5) Литература
Общие черты развития литературы
Завершился переход от средневековой жанровой системы к жанрам, связанным с европейскими направлениями барокко и классицизма.
Литература освобождается от церковного духовного влияния. В ней утверждались идеи гражданственности, просветительские тенденции, усилилась сатирическая направленность.
Сложился русский классицизм, ставший одним из национальных вариантов общеевропейского классицизма.
Формировался русский литературный язык.
Черты классицизма
Классицизм – художественный стиль в Западной Европе, возникший в XVII в. и обращавшийся к античности и античному искусству как к норме и идеальному образцу. В России возник в 30-е годы XVIII в.
В классицизме утверждалась идея главенства государства над интересами отдельной личности, что обусловило в нем преобладание греческих мотивов.
Строгая классификация жанров: высокий – трагедии, оды, эпопеи; средний – драмы, послания, элегии, сатиры; низкий – комедии, басни, лирические песни. Смешение жанров не допускалось, ведущий жанр – трагедии.
Закон трех единств (единство действия, единство места, единство времени).
Особенности русского классицизма
Преобладание героических и патриотических мотивов, повышенное внимание к сюжетам отечественной истории. Воплощение образа нового человека – гражданина и патриота. Создание своего образа идеального монарха – Петра Великого.
Тесная связь с просветительской философией, утверждавшей естественное равенство людей, внесословную ценность человека. Чрезвычайное усиление общественно-политической сатиры, связь с народным творчеством, традициями национальной культуры.
Развивались разные жанры, но ведущими были трагедии и оды. Формирование русского классицизма связано с творчеством А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова.
Писатели
Основные произведения
Значение
Антиох Дмитриевич Кантемир
9 сатир, среди них «На хулящих учения» – защита просвещения, борьба с невежеством духовенства. «На зависть и гордость дворян злонравных» – идея внесословной ценности человека.
Родоначальник русского классицизма, основоположник сатирического направления. Тесная связь сатир с современностью, широкое использование русских пословиц и поговорок.
Василий Кириллович Тредиаковский
Перевод любовного романа П. Тальмана «Езда в остров любви», «Стихи, похвальные России». «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»
Впервые в русской литературе выступил со сборником любовной лирики. Первая похвальная ода, написанная по правилам европейского классицизма. Положил начало политической и патриотической лирике, создал русскую литературную песню.
Михаил Васильевич Ломоносов
«Письмо о правилах российского стихотворства», «Риторика», «Российская грамматика», «Письмо о пользе стекла».
Завершил теоретически и практически реформу русского стихосложения, установил грамматические и стилистические нормы для своего времени и определил пути дальнейшего развития русского литературного языка. Разработал жанр патриотической оды.
Александр Петрович Сумароков
Две эпистолы «О русском языке», «О стихотворстве», автор од, элегий, любовной лирики, сатир, басен. Трагедии: «Хорев», «Мстислав», «Дмитрий Самозванец», комедии: «Опекун», «Лихоимец», «Нарцисс» и другие.
Теоретик классицизма. Основатель русской национальной драматургии, создавший образцы разных жанров. Положил начало сатирической комедии, способствовал развитию песенного жанра и басен.
6) Искусство
Общие черты развития архитектуры
Утверждение и развитие архитектурного стиля барокко. Переплетение приемов и мотивов западноевропейского барокко с традициями нарышкинского стиля и народного творчества. Тесная связь архитектуры с изобразительным искусством.
Восстановление каменного строительства по всей стране. Усиленное внимание к градостроительству, создание Комиссии о Санкт-Петербургском строении.
Основные постройки сооружались по заказам императорского двора и знати в виде дворцов и дворянских усадеб. Продолжалось строительство общественных зданий.
Характерные черты барокко в архитектуре
· Торжественная композиция здания, насыщенного динамикой архитектурных форм.
· Активное использование декоративных рельефов, сложных наличников окон, скульптур придавало зданию праздничный вид.
· Архитектура сливается со скульптурой, обилие лепнины, статуи в нишах, в интерьерах, на крыше.
· Для интерьеров характерно анфиладное расположение залов. Потолки покрывались лепниной и плафонной живописью, паркет со сложным ресурсом, множество зеркал по стенам.
Архитекторы
Основные постройки
Михаил Григорьевич Земцов
Итальянский дом в Летнем саду, не сохранился. Завершил постройку Большого каскада в Петергофе. Аничков дворец (строительство завершил Ф. Б. Растрелли)
Петр Михайлович Еропкин
С 1735 г. главный архитектор Комиссии о Санкт-Петербургском строении. Руководил разработкой генерального плана Петербурга, разделенного на 7 районов с центром на Адмиралтейской стороне. Закрепил трехлучную систему проспектов, наметил основные проспекты, площади и улицы города.
Иван Кузьмич Коробов
Перестройка главного здания Адмиралтейства, сооружение ярусной башни с золоченым шпилем. Гостиный двор в Москве.
Иван Федорович Мичурин
Троицкая церковь на Арбате, Суконный двор.
Савва Иванович Чевакинский
Разработал генеральный план застройки Кронштадта.
Дворец П. Б. Шереметьева на Фонтанке, дворец И. И. Шувалова на Итальянской, склады «Новая Голландия».
Франческо Бартоломео Растрелли
Дворец М. И. Воронцова на Садовой, Строгановский дворец в Петербурге. Перестройка Большого Петергофского дворца, Смольный собор, ансамбль Зимнего дворца.
Дмитрий Васильевич Ухтомский
Триумфальные Красные ворота в Москве, колокольня Троице-Сергиева монастыря.
Изобразительное искусство
Иван Петрович Аргунов
Парадные портреты членов семьи Шереметьевых и их ближайшего окружения.
Алексей Петрович Антропов
Парадный портрет Петра III, портрет статс-дамы Измайловой.
Иван Яковлевич Вишняков
Портреты Сары и Виллима Фермер. Портрет Ф. Голицына.
Иван Алексеевич Соколов
«Описание коронации Елизаветы Петровны», «Императрица Елизавета Петровна», портрет Петра III.
7) Развитие театра в России
50-е годы XVIII в. – это время рождения и развития национальной драматургии, создания общедоступного профессионального русского театра, появления отечественных актеров, распространения любительских театров, утверждения и развития классицизма в искусстве.
Основу отечественной драматургии составили трагедии и комедии А. П. Сумарокова. Первая трагедия «Хорев» была сыграна кадетами Сухопутного корпуса в 1749 г.
В 1731 г. итальянская комедия масок положила начало постоянно действующему придворному театру, спектакли которого стали частью придворного быта.
В 1742 г. в Москве князь Черкасский создал крепостной театр. Основная масса крепостных актеров появится в 60-е годы XVIII века.
7) Музыка
Общие черты развития
Основным центром музыкальной жизни оставался императорский двор, определявший моду на иностранных композиторов и исполнителей. Светская музыка приобретала все больше значение и оттеснила культовую церковную музыку на различных публичных торжествах. Петровские ассамблеи сменились дворянскими балами с определенной программой танцев. Получили распространение танцевальные вечера различных слоев населения с приглашением оркестра за плату.
Заметное место в музыкальной жизни дворянского общества заняли спектакли итальянской и французской оперы. Музыка стала одной из важнейших частей художественных спектаклей (арии, хоры, инструментальные фрагменты).
1729 г. – указ Петра II о создании придворного оркестра.
1731 г. – первый оперный спектакль в России «Колендро».
1741 г. – в Москве Ф. Б. Растрелли соорудил «Оперный дом».
1757 г. – в Петербурге начал работать частный оперный театр итальянца Дж. Б. Локателли.
II. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ВО ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЕ XVIII в.
1) Характерные черты русской культуры
Сформировалась вполне самобытная национальная культура европейского типа, на которую сильное влияние оказали идеи французского Просвещение. Активным проводником этих идей была Екатерина II.
Сложились различные направления общественно-политической мысли.
В области образования возникла система сословного и светского образования.
Заложены основы развития наук: математики, геологии, химии, астрономии, биологии, истории, географии. Появились несколько научных центров, положено начало системы высшего образования.
В литературе утвердились два основных направления: классицизм и сентиментализм, возникли и развивались новые жанры.
В эти годы шло крупное градостроительство. На смену архитектурному стилю барокко пришел классицизм, отличавшийся ясностью форм, простотой и монументальностью.
В живописи развивались жанры: портретный, исторический, пейзажный, бытовой. Скульптура отличалась монументально-аллегорическим характером и в то же время была реалистична.
Широкое распространение получило увлечение театром и театральными праздниками. Возник балет, новые музыкальные жанры.
Общие черты русского Просвещения
Идеи Просвещения активно проникали в Россию с 40-х годов ,XVIII века. Носителями прогрессивных идей выступали дворяне и формирующаяся разночинная интеллигенция.
Русские просветители были убеждены в том, что процветание страны зависит от состояния науки, торговли, ремесла и промышленности.
Просветители отстаивали освобождение общества от церковной зависимости как важнейшее условие развития, самостоятельности и независимости научных исследований.
Решение основных вопросов развития большинство просветителей связывали с развитием просвещения, т.е. с идеей медленного эволюционного развития.
Особенности русского Просвещения
Своеобразие русского просветительства состояло в том, что носителями демократического мировоззрения в основном были представители высшего привилегированного сословия – дворяне.
Устойчивый интерес к жизни крестьян, критика крепостнических порядков, вера в то, что отмена крепостного права принесла бы всеобщее благополучие.
Интерес к российской истории, чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Отечеству, пробуждение национального самосознания.
2) Просвещение и школа в 60-90-х г.г. XVIII в.
Общие черты развития просвещения
Ведущую роль в образовании занимало государство, положившее в основу образования и воспитания идею, что самодержавие – это единственно возможное и наилучшее благо для России.
Оформилась система государственного образования, основанная на сословном принципе и на постепенном переходе от начальной школе к средней и высшей.
Существенно расширилось число общеобразовательных учебных заведений, где обучались люди разных сословий.
Шло формирование единой системы обучения на основе единых учебных планов, учебников.
В светской школе сохранилась зависимость от влияния церкви.
На основе просветительских педагогических идей была предпринята попытка воспитания «новых» людей.
Начальное образование: общеобразовательными учреждениями, в которых обучали чтению, письму, арифметике, началам геометрии, фортификации, артиллерии являлись гарнизонные школы, преемницы цифирных.
Специальные учебные заведения: возник ряд новых учебных заведений: училище при Академии художеств (1764), Воспитательные дома в Москве и Петербурге, Коммерческое училище в Москве, Медицинское училище в Петербурге и другие.
Женское образование: в 1764 г. для дворянских девиц был основан Институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (его называли Смольным). Воспитанницы изучали гуманитарные предметы: географию, историю, музыку, танцы, рисование, умение стихосложения, особое внимание уделялось изучению иностранных языков, учили домоводству. В 1765 г. при Институте открылось отделение для мещанских девиц.
Воспитание «новой породы людей»: И.И. Бецкой разработал план создания закрытых учебных заведений на основе сословного принципа для воспитания людей учтивых, благородных, трудолюбивых. Воспитание и обучение основывалось на гуманистических принципах с отказом от телесных наказаний и принуждений, с учетом склонностей воспитуемых. По плану Бецкого были созданы воспитательные дома и училища. В 1782-1786 г.г. проведена школьная реформа.
Итоги:
В стране сложилась система общеобразовательной школы, она носила закрытый, ограничительный характер и не предоставляла возможностей для получения знаний большинству людей.
Повышение образовательного и культурного уровня дворянства, расширение высшего образования, появление женского образования стало основой для развития многонациональной культуры и формирования дворянской интеллигенции.
3) Развитие научных знаний
Технические изобретения
Иван Петрович Кулибин
Проект одноарочного моста через Неву и постройка модели моста, семафорный телеграф.
Иван Иванович Ползунов
В 1765-1766 г.г. построил двухцилиндровый пароатмосферный двигатель непрерывного действия.
Козьма Дмитриевич Фролов
Построил водяной двигатель
Харитон Андреевич Чеботарев
Автор первого русского учебника географии «Географическое и методическое описание Российской империи».
Андрей Тимофеевич Болотов
Работы по изучению физиологии и размножения растений, один из организаторов русской агрономической науки
4) Географические исследования и открытия
Даты
Экспедиции
Результаты
1768
А. Н. Сенявин
Гидрографическое исследование Азовского моря
1768-1769
Экспедиция П. К. Креницына и М. Д. Левашова
Впервые получены достоверные материалы о географии и этнографии Алеутских островов и части полуострова Аляска.
1768-1774
Академические экспедиции под руководством П. С. Палласа, И. И. Лепехина, И. П. Фалька, Сю Г. Гмелина, И. А. Гильденштедта.
Исследованы районы Поволжья, Прикаспийской низменности, Урала, Алтая, Сибири, Кавказа и Закавказья. Составлены научные характеристики этих районов.
5) Историки второй половины XVIII в.
Характерные черты развития исторических знаний
В обществе усилился интерес к историческому прошлому России. Идет широкий поиск древних круг и рукописей.
В конце XVIII в. историческая наука активно способствовала формированию общего исторического мышления, его развитию в области литературы и искусства.
Иван Никитич Болтин
«Хорография Сарептских целительных вод» – первый в России путеводитель с описанием исторических и археологических памятников.
Иван Иванович Голиков
Опубликовал «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам».
Михаил Михайлович Щербатов
«История России от древнейших времен», «Краткая повесть о бывших в России самозванцах»
Иван Перфильевич Елагин
«Опыт повествования о России».
6) Литература
Дворянская литература развивалась в русле классицизма, на мену которого приходит сентиментализм. В конце XVIII века происходит отход от классицизма и преодоление сентиментализма и постепенное формирование элементов реализма. Этот процесс раньше затронул драматургию.
Возникли новые жанры: путешествия, чувствительная повесть, детская литература. На первый план выходили прозаические произведения. Усилилась сатирическая направленность. Наряду с художественно литературой получили распространения мемуары.
Шло развитие журналистики. В 60-е годы появилось несколько художественно-литературных, сатирических журналов, но существовали они непродолжительно.
Черты сентиментализма
Сентиментализм возник в России в 60-70-е годы XVIII в. Внимание писателей сосредотачивалось на внутреннем мире героев, на стремлении раскрыть душевные качества, показать оттенки их чувств. Ведущими стали прозаические жанры: семейно-психологический роман, повесть, исповедь, дневники, путевые записки, в лирике – элегии и послания.
С сентиментализмом связано совершенствование литературного языка.
Гаврила Романович Державин
«На взятие Измаила», «Памятник», «На переход Альпийских гор», «Властителям и судиям».
Разрушение канонов торжественной оды, усиление сатирической направленности, обращение к народному творчеству.
Денис Иванович Фонвизин
«Недоросль», «Корион», «Бригадир», «Жизнь графа Н. И. Панина».
Создатель жанра общественно-бытовой комедии.
Михаил Михайлович Херасков
«Венецианская монахиня», «Освобождение Москвы», «Борислав».
С творчества писателя начиналась история русского сентиментализма.
Николай Михайлович Карамзин
«Письма русского путешественника», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь».
Основоположник русского сентиментализма. Один из первых обратился к жанру баллады.
7) Архитектура
Осуществление широкой градостроительной программы, в значительной мере обновление городских центров.
Получил развитие новый архитектурный стиль. На смену пышному барокко пришел классицизм в ранней форме (1760-1780) и в строгой форме (1780-1800). На первом этапе сохранялись элементы барокко и сооружались в основном общественные здания, на втором этапе преимущественно строились городские частные дворцы и усадьбы.
Сложился новый тип усадебного строительства с пейзажными парками и классической архитектурой.
В церковном строительстве появились центрические храмовые композиции.
Становление строгого классицизма происходило под влиянием наследия А. Палладио, крупнейшего архитектора эпохи итальянского Возрождения.
Четкий геометрический объем определял форму зданий. Симметричность и компактность композиции. Простота и лаконичность, торжественность и монументальность достигались мощными колоннами в центре здания. Четкость горизонтальных и вертикальных линий, отсутствие скульптурных украшений. Здание венчалось куполом или круглыми надстройками.
Александр Филиппович Кокоринов
Дом Демидова (пер. Гривцова,1), Академия художеств (1764-1788) совместно с Ж.-Б. Деламотом, дворец К. Г. Разумовского.
Жан-Батист Мишель Деламот
Гостиный двор, Малый Эрмитаж, Академия художеств, склады Новой Голландии совместно с Чевакинским, дворец графа Чернышова у Синего моста.
Антонио Ринальди
Дворец К. Г. Разумовского в Батурине, дворец Петра III в Ораниенбауме, Китайский дворец, Гатчинский дворец, Мраморный дворец.
Юрий Матвеевич Фельтен
Александровский институт, Старый Эрмитаж, Чесменская церковь, Лютеранская церковь св. Екатерины на Васильевском острове, Армянская церковь на Невском проспекте.
Василий Иванович Баженов
Дом-дворец Пашкова, проект реконструкции московского Кремля и Большого Кремлевского дворца.
Иван Егорович Старов
Реконструкция Александро-Невской лавры в Петербурге, строительство Троицкого собора, Таврический дворец.
Чарльз Камерон
Комплекс сооружений в Царском селе: «Агатовые комнаты», «Висячий сад», интерьеры Большого дворца. Парковый ансамбль Павловска, Павловский дворец.
Джакомо Кваренги
Английский дворец в Петергофе, здание Ассигнационного банка на Садовой, Эрмитажный театр, Александровский дворец в Царском селе, Мариинская больница в Петербурге, Смольный институт.
Матвей Федорович Казаков
Здание Правительствующего Сената, здание Московского университета.
Николай Александрович Львов
Невские ворота Петропавловской крепости, Главный почтамт.
8) Искусство
Общие черты развития живописи и скульптуры
Преобладающим жанром в живописи оставалось портретное искусство, с которым были связаны крупнейшие достижения. Портрет становится массовым искусством, которое проходит своеобразную революцию: от парадной торжественности к постепенному психологизму и реализму в изображении характера человека. Особенно ярко черты сентиментализма проступили в творчестве В. Л. Боровиковского.
В пейзажной живописи получили развитие городской и сельский пейзаж. Появились картины, посвященные крестьянскому быту.
Скульптура стала одним из ведущих видов искусства. Развивались все виды скульптуры: рельеф, статуя, декоративно-монументальная, портретный бюст.
В конце XVIII века коллекционирование живописи и скульптуры стало заметным явлением культурной жизни России.
Художники
Федор Степанович Рокотов
«Портрет молодого человека в гвардейском мундире». Портреты великого князя Петра Федоровича, М. Е. Шуваловой, Петра III, Д. Г. Левицкого, В. Е. Новосильцевой.
Дмитрий Григорьевич Левицкий
Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, портреты П. А. Демидова, Д. Дидро, М. А. Дьяковой, Екатерины II.
Антон Павлович Лосенко
«Владимир перед Рогнедой», портреты А. П. Сумарокова, И. И. Шувалова.
Михаил Шибанов
«Крестьянский обед», портреты Екатерины II.
Семен Федорович Щедрин
Виды парков Павловска, Петергофа, Гатчины.
Портрет графини А. П. Шереметьевой, «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»
Владимир Лукич Боровиковский
Портреты Екатерины II, императора Павла I, семей Лопухиных, Толстых, Арсеньевых.
Скульпторы
Михаил Павлович Павлов
Рельефный портрет академика Леонарда Эйлера, аллегорические барельефы над дверями Академии наук.
Этьенн Морис Фальконе
«Медный всадник» В 1770 г. Фальконе изготовил модель памятника в натуральную величину. В 1775-1777 г.г. происходила отливка из бронзы. Голова Петра I выполнена ученицей скульптора Мари-Анн Колло. Открытие памятника произошло в 1782 г.
Федор Федорович Гордеев
«Прометей». Третьей опорой «Медного всадника» являлась змея, отлитая по модели скульптора. Руководил установкой «Медного всадника».
Феодосий Федорович Щедрин
Бюсты Екатерины II, статуи для фонтанов Петергофа «Персей», «Нева». Создавал скульптурное убранство Адмиралтейства.
9) Театр
Театральное искусство вышло из сферы сословного, придворного театра и превратилось в общенациональное. Театр становится самым демократическим искусством. Широкие массы городского населения приобщились к театру
Происходит развитие жанров театрального искусства: комедий, трагедий, драмы, комической оперы. Ведущим жанром в 80-е годы становится комедия.
Наряду с произведениями Вольтера, П. Бомарше, Ж. Мольера, В. Шекспира, Ф. Шиллера в репертуаре театров утверждалась национально-патриотическая тематика, увеличился круг отечественных драматургов.
Расширилось обучение драматическому и оперному искусству.
1765 г. – В Петербурге и Москве сооружались театры «для всенародного увеселения», где выступали любительские труппы.
1773 г. – Создание в Петербурге публичного государственного театра.1786-1786-89 г.г. – Открытие в Петербурге Эрмитажного театра.
10) Музыка
Сложилась русская композиторская школа, появилось множество талантливых отечественных музыкантов-исполнителей. В 60-70-е годы оформилась в качестве самостоятельного жанра русская национальная опера. Основным мелодическим источником для русской оперы стала русская народная песня.
Получила развитие камерная музыка – скрипичная, ансамблевая. Уметь петь или играть на каком-нибудь музыкальном инструменте считалось обязательным для образованного человека.
Больших успехов достигло хоровое искусство. Возник тип русского хорового концерта, в котором использовались достижения оперы, инструментальной музыки, балета и хора.
Достижения музыкальной культуры были обусловлены тесной связью с фольклором и национальной русской музыкой.
1763 г. – реорганизация Придворного театра в Придворную певческую капеллу.
1773 г. – при Московском воспитательном доме открылась балетная школа.
1774 г. – выход в России первого музыкального журнала «Музыкальные увеселения».
Страницы: 1, 2, 3