2. Федор Степанович Салтыков.
Произведения:
«Пропозиции» (1713), «Изъявления, прибыточные государству» (1714). Исключительное право дворян на владение землей и крепостными крестьянами. Для дворян ввести титулы в соответствии с числом крестьянских домов в вотчинах. Выдвинул идею наследования земли старшим сыном.
Государство должно заботиться о развитии торговли и промышленности. Строительство мануфактур объединениями купцов при поддержке государства.
3. Иван Тихонович Посошков (1652-1726).
«Письмо о денежном деле» (1701), «Зеркало очевидное» (1708), «Завещание отеческое сыну» (1719), «Книга о скудости и богатству» (1724). Автор – сторонник абсолютной монархии. Вся хозяйственная деятельность должна управляться и регулироваться государством.
Выступал за развитие отечественной промышленности путем государственного поощрения предпринимательской деятельности. Предлагал строить мануфактуры, поддерживать купцов ссудами и передавать мануфактуры в частные руки.
Исключительное право торговли должно предоставляться купечеству. Отстаивал ряд мер по ограничению произвола дворян. Сторонник равенства всех перед законом.
7) Литература Петровского времени
Общие черты, присущие литературе данного периода
Неотъемлемой частью российского общества стал процесс европеизации. Литература сохранила связи с устным народным творчеством, с древнерусской литературой, развивала патриотические и гражданские мотивы, свойственные ей. Но наряду с этим в Россию проникали идеи западноевропейской литературы, и существовавшие литературные формы и жанры постепенно вытеснялись новыми.
В литературе утверждались идеи просвещенного абсолютизма, проявился интерес к античности, усилилась публицистичность. Произошел переход от церковной литературы к светской.
В ходе смешения церковно-славянского и разговорного русского языка возник новый литературный язык, шло формирование единого национального языка.
Наряду с рукописной все чаще появлялась печатная литература, наряду с анонимной – авторская.
Основные жанры
Основные произведения
Приключенческие повести
«Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли», «Гистория о храбром российском кавалере Александре и о любительницах ево Тире и Елеоноре».
Это полностью светские повести. Новым в этих произведениях стало развитие любовной сюжетной линии, повести несли просветительские идеи.
Переводные повести
«История о Меландре, королеве Французской и о курфюрсте саксонском Августе», «Гистория об английском милорде Гереоне».
Стихотворство
Связано с появлением новых жанров: канта и любовной лирики. Кант – вид словесно-музыкального непрофессионального искусства. В поэзии появились метафоры, образы, символы, связанные с традициями европейского Возрождения
Народное творчество
События эпохи нашли отражение в былинах, сказах, притчах (белорусский сказ «Петро Велики», «Плач войска», «Смерть Петра» и другие). В народных песнях отражалась демократичность Петра, его простота в общении с народом. В то же время в фольклоре сохранилась враждебность против Петра, особенно в старообрядческой поэзии.
Литература этого периода, сохранив связи с древнерусской литературой, подготовила дальнейшее развитие русского классицизма и определила его национальное своеобразие.
8) Развитие архитектуры при Петре I
Характерные черты градостроительства
Начало перехода к регулярной застройке новых городов (Санкт-Петербург, Азов, Таганрог) улицами, пересекающимися под прямыми углами и с выносом фасадов по линии улиц.
Строительство государственных, военных, производственных и гражданских зданий симметрично. Высокие шпили венчали важнейшие городские здания.
В гражданском правительстве Петербурга широко используется камень. Уделялось внимание освещению, мощению и уборке улиц, проводилось озеленение.
Создано централизованное управление по архитектурно-строительному делу – Комиссия по строению в Санкт-Петербурге.
В Россию были приглашены иностранные архитекторы, что способствовало слиянию западноевропейской культуры с русским зодчеством и формированию архитектурного стиля – петровского барокко. Новым явлением в архитектуры стало сооружение триумфальных арок.
Черты петровского барокко
· Симметрия фасадов, состоящих из трех выступов-ризалитов, одного центрального и двух боковых. Высокое парадное крыльцо.
· Высокие крыши с переломами, шпилями, башнями или башенками. Линия кровли усложнялась полукруглыми фронтонами, заполненными декоративным рельефом. Волнообразные или изломанные карнизы.
· Вертикальные «лопатки» - ребра-выступы заменяли пилястры и колонны.
· Углы зданий либо первые этажи оформлялись «рустом» - имитацией крупных выступающих камней.
· Ритмическое расположение проемов, разные формы окон, обрамленных белыми наличниками.
· Отштукатуренный фасад окрашивался в два цвета, чаще всего в сочетании красного и белого.
· Внутренне убранство решалось по принципу анфилады – ряда примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создавало сквозную перспективу.
Церковная архитектура
В первой четверти XVIII века было построено 22 храма. В строительстве церковных зданий произошло сочетание элементов ордерной системы (колонны, портики, фронтоны) с новомосковским барокко. Храмы были просторными, светлыми, в них присутствовало стремление к высотности, ярусности, использовалась скульптура. Богатый орнамент и башни-колокольни были характерным признаком. Возникли храмы центрической композиции, устремленные ввысь.
Развивалось деревянное зодчество. Всемирную славу получила Преображенская церковь на острове Кижи.
Светское начало в архитектуре получило преобладание над церковным.
Архитекторы
Основные сооружения и проекты
Доменико Андреа Трезини
(1670-1734)
По проектам архитектора заложены Кронштадт, Александро-Невская лавра, начата постройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, выстроены Летний дворец Петра I, Петровские ворота Петропавловской церкви, здание Двенадцати коллегий, Галерная гавань, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры.
Георг Иоганн Маттарнови
Начал постройку Кунсткамеры, Партикулярной верфи, составил проект второго Зимнего дворца. Умер в 1719 г. и достройку заложенных зданий осуществил Н. Ф. Гербель. Достройка Кунсткамеры завершена в 1734 г. при участии архитекторов Г. Киявери и М. Г. Земцова.
Н. Ф. Гербель
По его проекту на берегу Мойки был сооружен Конюшенный двор.
Готфрид Шедель
Дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове, при участии Д. Фонтана. Ораниенбаумский дворец А. Д. Меншикова, церковь Ораниенбаумского дворца.
И. П. Зарудный
(1670-1727)
Церковь Иоанна Воина на Якиманке, церковь архангела Гавриила на Чистых прудах, или Меншикова башня, иконостас Петропавловского собора в Петербурге.
9) Изобразительное искусство первой четверти XVIII века
Общие черты развития живописи
· Живопись по характеру стала преимущественно светской.
· Художники отходят от иконописной манеры письма и стремятся передать объем предметов и глубину окружающего их пространства; освоение светотени и линейной перспективы.
· Началось формирование жанров: батальный, исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Самым распространенным стал жанр портрета.
· Бурное развитие гравюрного искусства.
Художники
Иван Никитич Никитин
«Портрет Петра I», «Петр I на смертном ложе», «Портрет Натальи Алексеевны», «Напольный гетман», «портрет канцлера Г. И. Головкина»
Андрей Матвеевич Матвеев
«Автопортрет с женой», портреты И. А. и А. П. Голицыных, участвовал в росписи купола и подкупольного пространства Петропавловского собора.
Алексей Федорович Зубов
«Васильевский остров», «Панорама Петербурга», «Вид Петербурга»
Скульпторы
Карло Бартоломео Растрелли
Бюст А. Д. Меншикова, бюст Петра I, конный монумент Петра I, скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком», «Нептун». Участвовал в отделке интерьеров дворца «Монплезир» и в создании Большого каскада и фонтанов в Петергофе.
10) Театр и музыка при Петре I
Театр
1701 г. – школьные театральные представления в Славяно-греко-латинской академии.
1702 г. – первые представления в Москве немецкой труппы И. Кунста и русских актеров, определенных в ученики.
1702-1707 г. – постройка в Москве на Красной площади публичного театра.
1705 г. – студенты Киево-Могилянской академии поставили трагикомедию Ф. Прокоповича «Владимир», первую отечественную пьесу, посвященную борьбе киевского князя с язычниками.
Музыка
1721 г. – создание в Москве Синодального хора. Выступления в Петербурге оркестра герцога Голштинского.
Быстро распространялась танцевальная музыка. Танцевали менуэт, аллеманду, сарабанду, савош – танцы, пришедшие с Запада.
11) Итоги преобразований Петра I в культурной сфере
Произошел подъем просвещения, науки и культуры. Упрочились научно-технические и культурные связи России с другими странами. Изменения в быту, вытеснение церковного мировоззрения способствовали проникновению просветительских взглядов. Вместе с тем Петровские реформы не затронули глубинных слоев населения, возник разрыв между европеизированной верхушкой и остальным обществом.
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В 20-Х – НАЧАЛЕ 60-Х Г.Г. XVIII в.
2) Просвещение и школа
Общие черты развития образования
В 20-х – начале 60-х г.г. XVIII века произошел переход от массовой светской школы к системе закрытых сословных учебных заведений. Сеть духовных учебных заведений постепенно теряла всесословный характер и приобретала черты сословной замкнутости. Возникли художественные и театральные учебные заведения. Формировался слой отечественных преподавателей. К активной деятельности в области образования приобщались выходцы из купечества, мещанства, духовенства. Во всех учебных заведения введен обязательный предмет – Закон Божий.
В 1755 году был открыт Московский университет, идея его создания принадлежала М. В. Ломоносову. В университете имелось три факультета: философский, медицинский, юридический. Преподавание шло на русском и латинском языках.
В 1757 году по проекту И. И. Шувалова была учреждена «Академия трех знатнейших художеств», имевшая отделения живописи, скульптуры и архитектуры.
Новые учебники: Эйлер Л. «Руководство к арифметике для употребления в гимназии…», «Геометрия», Бакмейстер Л. «Краткое руководство географией», Ломоносов М. В. «Российская грамматика», Курганов И. Г. «Универсальная арифметика».
3) Наука и техника
Научным центром страны была Академия наук. Основными направлениями ее деятельности являлись физико-математические и естественные науки. Академия наук организовала ряд экспедиций по изучению территории страны, готовила новые научные кадры, выпускала ежегодно научный журнал и была единственным издателем научной, научно-популярной и художественной литературы.
В Академию наук были приглашены иностранные ученые, среди них Д. Эйлер, Н. и Д. Бернулли Г. Ф. Миллер и другие. Постепенно появились отечественные ученые.
Математика, физика, химия, естественные науки
Леонард Эйлер
Создал уникальную энциклопедию физических и философских знаний, изложенных популярно – «Письма о разных физических и философских знания, писанные к некоторой немецкой принцессе».
Даниил Бернулли
«Механика или наука о движении, изложенная аналитически» (на латинском языке). «Гидродинамика», исследование по теории движения жидкостей.
Георг Вильгельм Рихман
Один из основоположников науки о теплоте и электричестве, вел работы по теории жидкостей, положил начало развитию практической теплотехники.
Дмитрий Иванович Виноградов
Создатель отечественного фарфора.
Михаил Васильевич Ломоносов
Создал первую в России химическую лабораторию, положил начало новой науке – физической химии, сформулировал принцип сохранения материи и движения, создал фабрику цветного стекла.
История
Василий Никитич Татищев
«История Российская с древнейших времен», излагавшая события до 1577 г. Татищев положил начало научному изучению истории Отечества, подготовил публикации источников «Русская правда», «Судебник 1550 г.».
Развитие техники
1735 г.
Иван Федорович и Михаил Иванович Моторины отлили самый большой в мире колокол – «царь-колокол».
1745 г.
М. В. Ломоносов создал действующую модель вертолета.
1749 г.
В Петербурге введено первое центральное отопление горячим воздухом.
4) Географические исследования
Даты
Экспедиции
Итоги экспедиций
1725-1732
Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга, поиск путей в Индию и Китай.
Определена протяженность Сибири с запада на восток, доказано существование пролива между Азией и Америкой.
1733-1741
Вторая Камчатская, или Великая Северная, экспедиция по исследованию Сибири и поиске путей к Америке и Японии. Экспедиция В. Беринга и А. И. Чирикова.
Закладка Петропавловска на Камчатке, открытие Алеутских и Командорских островов, северо-западного побережья Аляски.
1738-1741
Экспедиция М. Шпанберга к японским островам.
Экспедиция С. П. Крашенинникова по Камчатке.
Открыт путь от Камчатки к Японии, описана гряда Курильских островов.
Описание полуострова, быта и жизни местных племен.
Картографические труды и итоги научных исследований
1727
И. К. Кирилов завершил первое полное экономико-географическое описание России – «Цветущее состояние Всероссийского государства»
1731
Соймонов Ф. И. «Описание моря Каспийского»
1737
Издание «Атласа Всероссийской империи»
Страницы: 1, 2, 3