Рефераты. Анализ отчетности кредитных организаций






Анализ отчетности кредитных организаций

Содержание

Введение............................................................................................................... 2

1.     Общая характеристика отчетности.............................................................. 3

1.1.  История возникновения и создание условий для перехода к общепринятым стандартам составления отчетности. Зарубежный опыт................................ 3

1.2.  Банковская отчетность и ее значение...................................................... 9

1.3.  Состав, содержание и периодичность отчетности................................ 17

1.4.  Проблемы, связанные с составлением и представлением отчетности кредитными организациями............................................................................................... 18

1.5.  Виды отчетности.................................................................................... 21

1.6.  Подготовительная работа к составлению годового отчета. Заключительные обороты       24

1.7.  Пояснительная записка и ее содержание............................................... 29

1.8.  Финансовая отчетность кредитных организаций, ее цель и значение... 31

1.9.  Нормативные документы, регулирующие порядок составления отчетности. Роль Центрального банка -  как надзорного органа.............................................. 37

1.10........................................ Содержание и порядок составления отчетности      44

1.11. Консолидированная отчетность и ее значение..................................... 45

1.11............................................................................. Публикуемая отчетность      48

1.12.......................................... Значение отчетности в современных условиях      50

2.     Анализ отчетности кредитных организаций.......................................... 52

2.1.  Организация работы по формированию базы данных для составления отчетов     52

2.2.  Анализ отчетности по количеству и качеству отчетов и ее значение... 55

2.3.  Структура показателей, включаемых в отчет......................................... 59

2.4.  Факторы, влияющие на количество отчетов и показателей в них......... 61

2.5.  Меры по сокращению и исключению дублирующих показателей........ 62

3.     Выводы и предложения.......................................................................... 64

3.1.  Переход к  международным стандартам составления финансовой отчетности – как часть реформирования банковской системы................................................ 64

3.2.  Проблемы кредитных организаций по переходу к международным стандартам     70

3.3.  Пути совершенствования отчетности.................................................... 75

Заключение......................................................................................................... 78

Список литературы............................................................................................ 82

Приложения....................................................................................................... 86


Введение

 

Последние годы отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики,  предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования, капитализации заработанных средств и т.д.

          Одной из приоритетных задач Банка России по  модернизации банковского сектора является завершение подготовки к переходу кредитных организаций на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МСФО) с 1 января 2004 года.

          Базовой предпосылкой внедрения МСФО должно стать принятие нового Федерального Закона «О бухгалтерском учете». Соответствующие коррективы должны быть также внесены в налоговое законодательство.  До конца 2002 года Банк России внесет в свои нормативные документы изменения, вытекающие из требований МСФО, с тем, чтобы у кредитных организаций было достаточно времени на подготовку к практическому переходу на новые стандарты.

Актуальность и значимость данной проблемы и определили тему моей дипломной работы.

1.     Общая характеристика отчетности

1.1.              История возникновения и создание условий для перехода к общепринятым стандартам составления отчетности. Зарубежный опыт

Крах 1929 года на мировых фондовых рынках, породивший многолетний глобальный экономический кризис в индустриально развитых странах и регионах, выявил недостаточность применявшейся системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Концептуальные принципы составления финансовой отчетности в разных странах и даже в разных компаниях существенно отличались друг от друга и публично не только не объявлялись, а даже всячески скрывались от пользователей отчетности. Из-за этого отчетность разных компаний оказывалась несопоставимой и непонятной, приводила к ошибочным и неоднозначным выводам о результатах и финансовом положении компании. Движение капиталов направлялось по ложному руслу, что могло привести к новым биржевым крахам.

В начале 30-х годов в США начали разрабатывать систему национальных общепризнанных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, которые добровольно применялись крупными компаниями, представленными на фондовых биржах. На этой основе со временем возникла система ГААП США, дошедшая до наших дней.

В Европе пошли по пути обязательного применения компаниями национальных планов счетов бухгалтерского учета, из которых, кстати, после второй мировой войны возникла система национальных счетов для учета внутреннего валового продукта (ВВП) и других показателей национальной экономической статистики.

Национальные Общепризнанные принципы учета (ГААП), зародившиеся в США, получили распространение в Канаде, Англии, Мексике, Италии и некоторых других странах. ГААП в каждой стране имели свои особенности, но везде обеспечивали определенное единство и стабильность подходов к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, гарантировали ее сопоставимость с отчетностью других национальных компаний, с ретроспективной информацией компании, представившей отчетность. Достоверность и надежность учетной информации повысились. Возросло доверие к финансовой отчетности самых разнообразных пользователей. Европейский Союз издал Четвертую и Седьмую директивы, унифицирующие финансовую отчетность стран, входящих в ЕС.

В условиях глобализации экономики,  развития международных финансовых рынков, создания региональных экономических пространств (Единый рынок в Европе), расширения инвестиционных возможностей, распространиния информационных технологий все большее значение приобретает необходимость гармонизации стандартов финансовой отчетности.

Отсутствие единой системы бухгалтерского учета и различная интерпретация существующих стандартов порой приводят к парадоксальным ситуациям. При этом можно сослаться на два классических примера, которые довольно часто фигурируют в финансовой литературе и в выступлениях специалистов.

Один случай примерно 30-летней давности произошел в Англии, когда две политические партии (правящая и оппозиционная) в ходе предвыборной борьбы привели результаты экономической деятельности правительства за один и тот же год. Согласно подсчетам одной партии экономика была прибыльной, по данным другой — она оказалась убыточной. При этом используемые показатели не искажались и бухгалтерские принципы не нарушались.

Другой пример относится к 1993 г. Он был приведен в выступлении председателя Комиссии по ценным бумагам и биржам США Артура Левитта на Американском совете по Германии 7 октября 1999 г. в Нью-Йорке. Компания Даймлер-Бенц, согласно финансовой отчетности, проведенной на основании германских бухгалтерских стандартов, показала прибыль в 1993 г. в размере 168 млн. западногерманских марок, а с использованием стандартов американской системы GAAP — понесла убытки в размере почти 1 млрд. западногерманских марок за тот же период.

Подобного рода расхождения в финансовых показателях вызывают озабоченность и замешательство у экономистов и финансистов, управляющих банков, руководителей коммерческих структур и особенно у инвесторов.

При отсутствии единой бухгалтерской отчетности международные инвесторы, заинтересованные в сохранении капитала и уменьшении инвестиционных рисков, вынуждены проводить дополнительные аналитические исследования, направленные на выявление истинного финансового положения конкретных предприятий или компаний, в результате чего капитал становится дороже.

Поставщики капитала должны иметь возможность оценивать результаты деятельности структур на основе полной сопоставимости, которая возможна только в условиях четкой стандартизации финансовой отчетности. В идеальном варианте речь идет о едином своде стандартов, который позволил бы обеспечить максимальную сравнимость бухгалтерских характеристик и на этой основе достигнуть полного взаимопонимания со стороны пользователей финансовых отчетов.

Общепринятые стандарты финансовой отчетности необходимы развивающимся странам и странам с формирующейся экономикой, которые, будучи заинтересованы в привлечении иностранного капитала, имеют возможность получить изыскиваемые средства на более льготных условиях и в более сжатые сроки.

В совершенствовании системы международных финансовых стандартов заинтересованы также и страны с развитой экономикой, которые, действуя в условиях диверсифицированного международного рынка, подверженного в современных условиях различным колебаниям и рискам, стремятся не только достичь определенного уровня стабильности, но и обеспечить дальнейший экономический рост.

Но эпоха национальных ГААП проходит. Они постепенно вытесняются Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Хотя последние впитали в себя многие "общепринятые принципы учета", но пошли намного дальше в разработке стандартных положений и инструкций по отражению в финансовой отчетности новых явлений в экономике и финансах.

Разработка МСФО началась в 60-е годы под эгидой Центра ООН по транснациональным корпорациям. Выступая на генеральной ассамблее ООН в начале шестидесятых, американский президент Д. Кеннеди обратил внимание на развитие глобальных экономических отношений, возникающих на основе транснациональных корпораций. Для нормального функционирования новых отношений необходим "универсальный язык общения бизнесменов". В качестве такого языка он назвал бухгалтерский учет и финансовую отчетность, доступную и понятную всем заинтересованным лицам.

Сегодня уже можно говорить о том, что сложилась глобальная система бухгалтерского учета на базе МСФО. Работающий с 1973 года в Лондоне Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), состоящий из представителей профессиональных организаций бухгалтеров Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США, является независимым органом частного сектора, целью которого признается унификация принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями для составления финансовой отчетности во всем мире.  С 1983 г. в состав КМСФО вошли все профессиональные бухгалтерские организации, являющиеся членами Международной федерации бухгалтеров (IFCA). На сегодняшний день КМСФО объединяет посланцев 143 бухгалтерских организаций из 104 стран, представляющих интересы двух миллионов бухгалтеров.

Комитет по международным стандартам финансовой отчетности является независимой частной организацией, цель которой состоит в разработке единых принципов бухгалтерского учета, используемых коммерческими предприятиями и другими организациями всего мира при составлении финансовой отчетности.

Комитет работает в тесном контакте с национальными организациями по разработке стандартов, с комитетами по ценным бумагам и с биржами ряда стран, с Мировым банком, а также с межправительственными организациями, такими как Европейская Комиссия, Организация экономического сотрудничества и развития, ООН и др.

К настоящему времени КМСФО утвердил 39 стандартов, которые добровольно применяют около 40 тысяч транснациональных корпораций и более чем 200 тысяч предприятий во многих странах мира. Европейская комиссия заявила, что она рассматривает МСФО как подходящую основу для гармонизации финансовой отчетности внутри ЕС, что позволит отказаться со временем от применения европейских директив по учету и отчетности. Некоторые государства, включая и Российскую Федерацию, решили привести в соответствие с МСФО свои национальные правила бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Особую актуальность приобретает применение МСФО для составления отчетности компаний, выступающих со своими финансовыми инструментами на мировых фондовых рынках. В последнее десятилетие существенно возросли каналы финансирования, не зависимые от банковского кредитования, то есть прямые заимствования путем распространения ценных бумаг на фондовых рынках. Рост биржевых спекуляций инициировал появление множества "производных ценных бумаг". В 1997 году на мировом финансовом рынке обращались ценные бумаги, номинальная стоимость которых на порядок превышала годовой валовый продукт всех стран мира (около 360 триллионов долларов США).

В таких условиях обоснование крупных финансовых операций может быть сделано только на основании надежной, однозначно идентифицируемой финансовой информации, обеспечиваемой применением МСФО. Большинство бирж мира приняло МСФО для применения в финансовой отчетности компаний, ценные бумаги которых имеют международную котировку.

Исключение составляют пока биржи США и Канады, которые применяют свои системы ГААП, но КМСФО имеет соглашение с Международной организацией комиссий по ценным бумагам о подготовке ключевого комплекта стандартов, который позволит повсеместно применять МСФО для компаний, представляющих финансовую отчетность на международные фондовые биржи. Комплект этих стандартов уже подготовлен. Наиболее важные из них - по учету и оценке финансовых инструментов - МСФО-32 и МСФО-39 утверждены и применяются.

Использование МСФО преследует две взаимосвязанные цели: достижение единообразия финансовой отчетности и ее применение многонациональными компаниями, а также совершенствование национальных стандартов учета и применение их в качестве базовых для перехода на международные стандарты. Кроме того, использование МСФО предполагает дополнительную информативность, прозрачность финансовой отчетности, отсутствие которой может сдерживать публичное развитие компании и привлечение инвесторов. Важной функцией МСФО является также совершенствование корпоративного управления с учетом накопленного международного опыта и имеющихся передовых технологий в этой области.

1.2.              Банковская отчетность и ее значение

В соответствии с Федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (пункт 14 статьи 4, статья 57) и "О банках и банковской деятельности" (статьи 40, 43), иными законодательными актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России введено Указание от 24 октября 1997 г. N 7-У “О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в ЦБ РФ”, которое устанавливает обязательные для кредитных организаций правила составления и представления отчетности в Банк России, а также унифицированные требования к оформлению, построению и утверждению форм отчетности.

Под отчетностью понимается предусмотренная действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России форма получения информации о деятельности кредитных организаций, при которой Банк России получает информацию в виде установленных отчетных документов (форм отчетности), утвержденных Банком России, подписанных электронной цифровой подписью или собственноручно лицами, ответственными за достоверность представленных сведений.

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

 Основными признаками отчетности являются:

- обязательность - каждая кредитная организация обязана представлять отчетность по установленным показателям, формам, адресам и срокам;

- документальная обоснованность - все данные отчетности формируются на основе первичных учетных документов, в том числе разрабатываемых в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации и Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 18 июня 1997 г. N 61, утвержденными Приказом Банка России от 18 июня 1997 г. N 02-263 (с последующими изменениями и дополнениями), а также иных документов, предусмотренных нормативными актами Банка России;

- юридическая сила - формы отчетности являются официальными документами кредитной организации, которая в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за их достоверность, правильность оформления и своевременность представления.

Получение Банком России отчетности от кредитных организаций необходимо для:

§         разработки и проведения денежно-кредитной и валютной политики;

§         осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций;

§         валютного контроля и регулирования;

§         составления платежного баланса Российской Федерации;

§         анализа поступлений и остатков на счетах по учету средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;

§         осуществления контроля за ликвидацией кредитных организаций.

Формы отчетности, порядок их составления и представления, а также Перечень отчетности кредитных организаций, представляемой в Центральный Банк Российской Федерации, приведены соответственно в Приложениях 1 - 7.

Правила составления отчетности, представляемой в особом порядке, устанавливаются соответствующими нормативными актами Банка России.

Банк России вправе по решению Председателя Банка России или его Первого заместителя наряду с отчетностью, включенной в Перечень, запрашивать от кредитных организаций отдельные сведения и разъяснения в разовом порядке, а также проводить единовременные обследования деятельности кредитных организаций.

В целях обеспечения единого, унифицированного подхода к сбору и обработке отчетности устанавливаются стандартные требования к оформлению и построению форм отчетности. Унифицированные формы отчетности имеют заголовочную, содержательную и оформительскую части.

Заголовочная часть включает обязательные реквизиты, размещенные в зоне для размещения кодовых обозначений реквизитов и в зоне для размещения реквизитов заголовочной части документа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.