Для учёта расчетов с Фондом социальной защиты населения предназначен счёт 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению».
По кредиту этого счета отражаются начисленные суммы страховых взносов в корреспонденции с дебетом счетов, на которых учтены суммы начисленных оплат. По дебету счета 69 отражается начисление выплат за счет средств фонда социальной защиты (пособий, пенсий), а также перечисление фонду начисленных страховых взносов. Удержание из оплаты в размере 1% отражается по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Действующая в Республике Беларусь система государственного социального страхования основана на общепринятых в мировой практике принципах всеобщности, обязательности, гарантированности и независимости от форм собственности. Однако механизмы реализации указанных принципов на современном этапе нуждаются в постоянной корректировке. Правительством в 1997 году принята Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения.
В соответствии с Концепцией, базой для реформирования и функционирования системы пенсионного обеспечения является индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах. Внедрением персонифицированного учета в Беларуси занимается Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты.
В целях реализации указанного Закона разработаны следующие нормативно-правовые акты, обеспечивающие ведение персонифицированного учета:
" Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 1999г. № 2050 "О реализации Закона Республики Беларусь "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования".
" Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 апреля 2000г. № 502 "О внесении изменений и дополнений в Правила индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования".
" Инструкция по заполнению форм документов персонифицированного учета. Утверждена постановлением Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 27 сентября 2000 г. № 16 по согласованию с Министерством труда.
" Положение о порядке передачи-приема документов персонифицированного учета. Утверждено постановлением Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 20 октября 2000 г. № 18.
" Положение о порядке первоначальной регистрации застрахованных лиц при введении индивидуального (персонифицированного) учета. Утверждено постановлением Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 20 ноября 2000г. № 19.
Основная задача персонифицированного учета - сделать систему государственного социального страхования справедливой, максимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключить неоправданное расходование средств социального страхования на выплату "незаработанных" пенсий. Персонифицированный учет улучшит финансовое положение в государственном социальном страховании за счет повышения заинтересованности непосредственно работника в правильном отражении заработка при начислении страховых взносов и полном их перечислении и создаст информационную базу для реформ в системе государственного социального страхования, в частности, в пенсионной системе. При сегодняшней системе социальной солидарности поколений (иными словами, при перераспределении средств от работающих к неработающим) персонифицированный учет позволит обеспечить сбор и хранение точной информации о страховом стаже каждого работающего гражданина, о заработке или доходе за весь этот период, о начисленных страховых взносах и накопление другой информации, необходимой для назначения пенсии. Персонифицированный учет позволит в дальнейшем, при необходимости, обеспечить функционирование накопительной системы и учет не только информации о работающих гражданах, но и сумм, накапливаемых на счетах каждого застрахованного гражданина. Если не начать персонифицированный учет сегодня, то реформы государственного социального страхования, в частности системы пенсионного обеспечения, будут просто невозможны.
Для того чтобы открыть на застрахованное лицо индивидуальный лицевой счет, личные данные застрахованные лица представляют по определенной форме, которая имеет название "Анкета застрахованного лица" ДПУ-1 (приложение 23).
Ежеквартально КУП «МОФ" подает в Фонд социальной защиты населения сведения об уволенный и принятых на работу сотрудниках формы ДПУ-2 (приложение 24).
На основании формы ДПУ-3 (приложение 25) сотруднику в дальнейшем будет начисляться пенсия. В этой форме отражаются данные о начисленной заработной плате сотруднику за год (если сотрудник в данной организации отработал менее года, то за отработанный период). Данная форма в Фонд социальной защиты предоставляется раз в год до 01 марта года, следующего за отчетным.
в) Учёт расчётов по налогам и сборам.
Для обобщения информации о расчётах с государственными органами по уплачиваемым организацией платежам в бюджет предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Порядок начисления и взносы платежей в бюджет и внебюджетные фонды установлен законами Республики Беларусь и другими нормативными актами.
КУП «МОФ», в частности, уплачивает следующие виды налогов:
1. Налоги, относимые на себестоимость продукции: отчисления в государственный целевой бюджетный фонд содействия занятости, обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты.
2. Платежи в бюджет из выручки: налог на добавленную стоимость, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.
Одним из наиболее важных платежей в бюджет является налог на добавленную стоимость. Налогооблагаемой базой его является выручка от реализации продукции, работ, услуг, основных средств, прочих активов.
Определение налогооблагаемой базы и исчисление налога производятся в соответствии с методическими указаниями о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
Для отчётности заполняется Налоговая декларация (расчёт) по налогу на добавленную стоимость (приложение №26), которая сдается в налоговую инспекцию по Минскому району за каждый месяц.
Уплата единого налога заменяет уплату всей совокупности налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, за исключением указанных выше.
Ставка единого налога устанавливается в размере 2 процентов от валовой выручки.
Валовая выручка определяется как сумма средств от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций. При этом при определении валовой выручки, облагаемой единым налогом, не учитываются средства, полученные от реализации сельскохозяйственной продукции, заготовленной у населения и сданной государству, стоимость скота, выбракованного из основного стада и поставленного на откорм, а по крестьянским (фермерским) хозяйствам - и выручка от реализации продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства, произведенной этими хозяйствами в течение трех лет с момента их регистрации.
По единому налогу также составляется Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции (приложение №27), которая предоставляется в Министерство по налогам и сборам до 20 числа месяца, следующего за отчетным.
1.3. Учёт затрат на производство и выход готовой продукции.
а) Растениеводство.
Учет затрат и выхода продукции растениеводства ведется на активном, операционном, калькуляционном счете 20, субсчет 1 «Растениеводство». По дебету субсчёта учитываются в течение года прямые затраты под урожай текущего года и будущих лет. В конце года после составления отчетных калькуляций на дебет субсчета 20-1 относят разницу между плановой и фактической себестоимостью работ, выполненные вспомогательными производствами, а также перечисляют в соответствующей доле общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Таким образом, в конце года на дебете субсчёта 20-1 собираются все фактические затраты по выращиванию продукции растениеводства, что даёт возможность исчислять её себестоимость.
По кредиту субсчета 20-1 в течении года отражаются количество и плановая себестоимость полученной продукции. В конце года на кредит субсчёта относят калькуляционную разницу между фактической и плановой себестоимостью продукции растениеводства. После исчисления себестоимости продукции растениеводства и списания калькуляционных разниц на дебете субсчета 20-1 остаются только затраты по незавершённому производству.
Полученную в течении года от урожая продукцию оценивают по плановой себестоимости и приходуют с кредита субсчёта 20-1 на дебет субсчёта 43-1.
Все записи в бухгалтерском учете о затратах в отрасли растениеводства основываются на данных соответствующих первичных документов. Их можно сгруппировать в три группы: по учету затрат труда, средств труда, предметов труда.
В изучаемом предприятии имеются следующие первичные документы по учету затрат предметов труда:
1. Акт списания семян и посадочного материала (форма №ПЗ-11) (приложение №28). Данная форма применяется для списания с бригадира или другого материально-ответственного лица семян и посадочного материала на посев или посадку соответствующих культур. В акте расход семенного и посадочного материала отражается по каждой культуре отдельности. В нем указано: название семян, единица измерения, площадь, расход семян и посадочного материала на 1га (по норме,фактически и всего), а также сумма. Цена посадочного материала и код счета затрат указанные в бланке на предприятии не заполняются, не все акты на списание пронумерованы. Акт составляет бригадир совместно с агрономом предприятия в одном экземпляре. Акт должен подписываться агрономом и бригадиром (на предприятии данный акт не подписывается агрономом) и утверждается руководителем предприятия. Правильность оценки списываемых материалов подтверждает своей подписью бухгалтер, ведущий учет производственных запасов. Акт с отчетом о движение продуктов и материалов (приложение №29) сдаются в установленные сроки в бухгалтерию предприятия.
2. Требование-накладная (форма №ПЗ-6) (приложение №30) на получение материальных ценостей со склада. В ней указываются: дата выдачи, номер, через кого и кому выдаются ценности, для чего, наименование, единицы измерения и количество. Незаполняются такие графы, как: код счета ценностей и затрат, операция, цена и сума. Подписывают документ руководитель, главный бухгалтер, кто отпустил и кто принял. Составляется в двух экземплярах под копирку.
3. Акт об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений, ядохимикатов и гербицидов (форма №ПЗ-10) (приложение №31). Применяется для списания с подотчета бригадиров и материально-ответственных лиц минеральных, органических и бактериальных удобрений, ядохимикатов, гербицидов и отнесения их на затраты по возделыванию сельскохозяйственных культур. Акт составляется бригадиром с участием главного агронома после окончания внесения в почву удобрений или завершения обработки посевов ядохимикатами. Оформляется акт в одном экземпляре на каждое производственное подразделение в отдельности. Подписывается главным агрономом и бригадиром того подразделения, где эти удобрения и ядохимикаты применялись, и утверждается руководителем предприятия. Правильность оценки материальных ценностей подтверждает своей подписью бухгалтер, ведущий учет производственных запасов (однако на актах эта подпись отсутствует).
На предприятии используются следующий первичный документ по учету выхода продукции растениеводства:
- Накопительная ведомость поступления от урожая сельскохозяйственной продукции (форма №ГП-2) (приложение №32). Применяется для учета поступления зерна, картофеля, овощей и другой продукции на ток, склад и другие места постоянного и временного хранения. Ведомость составляется кладовщиком, где каждый вид и сорт продукции записывается отдельно. При отправке с поля зерна, картофеля, овощей открытого грунта, записи в накопительную ведомость производятся на основании реестра. Отражение в накопительной ведомости поступающих от урожая овощей закрытого грунта, производится без использования реестров. Для этого в первой графе ведомости записывают фамилию сборщиков, а в других отвесы сдаваемой продукции. В конце дня по каждому сборщику подсчитывается итог сданной продукции за день. Количество переданной на хранение продукции подтверждают своей росписью сборщики. Ведомость составляется в двух экземплярах, один из которых на следующий день передается в бухгалтерию предприятия, а второй остается у материально-ответственного лица. В определенный срок, материально-ответственное лицо сдает отчет о движении продуктов и материалов по складу, к которому прикладывает реестры, второй экземпляр накопительной ведомости и другие приходно-расходные документы. Отчет является основанием для оприходования и списания в расход соответствующих видов продукции.
Таким образом, в отрасли растениеводства применяются большое число документов как по учету затрат, так и по выходу продукции. Данные каждой группы документов при обработке систематизируют по определенным признакам в соответствии с характером движения и использования документов. Данные документов по учету затрат труда систематизируют по каждому работнику для начисления и выплаты заработной платы (оплаты труда) и по категориям работников для контроля за использованием фонда оплаты труда. Данные документов по учету предметов труда систематизируют по материально-ответственным лицам и направлениям поступления и расхода материальных ценностей. Данные документов по затратам средств труда систематизируют по группам и видам основных средств и по направлениям использования основных средств. Данные документов по выходу продукции систематизируют по видам продукции, материально-ответственным лицам, направлениям поступления и расходования продукции. И в то же время данные всех документов обязательно систематизируют по объектам учета затрат – видам работ и культурам (группам культур).
б) Животноводство.
Учёт затрат и выхода продукции в отрасли животноводства осуществляют по видам или технологическим группам животных. Объектами учёта производственных затрат являются отдельные отрасли животноводства, скотоводство (молочное и мясное), пчеловодство, а также отдельные виды и группы скота в пределах вышеперечисленных отраслей.
Учёт затрат и выхода продукции животноводства ведется на операционном калькуляционном счете 20, субсчете 2 «Животноводство».
По дебету этого субсчета в течении года учитывают все прямые затраты по животноводству.
В конце года на дебет субсчета дополнительно относят разницу между фактической и плановой себестоимостью кормов производства текущего года, продукции переработки промышленного производства, израсходованных на корм продуктивному скоту, оказанных услуг и выполненных работ вспомогательными производствами, а также разницу между нормативным и фактическим размером общепроизводственных и общехозяйственных расходов животноводства.
На кредите субсчета 20-2 в течение года отражают количество и стоимость основной, сопряженной и побочной продукции животноводства по плановой оценке, а в конце года после исчисления фактической себестоимости продукции животноводства здесь отражают также суммы корректируемой разницы между фактической и плановой себестоимостью.
Основанием для записи в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. От полноты, своевременности и правильности оформления первичных документов в решающей степени зависит качество, достоверность и оперативность бухгалтерского учета в целом.
Первичные документы составляются в момент совершения операции или непосредственно по ее окончании.
Начисления оплаты труда работникам животноводства используется для расчета оплаты труда исходя из количества полученной продукции или объема выполненных работ, на которые установлены сдельные расценки. В документе каждому работнику фермы указывается должность, профессия, категория, табельный номер, отработанное время, объем выполненной работы (полученной продукции). Исходя из установленных расценок делается начисление оплаты труда.
На КУП «МОФ» для расчета заработной платы работникам животноводства используется “Справка для начисления заработной платы” в которой указывается количество произведенной продукции, объем выполненных работ, заверенная зоотехником. Справка составляется на основании первичных документов: акт на оприходование приплода животных; акт на перевод животных из группы в группу; ведомость взвешивания животных; журнал учета надоя молока.
По статье «средства защиты животных» документом для отнесения затрат на статью является акт на списание медикаментов (приложение №33). В акте указывают наименование списываемых медикаментов, единицу их измерения, количество, сумму. Он подписывается специально созданной комиссией и утверждается директором.
По статье «Корма» документом для списания израсходованных кормов является ведомость расхода кормов (ф. ПЗ-9) (приложение №34). Ведомость является одновременно документом материального учета (по ней производится выдача кормов со склада) и документом на списание израсходованных кормов в затраты. В документе отражаются реквизиты предприятия, получатель кормов, норму отпуска кормов, производственные показатели по соответствующей ферме или учетной группе животных, а также дата отпуска, количество кормов и роспись в их получении.
Первичным документом для отражения падежа животных на КУП «МОФ», является акт на выбытие животных и птицы (ф. №МЖ-2) (приложение №35). В акте указывают подразделение, в котором выбыло животное, вид и группа животных, причина выбытия, инвентарный номер животного, его возраст, порода, масть, упитанность, количество голов, живой вес. Акт подписывает зоотехник, ветврач, зав. фермой.
Продукция забоя (падежа) животных (мясо, шкуры) сдаются на склад по накладной которая с распиской кладовщика, принявшего продукцию, прилагается к акту на выбытие животных и птицы. Использование продукции допускается строго на те цели, которые указываются в акте.
На КУП «МОФ» используется форма накладной, которая содержит данные о поставщиках, № доверенности, основание, наименование товара и единицы измерения этого товара. (Приложение 36).
В конце каждого года по состоянию на 1 января проводят инвентаризацию по ферме. Ее результаты оформляют Инвентаризационной описью рабочего скота, продуктивных животных, птицы и пчелосемей (приложение №37). В описи указывают вид, группу животных, инвентарный номер, особые приметы, год рождения, количество голов, живой вес, балансовую стоимость. Подбиваются итоги по описи и сравниваются с данными бухгалтерского учета. Опись подписывают назначенные члены комиссии и лицо, на материальной ответственности которого находятся данные виды, группы животных, а также бухгалтер, проверивший данные описи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8