Рефераты. Кооперация сельских товаропроизводителей в сфере производственного обслуживания






Растет задолженность хозяйств перед МТС, а МТС перед кредиторами, профинансировавшими приобретение техники и текущие расходы. Например, ГУП « Медвенская МТС» Курской области, выполнившая в 2000 году объем услуг на 4316 тысяч рублей, имела на конец этого года дебиторскую задолженность в сумме 2469 тысяч рублей и была должна кредиторам 10599 тысяч рублей.

Опыт Свердловской области свидетельствует о явных преимуществах МТС, имеющих организационно-правовую форму сельскохозяйственного производственного кооператива (СПК). Примером такой МТС является Белоярский СПК «Луч» Белоярского района, созданный в 1997 году. Учредителями являются 4 экономически слабые хозяйства: ПСК «Нива», ПСК «Колос», КСК «Логиновское» и КСК «Брусянское. В связи с тем, что МТС оказывалась государственная поддержка в форме субсидий, ассоциированным членом кооператива является государство в лице территориального отраслевого управления сельского хозяйства.

МТС Белоярский СПК «Луч» имеет 8 тракторов, 6 зерноуборочных комбайнов СК-5 «Нива» и «Енисей-1200» и 2 кормоуборочных комбайна « ПН-400», зерновые сеялки, косилку, пресс-подборщик, 5 автомобилей Техника размещена на базе, арендуемой у СПК «Нива». В составе МТС имеется СТОЖ и нефтебаза, переданные из Белоярской сельхозтехники.

Аппарат управления СПК МТС «Луч» состоит из исполнительного директора и главного бухгалтера. Его содержание обходится 160 тыс. руб. в год. МТС Белоярский СПК «Луч» оказывает услуги по обработке почвы, уборке зерновых и заготовке кормов. Кроме того, МТС «Луч» как кооператив занимается реализацией продукции, произведенной его членами. Через нее реализуется 100% производимого молока,50-60% зерна. За счет выручки, полученной от реализации этой продукции, МТС покрывает свои расходы по оказанию хозяйствам услуг, организованно закупает для них ГСМ, семена и др. ресурсы, что обходится на 10-15% дешевле, чем покупка их каждым хозяйством самостоятельно.

Планы деятельности и отчеты МТС, смета расходов, калькуляция затрат на услуги утверждаются общим собранием кооператива. Кроме членов кооператива, услуги оказываются и хозяйствам, не являющимся его членами.

Членам кооператива услуги оказываются по себестоимости на основе заявок. С хозяйствами, не являющимися членами кооператива, заключаются договора, и в расценку включается прибыль. В 2000 году расценка для членов кооператива на услуги по выполнению механизированных работ тракторами равнялась 120,2 руб. за усл.эт.га, а при заправке техники МТС горюче-смазочными материалами за счет заказчика- 57,7 руб. за усл.эт.га. Она в два раза ниже, чем, например, в ОАО Сухоложская МТС той же области.

Выработка на одну машину в этой МТС относительно высокая : на трактор ДТ-75 она составила в 2000 году 1206 усл.эт.га., на один комбайн СК-5 «Нива» и «Енисей-1200» убрано в среднем по 544 га. и намолочено по 653 тонны зерна.


 Разработка технико-экономического обоснования при создании машинно-технологических станций

Машинно-технологическая станция рассматривается как производство по оказанию сельским товаропроизводителям платных услуг в выполнении механизированных работ на основе межхозяйственного использования техники.

Решение о создании машинно-технологической станции должно приниматься на основе технико-экономического обоснования (ТЭО). Цель ТЭО определить технологические, технические и организационно-экономические параметры деятельности МТС в конкретных условиях, при которых она будет эффективна для сельскохозяйственного производства.

При технико-экономическом обосновании создания МТС необходимо решить следующие вопросы:

- выявить потребность в услугах;

- определить состав техники, ее годовую (сезонную) производительность и потребное количество;

- рассчитать потребность в капитальных вложениях на создание материально-технической базы МТС;

- определить источники финансирования создания материально-технической базы МТС и организационно-правовую форму ее, соответствующую интересам потребителей услуг;

- спроектировать организационно-производственную структуру МТС, ее производственные и экономические отношения с потребителями услуг;

- произвести оценку эффективности услуг МТС для сельскохозяйственных предприятий;

- выявить мнение по предлагаемому проекту потенциальных потребителей услуг и скорректировать параметры деятельности МТС с учетом их пожеланий.

Разрабатывая технико-экономическое обоснование создания МТС, следует учитывать, что многие меры технического, технологического и организационно-экономического плана, за счет которых предполагается обеспечить их преимущество, можно успешно реализовать при организации использования собственной техники сельских товаропроизводителей.

Не обеспеченная собственной техникой потребность сельского товаропроизводителя в выполнении механизированных работ не должна рассматриваться как потенциальный объем услуг МТС без учета других, возможно более эффективных, вариантов ее удовлетворения.

При выявлении перечня необходимых сельским товаропроизводителям услуг МТС должны быть рассмотрены альтернативные варианты обеспечения сельскохозяйственного производства необходимой техникой и организации ее использования:

- дооснащение техникой сельскохозяйственных предприятий, в том числе под расширение землепользования за счет необрабатываемых земель;

- оснащение техникой новых сельскохозяйственных товаропроизводителей, созданных на необрабатываемых землях;

- оснащение сервисных предприятий (МТС) техникой, которая по условиям производства не может быть эффективно использована отдельными товаропроизводителями, с целью оказания им услуг.

В ТЭО создания МТС должны быть четко определены виды, марки машин и состав их комплексов, которыми предполагается оснастить МТС, и по каждому из них рассмотрена причина нецелесообразности внутрихозяйственного использования отдельными сельскохозяйственными предприятиями.

Планируемое повышение годовой и сезонной выработки техники в МТС должно быть подтверждено путем наложения на конкретную хозяйственную ситуацию. В частности, необходимо выявить ожидаемую величину заказа и, исходя из этого, оценить реальные возможности организации групповой работы техники МТС с учетом увеличения при этом затрат рабочего времени и средств на переезды от одного заказчика к другому. Насколько это важно показывают результаты расчетов на реальном примере по оценке вариантов организации уборки сахарной свеклы свеклоуборочными комплексами « Полесье» в Жердевском районе Тамбовской области (таблица 2).

                         Таблица 2

Затраты рабочего времени на переезды свеклоуборочного

комплекса «Полесье»

Показатели

Размер закакза, га

100

70

40

20

Количество комплексов, используемых при выполнении заказа, шт

1

3

1

3

1

3

1

3

Затраты рабочего времени на выполнение заказа, машино-часов

104

104

73

73

42

42

21

21

Затраты времени на переезды (час)

при длительности переезда:









3 часа

3

9

3

9

3

9

3

9

5 часов

5

15

5

15

5

15

5

15

в % к рабочему времени при длительности переезда:









3 часа

2,9

8,6

4,1

12,3

7,1

21,4

14,3

42,8

5 часов

4,8

14,4

6,8

20,5

11,9

35,7

3,8

71,4

Затраты на переезды при цене 1 часа работы комплекса 675 руб.,









на один заказ при длительности переезда:









3 часа

2023

6069

2023

6069

2023

6069

2023

6069

5 часов

3372

10175

3372

10175

3372

10175

3372

10175

на 1 га при длительности переезда:









3 часа

20,2

60,7

28,9

86,7

50,6

151,7

101,2

303,5

5 часов

33,7

101,8

48,2

145,4

84,4

253,1

168,6

506,2


При групповой работе этих комплексов и размере одного заказа от 20 до 100 га, переезды могут составлять от 14,4 до 71,4% рабочего времени с соответствующим ростом затрат на каждый убранный гектар и снижением сезонной производительности комплекса. Учитывая это, в хозяйства с такими площадями заказа экономичнее направлять один комплекс.

Нужно четко определить, для какого круга потребителей услуг создается МТС. Если предполагается межрайонное, межобластное использование техники МТС, необходимо учесть соответственно затраты на переброску техники и людей, затраты по оплате командировочных расходов и другие подобные расходы.

Вопрос о поставках конкретных машин в сельскохозяйственное предприятие или МТС должен решаться на основе сопоставления годовой производительности машины с объемами механизированных работ, необеспеченными собственной техникой, в конкретных сельскохозяйственных предприятиях. При этом может быть рассмотрен вариант поставки в сельскохозяйственное предприятие новой высокопроизводительной техники при условии реализации им на вторичном рынке части имеющейся у него менее совершенной техники. Следует также учитывать, что сельскохозяйственные предприятия при оснащении комплексами новой высокопроизводительной техники могут расширить посевные площади культур, возделываемых с их применением, а также реализовать образовавшийся запас мощностей путем оказания услуг фермерам и другим сельскохозяйственным предприятиям, расположенным по соседству.

В тех случаях, когда объемы механизированных работ или площади культур конкретного сельскохозяйственного предприятия не позволяют обеспечить загрузку определенных видов машин или их комплексов, рассматривается вариант использования техники путем создания МТС. Таким образом, формируются объемы услуг проектируемой МТС, контингент потребителей ее услуг, перечень и количество техники, которой необходимо ее оснастить.

Место расположения МТС должно выбираться с учетом обеспечения максимальной экономии средств на формирование ее материально-технической базы и приближения к потребителям услуг. При создании МТС для обслуживания мелких предприятий и фермерских хозяйств, образовавшихся в процессе реформирования крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей, ее базой могут быть общехозяйственные объекты бывшего сельскохозяйственного предприятия: ремонтная мастерская, машинный двор, автогараж и др. Базой МТС для групп фермеров с компактно расположенными земельными наделами может быть одно из этих хозяйств.

МТС для обслуживания групп расположенных по соседству коллективных хозяйств и фермеров может быть организована на базе одного из сельскохозяйственных предприятий. Базой МТС по использованию специализированной землеройной, погрузочно-разгрузочной техники, техники для химизации и защиты растений, специализированных транспортных средств и другой подобной техники может быть одно из районных сервисных предприятий. Техника, специализированная на производстве отдельных видов технических культур, может быть сосредоточена в МТС при перерабатывающих предприятиях соответствующего профиля.

Организационно-производственная структура МТС должна проектироваться с учетом количества техники и работников, которые целесообразно сосредоточить в ней, выбранной базы для ее создания. При этом определяется тип и состав первичных коллективов по использованию техники (бригад, отрядов), численность инженерно-технического и административно-управленческого персонала, оценивается целесообразность создания МТС в качестве самостоятельного предприятия или в форме производственного подразделения в составе обслуживающего или сельскохозяйственного предприятия.

Потребность в капитальных вложениях определяется с учетом состава и количества техники, которую целесообразно сосредоточить в МТС; необходимой материально-технической базы для его обслуживания и хранения; помещений, оборудования и инвентаря, потребных для административно-управленческого аппарата МТС. Под нее определяются источники финансирования (собственные средства учредителей МТС, кредиты, лизинг). С учетом предполагаемых источников финансирования выбирается соответствующая интересам потребителей услуг организационно-правовая форма МТС.

В условиях сложившегося дефицита техники и ограниченности финансовых ресурсов на ее пополнение неизбежен монополизм предприятий, специализирующихся на оказании услуг в выполнении механизированных работ (МТС). Противостоять ему в данной ситуации возможно путем внедрения таких организационно правовых форм МТС, при которых потребители услуг были бы их совладельцами и принимали участие в управлении деятельностью и определении отношений по предоставлению услуг. Нельзя допускать, чтобы на средства сельских товаропроизводителей или за счет причитающихся им льгот со стороны государства создавались МТС в форме независимых от них коммерческих предприятий.

 Влияние организационно-правовой формы МТС на отношения с потребителями их услуг можно проиллюстрировать на примере сравнения вариантов использования приобретаемых за счет лизинговых средств свеклоуборочных комплексов «Полесье» для хозяйств Жердевского района Тамбовской области (Таблица 3). Затраты хозяйства на уборку одного гектара сахарной свеклы, в случае сосредоточения свеклоуборочных комплексов «Полесье» в МТС в форме ЗАО, в первый год будут эквивалентны 47 ц корней сахарной свеклы. Они окажутся в 3 раза выше, чем затраты по уборке тем же комплексом при приобретении его за собственные средства хозяйства, и в 1.5 раза выше с учетом расходов хозяйства на оплату ежегодных взносов за него по лизингу. При таком варианте хозяйства не только компенсируют затраты по уборке, но и оплачивают за свой счет приобретение по лизингу уборочных комплексов для МТС. Они обречены на постоянную зависимость от МТС и будут вынуждены платить за услуги назначенную ими цену.

Таблица 3

Оценка вариантов использования лизинговых средств на покупку свеклоуборочного комплекса «Полесье» в переводе на количество сахарной свеклы ц / га (Жердевский район Тамбовской области)

Варианты

Статьи затрат

Годы

Результат по окончании срока лизинга

I

II

III

IV

V

Покупка комплекса для МТС в форме ЗАО при Жердевском заводе (факт)

Оплата услуг МТС (снижения по годам может и не быть)

45

41,6

41,1

40,5

40,1

ЗАО МТС становится владельцем комплекса, хозяйства и дальше будут зависимы от него, платить назначенную им цену за услуги по уборке

Дополнительные расходы хозяйств при организации услуг МТС (минимум)

2

2

2

2

2

Итого

47

43,6

43,1

42,5

42,1

Покупка комплекса для МТС в форме потребительского кооператива при обслуживании 2-3 хозяйств в радиусе не более 10 км

Оплата услуг МТС (без прибыли)

20

20

20

20

20

Хозяйства становятся совладельцами полностью оплаченного свеклоуборочного комплекса

Доплата разницы между суммой лизингового платежа и амортизации

14

10,6

10,1

9,5

9,1

Дополнительные расходы по обслуживанию МТС

2

2

2

2

2

Итого

36

32,6

32,1

31,5

31,1

Покупка комплекса для хозяйства

Собственные затраты на уборку

18

18

18

18

18

Хозяйство полностью оплатило собственный свеклоуборочный комплекс

Доплата разницы между суммой лизингового платежа и амортизации

14

10,6

10,1

9,5

9,1

Итого

32

28,6

28,1

27,5

27,1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.