Из данных табл. 1
следует, что бухгалтерская прибыль по отношению к предшествующему периоду
выросла на 34,9%, что привело также к соответствующему увеличению прибыли,
остающейся в распоряжении организации (39,5%).[8]
В динамике
финансовых результатов можно отметить следующие положительные изменения.
Прибыль от реализации растет быстрее, чем нетто-выручка от реализации товаров,
продукции, работ, услуг, что свидетельствует об относительном снижении затрат
на производство; темп изменения активов, рассчитанный по данным баланса, равен
128,7%, меньше темпа роста выручки (134,5%),а значит рентабельность активов
возросла.
Чистая прибыль
растет быстрее, чем прибыль от реализации и бухгалтерская прибыль. Это
свидетельствует об использовании организацией рационального механизма
налогообложения.
Вместе с тем
динамика финансовых результатов включает и негативные изменения. Опережающими
темпами растут расходы периода(152,8%), что существенно больше темпов роста выручки.
Это привело к относительному снижению прибыли:
460
х 1,345 – 703 = -84,73 тыс. руб.,
где 460 тыс.
руб. – расходы предыдущего года.
1,345 –
коэффициент темпа роста выручки отчетного года по сравнению с
аналогичными данными предыдущего года.
Вертикальный
анализ отчета о прибылях и убытках
Табл. 2
Показатели
Отчетный период, %
Аналогичный период
предыдущего года, %
Отклонение данных отчетного
года от показателей предыдущего года
Значимость
финансовых результатов отчетного периода может быть оценена также по
показателям рентабельности реализации товаров (продукции, работ, услуг),
которая в отчетном периоде составила 20,2% (709 : 3502 х 100%), что выше, чем
за предшествующий период (19,7%).
Факторный
анализ финансовых результатов.
Экономические
ресурсы влияющие на величину прибылей и убытков. Для углубленного анализ
прибыли целесообразно группировать факторы, влияющие на ее размер.
Внешние
факторы. Не
зависящие, как правило, от предприятия или не контролируемые им:
- чрезвычайные
события, природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы,
вызывающи дополнительные затраты у одних предприятий и обуславливающие
дополнительную прибыль – у других;
- изменение
государственными органами или ннфляционными процессами цен на продукцию,
потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты; тарифов на
услуги и перевозки; торговых скидок; накидок; норм амортизационных отчислений; ставок
заработной платы; начислений на нее и ставок налогов и других сборов,
выплачиваемых предприятиями.
- нарушений поставщиками,
снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и
другими органами дисциплины, связанной с хозяйственными вопросами,
затрагивающими интересы предприятия.
Внутренние
факторы, зависящие
от предприятия и контролируемые ими: основные факторы, определяющие сущностные
результаты работы, и факторы, обусловленные нарушением хозяйственной дисциплины
предприятием.
Основные
факторы формирования прибыли от рподаж.
-
количество и качество продукции;
-
себестоимость продукции;
- цены
на продукцию;
-
элементы себестоимости;
-
структурные сдвиги в составе продукции.
В целом прибыль
от продаж продукции (Рp)
определяется по формуле:
(5.1)
Рp = N - S
где N – выручка от продаж;
S – полная себестоимость.
Выручка от продаж
зависит не только от количества и качества продукции, но и от структуры цен на
отдельные виды продукции. В свою очередь, себестоимость продукции определяется
структурой изделий и ценами на отдельные элементы затрат.
К факторам,
обусловленным нарушением хозяйственной дисциплины относятся
- нарушение
действующего порядка установления и применения цен, а также торговых накидок;
- экономия,
полученная в результате невыполнения предусмотренных в трудовом договоре
мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности,
недоиспользования средств по подготовке и повышению квалификации кадров,
невыполнения плана текущего ремонта основных производственных средств,
непроведения мероприятий по испытанию и освоению новой техники и др.
- экономия,
полученная от выпуска продукции с отступлением от условий стандартов, рецептур,
технических условий и нарушением технологии производства.
Оценка влияния
инфляции на финансовые результаты от продаж.
На финансовые
результаты значительное влияние оказывает инфляция, особенно если она более
3-5%. Инфляций означает обесценение денег, и единственным возможным способом
сохранения реальной величины денежных ресурсов, капитала и доходов в условиях
инфляции является индексация цен.