Сумма средств, направляемых на накопление и потребление, представляет собой сумму чистой прибыли, которая образуется предприятия после уплаты налога на прибыль и финансовых издержек:
где Фн — фонд накопления;
Фп - фонд потребления;
СК - собственный капитал.
Отношение фонда накопления к величине собственного капитала определяет внутренние темпы роста, т.е. темпы увеличения активов. Теоретически при неизменном значении коэффициента оборачиваемости капитала прирост объема реализации продукции равен внутренним темпам роста.
Отношение фонда потребления к размеру собственного капитала составляет уровень потребления.
Если представить фонд потребления как произведение чистой прибыли и нормы распределения прибыли, рентабельность собственных средств может быть рассчитана так:
где HP- норма распределения прибыли; ВТР - внутренние темпы роста. Отсюда ВТР = Rcc (1-НР).
В тоже время рентабельность собственных средств может быть выражена через эффект финансового рычага:
Rcc = 2/3 Rэ + ЭФР
где Кэ - экономическая рентабельность;
ЭФР — эффект финансового рычага.
Эффект финансового рычага - это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию заемных средств, несмотря на их платность.
Эффект финансового рычага (финансовый леверидж) определяется по формуле:
где СРСП - средняя ставка ссудного процента;
ЗК - заемный капитал;
СК -собственный капитал.
Формула определения эффекта финансового рычага выводится из определения экономической рентабельности ( или рентабельности актива):
Где СРСП *ЗК - сумма процентов по заемным средствам ( или финансовые издержки).
Чистую прибыль (Пч) из формулы можно определить так:
Данное выражение подставим в формулу рентабельности собственных средств:
Если экономическая рентабельность рассчитывается по балансовой прибыли, то рассчитанный эффект уменьшается на размер налога на прибыль, составляющий в среднем 1/3 балансовой прибыли.
Финансовый рычаг показывает влияние финансовых издержек, связанных с заимствованием капитала, на величину чистой прибыли. Если он является величиной положительной, то увеличение рентабельность собственных средств. Положительным финансовый рычаг будет при условии, если экономическая рентабельность капитала выше ставки ссудного процента. В рыночной экономике ставка ссудного процента определяется, кроме всех прочих условий, размером заемного капитала: чем выше размер заемного капитала в структуре источников средств предприятия, тем выше ставка ссудного процента и тем ниже величина чистой прибыли и соответственно рентабельность собственных средств. Использование чистой прибыли на потребление увеличивает потребности предприятия в заемном капитале. При высокой цене ресурсов и низкой рентабельности активов это приводит к отрицательному эффекту финансового рычага и снижению рентабельности собственных средств, ограничивает внутренние темпы роста предприятия.
Анализ использования прибыли влияет, насколько эффективно распределялись средства на накопление и потребление. Здесь можно выделить следующие критерии оценки:
1) если в структуре капитала возросла доля заемных средств, значит социальные выплаты ограничивали внутренние темпы роста;
2) если внутренние темпы роста возрастают, значит политика распределения прибыли выбрана правильно.
Оценка эффективности распределения прибыли на накопление и потребление производится также с помощью количественного измерения эффекта финансового рычага.
Заключение
Проведенный в курсовой работе анализ организации ОАО « Мурманский тарный комбинат» показывает, что прибыль является составным элементом рыночных отношений. Она играет важную роль в формировании доходов бюджета и создании финансовых средств предприятий.
Изучение социально- экономической сущности прибыли имеет первостепенное значение для рассмотрения источников ее формирования, влияния на нее различных производственных и непроизводственных факторов, разработки системы распределения, формирования основных направлений деятельности предприятия.
Обобщающая оценка финансового - хозяйственной деятельности предприятия ОАО « Мурманский тарный комбинат» дается на основе изучения показателей прибыли и рентабельности. Выбор направлений и объектов анализа, приемов и способов его проведения определяется задачами управления.
Ретроспективный анализ прибыли в большей степени важен для контролирующих органов; прогнозный анализ позволяет управлять ресурсами с учетом прогнозируемых изменений в конъюнктуре рынка. Методики ретроспективного и прогнозного анализа существенным образом не различаются.
Объектами ретроспективного анализа является:
-прибыль от реализации;
-отдельные виды доходов и расходов, формирующие прибыль отчетного периода;
-величина налога на прибыль;
-направление использования прибыли;
-фонды специального назначения, образуемые из прибыли.
При анализе состава прибыли следует придерживаться формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и порядка ее заполнения. Объектом особого внимания на предприятии является прибыль от реализации и факторы, на нее влияющие:
-объем реализации; -издержки; -уровень цен;
-ассортиментная структура выпускаемой и реализуемой продукции.
Анализ прибыли в системе «директ- костинг» предполагает расчет и изучение показателя «маржинальный доход», характеризующего возможности предприятия по возмещению постоянных издержек. Снижение маржинального дохода по сравнению с постоянными издержками увеличивает риск предпринимательской деятельности и «чувствительность» прибыли к изменению выручки. Анализ соотношения переменных и постоянных издержек и их влияния на финансовый результат позволяет принять управленческое решение по изменению состава имущества и структуры располагаемых ресурсов.
Результаты аналитических расчетов прибыли применяются для обоснования бизнес-планов, отдельных управленческих решений, например, при формировании ассортимента, расширении экономического потенциала предприятия, ценообразовании.
Анализ прибыли, остающейся в распоряжении предприятия ОАО « Мурманский тарный комбинат», предполагает решение следующих задач:
-количественная оценка влияния факторов на изменение чистой прибыли;
-выявление тенденций, сложившихся в распределении прибыли за отчетный период;
-оценка влияния распределения прибыли на финансовое состояние предприятия;
-измерение влияния факторов на величину специальных фондов;
-оценка эффективности использования фондов накопления и потребления в соответствии с показателями эффективности экономического потенциала.
Факторный анализ формирования чистой прибыли позволяет определить выгоды от увеличения прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, снижения налога на прибыль, расширения перечня и увеличения размера льгот.
Распределение прибыли оказывает существенное влияние на финансовое состояние предприятия.
Направление средств на накопление увеличивает экономический потенциал, способствует повышению платежеспособности и финансовой независимости предприятия, способствует росту объема выпуска, реализации и прибыли без увеличения размера заемных средств.
Напротив, использование прибыли на потребление ограничивает возможности роста товарооборота и прибыли.
Анализ использования фонда накопления проводится параллельно с анализом движения и эффективности использования основных средств.
Использование фонда потребления является эффективным, если сопровождается ростом производительности труда, сокращением текучести кадров, повышением уровня квалификации персонала.
Результаты анализа распределения и использования прибыли применяются при разработке финансового плана и выборе стратегии финансирования предприятия.
Список литературы
1. Специальная литература
1.1 Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности -Москва, Финансы и статистика, 2000год.
1.2 Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие-Москва, ИНФРА-М, 2002год.
1.3 Гиляровской П. Т. Экономический анализ: учебник для вузов– Москва, ЮНИТИ – ДАНА, 2001 г. – 527 с.
1.4 Любушин Н.П., Лещева В. Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов- Москва, ЮНИТИ -ДАНА, 2002 г. – 471 с.
1.5 Пястолов С. М. Экономический анализ деятельности предприятий: Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений, экономистов и преподавателей – Москва, Академический проспект, 2003 г. – 573 с.
1.6 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие ,7-ое издание, Москва, Новое знание , 2002 г. – 704 с. (экономическое образование)
1.7 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие - Москва: ИНФРА- М, 2003 г. – 256 с. (Серия «вопрос – ответ»).
1.8 Ковалев В.В. , Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия – Москва, Проспект,2000год
1.9 Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа – Москва: ИНФРА – М, 2001 г., 208 с.
2.Переодическая печать
2.1 Финансы 6/2000 г., М, 64с. Ф.И. Шамхалов «Прибыль- основной показатель результатов деятельности организаций».
Приложение
Готовая бухгалтерская отчетность ОАО « Мурманский тарный комбинат» за 2004год.
Приложение №1
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
Коды
Форма № 1 по ОКУД
0710001
Дата (год, месяц, число)
00462692
5190500054
Вид деятельности _________________________________________________по ОКВЭД
28.72
47
49
Единица измерения: тыс. руб./млн руб. (ненужное зачеркнуть) по ОКЕИ
384
____________________________________________________
Дата утверждения
24.03.05
Дата отправки (принятия)
25.03.05
Актив
Код показа-теля
На начало отчетного года
На конец отчетного периода
1
2
3
4
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы
110
-
Основные средства
120
257312
231800
Незавершенное строительство
130
Доходные вложения в материальные ценности
135
Долгосрочные финансовые вложения
140
Отложенные налоговые активы
145
Прочие внеоборотные активы
150
ИТОГО по разделу I
190
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы
в том числе:
210
45484
50698
сырье, материалы и другие аналогичные ценности
211
3705
5122
животные на выращивании и откорме
212
затраты в незавершенном производстве
213
725
389
готовая продукция и товары для перепродажи
214
41031
45017
товары отгруженные
215
расходы будущих периодов
216
23
170
прочие запасы и затраты
217
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
220
736
802
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)
230
в том числе покупатели и заказчики
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
240
15333
10800
в том числе: покупатели и заказчики
Краткосрочные финансовые вложения (56, 58, 82)
250
2500
3000
Денежные средства
260
270
1230
Прочие оборотные активы
ИТОГО по разделу II
290
64323
66530
БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)
300
321635
298330
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7