| |||||||
№ п/п |
Показатель |
Прошлый год |
Отчетный год |
Динамика показате-ля (в %) |
Разница в процен-тах (+, -) |
Расчет влияния фактора |
Фактор, повлиявший на выявленное изменение |
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Численность рабочих (N) |
6560 |
6000 |
91,46 |
-8,54 |
-105280 |
численность рабочих |
2 |
Число отработанных человеко-дней (Д) |
1541600 |
1428000 |
92,63 |
1,17 |
14400 |
количество дней отработанных 1-м рабочим |
3 |
Число отработанных человеко-часов (Ч) |
12332800 |
11138400 |
90,32 |
-2,32 |
-28560 |
продолжитель-ность смены |
4 |
Объем продаж (без НДС) (V) |
1233280 |
1670760 |
135,47 |
45,16 |
556920 |
выработка 1-го рабочего (В) |
1. Рассчитаем динамику изменения числа рабочих.
% динамики = N1 / N0 = 6000 / 6560 * 100 = 91,46 %
2. Определим величину отклонения числа рабочих отчетного года по сравнению с предыдущим годом, используя метод относительных отклонений.
Отклонение = % динамики – 100% = 91,46 % – 100% = – 8,54 %
3. Рассчитаем влияние данного фактора на изменение объема продаж.
Влияние фактора = V0 * Отклонение / 100 = 1233280 * (– 8,54) / 100 = – 105280 тыс. рублей.
Аналогично определяем влияние на изменение объема продаж остальных факторов.
4. Общее влияние всех факторов на изменение объема продаж.
ΔV = ΔN + ΔД + ΔЧ + ΔВ = – 105280 + 14400 – 28560 + 556920 = 437480 тыс. рублей
Таким образом, в отчетном году на предприятии ОАО «Агат» произошел рост объема продаж на 437480 тыс. рублей по сравнению с предыдущим годом.
На данное изменение оказали влияние следующие факторы:
1. Снижение числа рабочих в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 560 человек привел к снижению объема продаж на 105280 тыс.рублей или на 8,54 %.
2. По сравнению с прошлым годом в отчетном году произошло увеличение на 3 дня среднего числа дней, отработанных одним рабочим. Уменьшение целодневных потерь рабочего времени в отчетном периоде позволило увеличить объем продаж на 14400 тыс. рублей или на 1,17 %.
3. В отчетном году на 0,2 часа уменьшилась средняя продолжительность рабочего дня по сравнению с прошлым годом, что снизило объем продаж на 28560 тыс. рублей или на 2,32 %.
4. В отчетном году по сравнению с прошлым годом среднечасовая выработка одного рабочего увеличилась. Повышение производительности труда позволило увеличить объем продаж на 45,16% или на 556920 тыс. рублей.
В отчетном году произошло снижение числа рабочих по сравнению с предыдущим годом, а так же сокращение средней продолжительности рабочего дня, что позволяет говорить о дополнительных резервах увеличения выручки. Данные факторы отрицательно повлияли на динамику выручки, величина их влияния является неиспользованным резервом: 105280 + 28560 = 133840 тысяч рублей.
Задание № 2
Для определения степени влияния отдельных факторов, связанных с использованием материалов, на прирост объема продаж заполним таблицу 2.
Таблица 2
Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов
№ п/п
Показатель
Условное обозна-чение
Прошлый год
Отчетный год
Отклонение (+,-)
1
Объем продаж (без НДС), тыс. руб.
V
1233280
1670760
437480
2
Стоимость материалов в себестоимости продаж
МЗ
696150
656000
-40150
3
Материалоотдача реализованной продукции
Мо
1,7716
2,5469
0,7753
Степень влияния следующих факторов:
Х
Х
Х
4
Изменения стоимости материалов в себестоимости продаж
∆МЗ
Х
Х
-71128,62
5
Изменения материалоотдачи реализованной продукции
∆Мо
Х
Х
508608,62
Определяя влияние факторов на прирост объема продаж в отчетном году, воспользуемся мультипликативной моделью:
V = МЗ * Мо
Применим метод абсолютных разниц.
1. Определим влияние изменения стоимости материалов в себестоимости продаж
ΔV(МЗ) = ΔМЗ * Мо = – 40150 * 1,7716 = – 71128,62 тыс. рублей
2. Определим влияние изменения материалоотдачи реализованной продукции
ΔV(Мо) = МЗ1 * ΔМо = 656000* 0,7753 = 508608,62 тыс.рублей
3. Общее влияние факторов равно: – 71128,62 + 508608,62 = 437480 тыс.рублей
Таким образом, в отчетном году на предприятии ОАО «Агат» произошел рост объема продаж на 437480 тыс. рублей по сравнению с предыдущим годом.
Положительное влияние на объем продаж оказало увеличение в отчетном году материалоотдачи, что позволило увеличить объем продаж на 508608,62 тыс. рублей.
Соответственно, отрицательное влияние на объем продаж в отчетном году оказало снижение стоимости материалов в себестоимости продаж. Его снижение уменьшило объем продаж на 71128,62 тыс. руб.
Величина отрицательно повлиявшего фактора и есть неиспользованный резерв роста объема продаж. Он составляет 71129 тыс. рублей.
Задание № 3
Для определения степени влияния отдельных факторов, связанных с использованием основных средств, на объем продаж заполним таблицу 3.
1. Рассчитаем среднюю первоначальную стоимость ОПФ отчетного года
ОСпр 1 = (ОСнач.года + ОСкон.года) / 2 = (427800 + 572200) / 2 = 500000 тыс.рублей
Таблица 3
Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств
№ п/п
Показатель
Условное обозна-чение
Прошлый год
Отчетный год
Отклонение (+,-)
1
Объем продаж (без НДС), тыс. руб
V
1233280
1670760
437480
2
Среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств, тыс. руб.
ОСпр
427800
500000
72200
3
Количество дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии
Чд
235
238
3
4
Коэффициент сменности работы оборудования
Ксм
1,0
1,2
0,2
5
Средняя продолжительность смены, час
Чч
8
7,8
-0,2
6
Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования, тыс. руб.
Вч
0,00153
0,00150
-0,00003
7
Степень влияния следующих факторов:
Х
Х
Х
8
а) изменения первоначальной стоимости активной части производственных основных средств, тыс. руб.
∆ОСпр
Х
Х
208141,225
9
б) изменения количества дней, в течение которых основные средства находились в рабочем состоянии, тыс. руб.
∆Чд
Х
Х
18401,122
10
в) изменения Ксм
∆Ксм
Х
Х
291964,469
11
г) изменения средней продолжительности смены, тыс. руб.
∆Чч
Х
Х
-43794,6704
12
д) изменения продукции, приходящийся на 1 т. р. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы, тыс. руб.
∆Вч
Х
Х
-37232,1459
* - Среднее значение первоначальной стоимости ОПФ за предыдущий год принимаем равным их значению на начало отчетного года.
2. Определяя влияние факторов на прирост объема продаж в отчетном году, воспользуемся мультипликативной моделью
V = ОСпр * Чд * Ксм * Чч * Вч
Vо = 1233280 тыс.руб.
V1 = ОСпр 1 * Чд 0 * Ксм 0 * Чч 0 * Вч 0 = 500000 * 235 * 1,0 * 8 * 0,00153 = 1441421,225 тыс.руб.
V2 = ОСпр 1 * Чд 1 * Ксм 0 * Чч 0 * Вч 0 = 500000 * 238 * 1,0 * 8 * 0,00153 = 1459822,347 тыс.руб.
V3 = ОСпр 1 * Чд 1 * Ксм 1 * Чч 0 * Вч 0 = 500000 * 238 * 1,2 * 8 * 0,00153 = 1751786,816 тыс.руб.
V4 = ОСпр 1 * Чд 1 * Ксм 1 * Чч 1 * Вч 0 = 500000 * 238 * 1,2 * 7,8 * 0,00153 = 1707992,146 тыс.руб.
V1 = 1670760 тыс.руб.
а) изменение объема продаж за счет изменения первоначальной стоимости ОПФ
ΔV(ОСпр) = V1 – Vо = 1441421,225 – 1233280 = 208141,225 тыс. рублей
б) изменение объема продаж за счет изменения количества рабочих дней в году
ΔV(Чд) = V2 – V1 = 1459822,347 – 1441421,225 = 18401,122 тыс. рублей
в) изменение объема продаж за счет изменения коэффициента сменности
ΔV(Ксм) = V3 – V2 = 1751786,816 – 1459822,347 = 291964,469 тыс. рублей
г) изменение объема продаж за счет изменения средней продолжительности смены
ΔV(Чч) = V4 – V3 = 1707992,146 - 1751786,816 = -43794,6704 тыс. рублей
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.