Рефераты. Контроль за движением производственных запасов






Всестороннему изучению подлежат указанные операции при документальных ревизиях. Особое внимание в этих случаях следует об­ратить на обоснованность приобретения тех или иных ценностей, своевременность их оприходования и эффективность использова­ния. Необходимо выяснить, соблюдается ли на предприятии порядок выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценнос­тей и отчетности по их использованию. При этой проверке необходимо выяснить: ведется ли на предприятии журнал учета выдачи доверенностей по типовой форме; соблюдается ли установленный порядок отчетности за полученные доверенности; выдаются ли доверенности только работникам данного предприятия, отчитавшимся по предыдущим доверенностям; на какой срок выдаются доверенности (как правило, они должны выдаваться на срок не более 15 дней или в исключительных случаях при систематическом получении материа­ла — на месяц); возвращаются ли неиспользованные доверенности на следующий день после истечения срока их действия; сдает ли доверенное лицо после получения ценностей документы о выполнении поручений и о сдаче на склад материальных ценностей. Тщательно проверяют соблюдение порядка хранения книжек доверенностей и текущего контроля за этими операциями со стороны главного бух­галтера.

Своевременность оформления документов при приемке и отпус­ке ценностей и записи в книги или карточки складского учета прове­ряется при обследовании мест хранения товарно-материальных цен­ностей. При этом необходимо выяснить наличие на складе неучтен­ных излишков, договоров (контрактов) и разовых сделок по поставщикам материальных ресурсов.

Объектом исследования аудиторско-ревизионных проверок яв­ляется оперативная и служебная информация.

На проверяемом предприятии изучается учет в журнале посту­пивших грузов по каждому поставщику об ассортименте и сроках поставки материальных ресурсов по договору (контракту) и прове­ряется на основании документов фактически поступивший ассорти­мент материалов с указанием даты поступления. При этом проверка достоверности приведенной информации является важной деталью аудита. Для этого информацию, содержащуюся в оперативном учете, сопоставляют с данными бухгалтерского учета.

Выявить нарушавших условия договора (контракта) поставщи­ков позволяет достоверная информация о выполнении договорных обязательств. При установлении факта нарушения условий договора (контракта) к нарушителям предъявляются штрафные и другие сан­кции. Если штрафные санкции не были удовлетворены, следует вы­яснить, не связано ли это с пропуском исковой давности или непра­вильным и неполным оформлением исковых материалов через хо­зяйственные суды и выявить конкретных виновников. Эту информа­цию можно получить при изучении бухгалтерских регистров по уче­ту расчетов по претензиям на счете 63 «Расчеты по претензиям» и до­кументов, на основании которых отражены записи в этих регистрах, а также материалов служебной переписки по предъявленным претен­зиям.

Регистры синтетического и аналитического учета по счетам, на которых собирается информация о наличии и движении ценностей (счет 15 «Заготовление и приобретение материалов», счет 16 «Откло­нения в стоимости материалов», счет 10 «Материалы» в разрезе суб­счетов и прочие), отчеты материально ответственных лиц с прило­женными к ним первичными документами, регистры синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и прочие регистры являются источниками проверки полноты оприходования товар­но-материальных ценностей.

При проверке полноты и правильности оприходования покуп­ных материальных ценностей устанавливают соответствие итоговых сумм, отраженных в ведомостях учета товарно-материальных ценностей данным других учетных регистров (журналов-ордеров). Так, если по дебету счета 10/1 «Сырье и материалы» поступили ценности на сумму 2211 789 680 рублей, при этом с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 2 210 408 680 рублей, с кредита счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — 1381000 рублей, то такие же суммы должны найти отражение в журналах-ордерах по кре­диту счетов 60,71, в которых в отдельных графах производятся запи­си в дебет счета 10/1 «Сырье и материалы».

Одновременно следует проверить согласованность записей между синтетическим и аналитическим учетом по балансовым счетам и субсчетам, по которым учитывают товарно-материальные ценности.

Если в результате проверки были установлены расхождения, сле­дует определить их причины. Такие отклонения могут образовывать­ся из-за небрежного отношения бухгалтеров к выполнению своих служебных обязанностей, а также в результате неполного оприходо­вания ценностей.

Проверке операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» уделяется особое внимание, так как учет на нем осуществляется линейно-позиционным способом, по дебету которого отражается оплата долга поставщику за поставленные товарно-матери­альные ценности, а по кредиту их поступление. В том случае, когда оплачены материалы, оставшиеся на конец месяца в пути или не вы­везенные со складов поставщиков, то на счете 60 «Расчеты с постав­щиками и подрядчиками» числится дебиторская задолженность до того времени, пока материалы не поступят на предприятие и не будут приняты на приход материально ответственными лицами.

Проверять такие суммы следует каждую в отдельности. Вначале устанавливают дату оплаты расчетных документов поставщиков и наименование ценностей по документам, приложенным к выпискам банка. Затем по материальным отчетам следующего месяца проверяют полноту их оприходования. Нормативный срок нахождения в пути товарно-материальных ценностей выясняют в том случае, когда они не оприходованы. В этом же случае аудитором выясняется, какая проведена предприятием работа по розыску груза.

Полноту оприходования товарно-материальных ценностей мож­но проверить также по выданным под поставку ценностей авансам, выставленным аккредитивам, выданным и акцептованным векселям, и в случае их нарушения выясняют причины.

При расчетах с поставщиками плановыми платежами аудитором проверяется наличие актов сверки расчетов остатков дебиторской и кредиторской задолженности на конец каждого месяца.

Для того, чтобы проверить правильность оприходования товарно-материальных ценностей, необходимо использовать следующие документы: сопроводительные документы поставщиков, приложенные к отчетам материально ответственных лиц товар­но-транспортные накладные, счета-фактуры, спецификации, упа­ковочные ярлыки, качественные удостоверения, приемные квитанции и прочие, зависящие от вида груза, его упаковки и способа дос­тавки.

Поступившие товарно-материальные ценности иногда оформля­ют внутренними документами: сопроводительными документами поставщиков с наложенными штампами получателя груза, приемны­ми актами, приходными накладными и другими документами, зави­сящими от принятого порядка оформления груза.

Внутренние документы сверяются с сопроводительными доку­ментами поставщиков при проверке полноты оприходования мате­риальных ценностей. При этом проверяются правильность состав­ления актов на расхождение в количестве и качестве поступивших товарно-материальных ценностей и своевременность предъявле­ния претензий к поставщикам или железнодорожной (транспор­тной) организации. Расхождения в количестве и качестве посту­пивших ценностей могут образовываться за счет их присвоения и оформления подложных документов (актов) в целях сокрытия не­достач или пересортиц товарно-материальных ценностей. Можно также обнаружить подлоги в сопроводительных документах пос­тавщиков при оприходовании материальных ценностей, такие как изменения наименования отдельных видов товарно-материальных ценностей или их потребительских свойств (сортности, марки, ар­тикула, размера, влажности и прочие), завышение веса брутто, та­ры и другие нарушения. Поэтому при проверке документов на оп­риходование ценностей необходимо хорошо владеть экспертной оценкой документов. Сомнительные документы необходимо сверить с записями в отчетах материально ответственных лиц, прове­рить правильность бухгалтерских записей и произведенных запи­сей в регистрах бухгалтерского учета, таких как накопительные ве­домости, журналы-ордера. Если есть необходимость, производят встречную проверку с документами, находящимися у поставщиков товарно-материальных ценностей.

При проверке полноты оприходования ценностей изучают правильность их оценки, руководствуясь при этом Законом «О бухгалтерском учете и отчетности».

От правильной организации и постановки синтетического и аналитического учета зависит правильность оценки материальных ценностей. Следовательно, в ходе аудита прежде всего необходимо проверить правильность учета на счете 10 «Материалы» в разрезе Субсче­тов и по каждому наименованию материальных ценностей в зависи­мости от их потребительских свойств. Затем проверяется присвоение материальным ценностям номенклатурного номера в зависимости от их потребительских свойств и их запись в первичных документах и складском учете.

При учете материалов на счете 10 по учетным ценам необхо­димо дополнительно проверить правильность подсчета отклоне­ния в стоимости материалов и списания со счета 15 «Заготовление и Приобретение материалов» в дебет счета 10 «Материалы» по учетной стоимости и в дебет счета 16 «Отклонение в стоимости ма­териалов» на разницу между фактической и учетной стоимостью.

Далее аудитор на основании первичных документов проверя­ет правильность отражения в учете покупной стоимости то­варно-материальных ценностей и транспортно-заготовительных расходов.

Поскольку наибольший удельный вес в составе себестоимости занимают транспортные расходы, следует проверить их отражение в договоре. При проверке документов, по которым они оплачены или начислены, выясняют, не превышают ли они действующих тарифов на перевозку грузов и правильно ли они присоединены к тем группам и отдельным наименованиям товарно-материальных ценностей, за которые произведена или начислена оплата.

Если материалы перевозились автотранспортными хозяйствами, необходимо проверить факт оказанных услуг, правильность указанных объемов выполненных работ, соблюдение действующих тари­фов, правильность указания пробега автотранспорта, часы под пог­рузкой и разгрузкой, связь услуг с коммерческими и другими расхо­дами, а также правильность их включения в стоимость соответствую­щих товарно-материальных ценностей.

Особое внимание уделяется проверке расходов, оплаченных за счет средств из лимитируемых чековых книжек железной дороге, оп­лате счетов за подачу вагонов, взвешивание грузов, обслуживание подъездных путей, хранение товарно-материальных ценностей на станции, оплату погрузочно-разгрузочных работ другим предприя­тиям и частным лицам. При такой проверке используют способы встречной сверки с другими документами, выясняют необходимость выполнения таких работ, устанавливая одновременно правильность отнесения этих расходов на объекты, отраженные в бухгалтерском учете.

Нередко на предприятии приходуют не полностью поступившие товарно-материальные ценности (в меньшем количестве, чем указа­но в сопроводительных документах) в полной сумме предъявленных к оплате и фактически оплаченных счетов поставщиков и не предъяв­ленных к ним претензий. Следует установить причины и характер об­разовавшихся недостач и в случае вины поставщика принять меры к оформлению претензионных требований к возврату, изъятию упла­ченных сумм.

Иногда за указанными расхождениями могут скрываться факты присвоения тех или иных ценностей отдельными должностными ли­цами, что устанавливают сверкой записей по книгам и карточкам складского учета, проверкой движения этих материалов, опросом со­ответствующих работников, связанных с их доставкой, разгрузкой, приемкой, отпуском и производственным потреблением. По всем вы­явленным фактам злоупотреблений составляют отдельные проме­жуточные акты. На счета виновных лиц указанные недостачи отно­сят исходя из количества недостающих ценностей и их стоимости по свободным ценам.



2.3. Контроль использования материальных ресурсов в производстве

При проверке использования материальных ресурсов в про­изводстве руководствуются Основными положениями по составу зат­рат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и Мето­дическими рекомендациями по планированию и калькулированию себестоимости (работ, услуг), разработанными и утвержденными со­ответствующими министерствами и ведомствами. Основными источниками проверки являются накопительные ведомости по расходу материалов/журнал-ордер по кредиту счета 10 «Материалы», сальдо­вые или оборотные ведомости о движении материалов, карточки или книги складского учета материалов, первичные документы по использованию материалов в производстве и другие.

В первую очередь при проверке следует установить соответствие данных складского учета данным синтетического учета по счету «Ма­териалы», для чего общий итог ведомости остатков на конец месяца сверяют с остатками на конец месяца, которые приведены в ведомости учета материальных ценностей, товаров и тары. Такое сравнение следует проводить по каждому складу в отдельности на 1-е число проверяемого периода.

Общие обороты выбытия материалов за месяц по всем складам и остатки материалов на конец месяца, приведенные в ведомости, сверяют с кредитовым оборотом и остатками по счету 10 «Материалы» в Главной книге. При установлении отклонений устанавливаются их причины и виновные лица.

Далее аудитор переходит к проверке совершенных операций по отпуску материалов в производство. В данном случае необходимо использовать накопительные ведомости по расходу материалов c складов, составленные на основе расходных документов. Если документооборот по отпуску материалов в производство большой, проверяющие должны выбрать документы по интервалу.

Отделы материально-технического снабжения или плановые отделы на основе установленных норм расхода материалов на выпуск определенного вида изделий разрабатывают лимиты отпуска материалов в производство, и отпуск их производится в пределах этих лимитов.

Отпуск материалов со складов в производство оформляют лимитно-заборными картами или ведомостями отпуска, актами-требованиями на замену материалов или на дополнительный отпуск, ком­плектовочными ведомостями, раскройными картами, заборными листами и другими документами в зависимости от принадлежности предприятия к отрасли. Отпуск материалов в производство должен производиться в пределах лимита на выпуск определенного вида продукции.

Отпуск материалов в производство может осуществляться в соответствии с утвержденными калькуляциями, в которых компонен­ты набора сырья и вспомогательных материалов не нарушают качес­тво изделия и оно соответствует ГОСТам или техническим услови­ям, но только в тех случаях, где лимиты не установлены.

Проверка расходных документов не должна ограничиваться сопоставлением отпущенных товарно-материальных ценностей с установленными нормами и встречной проверкой документов, нахо­дящихся на складах и в цехах. Необходимо также внимательно про­анализировать данные складского учета после отпуска товарно-ма­териальных ценностей, при этом можно выявить размер завышен­ных списаний в производство за счет обсчета, обвеса, занижения сортности при отпуске материалов в цеха, приведших к созданию неучтенных излишков материалов на складах с последующим изъятием.

В результате завышения норм сырья и вспомогательных материа­лов при выпуске готовой продукции создаются неучтенные излишки, так как отпуск их производится не по фактическому расходу, а по норме. Поэтому аудитору следует проверить нормы и их пересмотр в связи с совершенствованием технологического процесса производ­ства с действующими нормами на других аналогичных предприяти­ях.  При наличии расхождений устанавливаются причины, виновные лица.

Приведенные в расходных документах показатели качественных характеристик материалов сверяют с данными первичных докумен­тов на оприходование их на склад. Если имеет место замена отдель­ных материалов, следует выяснить причины данного факта.

Обосновать установленные нормы расхода ценностей можно с помощью контрольного запуска сырья и вспомогательных материа­лов в производство, результат оформляется комиссией специальным актом.

При аудите использования материальных ценностей в производ­стве проверяется списание отклонений в стоимости материалов на выпуск готовой продукции, для чего анализируются данные ведо­мости учета материальных ценностей, товаров и тары. Проводится оценка техники расчета отклонений, проверяется правильность под­счета среднего процента отклонений и списание отклонений по нап­равлениям расхода материалов, включая и остаток их на складе.

Тщательной проверке подвергается расходование строительных и ремонтных материалов, так как на них приходится высокий удельный вес растрат и недостач. Во всех случаях рекомендуется производить контрольные инвентаризации наличия наиболее дефицитных строительных материалов, а при необходимости — и контрольного обмера их фактического использования на те или иные строительные или ремонтные работы.

Контроль на этом участке состоит в сопоставлении данных ли­митно-заборных карт (ведомостей) на получение ценностей и дан­ных о потребности их, указанных в сметах на строительство.

Строительные материалы должны отпускаться по правильно оформленным документам, взвешенными и пересчитанными, в строгом соответствии с нормами расхода с обязательным указани­ем в документе наименования объекта. Правильность списания ма­териалов на объект проверяют также путем сверки актов на списа­ние материальных ценностей с нарядами по начислению оплаты труда. Необходимо также при проверке убедиться в правильности оценки списываемых материалов. Возможны случаи, когда уста­новлен количественный перерасход материалов, фактическая сто­имость их ниже сметной. Это объясняется нереальным снижением фактической стоимости приобретенных материалов или ее искусственным занижением за счет неправильной оценки материала, недосписания части затрат по заготовке, относящейся к израсходо­ванным материалам.

Поэтому необходимо проверить сальдовую ведомость по учету материалов, сопоставить среднюю сумму с ценой списанного матери­ала. Особое внимание уделяют разовому отпуску строительных и ре­монтных материалов, за которым могут скрываться факты их при­своения отдельными работниками. Выявлению таких фактов могут способствовать встречная сверка записей по кредиту счета 10 «Мате­риалы» и дебету счетов 23 «Вспомогательные производства», 08 «Вложения во внеоборотные активы», а также опрос соответствующих должностных лиц. Соответствие записей на счетах 23 «Вспомогательные производ­ства», 08 «Вложения во внеоборотные активы» и счету 10 «Материалы» свиде­тельствует об отсутствии таких фактов на предприятии.

При ревизии правильности использования горюче-смазочных материалов необходимо проверить точность планирования потреб­ности в горюче-смазочных материалах, полноту оприходования и обоснованность списания в расход, правильность хранения и эффек­тивность использования израсходованного горючего.

Важнейшими вопросами, подлежащими изучению во время ре­визии, являются: полнота оприходования горючего, правильность его учета и обоснованность списания в расход. По документам уста­навливается соответствие количества оприходованного топлива к полученному и оплаченному его количеству, а также ведется ли раз­дельный учет по видам горючего: на складах, в баках, жидкого топли­ва. Учет горючего в местах хранения ведется в килограммах, а выдача производится в литрах.

Необходимо проверить отчеты заправщиков о количестве поступившего и израсходованного топлива, а также правильно ли ве­дется учет топлива в баках автомобилей, правильно ли устанавливаются размеры экономии и перерасхода горючего отдельными водителями. При этом обращают внимание на соответствие показате­лей спидометров данным о количестве израсходованного горючего и его остатках в баках автомобилей. При возникновении сомнений в правильности записей в заправочных ведомостях их можно сопоставить с путевыми листами автомобилей и тракторов, где также указано количество выданного горючего. Отдельно проверяют ус­ловия хранения горючего. При неправильном хранении могут иметь место значительные его потери или снижение его качества. Основными видами потерь при хранении горючего являются потери от испарений, при заполнении резервуаров, утечки. Необходимо уделять большое внимание проверке размеров потерь от испарения, потому что при испарении улетучиваются важные фракции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.