ правления, полагал

Томас Джефферсон, требует минимального бремени налогов: «Экономия

общественных средств, чтобы ослабить налоговый пресс на трудящихся».

Общедемократические принципы: «Распространение информации, предоставление

главных вопросов на суд общества; свобода религии; свобода прессы; свобода

личности». Таким представил свое политическое кредо Джефферсон и таким, по

его словам, были убеждения большинства американцев. Страна должна высказать

и сделать законом свои убеждения, она должна идти за республиканцами, так

как «республиканцы – это нация». Также он решился привлечь на свою сторону

низшие и умеренные слои партии противника и сделал широкий примирительный

жест: «Мы все – республиканцы, мы все – федералисты». Итак, предлагая

объединиться на началах демократии, Томас Джефферсон признает эти начала

основополагающими не только для одной партии, но и для всей страны. Как

глава демократического движения он стремился к такому федеральному

устройству, которое поощряло бы внутреннее самоуправление, увеличивало бы,

насколько это возможно, социальную базу государственной власти. Вступив на

пост президента, он сделал доступным для чтения и осмысления свое

инагурационное послание –«Великую хартию вольностей» в политике, как

называли ее республиканцы. Этот документ отразил веру Томаса Джефферсона и

его окружения в то, что, добившись равенства граждан пред законом, они

вместе со всей страной вступают в новый этап развития, где не будет

сверхбогатства и злосчастной бедности. Это была политическая платформа,

рассчитанная в значительной степени на избирателей, ждавших от нового

правительства реформ и перемен.

Президенту Джефферсон предназначал роль проводника внешней политики,

функции же внутреннего управления фактически предавались в руки штатов.

Полагаясь на практику местного самоуправления, он стремился привлекать к

делу решения политических и экономических проблем сами штаты.

Децентрализация внутреннего руководства казалась ему необходимой

предпосылкой демократии. Он писал: «Наша страна слишком велика для того,

чтобы всеми ее делами вершило одно правительство. Слуги общества,

находящиеся на далеком расстоянии, без надзора со стороны своих

избирателей, окажутся по причине этой отдаленности неспособными управлять и

не будут уделять должного внимания всему, что необходимо для справедливого

управления гражданами. Это же обстоятельство, лишающее избирателей

возможности контролировать своих избранников, толкает слуг общества к

коррупции, казнокрадству и мотовству». Также сразу он принял четкий

внешнеполитический курс: всемерно избегать вольного или невольного

вмешательства в европейские дела, справедливо полагая, что в любом случае

опасности вмешательства превышают возможные преимущества.

Получив власть, Томас Джефферсон с немалой грустью замечает, что не

всесилен в создании желанной для него Америки фермеров. Вообще же, философ

18 века сокрушается, когда видит, что желанное «царство разума» обращается

откровенным царством капитала. Он негодует при виде господства власти

денег, но признается в своем бессилии. Пребывание Джефферсона на вершине

власти означает для него трагедию и крах его личных концепций. Вступив в

должность президента, он пренебрегает своими прежними идеалами, правилами и

представлениями, отражая интересы буржуазного государства и его правящего

класса. Не согласием управляемых, а силой государственной власти

представлен он теперь на половине территории Соединенных Штатов. Таким же

образом оказались попранными интересы гуманности в отношении индейцев

Луизианы, которая была приобретена в 1803 году. Поддержка Джефферсона

массами и политиками, а также его активная политическая деятельность

позволили ему остаться в должности президента и на второй срок. На третий

срок, несмотря на просьбы и достаточно крепкие позиции республиканской

партии, он не остался.

Оценивая годы президентства Томаса Джефферсона, Адамс писал ему в 1813

году: «Характер вашей оценки в истории нетрудно предсказать. Ваша

администрация будет подаваться философам как пример глубокой мудрости;

политикам она будет подаваться как слабая, поверхностная и близорукая».

Размышляя о том, как оценивали его управление, Джефферсон отмечал:

«Правительства, которое бы регулировало свою деятельность исходя их того,

что разумно и справедливо для многих, не подверженного влиянию местнических

и своекорыстных интересов тех немногих, кто направляет его дела, возможно,

еще не существовало и на земле. И если оно и существовало на какой-то

момент при рождении нашего правительства, то не очень-то легко было бы

определить продолжительность его существования. И все же я полагаю, что оно

существует здесь в большей мере, чем где бы ни было...»

День инаугурации Мэдисона завершил большую, сложную, противоречивую

главу в жизни Томаса Джефферсона. Он отказался проехать к месту церемонии

в экипаже Мэдисона, заявив ему: «Все почести с этого дня принадлежат вам».

Джефферсон ехал верхом безо всякого сопровождения, теряясь в толпе

поздравляющих. Он вошел под Купол Капитолия, чтобы сказать: «В этот день я

возвращаюсь к народу, и мое место среди него». Своему другу Дюпону он

писал: «Никогда еще узник, освобожденный из своих цепей, не чувствовал

такого облегчения, какое испытал я, сбросив оковы власти. Природа

предназначала меня для спокойных занятий наукой, отдав им мой высший

восторг. Но требования времени, в которое я жил, принудили меня

сопротивляться моим естественным побуждениям и погрузить себя в бурный

океан политический страстей. Благодарю Бога за возможность выйти из него».

Таким образом, Томас Джефферсон вышел из активной политической борьбы

в 60 лет. В одиночестве, подавляемый психологическим грузом недавних

испытаний, он находит опору в философских взглядах, которые он выработал на

протяжении всей жизни. У истоков его моральной философии стояли Эпикур и

стоики. Учение Эпикура он называет впитавшим все рациональное из того, что

оставила моральная философия Греции и Рима. Стоиков античности, по его

мнению, полным и верным образом отразило учение Эпиктета, заключившее в

себе суть стоицизма, «все остальное – лицемерие и гримаса».

Идеализм Платона, популярного в то время, начисто отвергается

Джефферсоном. Идеи Платона, считает он, выведены из мистицизма,

непостижимого человеческому разуму. Некоторые из направлений христианской

религии восприняли идеи Платона, чтобы держать паству тумане отвлеченных

догм.

Сократа Джефферсон воспринимает только в изложении Ксенофонта, а

наиболее превратным его толкованием считает пересказ Платона. Сенека, по

мнению Томаса Джефферсона, был выдающимся моральным философом. Как одно из

ответвлений античной мысли рассматривает он учение Иисуса Назарета.

«Эпиктет и Эпикур дают законы управления собой, Иисус дополняет их

обязанностями в отношении других». Христианство воспринимается Джефферсоном

как этап в развитии философской мысли. Религия для него скорее сумма

жизненных правил и поведения, как пишет он в одном из писем: «Я всегда

судил о религии других по их жизни». И добавляет: «Меня тоже мир должен

судить по этому же критерию» .

Отойдя от государственных дел он продолжает свою разностороннюю

деятельность, в частности, продолжает усовершенствование агротехники: смену

удобрений, применение плугов различной формы, различный цикл смены культур

на одном участке.

Также он продолжает сбор книг для своей библиотеки, которая считалась

культурным оазисом США того времени и послужила основанием Библиотеки

конгресса, ныне одной из крупнейших в мире.

Вплоть до 1814 года Томас Джефферсон оставался президентом Американского

философского общества – практически американской академии наук. Его вкладом

в работу общества явилась критика философии Юма и Белкстона, разбор

философии эпикурейцев, сравнительный анализ классификаций органического

мира Линнея, Кювье и Блюменбаха, описание и характеристика американских и

сибирских, разбор новой испанской конституции, работы по математике,

стандартам мер и весов, языкознанию.

В политическом плане большая часть письменного наследия тех лет была

направлена против Верховного суда США. Томас Джефферсон считал, что

пожизненное назначение судей, узурпированное (как он полагал) право судить

о конституционности тех или иных законов представляют собой первостепенную

опасность для демократических процессов.

Другая важнейшая тема – соотношение прав федеральной власти и власти

штатов. Земледелец не получает в буржуазном государстве должного влияния, и

Томас Джефферсон предлагает ввести систему дробления графств – наименьших

административных единиц на еще более мелкие части. «Это будут простые,

чистые в политическом смысле республики, сумма которых, взятая вместе,

образует штат и воссоздает подлинную демократию, вникающую в ежедневные

ближайшие заботы самых мелких своих частей» 27. Подобное предположение –

одна из последних попыток обосновать возможность в Америке аграрной

демократии. Он и сам слабо верит в проект децентрализации: «У меня мало

надежд на то, что поток консолидации может быть оставлен» .

Одной из важнейших национальных проблем США того времени был вопрос о

рабстве.

Находясь в сердцевине края, где рабовладение отстаивает истину, что

цвет кожи не влияет на умственные и душевные качества, что все расы равны.

В 1809 году Томас Джефферсон пишет своему европейскому корреспонденту

аббату Грегуару: «Никто из живущих не желает искренне, чем я, видеть полное

развенчание сомнений, которые я сам ранее разделял выражал, о степени

понятливости, присущей им (неграм) от природы, я пришел к выводу, что в

этом отношении они нам равны». Здесь нетрудно обнаружить отвлеченную

философия Джефферсона, трудно совместить с ней практическую деятельность

владельца Монтиселло. Пользуясь трудом рабов, Джефферсон видит путь их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.