5. Изменение метода определения прибыли от реализации продукции (по моменту отгрузки продукции или моменту ее оплаты) и другие методы.
Таким образом, учетная политика, формируемая администрацией, открывает большой простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину финансовых результатов и финансового состояния предприятия.
Поэтому в процессе анализа необходимо установить соответствие принятой учетной политики предприятия действующим нормативным положениям по ведению бухгалтерского учета и определить влияние изменений в учетной политике на сумму балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли, а также на размер налогов и сумму выплаченных дивидендов акционерам. Для этого следует отразить в специальной таблице уровень перечисленных показателей до и после изменения каждого метода учета политики субъекта хозяйствования.
1.2 Факторный анализ прибыли от реализации
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); структуры продаж (Vdj); себестоимости единицы продукции или услуг (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi)
Ее факторная модель выглядит следующим образом:
П = ∑ [VPПi * (Цi – Ci)] = ∑ [VPП общ. * Yd i ( Цi – Ci)]
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.[2]
Структура продаж также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня отпускных цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные таблицы № 1.2
Таблица № 1.2
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс.руб.
Показатель
За аналогичный период предыдущего года
Данные за аналогичный период, пересчитанные на объем продаж отчетного периода
За отчетный период
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В)
∑ (VPП iо * Цiо) =83414
∑(VPПi1 * Цiо)
=81032
∑(VPПi1 *Цi1)
=97 120
Полная себестоимость реализованной продукции (3)
∑ (VPП iо * Сiо)
= 66960
∑(VPПi1 * Сiо)
= 65534
∑(VPПi1 *Сi1)
= 77824
Прибыль (П)
16454
15498
19296
Сначала нужно найти сумму прибыли при объеме продаж на конец года и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем сумму прибыли скорректировать на его уровень.
Если продукция однородна по своему составу, индекс объема реализации продукции исчисляют путем соотношения фактического объема продаж на конец года к объему продаж на начало года в натуральном или условно-натуральном измерении
I pn = VPП1: VPП
Когда продукция неоднородна по своему составу, индекс продаж рассчитывают отношением объема продаж на конец года в оценке по себестоимости на начало года к объему продаж на начало года в той же оценке:
На анализируемом предприятии продукция однородна по своему составу, поэтому индекс продаж рассчитан по физическому объему продаж: Пусть VРП1=18405, а VРП 0 =20500, получим:
I pn = VPП1:VPП0 = 18405 : 20500 = 0,9
Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 10% и составить 14813 тыс. руб.(16459*0,9).
Затем следует определить сумму прибыли при объеме и структуре реализованной продукции на конец года, но при базовой себестоимости и отпускных ценах. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат:
∑(VPПi1 *Цi1) - ∑(VPПi1 * Сiо) = 97120-65534 = 31586 тыс. руб.
По данным таблицы №1.3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора:
- объема реализации продукции
∆Пvрп = Пусл1 - П0 = 13930-16454 = -2524тыс.руб.
- структуры реализованной продукции
∆Пстр =Пусл2 – Пусл1 =15498 - 13930 = +1568 тыс.руб.
- отпускных цен
∆Пц=Пусл3-Пусл2=31586–15498= +16088тыс.руб.
- себестоимости реализованной продукции
∆Пс =П1 – Пусл3 =19296-31586= -12290 тыс.руб.
Итого +2842тыс.руб.
Таблица № 1.3
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию:
прибыли
Факторы
Порядок
расчета
Прибыль,
тыс.руб.
Объем
продаж
Структура
Цены
Себестоимость
На начало года
to
В 0-З 0
Усл.1
t 1
П0 * Iрп
13930
Усл.2
В усл-З усл
Усл. З
В1-З усл
31586
На конец года
В1-31
Результаты расчетов показывают, что увеличение прибыли обусловлено в основном ростом среднереализационных цен. Росту суммы прибыли на 1568 тыс.руб. способствовали также изменения в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 12290 тыс.руб.
Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка:-объема реализации продукции;
-себестоимости продукции;-среднереализационных цен.
Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид: П= VРПi* (Цi-Ci)
Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц:
∆П vрп= (VРПi- VРПо)* (Цо-Со)
∆Пц=(Ц1-Цо)*VРП1
∆Пс= - (С1-Со)* VPП1
Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции, что позволяет установить, как изменилась сумма прибыли по каждому виду продукции и из-за чего: какие факторы оказали положительное влияние, а какие – отрицательное, и в какой степени.
После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости.
1.3 Анализ прибыли по системе «директ-костинг»
Рассмотренные факторные модели, лежащие в основе анализа прибыли от реализации, не учитывают различий в характере зависимости издержек от объема выручки или выпуска продукции. Предполагается, что увеличение объема продаж (выпуска продукции) связано всегда с ростом издержек, и себестоимость продукции изменяется в меру росту или снижения объема выпуска продукции. Однако в меру роста объема выпуска изменяется только часть затрат, называемых переменными издержками, поэтому увеличение объемов производства приводит к снижению затрат на рубль или единицу продукции (эффект масштаба).
Анализ зависимости прибыли от переменных и постоянных издержек позволяет расширить возможности управленческого анализа.
Методика управленческого анализа прибыли требует ведения раздельного учета переменных и постоянных издержек, прямых и косвенных (основных или накладных) расходов. Система учета прямых затрат носит название «директ-костинг».
Система «директ-костинг» - атрибут рыночной экономики. В ней достигнута высокая степень интеграции учета, анализа и обоснования управленческих решений. Главное внимание в этой системе уделяется изучению поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов производства.
Разделение затрат в системе «директ-костинг» позволяет определить важный в аналитических расчетах показатель - маржинальный доход.
Маржинальный доход представляет собой разность между выручкой от реализации и переменными затратами, или сумму постоянных расходов и прибыли от реализации:
МД=П+ Спост , где
МД - маржинальный доход,
Спост - постоянные издержки.
Факторная модель прибыли в системе «директ-костинг» принимает вид:
П = МД – С пост
Из этой формулы следует, что предприятие начнет получать прибыль только после того, как возместит постоянные затраты за счет дохода от реализации определенного объема выпускаемой продукции. Выручки от продаж должно хватить для покрытия переменных расходов и образования прибыли.
В свою очередь МД=N- Спер, где
Спер - переменные издержки,
N- выручка
или МД=Q * р – Спер * Q = Q (p - С пер), где
Q- количество реализованной продукции,
Р- цена.
Такая факторная модель позволяет определить влияние количества реализованных товаров, средней цены, средних переменных издержек на единицу продукции и постоянных издержек на маржинальный доход.
Та же модель может применяться при анализе прибыли по каждому виду изделий. Применительно к конкретному виду изделий маржинальный доход характеризует вклад i-го изделия в возмещение постоянных затрат.
При проведении внешнего анализа или экспресс-анализа прибыли на основе маржинального дохода по формулам МД=П+ Спост и
П= МД- С пост может применяться следующая факторная модель:
Углубление анализа в направлении изучения факторов увеличения издержек и структурных сдвигов в номенклатуре реализуемой продукции позволит установить причины снижения прибыли и разработать конкретные управленческие решения по формированию ассортиментного портфеля и повышению эффективности использования экономического потенциала.
Основным фактором повышения эффективности производственного потенциала является рост объема выпуска и реализации от единицы используемых ресурсов.
Влияние прироста объема реализации на прибыль зависит от соотношения переменных и постоянных издержек и измеряется с помощью показателя, который носит название «эффект операционного рычага».
Эффект операционного рычага показывает, на сколько процентных пунктов увеличивается прибыль при изменении выручки на 1 процентный пункт, т.е.:
ЭОР = (∆ П : По) : (∆ N :Nо)
Выразив прибыль через маржинальный доход и постоянные издержки, получить П=МД-Спост в свою очередь MД=N*md,
где md - маржинальный доход на 1 рубль выручки,
тогда П=N*md - С пост.
Подставив выражение П=N*md - Спост в выражение
Получим:(N * md - Cпост ) = (Nl *mdl – Спост )- (N0 * md° - С°дост )
Считая удельный маржинальный доход и постоянные издержки неизменными (при условии элиминирования их влияния), получим:
∆П= md*∆N, отсюда:
т.е. операционный рычаг равен отношению маржинального дохода к прибыли.
Рассмотренный метод расчета влияния выручки на прибыль позволяет оценить изменение прибыли в результате изменения объема выпуска и реализации продукции при неизменном соотношении переменных и постоянных издержек как за отчетный период, так и при составлении бюджета по прибыли на планируемый период. С помощью операционного рычага оценивается «чувствительность» прибыли к изменению выручки. Чем выше значение операционного рычага, тем выше «чувствительность», т.е. тем больший прирост прибыли обеспечивает один процент прироста выручки. В то же время операционный рычаг является одним из показателей предпринимательского риска. Чем выше значение рычага, тем выше степень предпринимательского риска, так как при высоком значении операционного рычага снижение объема продаж на один процент приводит к многократному понижению прибыли[3].
Величина операционного рычага зависит от соотношения переменных и постоянных издержек. Чем выше доля постоянных затрат, тем больше разница между маржинальным доходом и прибылью, тем соответственно выше соотношение между этими показателями. Таким образом, предприятие, имеющее в составе своего имущества высокую долю основных фондов, с эксплуатацией и содержанием которых связаны в основном постоянные издержки, подвержено высокому предпринимательскому риску. Причем чем ближе к точке безубыточности работает предприятие, тем значительнее будет влияние изменения продаж на прибыль, что вызывает необходимость постоянного контроля за масштабом производственной деятельности.
1.4 Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов
Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прежде всего операционные и внереализационные доходы и расходы.
К операционным доходам относятся проценты к получению по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, доходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных средств и иных активов и т.п.
Операционные расходы включают выплату процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов).
Основными видами ценных бумаг являются акции, облигации внутренних государственных и местных займов, облигации хозяйствующих субъектов (акционерных обществ, коммерческих банков), депозитные сертификаты, казначейские, банковские и коммерческие векселя и др.
Доход держателя акций складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста их цены. Сумма дивиденда зависит от количества акций и уровня дивиденда на одну акцию, величина которого определяется уровнем рентабельности акционерного предприятия, налоговой и амортизационной политикой государства, уровнем процентной ставки за кредит и т.д. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.
Доход от других ценных бумаг (облигаций, депозитных сертификатов, векселей) зависит от количества приобретенных облигаций, сберегательных сертификатов, векселей, их стоимости и уровня процентных ставок.
В процессе анализа изучают динамику и структуру доходов по каждому виду ценных бумаг.
Таблица №1.4
Состав и динамика доходов от ценных бумаг
Вид
ценных
бумаг
Кол-во
Ст-сть,
тыс. руб.
Доход,
Удельный
вес, %
Акции
200
2000
300
85,7
270
2700
432
93,5
Облигации
50
500
14,3
30
6,5
И т.д.
Итого
-
2500
350
100
3000
462
100,0
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7