Рефераты. Анализ эффективности использования машинно-тракторного парка предприятия и обоснование основных напр...







Таким образом, из представленных данных в таблице 10 видно, что существующий МТП хозяйства не соответствует рациональному или оптимальному составу. В общем случае это проявляется как излишнее количество техники. По общему количеству всех единиц энергосредств предприятия можно сказать, что оно должно быть меньше на 85 ед. или на 55%, то есть более чем в 2 раза.

Этим, кстати и можно объяснить явление продолжающегося снижения количества технических средств предприятия при наличии обновления и получении прибыли от производственно-сбытовой деятельности. Из таблицы видно, что недостаточно количество Т-150 – на 1 ед.; КПС-5Г – на 5 ед.; КамАЗ-55105 – на 5 ед. Количество же прочих единиц техники является избыточным.

Так, например, общее количество колесных тракторов общего назначения может быть уменьшено на 27 ед. или на 66%. В первую очередь это связано с излишним количеством МТЗ-82, которых вместо 25 ед. достаточно 3 ед. Снижение количество не означает, что используемая в настоящее время техника не используется или сильно недогружена. В группе колесных тракторов, как видно из таблицы, в оптимальном составе МТП должно быть больше К-701, который является наиболее мощным тракторов в своей группе. Отсюда можно сделать вывод, что снижение потребности в маломощных и средних тракторах должно обеспечиваться увеличением энергонасыщенных тракторов, таких как, например, К-701.

В группе транспортных средств также заметно сильное изменение структуры техники. В соответствии с оптимальным решением, обследованному предприятию в растениеводстве достаточно иметь только машины марки КамАз-55105. Их количество должно быть больше на 5 ед. или в 1,5 раза, но при этом отпадает потребность в автомашинах марки ГАЗ-САЗ-3507, которых в хозяйстве более 34 ед.

Применение оптимальной структуры МТП позволит обследованному предприятию выйти на более низкий уровень себестоимости и капитальных вложений. Предлагаемая структура МТП позволит выполнять тот же объем механизированных работ с требуемым качеством, но с меньшими затратами.

Таким образом, одним из путей увеличения эффективности использования МТП является изменение его структуры. Согласно расчетам по технологическим картам возделываемых культур, при изменении структуры МТП в сторону предлагаемого нами, величина годовых эксплуатационных затрат может снизиться на 10-15%. При этом стоимость парка машин уменьшится на 8%. Конечно размер эффекта небольшой, но в абсолютных показателях это может привести к годовой экономии затрат около 1,5 млн. руб.

Кроме изменения структуры парка машин существует и другой способ увеличения экономической эффективности использования МТП. Суть его заключатся в том, что при постоянно растущих ценах на машины и сельхозорудия может стать выгодным не списание технических средств, а их капитальный ремонт и продолжение эксплуатации. Об аспектах определения эффективности ремонтов по сравнению с покупкой новой техники и пойдет речь в следующем пункте нашей работы.


3.2 Методические особенности сравнительной оценки экономиче

ской эффективности капитального ремонта изношенной техники


По данным Ростовстата средний возраст тракторов в составе машинно-тракторного парка сельхозтоваропроизводителей Ростовской области составляет 14,1 года, зерноуборочных комбайнов – 12 лет. Согласно данных учета основных средств в обследованном ЗАО «Имени Ильича» средний возраст тракторов составляет 12 лет, зерноуборочных комбайнов – 10 лет.

Старение техники, износ приводят к увеличению затрат на ее текущие ремонты и восстановление, ежегодному снижению готовности к полевым работам на 3-5% и увеличению вероятности отказов в рабочие периоды.

Вследствие разрушения технической базы большинства сельхозпредприятий в полеводстве идет процесс упрощения технологий возделывания сельскохозяйственных культур, нарушаются требования зональных систем земледелия, неоправданно увеличились объемы весенней вспашки, существенно снизились объемы мероприятий по сохранению почвенного плодородия.

Однако в ЗАО «Имени Ильича» наличие техники пока позволяет осуществлять весь перечень работ согласно существующим технологиям. Общее количество тракторов, комбайнов и прочих энергомашин, как было показано в табл. 10, может быть уменьшено на 55% или на 85 единиц. При этом следует учитывать, что найденное оптимальное соотношение или структура МТП справедлива для условий новой работоспособной и исправной техники, а если речь будет идти о технических средствах за пределами амортизации, то их потребное количество может быть несколько большим, чем предлагается вследствие поправки на повышенную вероятность отказа, поломки, учета снижения производительности машинно-тракторного агрегата.

Дефицит уборочной техники в условиях сельхозпредприятий может приводить к значительному увеличению продолжительности уборочных работ, что в свою очередь, обуславливает рост потерь урожая от его осыпания и порчи, снижает качество продукции растениеводства. Для рассматриваемого предприятия можно сказать что дефицита зерноуборочных комбайнов нет, однако нельзя однозначно говорить и об излишних единицах, поскольку средний возраст имеющихся Дон-1500Б составляет около10 лет.

В условиях вынужденной экономии финансовых ресурсов особое значение приобретают вопросы экономической оценки целесообразности восстановления изношенной техники, определяющие стратегию развития ремонтной базы, требования, предъявляемые к качеству ремонтных работ и их цене.

В настоящее время на территории Ростовской области функционирует ряд ремонтных предприятий, выполняющих сложные (капитальные) ремонты различных марок тракторов и зерноуборочных комбайнов. Многие из них имеют достаточные производственные мощности и могут в короткие сроки увеличить объемы ремонтных работ до необходимого уровня. Однако большинство из них испытывают те же экономические проблемы, что и сами товаропроизводители, а также отечественные заводы сельхозмашиностроения. Низкий платежеспособный спрос товаропроизводителей не позволяет в нужном объеме даже восстанавливать изношенную технику.

При оценке экономической эффективности восстановления изношенной сельскохозяйственной техники большое значение имеет достоверность используемой в расчетах исходной информации, а также корректность методики самой оценки. Важнейшими показателями, необходимыми для выполнения таких расчетов, являются цена новой машины, стоимость ее капитального ремонта, нормативные сроки амортизации, величина текущих затрат по поддержание машины в работоспособном состоянии (текущие ремонты и техобслуживание), качество ремонта, определяющее гарантированный послеремонтный ресурс машины, источники финансирования покупки новой машины или ремонта изношенной, существующая на момент оценки цена собственного и заемного капитала, динамика снижения сезонной выработки машины с увеличением сроков ее эксплуатации и ряд других.

По данным прайс-листов региональных дилеров сельскохозяйственной техники на 1.01. 2008 г. на рынке сельскохозяйственной техники и сервисных услуг сложились следующие средние цены на базовые средства механизации (табл. 11).


Таблица 11. Цены приобретения и восстановления тракторов и зерноуборочных комбайнов на рынке Ростовской области по состоянию на 1.01.2008г.

Машина

Цена приобретения новой машины, тыс. руб.

Цена капитального ремонта, тыс. руб.

Трактор К-701

1575

405

Трактор Т-150К

960

410

Трактор Т-150 (гусеничный)

982

420

Трактор ДТ-75

624

340

Комбайн «Дон-1500»

2500

300


Из представленных данных видно, что стоимость восстановления (капитального ремонта) различных машин в процентах от стоимости новой машины изменяется в очень широком диапазоне (от 12% у зерноуборочного комбайна «Дон-1500» до 54% у трактора ДТ-75).

Сравнительно небольшой удельный вес затрат на капремонт у комбайна, мо мнению ученых ВНИИ механизации и электрификации сельского хозяйства, можно объяснить тем, что его средняя сезонная загрузка в 200-300 часов приводит к различной степени износу молотильно-сепарирующего устройства (МСУ), ходовой системы и т.д. При этом за нормативный срок эксплуатации наиболее существенно изнашивается МСУ, в то время как другие узлы имеют еще существенный эксплуатационный ресурс.

Нормативные сроки эксплуатации приведенных в табл. 6 средств механизации, а также нормативы ежегодных затрат на их техническое обслуживание и текущий ремонт приведены в табл. 12.


Таблица 12 - Нормативные сроки эксплуатации и отчисления на ТО и ТР по базовым средствам механизации полеводства

Машина

Нормативный срок использования, лет

Затраты на ТО и ТР
в % к цене

всего

в том числе на тек. ремонт

К-701А, К-701

10

9,3

6,8

Т-150, Т-150К

10

11,5

6,0

ДТ-75 всех модификаций

8

11,4

5,0

«Дон-1500»

9-10

6,5

5,0


Нормативы, отраженные в табл. 12, приведенные по данным Ростовского НИИ экономики и нормативов, рассчитывались исходя из нормативной сезонной загрузки тракторов и комбайнов, которая на практике может существенно отличаться от фактической.

С увеличением срока эксплуатации тракторов и комбайнов увеличиваются затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт. Коэффициенты дифференцирования затрат на ТО и ТР по годам эксплуатации машин приведены в табл. 13.

Таблица 13 – Коэффициенты дифференцирования затрат на ТО и ТР по годам эксплуатации машин

Год эксплуатации

Марки машин

К-701

Т-150К, Т-150

ДТ-75М

«Дон-1500»

1

0,42

0,36

0,43

0,43

2

0,55

0,50

0,60

0,58

3

0,70

0,69

0,74

0,72

4

0,87

0,86

0,90

0,86

5

1,00

1,00

1,00

1,00

6

1,09

1,08

1,09

1,13

7

1,16

1,16

1,12

1,25

8

1,23

1,23

1,15

1,32

9

1,26

1,26

1,18

1,39

10

1,28

1,30

1,20

1,43


Из приведенных данных видно, что среднегодовые затраты на ТО и ТР по рассматриваемым машинам соответствуют пятому году их эксплуатации (коэффициент дифференцирования затрат равен 1,00).

Для машин, которые отработали установленный срок амортизации, затраты на ТО и ТР исчисляют умножением затрат предыдущего года на коэффициент 1,05 (согласно утвержденных министерством сельского хозяйства нормативам, выработанным на основе эмпирических наблюдений НИИ экономики и нормативов).

Для принятия обоснованного решения об эффективности восстановления сельскохозяйственной техники по сравнению с приобретением нового аналога необходима также информация об остаточной стоимости машин по годам их эксплуатации (табл. 14).


Таблица 14. Средняя остаточная стоимость по годам эксплуатации машин

Год эксплуатации

Средняя остаточная стоимость в процентах к балансовой стоимости новой машины

К-701

Т-150К, Т-150

ДТ-75М

«Дон-1500»

1

79

80

79

83

2

63

65

64

68

3

52

54

56

56

4

43

44

48

45

5

38

38

42

37

6

32

32

38

30

7

28

26

35

25

8

18

21

31

20

9

15

15

25

15

10

15

15

20

15


Минимальная остаточная стоимость машин, «возраст» которых превышает 10 лет, принимается равной 15% от балансовой стоимости новой машины независимо от числа лет эксплуатации. В нее включены стоимость лома, а также запчастей и узлов, полностью не израсходовавших свой эксплуатационный ресурс.

С увеличением срока эксплуатации машин снижается их годовая наработка, динамика которой представлена в табл. 15.

Теперь мы описали практически все необходимые данные для расчетов и готовы приступись к экономической оценке предлагаемых мероприятий. Если какие либо показатели или нормативные данные будут востребованы в расчете, о них будет упомянуто дополнительно.


Таблица 15 – Поправочные коэффициенты к годовой наработке тракторов и зерноуборочных комбайнов в зависимости от среднего «возраста»  машин в парке

Год эксплуатации

Поправки на средний «возраст» тракторов и комбайнов

К-701

Т-150К, Т-150

ДТ-75М

«Дон-1500»

1

1,20

1,16

1,12

1,14

2

1,20

1,15

1,10

1,10

3

1,14

1,10

1,07

1,06

4

1,08

1,06

1,04

1,03

5

1,03

1,03

1,00

1,00

6

0,96

1,00

0,95

0,96

7

0,92

0,96

0,90

0,90

8

0,88

0,92

0,82

0,82

9

0,84

0,84

0,73

0,74

10

0,75

0,73

0,61

0,62


Главная суть расчетов, к которым мы приступим в следующем пункте заключаются в том, чтобы сравнить дополнительно осуществляемые затраты с эффективностью покупки нового технического средства, а также найти некоторые граничные значения показателей, при которых еще возможна экономическая эффективность.


3.3. Оценка экономической эффективности капитального восста

новления технических средств МТП ЗАО «Имени Ильича»


Оценка экономической эффективности восстановления изношенной сельскохозяйственной техники может выполняться с применением двух различных методических подходов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.