Рефераты. Контроль за движением производственных запасов






Как правило, товарно-транспортная накладная на перевозку грузов ав­томобильным транспортом выписывается в четырех экземплярах. Четвертый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей.  Второй и третий и четвертый экземпля­ры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя (экспедитора), вручаются водителю или экспедитору. Первый экземпляр сдается водителем или экспедитором грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза. Второй и третий экземпляры, заверенные подписями и печатями грузоотправителя и грузополучателя, сдаются перевозчику. Третий, служащий основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а чет­вертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. Четвертый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей.

Грузоотправитель при необходимости может выписывать дополнительные экземпляры товарно-транспортных накладных. Например, если на одном автомобиле одновременно перевозятся несколько партий грузов в адрес нескольких грузополучателей, товарно-транспортная накладная выписывается каждому грузополучателю в отдельности.

Для оформления отпуска и приемки товарно-материальных ценностей, перемещение которых осуществляется без участия автомобильных транс­портных средств, например почтой или нарочным, используется товарная накладная (ф. ТН-2), являющаяся, как и товарно-транспортная накладная, документом строгой отчетности. Товарная накладная (ф. ТН-2) служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у отправителя и оприходования их у получателя, а также складского и бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей.

Товарная накладная (ф. ТН-2) выписывается отправителем, как прави­ло, в двух экземплярах. Первый экземпляр накладной предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у грузополучателя получателя товара. Второй остается у отправи­теля и предназначается для списания товарно-материальных ценностей.

Согласно Закону Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость», вступившему в силу с 1 января 2000 года, в ТТН-1 и ТН-2 в разделе «Сведения о грузе» указываются следующие реквизиты: «Ставка НДС», «Сумма НДС», «Всего стоимость с НДС». В первичных учетных документах указанные реквизиты указываются отдельно по каждой позиции.

Помимо этого, Закон предусматривает обязательное ведение продавцами продукции и товаров книги продаж и журнала учета выдаваемых первичных учетных документов, и покупателями товаров - журнала учета получаемых от поставщиков первичных учетных документов, применяе­мых при отгрузке товаров, и книги покупок. Во всех вышеуказанных до­кументах должны быть указаны реквизиты по налогу на добавленную стоимость.

На склады поступают также материалы из цехов своей организации, которые изготавливаются в подсобных производствах; ценности, полу­ченные при ликвидации основных средств, от брака и т. п. Они при­ходуются на склады по требованиям-накладным на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (ф. М-11). Требования-накладные (ф. М-11) на возврат неиспользованных материалов выписываются лишь в том случае, если ценности отпускались по ним, а не по лимитно-заборным картам, так как в последних предусматривается учет возврата материалов, ранее от­пущенных в производство.

Материальные ценности, находящиеся в стадии технической приемки или лабораторного испытания, приходными документами не оформляют­ся, а учитываются материально ответственными лицами в специальной книге с подразделением на «Материалы, ожидающие приемки» и «Мате­риалы, находящиеся на ответственном хранении». До выяснения результа­тов приемки такие товарно-материальные ценности должны храниться на складах обособленно и не расходоваться.

Материалы со складов организации отпускаются в цехи для изготовле­ния продукции, на хозяйственные нужды, а также на сторону для перера­ботки или реализации как излишние или ненужные.

Для оформления расхода материалов применяются различные документы: ведомости на отпуск запасных частейлимитно-заборные карты, акты-требования на замену (дополнительный отпуск) материалов, требования-накладные на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, комплектовочные ведомости, раскройные кар­ты и др.

Лимитно-заборные карты (ф. М-8) - это накопительные документы, используемые для оформления регулярного отпуска на производствен­ные цели лимитируемых материалов. Они являются оправдательными документами для списания материальных ценностей со склада и слу­жат для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов их отпуска.

Лимитно-заборные карты выписывает отдел материально-технического обеспечения или плановый отдел в двух экземплярах на месяц (квартал, полугодие, год с отрывными месячными талонами на фактический от­пуск). Один экземпляр карты передается потребителю (цех, участок), а второй - на склад пли в кладовую цеха (участка). В каждом экземпляре указываются установленный лимит, наименование, номенклатурный но­мер материалов, шифр затрат и другие данные. Отпуск материалов в производство осуществляется складом (кладовой) при предъявлении представителем цеха своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита. В лимитно-заборной карте цеха (участка) расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - представитель цеха (участка), что обеспечивает взаимный контроль за правильностью производимых в них записей.

По окончании месяца оба экземпляра лимитно-заборных карт передаются в бухгалтерию для отражения расхода материалов на соответствую­щих счетах бухгалтерского учета.

По лимитно-заборной карте ведется также учет возврата материалов, не использованных в производстве. При этом никаких дополнительных документов не составляется.

Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими допускается только по разрешению руководителя организации или главного инженера. При этом выписывается акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов (ф. М-10) в двух экземплярах, из которых первый с распиской получателя остается на складе, а второй с подписью заведующего складом выдается на руки получателю. В требова­нии наряду с другими реквизитами должно быть указано, на какие цели отпускаются материалы.

Для оформления разового отпуска материальных ценностей внутри организации и их отпуска хозяйствам организации, расположен­ным за пределами его территории, применяется накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (ф. М-11).


1.2. Организация учета производственных запасов в местах их хранения

Обязательной предпосылкой правильного учета материалов и обеспечения их сохранности служит хорошая организация складского хозяйства. Складские помещения должны быть приспособлены к приемке, хранению и отпуску материалов. Для этого помещения складов должны быть изоли­рованы, оборудованы сигнализацией, необходимым количеством стелла­жей, ячеек, поддонов, средствами механизации и весоизмерительными приборами. Внутри склада каждая группа, подгруппа и вид материальных ценностей должны храниться в определенном месте в соответствии со строго продуманной системой. К каждому месту хранения прикрепляется материальный ярлык.

Приказом руководителя организации устанавливается система матери­альной ответственности лиц, работающих на складах. С ними заключают­ся договоры о материальной ответственности. Учет материалов на складах и в кладовых ведется непосредственно материально-ответственными  лицами (заведующими скла­дами, секциями, кладовыми). В отдельных случаях с согласия материально ответственных лиц допускается возлагать ведение карточек складского учета на учетчиков (операторов).

На складах (кладовых) материально ответственными лицами ведется количественно-сортовой учет материалов. Порядок учета материальных ценностей на складах зависит от применяемого метода. Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод повышает качество бухгалтерского учета и контроля за состоянием, движением и сохранно­стью ценностей. Документация по движению материалов и выведению их остатков легко поддается механизированной обработке. К основным принципам этого метода относятся следующие:

– оперативность и достоверность количественного учета на складах, осуществляемого материально ответственными лицами в карточках складского учета материалов;

– систематический контроль работников бухгалтерии непосредственно в местах хранения за правильностью и своевременностью докумен­тирования складских операций по движению материалов и ведением складского учета, предоставление работникам бухгалтерии права сверять соответствие фактических остатков материалов в натуре с данными текущего складского учета;

– осуществление бухгалтерией учета материальных ценностей в денежном выражении по учетным ценам в разрезе синтетических сче­тов, субсчетов, мест хранения - складов и кладовых, материально от­ветственных лиц и групп материалов, а при обработке документов на ЭВМ – в разрезе номенклатурных номеров;

– систематическая взаимосверка данных складского и бухгалтерского учета путем сопоставления остатков материалов по данным склад­ского учета, оцененных по принятым учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.

Использование сальдового метода учета материальных ценностей предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов. Осуществляется он в карточках складского учета материалов (ф. М-12). Бухгалтерия открывает карточки на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом (кладовщику). Для учета выданных карточек в бухгалтерии ве­дется Реестр выдачи карточек (по произвольной форме).

Записи по приходу и отпуску материалов в карточки складского учета производятся на основании первичных документов по приходу и расходу материалов в день совершения операций с выведением остатка после каж­дой записи. Записи операций по отпуску и возврату материалов по лимит­но-заборным картам производятся в карточках складского учета по мере закрытия карт, но не позднее первого числа следующего за отчетным месяца. При этом в течение месяца лимитно-заборные карты хранятся вместе с соответствующими карточками складского учета (ф. М-12).

Карточки хранятся на складе в специальных ящиках, они располагаются по группам и подгруппам материальных ценностей, а внутри их  по номенклатурным номерам.

Работники бухгалтерии систематически, но не реже одного раза в неделю (декаду) непосредственно на складах в присутствии заведующего складом проверяют правильность и своевременность разноски сведений из первичных документов в карточки складского учета и подтверждают это своими подписями. Выявленные расхождения и ошибки здесь же устраняются. Одновременно с этим работник бухгалтерии производит приемку первичных документов, а заведующий складом - их сдачу.

Приемка-сдача первичных документов оформляется специальным Реест­ром приемки-сдачи документов (ф. М-13).

Проверенный и принятый реестр (ф. М-13) вместе с приложенными первичными документами передается для дальнейшей обработки в бухгалтерию организации.

С согласия материально ответственных лиц подтверждением приемки-сдачи документов может служить роспись работника бухгалтерии в кар­точке складского учета о проверке записей по каждой операции.

Для взаимной связи количественно-сортового (складского) учета мате­риалов с данными бухгалтерского учета по каждому складу в бухгалтерии ведется Ведомость учета остатков материалов на складе (ф. М-14), кото­рая на практике получила название сальдовой книги. Она открывается в бухгалтерии по каждому складу на год в разрезе групп, подгрупп и но­менклатурных номеров с указанием единиц измерения, учетных цен и остатков в натуральном и денежном измерении на первое число месяца.

В течение месяца Ведомость учета остатков материалов на складе находится в бухгалтерии и используется для справочных целей. В конце месяца она передается на склад для переноса сведений об остатках материалов (в натуральном выражении) на конец месяца из карточек складско­го учета по каждому номенклатурному номеру. После этого она передает­ся в бухгалтерию, где количественные остатки таксируются и подсчиты­ваются итоги по группам (подгруппам) материалов и в целом по счету.


1.3. Бухгалтерский учет производственных запасов

Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих организации сырья, материалов, топлива, запасных частей, тары и других материальных ценностей в Типовом Плане счетов бухгалтерского учета предусмот­рен синтетический счет 10 «Материалы». Этот счет активный, инвентар­ный. По дебету данного счета отражаются остатки материалов на начало и конец отчетного периода, и их поступление на склады (кладовые), а по кредиту - их выбытие (расход).

Материалы учитываются на счете 10 «Материалы» либо по фактической стоимости их приобретения (заготовления), либо по учетным ценам. Фактическая стоимость приобретения (заготовления) материалов склады­вается из их стоимости по покупным ценам и расходов по заготовке и доставке ценностей на предприятие. При учете материалов по учет­ным ценам разница между стоимостью ценностей по этим ценам и факти­ческой стоимостью приобретения (заготовления) ценностей отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов».

На счете 10 «Материалы» группировка информации по видам материальных ценностей осуществляется на субсчетах.

К счету 10 «Материалы» открываются следующие субсчета: 10-1 “Сырье и материалы”; 10-2 “Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия”; 10-3 “Топливо”; 10-4 “Тара и тарные материалы”; 10-5 “Запасные части”; 10-6 “Корма”; 10-7 “Семена и посадочный материал”; 10-8 “Строительные матариалы”; 10-9 “Сырье, продукция и материалы, переданные в переработку на сторону”; 10-10 “Инвентарь и озяйственные принадлежности”; 10-11 “Специальная одежда на складе”; 10-12 “Специальная одежда в эксплуатации”; 10-13 “Удобрения”; 10-14 “Средства защиты растений, животных и медикаменты”; 10-15 “Прочие материалы”.

На субсчете 10-1 “Сырье и материалы” учитывается наличие и движение сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции и образующих ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении, а также используемых при выполнении работ, оказании услуг. Здесь учитываются и вспомогательные материалы, участвующие в производстве продукции или потребляемые для хозяйственных нужд и других целей, содействующих производственному процессу.

На субсчете 10-2 “Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия” учитывается наличие и движение покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции, которые требует затрат по их обработке или сворке. Изделия, приобретенные для комплектации, стоимость которых не включается в себестоимость продукции, учитывают на счете 41 “Товары”.

На субсчете 10-3 “Топливо” учитывается наличие и движение всех видов топлива и смазочных материалов, приобретенных для технологических нужд, эксплуатации транспортных средств и сельскохозяйственной техники, а также для выработки энергии, либо для отопления зданий. Используемые как топливо отходы, полученные в процессе производства, также отражаются на данном субсчете.

На субсчете 10-4 “Тара и тарные матриалы” учитывается наличие и движение всех видов тары (картонная, деревянная, тканевая и другая), кроме используемой как хозяйственный инвентарь. Здесь же учитываются материалы и детали, предназначенные для ремонта и изготовления тары.

На субсчете 10-5 “Запасные части” учитывается наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, деталей, узлов, агрегатов, аккумуляторов, предназначенных для ремонта, замены изношенных частей машин, оборудования и др.

На субсчете 10-6 “Корма” учитывается наличие и движение кормов как собственного производства, так и покупных. Поступление покупных кормов отражается по их фактической цене приобретения. Нормативно-прогнозная себестоимость кормов собственного производства в конце года доводится до уровня фактической.

На субсчете 10-7 “Семена и посадочный материал” учитываются семена и посадочный материал урожая как прошлого, так и текущего года, а также покупные.

На субсчете 10-8 “Строительные материалы” отражается наличие и движение всех видов строительных материалов, используемых непосредственно в процессе строительных, монтажных и ремонтных работ.

На субсчете 10-9 “Сырье, продукция и материалы, переданные в переработку на сторону” учитывается движение сырья, материалов, переданных в переработку на сторону, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство полученных из них изделий. Затраты, связанные с переработкой и оплаченные сторонним организациям, относятся в дебет тех счетов, на которых учитывается, продукция, полученная от переработки.

На субсчете 10-10 “Инвентарь и хозяйственные принадлжности” учитывается наличие и движение инструментов, инвентаря и хозяйственных принадлежностей со сроком полезного пользования до 12 месяцев и в пределах стоимости, установленной нормативными положениями.

На субсчете 10-11 “Специальная одежда на складе” учитывается наличие, поступление и выбытие специальной одежды, находящейся на складах организации и в других местах хранения.

На субсчете 10-12 “Специальная одежда в эксплуатации” учитывается наличие и движение специальной одежды, используемой при производстве продукции, выполении работ, оказании услуг и дркгих целей. По кредиту данного субсчета отражается списание стоимости спецодежды в соответствии со сроками ее носки на себестоимость продукции, выполненных работ, оказанных услуг в корреспонденции с дебетом счетов по учету затрат на производство.

На субсчете 10-13 “Удобрения” учитываются все виды минеральных удобрений в физической массе с указанием содержания действующего вещества.

На субсчете 10-14 “Средства защиты растений, животных и медикаменты” сельскохозяйственные организаци учитывают ядохимикаты, биопрепататы и другие химикаты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, животных, проведения опытов с растениями, животными и других целей.

На субсчете 10-15 “Прочие материалы” учитывается наличие и движение отходов производства (стружка, обрезка и т.д.); неисправимого брака; материалыньх ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации; изношенных шин, утильной резины и прочие отходы производства и вторичные материальные ценности.

В зависимости от принятой организацией учетной политики учет поступления материалов может быть организован с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стои­мости материальных ценностей» или без их использования.

Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о заготовлении и приобретении материальных ценностей, относящихся к оборотным средствам. Этот счет активный, операционный, калькуляционный. В дебет данного счета относится по­купная стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей. В учете производятся записи по дебету счета 15 «Заготовление и приобрете­ние материальных ценностей» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подряд­чиками» - при поступлении материальных ценностей от поставщиков; 20 «Основное производство» - при поступлении материальных ценностей из основного производства; 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - при при­обретении материальных ценностей через подотчетных лиц и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.