Рефераты. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг






  Основными показателями прибыли являются: валовая прибыль, прибыль от продаж; прибыль до налогообложения; чистая прибыль. Все указанные показатели содержатся в ф. № «Отчет о прибылях и убытках». 

Прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия.  Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и другие доходы. По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции. Чтобы эффективно управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения.    

При проведении анализа могут быть использованы различные группировки показателей прибыли. В основе этих группировок всегда лежат те цели и задачи, которые решаются в процессе аналитических процедур пользователями конечных результатов этого анализа. [5]

По источникам формирования.

- Прибыль от реализации продукции и услуг

- Прибыль от реализации имущества

- Прочая операционная и внереализационная прибыль

По видам деятельности

- Прибыль от текущей деятельности (операционная прибыль)

- Прибыль от инвестиционной деятельности

- Прибыль от финансовой деятельности

По характеру использования

- Прибыль,  направленная на дивиденды (потребленная)

- Капитализированная (нераспределенная) прибыль

По периодичности получения

- Регулярная прибыль

- Чрезвычайная прибыль

Использование этих группировок позволяет более детально проанализировать показатели  прибыли и определить, насколько существующая ситуация позволяет обеспечить решение текущих и перспективных  задач предприятия, направленное на достижение

 - максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;

- оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;

- высокого качества формируемой прибыли;

- выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании;

- достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса;

- роста рыночной стоимости организации;

- эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.[6]

В целях управленческого учета используются и другие схемы формирования прибыли от продаж (отличн. от ф. № 2).

Формирование прибыли от продаж для целей калькулирования полной себестоимости отдельных видов продукции.   

                                                                                                       Рис. 2

       Выручка от продаж

    (без косвенных налогов)

 
 




                              ___________________________________                                                                     


     Маржинальный доход

 

          Косвенные затраты

 
 



 

 

    Прибыль от  продаж

 
 


Формирование прибыли от продаж для целей обоснования безубыточности продаж товаров.


                                                                                                       Рис. 3

       Выручка от продаж

    (без косвенных налогов)

 
 




                              ___________________________________                                                                     


     Маржинальный доход

 

          Постоянные затраты

 
 



 

    Прибыль от  продаж

 
 


Горизонтальный и вертикальный анализ прибыли по данным отчета о прибылях и убытках.

Задачи анализа финансовых результатов. Финансовые результаты (прибыль) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой, инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений о всеми участниками коммерческой деятельности. Однако различных пользователей бухгалтерской отчетности интересуют только определенные элементы финансовых результатов. Так, администрацию предприятия  интересуют масса полученной прибыли, ее структура и факторы, воздействующие на ее величину. Налоговые органы заинтересованы в получении достоверной информации обо всех слагаемых налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Потенциальных инвесторов интересуют вопросы качества прибыли в ближайшей и обозримой перспективе.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и изменения их структуры («вертикальный анализ» показателей)

Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Горизонтальный анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополнятся относительными темпами роста (снижения). Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения. Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют один другой. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей. Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом, вертикальный анализ - иное представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Необходимым элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия. [7]Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа: переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;  относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.

При проведении оценки и анализа показателей, характеризующих процесс формирования и динамики прибыли предприятия, используют данные  ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Ниже приведен приведен пример аналитической таблицы, где сгруппированы показатели одного из предприятий, взятые для примера.

            Горизонтальный анализ отчет о прибылях и убытках

                                                                                              Табл. 1

         

              Показатели

Отчетный период,    тыс. руб.

Аналогичный период предыдущего года, тыс. руб.

Отчетный период в % к данным предыдущего года

Выручка от продажи продукции

3502

2604

134,5

Себестоимость проданной продукции

2090

1630

128,2

Валовая прибыль

1412

974

145.0

Расходы периода (коммерческие и управленческие)

703

460

152,8

Прибыль от продаж

709

514

137,9

Сальдо операционных расходов

----

2

---

Сальдо внереализационных расходов

-2

8

---

Прибыль до налогообложения

707

524

134,9

Текущеий налог на прибыль

227

180

126,1

Чистая+ прибыль отчетного периода 

480

344

139,5

Из данных табл. 1 следует, что бухгалтерская прибыль по отношению к предшествующему периоду выросла на 34,9%, что привело также к соответствующему увеличению прибыли, остающейся в распоряжении организации (39,5%).[8]

В динамике финансовых результатов можно отметить следующие положительные изменения. Прибыль от реализации растет быстрее, чем нетто-выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, что свидетельствует об относительном снижении затрат на производство; темп изменения активов, рассчитанный по данным баланса, равен 128,7%, меньше темпа роста выручки (134,5%),а значит рентабельность активов возросла.

Чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от реализации и бухгалтерская прибыль. Это свидетельствует об использовании организацией рационального механизма налогообложения.

Вместе с тем динамика финансовых результатов включает и негативные изменения. Опережающими темпами растут расходы периода(152,8%), что существенно больше темпов роста выручки. Это привело к относительному снижению прибыли:

                   460 х 1,345 – 703 = -84,73 тыс. руб.,

где  460 тыс. руб. – расходы предыдущего года.

1,345 – коэффициент темпа роста выручки отчетного года по сравнению                    с аналогичными данными предыдущего года.         

Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках 

                                                                                                     Табл. 2

Показатели

Отчетный период, %

Аналогичный период предыдущего года, %

Отклонение данных отчетного года от показателей предыдущего года

Прибыль до налогообложения,

в том числе

текущий налог на прибыль

чистая прибыль.

100



32,1

67,9

100



34,4

65,6

---



2,3

2,3[9]

Значимость финансовых результатов отчетного периода может быть оценена также по показателям рентабельности реализации товаров (продукции, работ, услуг), которая в отчетном периоде составила 20,2% (709 : 3502 х 100%), что выше, чем за предшествующий период (19,7%).


         Факторный анализ финансовых результатов.

 

Экономические ресурсы влияющие на величину прибылей и убытков. Для углубленного анализ прибыли целесообразно группировать факторы, влияющие на ее размер.

Внешние факторы. Не зависящие, как правило, от предприятия или не контролируемые им:

- чрезвычайные события, природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы, вызывающи дополнительные затраты у одних предприятий и  обуславливающие дополнительную прибыль – у других;

- изменение государственными органами или ннфляционными процессами цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; торговых скидок; накидок; норм амортизационных отчислений; ставок заработной платы; начислений на нее и ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями.

- нарушений поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины, связанной с хозяйственными вопросами, затрагивающими интересы предприятия.

Внутренние факторы, зависящие от предприятия и контролируемые ими: основные факторы, определяющие сущностные результаты работы, и факторы, обусловленные нарушением хозяйственной дисциплины предприятием.  

Основные факторы формирования прибыли от рподаж.

         - количество и качество продукции;

         - себестоимость продукции;

         - цены на продукцию;

         - элементы себестоимости;

         - структурные сдвиги в составе продукции.

В целом прибыль от продаж продукции (Рp) определяется по формуле:

(5.1)                                       

                               Рp   =  N - S

где  N – выручка от продаж;  

        S – полная себестоимость.

Выручка от продаж зависит не только от количества и качества продукции, но и от структуры цен на отдельные виды продукции. В свою очередь, себестоимость продукции определяется структурой изделий и ценами на отдельные элементы затрат.


 К факторам, обусловленным нарушением хозяйственной дисциплины относятся   

- нарушение действующего порядка установления и применения цен, а также торговых накидок;

- экономия, полученная в результате невыполнения предусмотренных в трудовом договоре мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, недоиспользования средств по подготовке и повышению квалификации кадров, невыполнения плана текущего ремонта основных производственных средств, непроведения мероприятий по испытанию и освоению новой техники и др.

- экономия, полученная от выпуска продукции с отступлением от условий стандартов, рецептур, технических условий и нарушением технологии производства.

Оценка влияния инфляции на финансовые результаты от продаж.

На финансовые результаты значительное влияние оказывает инфляция, особенно если она более 3-5%. Инфляций означает обесценение денег, и единственным возможным способом сохранения реальной величины денежных ресурсов, капитала и доходов в условиях инфляции является индексация цен.

         Индекс цен:

                                                                                              (5.2)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.