по теме №_4_ : «Исследование документов и записей по учету хозяйственных операций в отдельных сегментах рыночной экономики»
Учебные вопросы:
1. Использование учетных при выявлении признаков преступлений в бюджетных организациях.
2. Использование учетных документов при выявлении признаков преступлений на предприятиях промышленности
3.Бухгалтерские документы и записи при раскрытии преступлений в сельскохозяйственном производстве
Вопрос 1 Использование учетных документов при выявлении
признаков преступлений в бюджетных организациях.
Бюджетные организации - это органы государственного управления, учреждения здравоохранения, народного образования, культуры.
Главное назначение бюджетных организаций и учреждений состоит в удовлетворении социально-бытовых и духовных потребностей народов России.
Своеобразие хозяйственной деятельности бюджетных организаций и учреждений вызывает определенные особенности в организации бухгалтерского учета, но не освобождает их от формирования полной и достоверной информации об их деятельности и имущественном положении необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и др. Пользователям бухгалтерской отчетности.
Организация хозяйственных операций, их целесообразность, наличие, движение имущества и обязательств, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов бюджетных учреждений ведется в соответствии с утвержденными нормативами и сметами, что предотвращает отрицательные результаты хозяйственной деятельности учреждения.
Основные правила ведения бухгалтерского учета установлены Законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», Планом счетов бухгалтерского учета и некоторыми другими нормативными документами.
Основные требования к ведению бухгалтерского учета:
- бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ - в рублях;
- имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящихся в данной организации;
- бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента её регистрации до реорганизации или ликвидации;
- бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
- все хозяйственные операции и результаты инвентаризаций подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий;
- текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно;
- основанием для записи в учетных регистрах являются первичные, учетные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственных операций или непосредственно после её окончания и содержать обязательные реквизиты.
Как было отмечено выше, бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются, тем, обеспечивая сплошной, непрерывный учет всех объектов учета; юридическое обоснование бухгалтерских записей, имеющих доказательную силу; использование документов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организации, контроль за сохранностью собственности, укрепления законности, поскольку документы служат основными источниками сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой хозяйственной операции.
Форма документа определена совокупностью реквизитов. Некоторые реквизиты являются обязательными для каждого документа, отражают создание операции и придают им доказательную силу. К таким реквизитам относят: наименование документа, дата составления, наименование организаций, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении), наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, личные подписи указанных лиц.
Перечень должностных лиц, имеющих право распорядительной подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Ответственность за доброкачественное и своевременное оформление документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность содержащихся в документе данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы. В учреждениях все бухгалтерские документы, связанные с исполнением смет расходов по бюджету, специальным и другим внебюджетным средствам, подписываются руководителем учреждения или его заместителем и главным бухгалтером или его заместителем.
Банковские документы, расходные кассовые ордера, платежные ведомости на заработную плату по срокам и суммам выплат из кассы подписываются руководителем учреждения или его заместителем и главным бухгалтером или его заместителем. Документы без подписи главного бухгалтера или его заместителя считаются недействительными и к исполнению не подлежат. Приходные кассовые ордера действительны при наличии подписи главного бухгалтера или его заместителя и кассира.
Материально-ответственные лица представляют первичные документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей при реестре сдачи документов, составленном в 2-х экземплярах.
С лицами ответственными за хранение денежных и товарно-материальных ценностей, заключается письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
Своевременное и достоверное создание первичных документов, передача их в установленном порядке и сроки для отражения в бухгалтерском учете производится в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.
В России централизованно разрабатывается единая форма документов. Разработка таких форм для оформления однородных хозяйственных операций в организациях называется унификацией. В России унифицированы формы кассовых документов, почти все банковские документы и некоторые другие. Они обязательны для всех отраслей народного хозяйства.
Унифицированные формы первичных документов должны применяться в организации без изменений. В организациях, где не предусмотрено применение унифицированных документов, первичные документы разрабатываются самостоятельно с учетом всех обязательных реквизитов. Все записи в документах производятся чернилами, шариковой ручкой или на пишущих и счетных машинах. В денежных документах сумма указывается цифрами и прописью. Документы оформляются четко, аккуратно и разборчиво. Если допущена ошибка, то исправление делается следующим образом:
«Написанному в исправлении___________________________________ верить»
новый текст или сумма
Подпись
Дата
В приходных и расходных кассовых ордерах исправления не допускаются.
После соответствующей проверки документы проверенные и принятые в бухгалтерию подвергаются бухгалтерской проверке, т.е. расцениваются, группируются, и затем на них указывается контировка, т.е. корреспондирующий счет по каждой хозяйственной операции.
Правила документирования хозяйственных операций, формы и реквизиты документов, порядок составления и обработки документов утверждены приказом Министерства финансов СССР от 29 июля 1983 года № 105. Сроки хранения отдельных первичных документов, ведомостей, отчетов и других материалов определен Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности предприятия с указанием сроков хранения, утвержденным Главным архивным управлением при Совете Министров СССР 15.08.1988 г. № 13.Так, например: зарплата - 85 лет, кассовые и банковские документы - 5 лет, бухгалтерские отчеты и балансы - постоянно.
В случае пропажи или гибели первичных документов руководитель учреждения назначает комиссию по расследованию причин их пропажи или гибели. Результаты работы комиссии оформляются актом, утвержденным руководителем учреждения.
В бюджетных организациях для бухгалтерского учета операций исполнения смет расходов учреждений и исполнения сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) бюджетов применяется план счетов, утвержденный Минфином РФ в составе Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете. Он представляет собой систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета (см. Приложение).
В состав плана счетов входит 15 разделов, отдельно выделены забалансовые счета. Каждый раздел сгруппирован по экономическим особенностям учитываемых документов, где отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций.
I, II, III разделы показывают осуществление деятельности бюджетных организаций с имуществом. Далее показаны разделы со счетами издержек производства, денежных средств, расчетов и расходов бюджетных организаций. Первые восемь разделов группируют счета имущества и расходов бюджетных организаций. Имущество отражается по разделу и принципу ликвидности - от труднореализуемых к легко реализуемым. Затем отражаются источники формирования имущества организации и покрытия расходов бюджетных организаций, финансовый результат от реализации продукции, доходы и результаты исполнения бюджета.
Правила (порядок) ведения аналитического учета бюджетные организации устанавливают сами, исходя из Плана счетов и нормативных актов по объектам учета (см. Приложение № 1, План счетов).
Записать операцию на счетах - это, значит, отразить её содержание в бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах, являющихся учетными регистрами. Учетными регистрами могут быть и машинограммы, полученные при использовании вычислительной техники, магнитные ленты, дискеты и иные машинные носители.
Все бухгалтерские книги должны быть пронумерованы и прошнурованы, а на последней странице должна быть подпись главного бухгалтера или другого уполномоченного лица, кассовая книга - скреплена печатью. Книги применяют для синтетического и аналитического учета. На каждой книге указывается: наименование учреждения, год, на который открыта книга. При переносе записей в другую книгу делается отметка о переносе записи с указанием новой книги.
Карточки хранятся в специальных ящиках - картотеках. Открываются карточки на год. В настоящее время они являются самыми распространенными видами регистров в России. Карточки (кроме карточек по ОС) регистрируются в реестре карточек Ф. № 279, который ведется для каждого счета отдельно. Расположены карточки в картотеках по субсчетам, а внутри их - по материально-ответственным лицам.
Свободные листы в отличие от карточек изготовлены из менее плотной бумаги и имеют большой формат. Заводятся они на месяц или на квартал.
Запись в учетные регистры производится вручную или машинным способом при использовании вычислительной техники. Все хозяйственные операции регистрируются в учетном регистре, затем делается разноска. По окончании месяца на каждой странице учетных регистров подводятся итоги. Данные итогов синтетических и аналитических регистров обязательно сверяются.
Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней отчетности является коммерческой тайной. После составления и утверждения годового отчета регистры сдают на хранение в архив предприятия.
Бюджетные учреждения расходуют государственные средства в соответствии с целевым назначением и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных счетами, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и максимальную экономию материальных ценностей и денежных средств.
Своеобразие хозяйственной деятельности бюджетных учреждений вызывает определенные особенности в организации бухгалтерского учета. Наиболее значимые:
1. учет расходов по бюджету;
2. учет финансирования.
В соответствии с законодательством об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ для бюджетных организаций и учреждений в процессе исполнения бюджетов финансирования проводятся по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы, капитальные вложения и капремонт.
На счете 20 «Расходы по бюджету» отражаются расходы, отраженные организациями и учреждениями по исполнению смет и финансируемые из бюджетов.
Счет 20 «Расходы по бюджету» имеет субсчета:
200 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия»;
202 «Расходы за счет других бюджетов»;
203 «Расходы по бюджету на капитальные вложения»;
205 «Расходы на выплату пособий и доплат к пенсиям за счет бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований»;
207 «Кассовые расходы по сельским, поселковым и городским (города районного подчинения) бюджетам».
Рассмотрим более подробно субсчет 200 «Расходы на содержание учреждения и другие мероприятия». На субсчете 200 отражают фактически произведенные расходы на содержание учреждений и организаций и др. Мероприятия с кредита субсчета 180 «Расчеты с рабочими и служащими» (на сумму начисленной заработной платы работникам организации); субсчетов 159 «Расчеты по страховой медицине», 171 «Расчеты по социальному страхованию», 198 «Расчеты по страховым взносам с Пенсионным фондом», 199 «Расчеты с Фондом занятости населения» (на суммы отчислений на социальные нужды); счета 06 «Материалы и продукты питания» (на стоимости израсходаванных материалов); субсчета 210 «Расходы к распределению» (на величину накладных расходов) и других субсчетов.
Бюджетные средства расходуются в соответствии с утвержденными сметами расходов. В конце года фактически произведенные в течение года расходы списываются у главных распорядителей ассигнований в дебет субсчета 230 «Финансирование из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия» с кредита субсчета 200 «Расходы на содержание учреждения и другие мероприятия» (кроме начисленной заработной платы рабочих и служащих, начисленной за вторую половину декабря). А в некоторых Министерствах и ведомствах субсчет 180 «Расчеты с рабочими и служащими» закрывается без остатка, т.е. там, где начисление и выдача заработной платы производится за текущий месяц.
Аналитический учет фактических расходов ведется в ведомости № 6 «Исполнение сметы расходов по бюджету» в разрезе статей сметы, с кредита других счетов. Например: начислена заработная плата рабочим и служащим учебного заведения в сумме 5 млн. рублей.
Д-т 200-1 - статья расходов
К-т 180 - рабочие и служащие
В данный учетный реестр также заносятся данные оборотов по дебету с/счета 200 из других журналов-ордеров или листков-расшифровок, чаще всего из ж/о № 1 с К-т 120 «Касса», № 6 - по кредиту счетов 15, 17, 18, 19 ж/о 4 - учета основных средств, № 9 - учета МБП. Затем подсчитываются обороты в разряде статей в графе по дебету. Здесь же в ведомости № 6 показываются суммы, списанные в уменьшение затрат (кредит субсчета 200). Например: согласно продфуражного отчета удержано из заработной платы или стипендии стоимость питания
Д-т 181 «Расчеты со стипендиатами»
Д-т 180 «Расчеты с рабочими и служащими»
К-т 200 - 1г «стоимость питания», где 200, субсчет, 1-статья сметы расходов, г - литер статьи.
Точно также списываются расходы и по другим статьям сметы.
Затем в графе «Всего» подсчитываются расходы за месяц и с начала года с нарастающим итогом. Итоговая сумма по горизонтали и вертикали из ведомости № 6, где ведется смета расхода, заносятся в журнал «Главная книга» в графу «Итого за ... (месяц)».
Бюджетное финансирование осуществляется в соответствии с законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РФ.
В соответствии с Конституцией РФ в бюджетную систему РФ, как самостоятельные части включаются: республиканский бюджет РФ, республиканские бюджеты республик РФ, в составе РФ, краевые, областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет АО, окружные бюджеты АО, районные бюджеты, городские бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
Задачи организации, осуществления и контроля за исполнением республиканского бюджета возложены на Федеральное Казначейство РФ.
Для учета финансирования учреждений и организаций, состоящих на бюджете и ведущих учет в соответствии с Инструкцией № 122 от 03.11.1993 г. применяют счет 23 «Финансирование». Этот счет используют главные распорядители ассигнований. Расходование бюджетных средств производится в строгом соответствии с утвержденными сметами расходов.
Счет 23 «Финансирование» имеет несколько субсчетов:
230 - «Финансирование из бюджета на расходы учреждения и др. Мероприятия»
231 - «Финансирование из бюджета капитальных вложений»
232 - «Финансирование за счет других бюджетов»
234 - «Финансирование из Пенсионного фонда расходов на выплату пенсий и пособий»
235 - «Финансирование за счет бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований»
236 - «Средства родителей на содержание детского учреждения»
237 - «Финансирование из Фонда социального страхования на выплату пособий»
238 - «Прочие средства на содержание учреждений»
Рассмотрим субсчет 230 «Финансирование из бюджета на расходы учреждения и др. мероприятия». В дебет субсчета 230 записывают:
- суммы отозванных средств;
- суммы расходов, списываемых по окончании годовых отчетов;
- суммы списанных недостач прошлых лет.
По окончании года в дебет субсчета 230 у главных распорядителей ассигнований осуществляют списание произведенных в течение года расходов с кредита субсчета 200 «Расходы на содержание учреждения и др. мероприятия». В тех случаях, когда сумма фактических расходов по бюджету превышает остаток финансирования по субсчету 230, списание расходов производят в сумме равной остатку по этому субсчету.
Пример: на текущий счет организации поступили денежные средства из федерального бюджета в счет финансирования текущего месяца в сумме 100 000 руб.
Д 090 кт 230 100 000 руб.
Расходование бюджетных средств производится в строгом соответствии с утвержденными сметами расходов. В дебет счетов 230, 231, 232 записывают
1. суммы отозванных средств (крайне редко);
2. суммы расходов, списываемых по окончании года на основании годовых отчетов;
3. суммы списанных недостач материалов и безнадежных к получению долгов.
По окончании года в дебет субсчета 230 осуществляют списание произведенных в течение года расходов с кредита с/счета 200 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и др. мероприятия» (кроме заработной платы за 2 половину декабря - её продолжают учитывать на субсчете 200, а в балансе сумма по счету 200 активна, должна равняться сумме по счету 180 «Расчеты по оплате труда» - пассивна). В специфических организациях (органах МВД) счет 180 «Расчеты по оплате труда» на начало следующего месяца закрывается и соответственно с/счет 200 закрывается на всю сумму расходов текущего года. В тех случаях, когда сумма фактических расходов по бюджету превышает остаток финансирования по счету 230, списание расходов производят в сумме равной остатку этого счета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6