Рефераты. Конституционное право США






 Президент США политической ответственности перед Конгрессом не несет, но он может быть отрешён им от должности в порядке импичмента, если будет признан виновным в измене, взяточничестве, других тяжких преступлениях. Эту процедуру возбуждает Палата представителей Конгресса, она же формулирует обвинение, принимаемое большинством голосов общего состава палаты. Документ, содержащий обвинение, передается в Сенат, который рассматривает дело по существу по правилам уголовного процесса (с вызовом свидетелей, экспертов, представлением сторонами документов и т.д.) и принимает решение. При рассмотрении дела в Сенате председательствует не вице-президент, а председатель Верховного суда США. Решение Сената принимается тайным голосованием, при этом требуется не менее 2/3 голосов от списочного числа сенаторов. В решении Сената говорится только об отстранении Президента от должности или об отказе от этого. Если Президент отстранен, он может быть, затем привлечен к ответственности за уголовное преступление как обычное лицо. Ни один Президент в порядке импичмента в США уволен с должности не был, хотя Палата представителей возбуждала импичмент против Президента около 15 раз. До решения вопроса в Сенате дело дошло дважды (1868 г. — Э. Джонсон, 1999 г. — У. Клинтон). В обоих случаях 2/3 голосов в Сенате не было получено: в 1999 г. только 45 сенаторов считали, что Президент виновен в нарушении клятвы, 50 сенаторов в оказании давления на судебную власть.[21]

 В порядке импичмента могут быть смещены также некоторые высшие должностные лица — вице-президент, министры, послы, федеральные судьи, губернаторы штатов и др. С 1797 г. импичменту подвергались около 15 человек (в том числе один министр, один сенатор, а в большинстве — судьи), из них семь человек были признаны виновными и отрешены от должности. Против Президента может быть обращен гражданский иск не только как для представителя государства, но и как физического лица. В соответствии с решением Верховного суда 1997 г. Президент может быть вызван в суд, что и было осуществлено в отношении Президента У. Клинтона, который был оштрафован на 90 тыс. долл. за ложь под присягой.[22]

Конституция не упоминает о возможности отстранения Президента в связи с невозможностью выполнять обязанности по состоянию здоровья и об отставке, но она имела место (Президент США Р. Никсон подал в отставку в 1974 г., не дожидаясь угрожавшего ему импичмента в связи с делом о прослушивании телефонных разговоров политических противников, что нарушало конституционный принцип тайны коммуникаций).

Вице-президент существенных полномочий не имеет. Он замещает Президента, председательствует в Сенате и выполняет отдельные поручения Президента. В 1985 г. по заявлению президента Р.Рейгана его полномочия были переданы вице-президенту на период действия наркоза во время проведения главе государства хирургической операции.[23] В 1947 г. был принят Закон о преемственности президентской власти, который установил последовательность лиц, замещающих пост президента, если он окажется вакантным. Законом определена следующая очерёдность замещающих лиц: Вице-президент, Спикер Палаты представителей, временный Председатель Сената, государственный секретарь и далее все руководители министерств по хронологии их создания.[24] Поправкой ХХУ был урегулирован вопрос о вакансии поста Вице-президента: его назначает президент и утверждают обе палаты Конгресса. Так, в 1974 г., когда пост президента занял вице-президент Дж. Форд, последний с одобрения Конгресса назначил вице-президентом Н.Рокфеллера.

В целом, для системы федеральных государственных органов характерно достаточное жёсткое разделение полномочий при наличии гибких механизмов взаимодействия.


Вопрос 3. Судебная власть и правоохранительные органы


В США функционируют параллельно единая федеральная система судов и са­мостоятельные судебные системы штатов, округа Колумбия и четырех федеральных территорий. В компетенцию федеральных судов входит прежде всего рассмотрение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных федеральным законодательством, и гражданских дел по искам к федеральным властям и по спорам, возникающим в связи с применением федеральных зако­нов или между гражданами, проживающими в двух различных странах, если при этом сумма иска превышает 10 000 долларов. По сумме исков федеральная судебная компетенция начинается с 50 тысяч долларов.[25] К исключительной юрисдикции федеральных судов относятся дела по уголовным преступлениям общефедерального уровня, вопросы антитрестовского законодательства, банкротства, интеллектуальной собственности, а также иски против Соединённых Штатов. Подавляющая часть уголовных и гражданских дел рассматривается судами штатов, и лишь относительно небольшая их часть (5—10%) оказыва­ется предметом разбирательства федеральных судов.

В федеральную систему судов входят Верховный суд США, апелляционные и окружные суды, а также специальные суды. Всю систему федеральных судов возглавляет Верховный суд - един­ственное судебное учреждение, упоминаемое в Конституции США, — состоит из девяти судей. Кворум, необходимый для принятия решения, составля­ют шесть членов суда. Верховный суд рассматривает по первой инстанции дела по спорам между двумя или более штатами, по искам, в которых одной из сторон являются послы иностранных государств, и некоторые другие. Основная его функция — рас­смотрение жалоб на решения нижестоящих федеральных судов и судов шта­тов, если в них затронут «федеральный вопрос», а также просьб об отмене по­становления любого суда, которым признается противоречащим Конституции США закон какого-либо штата или акт Конгресса США. Верховный суд вправе также, если последует просьба апелляционного суда, разъяснить какой-либо вопрос права, возникший по гражданскому или уголовному делу, и дать по не­му обязательное толкование. Верховный суд принимает к разбирательству де­ла по своему усмотрению, если признает их достаточно существенными и об­щезначимыми, что бывает относительно редко: в ответ на тысячи обращений ежегодно выносятся решения лишь по 120—160 делам.1

Апелляционные суды были созданы в 1891 г. в качестве судов промежу­точной юрисдикции между Верховным судом США и окружными судами. В на­стоящее время имеется 13 апелляционных судов: один в федеральном округе Колумбия, 11 — в каждом из апелляционных округов, охватывающих территорию от 3 до 10 штатов и имеющих свой официальный номер, и, нако­нец, учрежденный в 1982 г. Апелляционный суд федеральной юрисдикции, ко­торый рассматривает жалобы по таможенным и патентным делам и жалобы на решения Претензионного суда. В состав каждого апелляционного суда входит от 4 до 23 судей. В работе каждого апелляционного суда принимает участие один из членов Верховного суда США.

Окружные суды (районные) — ос­новное звено федеральной судебной системы. Вся территория страны поделе­на на округа с учетом границ между штатами, так что в одном штате имеется от одного до четырех округов. Соответствующие окружные суды созданы также в четырех заморских территориях США. Всего в настоящее время насчитывается 95 окружных судов, в каждом из которых от 2 до 27 судей. Они рассматривают по первой инстанции гражданские и уголовные дела, входящие в компетенцию федеральной юстиции, а также жалобы на действия адми­нистративных ведомств. Уголовные дела и гражданские иски по большинству категорий дел с суммой иска свыше 20 долларов слушаются с участием присяжных, если на этом настаивает обвиняемый или истец. При окружных судах функционируют федеральные магистраты (эта должность учреждена в 1968 г.). Они занимаются, в основном, подготовкой дел к слушанию и контролем за исполнением судебных решений. В 1978 г. при каждом из окружных судов как их дополнительные органы были учреждены су­ды по делам о банкротствах, которым поручено рассмотрение этой весьма многочисленной категории дел.

Наряду с системой общих судов существует несколько специализирован­ных федеральных судов. Важное место в ней занимает Претензионный суд, рас­сматривающий гражданские иски частных лиц и корпораций к правительству США на сумму свыше 10 000 долларов с требованием о возмещении ущерба, причиненного нарушением договоров и по ряду других оснований. В 1980 г. был переименован в Суд по внешней торговле прежний Суд по таможенным делам. Действует также Налоговый суд, рассматриваю­щий споры, которые возникают в связи с определением размеров федераль­ных налогов и их уплатой. После террористического акта 2001 г. Президент США, действуя в качестве главнокомандующего, учредил также федеральные военные трибуналы для суда над иностранными террористами (ранее военные трибуналы создавались в США только в военное время).

В США традиционно значительна роль судебных приказов. В настоящее время осталось только три вида приказов федерального судьи: Хабеас корпус (доставка к судье задержанного лица с указанием причины задержания и освобождение из-под стражи незаконно задерживаемого лица); мандамус (или обязывающий инджанкшн) — приказ судьи прекратить бездействие и выполнить должное; запретительный инджанкшн — запрещение должностным лицам, организациям, учреждениям, предприятиям совершать какие-либо действия или требование их прекращения.1

 В американских штатах действуют весьма различающиеся между собой систе­мы судов. Чаще всего в штатах используются двух- и трехступенчатая систе­мы общих судов, а также различные суды ограниченной или специальной юрисдикции. Суд, возглавляющий судебную систему в штате, чаще всего носит назва­ние верховного суда, однако в ряде штатов он называется апелляционным судом. Они состоят из пяти — девяти судей, один из которых назначается пред­седателем суда. Верховные и соответствующие им суды штатов занимаются, главным образом, рассмотрением апелляционных жалоб на решения нижестоящих судов. В качестве суда первой инстанции эти суды чаще всего издают лишь су­дебные приказы.

Суды промежуточной юрисдикции (апелляционные) созданы в ряде штатов для рассмотрения жа­лоб на приговоры и решения судов первой инстанции и других судебных учреждений. Основное звено судебной системы штатов — суды общей юрисдикции (окружными судами). Дела в окружных судах рассматриваются либо единоличными судьями, ли­бо судьями с участием присяжных заседателей. В настоящее время количество присяжных заседателей в американских судах любых инстанций, в том числе и в федеральной системе судов, составляет при разбирательстве уголовных дел 12 или меньше, но не менее шести присяжных, при разбирательстве граждан­ских дел — чаще всего шесть. В большинстве штатов для признания подсудимого виновным требуется вынесение присяжными единогласного вердикта. Назначение подсудимому наказания, как правило, входит в компетенцию только судьи, однако в некоторых штатах присяжные своим вердиктом должны решать и вопросы на­казания (о допустимости вынесения смертного приговора и др.).

Помимо названных звеньев общей системы судов в каждом американском штате имеются суды ограниченной юрисдикции, которым доверяется рас­сматривать дела о малозначительных преступлениях, наказываемых штрафами либо, как правило, лишь краткосрочным лишением свободы, а также граждан­ские дела с небольшой суммой иска, чаще всего до 1000 долларов. Они носят названия муниципальных городских, полицейских судов, иногда судов графств, судов общих сессий и т.п. Дела в них слушают магистраты или мировые судьи, не обязательно обладающие профессиональной юридической подготовкой.

Во многих штатах действуют также суды специальной юрисдикции — либо самостоятельно, либо при окружных судах. Это суды по налогам, по земель­ным спорам, по делам о наследовании, по претензиям к властям штатов, суды, разбирающие огромное количество дел о нарушении правил дорожного дви­жения, и др. Важное место среди них занимают суды по делам несовершенно­летних, нередко объединяющие в себе и функции семейных судов. Они раз­бирают дела о правонарушениях несовершеннолетних, принимают меры к родителям, не заботящимся о своих детях, контролируют условия воспитания в неблагополучных семьях, пытаются разрешать семейные конфликты.1

 Назначения на все судейские должности в федеральных судах производят­ся президентом США с согласия Сената, который вправе отвергнуть предло­женную президентом кандидатуру. 2 К кандидатам на должности федеральных судей предъявляются высокие требования как в профессиональном, так и в этическом плане (большой опыт работы в качестве адвоката, юрисконсульта или университетского профессора, безукоризненная репутация и др.). Фе­деральные судьи назначаются на свои должности пожизненно и могут быть смещены лишь в результате сложной процедуры импичмента. Магистраты, работающие при окружных федеральных судах, назначаются на свои должно­сти судами на восьмилетний срок либо на четыре года, если они исполняют свои обязанности по совместительству.

Расследование по уголовным делам проводится ФБР и множеством других федеральных служб, а также независимыми друг от друга многочисленными полицейскими учреждениями, которые подчиняются либо властям соответст­вующего штата, либо местным властям графства, города или сельского муни­ципалитета. В ряде случаев предварительное расследование проводится аппаратами либо федерального атторнея (прокурора), либо генерального атторнея штата, либо местного атторнея (графства, города). Все эти должностные лица действуют автономно и не находятся в отношениях соподчиненности. Более того, даже федеральные окружные атторнеи в принятии решений по конкретным делам пользуются полной независимостью от генерального атторнея США, возглавляющего де­партамент (министерство) юстиции. В 1978 г. был учрежден институт независимых прокуроров, не подчиненных министру юстиции. Независимые прокуроры, назначаемые Конгрессом, по своей инициативе рассматривают в соответствии с законом об этике государственных служащих дела самых высокопоставленных должностных лиц.

Важнейшая функция атторнеев — поддержание обвинения в суде. При этом на стадии предания суду представители обвинения в подавляющем боль­шинстве случаев вынуждают обвиняемого заключить так называемую сделку о признании вины. Она означает обычно, что тот дает согласие на разбиратель­ство его дела без участия суда присяжных в обмен на обещание ограничиться обвинением в менее тяжком преступлении (например, в краже вместо ограб­ления) либо не требовать вынесения смертного приговора, лишения свободы и т.п. Атторнеи вправе обжаловать в вышестоящий суд приговоры по уголовным делам, кроме оправдательных приговоров, вынесенных судом присяжных. В большинстве штатов и на местном уровне атторнеи выбираются населением и, как правило, занимают свои должности благодаря поддержке той или иной по­литической партии.1

Полиция федерации состоит из формирований, исходящих во многие федеральные департаменты, а также полиции округа Колумбия, где находится столица страны. Основным среди формирований, подчиненных центральному правительству, является созданное в 1908 г. Федеральное бюро расследований Министерства юстиции (ФБР). К его подследственности отнесено более 200 видов правонарушений, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством, в том числе почти все преступления, имеющие политический характер и затрагивающие государственную безопасность. Общей задачей ФБР является поддержание законности путем расследования нарушений федерального уголовного законодательства, контрразведывательная деятельность, оказание помощи другим федеральным и местным правоохранительным службам.

Помимо ФБР Министерству юстиции подчинены Служба маршалов (выполняет решения федеральных судов) и Бюро тюрем. Казначейство США ведает Секретной службой, занимающейся обеспечением безопасности президента и других высших должностных лиц США, борьбой с фальшивомонетничеством и подделкой государственных ценных бумаг, охраной объектов Казначейства в Вашингтоне, расследованием нарушений законов о государственном имуществе и др. Казначейство руководит работой Бюро по наркотикам, Береговой охраной и Таможенным бюро. К числу наиболее мощных федеральных формирований принадлежит и Корпус военной полиции Министерства обороны США. Члены его несут службу не только на национальной территории, но и в других местах дислокации американских вооруженных сил.

Собственную полицию, состоящую приблизительно из 2 тыс. человек, имеет Почтовая служба США. Это формирование правомочно проводить расследования более чем по 100 составам преступлений, предусмотренных федеральным законодательством и имеющих отношение к деятельности почты, грабёж, кража со взломом, воровство почтовых отправлений, их хищения, мошенничество, незаконная пересылка взрывчатых веществ, наркотиков и др.). Кроме того, его сотрудники осуществляют провождение особо ценных грузов и охрану ведомственных объектов и транспорта.1 Полицейские организации штатов и других административно-территориальных единиц США независимы одна от другой и от федеральной полиции.

Защиту интересов обвиняемых по уголовным делам и представительство интересов сторон в гражданском процессе осуществляют адвокаты. Американские адвокаты действуют либо в составе адвокатских контор, ли­бо самостоятельно. Адвокаты, юристы, работающие в корпорациях, и госу­дарственные атторнеи объединены в ассоциации юристов штата (членство в такой ассоциации в некоторых штатах является обязательным условием для занятия соответствующей практикой). В масштабах всей страны деятельность этих объединений координируется и направляется Американской ассоциацией юристов, насчитывающем около 600 тыс. членов и представляющей собой весьма влиятельную политическую силу. Эта ассоциация играет важную роль в процессах сближения законодательства штатов, она нередко предлагает изме­нения в федеральном законодательстве, занимается вопросами профессио­нальной этики и др.

В целом, судебная и правоохранительная система отличаются достаточно сложной организацией, автономностью при разрешении дел.

Заключение


США являются одним из редких примеров успешного существования системы, основанной на жёстком разделении властей. Между тем такое положение потребовало определённого изменения первоначальной модели. Президентская власть усиливается, несмотря на все попытки Конгресса противостоять этому. В то же время Президент не может действовать без поддержки Конгресса, и несмотря на разделение властей они тесно сотрудничают, что необходимо для выработки компромисса. Его поискам благоприятствует отсутствие идеологических разногласий, разделяющих ведущие политические партии.

Список использованной литературы:

1.     Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. М.: ТК «Велби», Изд-во Проспект, 2005.

2.     Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2004.

3.     Боботов С.В. Конституционная юстиция. М.: Изд-во ИЧП «ЕАВ», 1994.

4.     Ведерникова О. Отбор кандидатов на судебные должности: опыт США // Российская юстиция. 1993. № 5.

5.     Глигич-Золотарёва М.В. Правовые основы федерализма. М.: Юристъ, 2006.

6.     Губанов А.В. Зубов И.Н. Полиция государств дальнего зарубежья. М., 1999.

7.     Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк. 2001.

8.     Жакке Ж-П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие / Пер. с франц. М.: Юрист, 2002.

9.     Зарубежное избирательное право: Учебное пособие. М.: Изд-во НОРМА, 2003.

10. Зяблюк Н. США: новый закон о лоббистской деятельности // Бизнес и право. 1996. № 3.

11. Касаткина Н.М. Глава исполнительной власти субъекта федерации (зарубежный опыт) // Очерки конституционного права иностранных государств Учебное и научно-практическое пособие Отв.ред.Д.А. Ковачев. – М., 1999.

12. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б.А.Страшун. М.: Изд-во НОРМА, 2001.

13. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина. 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2005.


1 Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо,  Л.М.Энтина. 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2005. С. 442.


[1] Конституционное (государственное)  право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б.А.Страшун. М.: Изд-во НОРМА, 2001. С.  33.


[2] Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран:Учебное пособие. М.: Юристъ, 2004. С. 182.

[3] Конституционное (государственное)  право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б.А.Страшун. М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 17-18..

[4] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2005. С. 393.

[5] Зяблюк Н. США: новый закон о лоббистской деятельности // Бизнес и право. 1996. № 3. С. 46.

[6] Практика лоббизма в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации: научное издание /п.А.Толстых. М.: Канон +, 2006. С. 177.  

[7] Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран:Учебное пособие. М.: Юристъ, 2004. С. 172.

[8] Боботов С.В. Конституционная юстиция. М.: Изд-во ИЧП «ЕАВ», 1994. С.25-26.

1 Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2004. С. 23


1 Зарубежное избирательное право: Учебное пособие. М.: Изд-во НОРМА, 2003.  С. 5


[9] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2005. С. 402.

[10] Шумилов В.М. Правовая система США. М.: ООО «ДеКА», 2003. С.65.

1 Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2004. С. 214..


[11] Лафитский В.И. Правовое регулирование президентских выборов в США. М.: РЦОИТ, 2004. С. 50.

[12] Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства.  – М.: Изд-во «Весь Мир», 2004. С. 23

[13] Лафитский В.И. Правовое регулирование президентских выборов в США. М.: РЦОИТ, 2004. С. 72.

[14] Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М.: Юрид. лит., 1994. С. 96.

[15] Шумилов В.М. Правовая система США. М.: ООО «ДеКА», 2003. С.99.

[16] Цаликова М.Б. Президент и Конгресс США на международной арене // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 3. С. 28-29.

[17] Лафитский В.И. Контрольные полномочия Конгресса США //  Институты конституционного права иностранных государств. М.: «Городец-издат», 2002. С.334-335.

[18] Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2004. С. 184.

[19] Жакке Ж-П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие / Пер. с франц. М.: Юрист, 2002. С. 140.

1 Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо,  Л.М.Энтина. 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2005. С. 473.

[20] Лафитский В.И. Правовые институты чрезвычайного режима в США // Институты конституционного права иностранных государств. М..: «Городец-издат», 2002. С. 421 – 429.

[21] Жакке Ж-П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие / Пер. с франц. М.: Юрист, 2002. С . 144.

[22] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2005. С. 411.

[23] Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. М.: ТК «Велби», Изд-во Проспект, 2005. С. 373.

[24] Шумилов В.М. Правовая система США. М.: ООО «ДеКА», 2003. С.75.

[25] Шумилов В.М. Правовая система США. М.: ООО «ДеКА», 2003. С. 87.

1 Правовые системы стран мира, Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я.Сухарев. 2-е изд. М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 611.



1 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2005. С. 415.


1 Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М.: Юрид. лит., 1993. С. 185.

2 Подробнее: Ведерникова О.  Отбор кандидатов на судебные должности: опыт США // Российская юстиция. 1993. № 5.   с. 13-14.

1 Правовые системы стран мира, Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я.Сухарев. 2-е изд. М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 616.


1  Губанов А.В. Зубов И.Н. Полиция государств дальнего зарубежья. М., 1999. С. 68-69.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.